Программа по развитию и коррекции эмоционального мира дошкольников 4—6 лет Автор-составитель И.А.Пазухина.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Пояснительная записка.
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и создана система работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».
Основная ее цель — повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
® способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
® развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
© помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;
объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
® учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
® воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
® вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
® развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4—6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали многие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и оформленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._davay_poznakomimsya.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию и коррекции
эмоционального мира дошкольников
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи и создана система работы по развитию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».
Основная ее цель — повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт .
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
® способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
® развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
© помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;
объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
® учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
® воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
® вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
® развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4—6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали многие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и оформленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.
Общие правила проведения занятий
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы (по 22 занятия в год).
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.
Занятия с подгруппой детей (5—6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
® развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
® упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
® рассматривание рисунков и фотографий;
® чтение художественных произведений;
® рассказ психолога и рассказы детей;
® моделирование и анализ заданных ситуаций;
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровеснцки и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
Источник
Кружковая работа по эмоциональному развитию детей 3–7 лет
Татьяна Бикулова
Кружковая работа по эмоциональному развитию детей 3–7 лет
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Шелангерский детский сад «Родничок»
Выступление на районном образовательном форуме работников образования «Современное состояние и перспективы развития муниципальной системы образования в Звениговском муниципальном районе»
Коррекционно-развивающая работа в рамках кружковой работы по программе дополнительной образовательной услуги социально-личностной направленности
«Давайте жить дружно»
22 августа 2017 г.Педагог-психолог: Бикулова Т. В.
В наше время актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера, как сложно организованная система регуляции поведения человека, имеет большую значимость для психического развития дошкольника. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер или телевизор, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием других. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, учить способам общения детей друг с другом, способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний. Программа кружка направлена на сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников, развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Программа кружка «Давайте жить дружно!» является модифицирован-ной. В основу программы положены материалы пособия для практических работников детских садов «Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 3-7 лет. – автор-составитель И. А. Пазухина. Данная программа дополнена заданиями и упражнениями из программы Минаевой В. М. «Развитие эмоций дошкольников» и психологического тренинга для дошкольников «Давай дружить!» Саранской О. Н. Также в данной программе, используются методы и приёмы песочной терапии, раскрытые в пособии М. В. Киселёвой «Арт-терапия в работе с детьми» и методика проведения психогимнастики — «Психогимнастика» М. И. Чистяковой.
Диагностика эмоциональной сферы у детей проводится по нескольким диагностическим методикам, поскольку важно охватывать все направления эмоционального развития детей: восприятие эмоций, понимание эмоциональных состояний, моторное оформление в мимике, жестах, пантомимике и др. : 1- Диагностическая методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»; 2 — Диагностическая методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная пиктограмма»; 3 — Диагностическая методика М. Люшера «Цветовой тест»; 4 — Диагностическая методика М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного». «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей и их внешнего выражения, сформированности процессов опознания эмоций, восприятия и понимания эмоциональных состояний старшими дошкольниками.
Основная цель программы – повысить осознание ребенком своих эмоциональныхпроявлений и взаимоотношений и тем самым способствовать: развитию эмоциональной сферы и расширению чувственного опыта; формированию самосознания и самооценки; активизации индивидуальных и творческих способностей; совершенствованию игровых, двигательных и коммуникативных навыков; воспитанию социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.
В соответствие с этой целью формируются следующие задачи:
1. Учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
2. Помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
2. Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
2. Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
Программа работы по эмоциональному развитиюсостоит из 256 занятий и рассчитана на четыре года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы (по 64 занятия в год).
Занятия с подгруппой детей проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Набор детей в кружок осуществляется свободно, т. е. по желанию (заявлению) родителей.
На занятиях отводится время на выражение своего эмоционального состояния в рисунке, это очень нравится детям и способствует раскрытию внутреннего мира детей, выражению их эмоционального состояния, особенно у тех детей, которые стесняются выразить свои чувства словами.
Обсуждение поступков детей, их чувств, подводит ребят к пониманию культуры поведения в обществе, со сверстниками.
В течение всех занятий происходит рефлексия эмоционального состояния дошкольников.
В конце каждого занятия подводится итог того, что узнали и прочувствовали сами ребята.
В результате проведенной работыу ребенка выпускника детского сада:
• чувства приобретают значительно глубину и устойчивость;
• появляется постоянная дружба со сверстниками;
• развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
• ребенок усваивает «язык чувств» для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
• активно формируются социальные чувства;
• эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
• изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
• преобладание положительных эмоций.
1. Князева О. Л. Стёркина Р. Б Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. «Я – Ты — Мы»
2. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры»
3. Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.
4. Саранская О. Н. – Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить!»
5. Чистякова М. И. «Психогимнастика» под редакцией Буянова М. И.
6. Кисилёва М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками
Рисование по сухому песку
Рассказы детей по сюжету своих рисунков
«Картина на песке – изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф).
Создание композиций с использованием мелких материалов:
игрушки, бросовый и природный материал
«Картина на песке – изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф).
С детьми младшего возраста развиваем внимание, произвольность и самоконтроль своих действий
Дети учатся приветствовать друг друга по-разному
Весёлые игры, развлечения, праздники заряжают детей положительными эмоциями!
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию с элементами артпедагогики для детей 5–6 лет «Жила-была Баба-яга» Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию для детей 5-6 лет с элементами артпедагогики Жила-была Баба-Яга Лобанова Анастасия Андреевна.
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей 5–7 лет «Путь к Радости» Занятие в подготовительной группе «Путь к Радости» Цель: Обобщить представления детей об эмоциях радости, грусти, скуки, гнева, обиды и.
Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес» Кружкавая работа по обучению детей игре в шахматы «В стране Шахматных чудес». Руководитель: воспитатель Шишкина И. А. Введение. «Шахматы.
Фотоотчет о кружковой работе по ПДД Кружковая работа в ДОУ является дополнительной образовательной услугой (за рамками основной образовательной деятельности). Вот уже на протяжении.
Кружковая работа для детей подготовительной к школе группы «Мастерилка» Актуальность Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев.
Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные.
Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной.
Занятие по эмоциональному благополучию детей 3–4 лет на тему «Печальный зайчик» (грусть-печаль) Занятие по эмоциональному благополучию детей 3-4 лет на тему «Печальный зайчик» (грусть-печаль) Задачи: • расширять диапазон эмоций у детей.
Занятие по эмоциональному развитию детей 3–4 лет на тему «Как Колобок испугался» (страх-храбость) Задачи: • познакомить детей с эмоцией «страх»; • развивать умение передавать эмоции страха и храбрости с помощью мимики, пантомимики и жестов;.
Источник