Паустовский радость творчества главные герои

Радость творчества

Радость творчества

Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось, вместе с ветром и шумом листвы, в вашу комнату.

Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.

Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам кажется, что золотые обильные ливни льются над всей страной, и шум дождевых капель в лесах, в траве, в чащах садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой земли.

Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные, затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.

Или внезапно в памяти выплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-детски раскрывается облик недалекой весны.

Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство приближающегося неизбежного счастья.

Еще все неясно. Еще все смешалось вокруг в дождевой пыли, в разноголосых криках птиц и людей, в шуме деревьев, в громыхании грома. Еще сознание заполнено перекличкой отдельных слов, мыслей, образов, сравнений, но сквозь все это уже возникает даль свободного повествования.

В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть.

Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не открытых и не рассказанных стран.

Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути. Тревога – обычный спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли ясные и веские слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему народу, – а его наш советский писатель всегда ощущает как друга. Хватит ли воли, свежести чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой этого взыскательного друга?

Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», – и синие дни поднимаются вереницами над берегами морей.

Радость подлинного писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу туда, в то будущее, куда стремится народ всей силой своих надежд.

Это – сложное чувство. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от размышлений, от той особой внутренней напряженности и тишины, которая предшествует рождению книги, от множества как будто бы случайных вещей, дающих толчок для работы.

Год назад я ехал в Севастополь. Где-то за Синельниковом поезд внезапно остановился в степи. После гула и грохота в вагоны вошла мягкая тишина. Пассажиры сразу притихли. Только ветер шелестел газетами, забытыми на столиках.

Я вышел. Стоял туманный мартовский день. Весенний разлив голубел вдали, в степях над ним голубело неяркое и просторное небо. Тишина хлынула на нас. Она шла со всех сторон, из степей, из безмолвной деревни на косогоре. Она обступила и сжала остановившийся поезд.

Я пошел по полотну. Около переезда стоял старик в соломенной шляпе. Он опирался на посох и смотрел на меня ласково и спокойно. Косматый застенчивый пес стоял рядом со стариком и тоже смотрел на меня желтыми ласковыми глазами.

– Вот и вам незабаром (случайно) привелось побывать в степу, – сказал старик. Пес тихо махнул хвостом. – Место наше широкое, чистое, – тем местом шли большевики на Чонгар. Великая была битва на Чонгаре. Дуже великая!

Пес снова робко махнул хвостом.

«Падение Даира». Очень хотелось писать.

Так вот бродишь в жизни и то тут, то там наталкиваешься на встречи, на какие-то часы тишины и сосредоточенности, на «закономерные случайности», и в это-то время и возникает обычно замысел книг. В этом есть особая радость – очень ощутимая, но трудно поддающаяся рассказу. Очевидно, это и есть то состояние, какое мы называем «радостью творчества».

Все отдают своей стране, своему народу знания, опыт, навыки, наконец, самую жизнь, если этого требует существование страны. Но у писателей есть одно невольное преимущество – они отдают своему народу еще и великолепное чувство счастья. Поэтому так радостен писательский труд – тяжелый и многолетний.

Источник

Что нужно, чтобы быть писателем? Конспект.

У вас появилась возможность начать слушать аудио данной книги. Для прослушивания, воспользуйтесь переключателем между текстом и аудио.

Паустовский К.Г. Радость творчества

Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось, вместе с ветром и шумом листвы, в вашу комнату.

Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.

Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам кажется, что золотые обильные ливни льются над всей страной, и шум дождевых капель в лесах, в траве, в чащах садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой земли.

Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные, затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.

Или внезапно в памяти выплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-детски раскрывается облик недалекой весны.

Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство приближающегося неизбежного счастья.

Еще все неясно. Еще все смешалось вокруг в дождевой пыли, в разноголосых криках птиц и людей, в шуме деревьев, в громыхании грома. Еще сознание заполнено перекличкой отдельных слов, мыслей, образов, сравнений, но сквозь все это уже возникает даль свободного повествования.

В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть.

Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не открытых и не рассказанных стран.

Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути. Тревога – обычный спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли ясные и веские слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему народу, – а его наш советский писатель всегда ощущает как друга. Хватит ли воли, свежести чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой этого взыскательного друга?

Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», – и синие дни поднимаются вереницами над берегами морей.

Радость подлинного писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу туда, в то будущее, куда стремится народ всей силой своих надежд.

Это – сложное чувство. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от размышлений, от той особой внутренней напряженности и тишины, которая предшествует рождению книги, от множества как будто бы случайных вещей, дающих толчок для работы.

Читайте также:  Депрессия после сдачи крови

Год назад я ехал в Севастополь. Где-то за Синельниковом поезд внезапно остановился в степи. После гула и грохота в вагоны вошла мягкая тишина. Пассажиры сразу притихли. Только ветер шелестел газетами, забытыми на столиках.

Я вышел. Стоял туманный мартовский день. Весенний разлив голубел вдали, в степях над ним голубело неяркое и просторное небо. Тишина хлынула на нас. Она шла со всех сторон, из степей, из безмолвной деревни на косогоре. Она обступила и сжала остановившийся поезд.

Я пошел по полотну. Около переезда стоял старик в соломенной шляпе. Он опирался на посох и смотрел на меня ласково и спокойно. Косматый застенчивый пес стоял рядом со стариком и тоже смотрел на меня желтыми ласковыми глазами.

– Вот и вам незабаром (случайно) привелось побывать в степу, – сказал старик. Пес тихо махнул хвостом. – Место наше широкое, чистое, – тем местом шли большевики на Чонгар. Великая была битва на Чонгаре. Дуже великая!

Пес снова робко махнул хвостом.

Через несколько минут поезд снова гремел на стрелках, рвал, звенел, грохотал, и старик с застенчивым псом остались далеко позади, в иной, более сосредоточенной и уже неповторимой жизни.

Мне показалось, что вот такая же встреча была, должно быть, у Малышкина и после нее он написал «Падение Даира». Очень хотелось писать.

Так вот бродишь в жизни и то тут, то там наталкиваешься на встречи, на какие-то часы тишины и сосредоточенности, на «закономерные случайности», и в это-то время и возникает обычно замысел книг. В этом есть особая радость – очень ощутимая, но трудно поддающаяся рассказу. Очевидно, это и есть то состояние, какое мы называем «радостью творчества».

Все отдают своей стране, своему народу знания, опыт, навыки, наконец, самую жизнь, если этого требует существование страны. Но у писателей есть одно невольное преимущество – они отдают своему народу еще и великолепное чувство счастья. Поэтому так радостен писательский труд – тяжелый и многолетний.

Источник

Радость творчества паустовский главные герои

Радость творчества

Радость творчества

Почти каждому человеку, очевидно, знакомо ощущение неизбежного счастья. Оно как будто ждет за порогом. Стоит только распахнуть дверь, чтобы счастье ворвалось, вместе с ветром и шумом листвы, в вашу комнату.

Это ощущение всегда застает нас врасплох. Чаще бьется сердце, мысли, перебивая друг друга, теснятся в сознании, человек улыбается, сам не зная чему.

Так иногда бывает, – идет обыкновенный дождь, вы открываете окно, и вдруг вам кажется, что золотые обильные ливни льются над всей страной, и шум дождевых капель в лесах, в траве, в чащах садов говорит о богатстве, о блеске, о прекрасном будущем этой земли.

Радуги стоят торжественными триумфальными арками, входом в сказочные, затянутые дымом стихающих дождей, беззаботные страны.

Или внезапно в памяти выплывают где-то давно прочитанные строки: «Из царства льдов, из царства вьюг и снега как чист и свеж твой вылетает май», – и по-новому, почти по-детски раскрывается облик недалекой весны.

Когда в сознании писателя рождается книга, он испытывает такое же чувство приближающегося неизбежного счастья.

Еще все неясно. Еще все смешалось вокруг в дождевой пыли, в разноголосых криках птиц и людей, в шуме деревьев, в громыхании грома. Еще сознание заполнено перекличкой отдельных слов, мыслей, образов, сравнений, но сквозь все это уже возникает даль свободного повествования.

В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. Он часто не знает, что его ждет, какие реки, леса и горные кряжи он нанесет на карты, каких неожиданных людей он встретит, свидетелем каких событий ему посчастливится быть.

Волнение писателя, начинающего книгу, сродни волнению человека, уходящего в глубину еще не открытых и не рассказанных стран.

Тревога и радость – два самых сильных чувства, сопровождающих писателя на его пути. Тревога – обычный спутник его мучительной и упорной работы. Найдутся ли ясные и веские слова, чтобы рассказать обо всем увиденном и продуманном, рассказать об этом своему народу, – а его наш советский писатель всегда ощущает как друга. Хватит ли воли, свежести чувств, остроты мысли для того, чтобы взволновать книгой этого взыскательного друга?

Радость работы над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель крепко взял за руку друга и повел его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории, случившиеся около простых семейных очагов. «Смотри!» – снова говорит писатель, и жестокие бури проносятся над успокоенной землей. «Еще смотри», – и синие дни поднимаются вереницами над берегами морей.

Радость подлинного писателя – это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу туда, в то будущее, куда стремится народ всей силой своих надежд.

Это – сложное чувство. Писатель испытывает радость от созерцания жизни, от размышлений, от той особой внутренней напряженности и тишины, которая предшествует рождению книги, от множества как будто бы случайных вещей, дающих толчок для работы.

Год назад я ехал в Севастополь. Где-то за Синельниковом поезд внезапно остановился в степи. После гула и грохота в вагоны вошла мягкая тишина. Пассажиры сразу притихли. Только ветер шелестел газетами, забытыми на столиках.

Я вышел. Стоял туманный мартовский день. Весенний разлив голубел вдали, в степях над ним голубело неяркое и просторное небо. Тишина хлынула на нас. Она шла со всех сторон, из степей, из безмолвной деревни на косогоре. Она обступила и сжала остановившийся поезд.

Я пошел по полотну. Около переезда стоял старик в соломенной шляпе. Он опирался на посох и смотрел на меня ласково и спокойно. Косматый застенчивый пес стоял рядом со стариком и тоже смотрел на меня желтыми ласковыми глазами.

– Вот и вам незабаром (случайно) привелось побывать в степу, – сказал старик. Пес тихо махнул хвостом. – Место наше широкое, чистое, – тем местом шли большевики на Чонгар. Великая была битва на Чонгаре. Дуже великая!

Пес снова робко махнул хвостом.

Через несколько минут поезд снова гремел на стрелках, рвал, звенел, грохотал, и старик с застенчивым псом остались далеко позади, в иной, более сосредоточенной и уже неповторимой жизни.

Мне показалось, что вот такая же встреча была, должно быть, у Малышкина и после нее он написал «Падение Даира». Очень хотелось писать.

Так вот бродишь в жизни и то тут, то там наталкиваешься на встречи, на какие-то часы тишины и сосредоточенности, на «закономерные случайности», и в это-то время и возникает обычно замысел книг. В этом есть особая радость – очень ощутимая, но трудно поддающаяся рассказу. Очевидно, это и есть то состояние, какое мы называем «радостью творчества».

Все отдают своей стране, своему народу знания, опыт, навыки, наконец, самую жизнь, если этого требует существование страны. Но у писателей есть одно невольное преимущество – они отдают своему народу еще и великолепное чувство счастья. Поэтому так радостен писательский труд – тяжелый и многолетний.

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»: анализ произведения

Краткое содержание:

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.

Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.

Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.

Читайте также:  Интонационные средства выражения эмоций

В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.

Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.

Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.

Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Творчество К.Г. Паустовского как средство формирования эстетического вкуса младших школьников

Для успешной реализации условий формирования эстетического вкуса необходимо осознание учителями природы, как ценностного явления, на основе которого формируется и восприятие творчества К.Г. Паустовского и отношения учащихся к нему.

92% учителей отводят общению с природой и чтению художественных произведений о ней ведущее место в формировании эстетического вкуса. Нужно отметить, что 7% учителей не любят читать художественную литературу о природе. Отсюда вытекает, что и привить любовь к этому художественному явлению они не смогут в достаточной мере. Предлагаем наиболее характерные ответы учителей на вопрос: «Почему вы любите читать о природе?»

Не устаю удивляться писательскому таланту и их умением показать восхитительную красоту, которую мы не замечаем.

Обогащаюсь духовно, приобретаю спокойствие, умиротворение, наслаждение.

Жизнь быстротечна и мы порой просто не замечаем все прекрасное, что есть вокруг нас. Читая о природе, обогащаешься духовно и удивляешься таланту писателя, его умению показать красоту и восхищаться ею.

Создают положительные эмоции, поднимают настроение, успокаивают. Люблю читать и бывать наедине с природой. Только там можно почувствовать единение человека и природы, увидеть и почувствовать красоту, силу, величие природы, выразить чувства души.

Данные ответы показывают, что восприятие образа природы больше связано у учителей с эмоциональной установкой без интеллектуального достаточного осмысления в контексте произведения. А сколько незабываемых картин нарисовали такие выдающиеся певцы русской природы, как С.Т. Аксаков, Н.С. Лесков, В.Г. Короленко, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин, П.И. Чайковский и другие!? Нас волнует слово поэта, волшебство звуковых сочетаний, другими словами, волнует не только что отображено, но и как отражено. Школьники, читая художественные произведения, нередко опускают описание природы в погоне за сюжетной линией произведения. В результате они обедняют свое восприятие и сопереживание, не могут до конца понять оттенки душевных состояний, поступков и действий персонажей.

Находясь в позиции взрослого человека, меряя жизнь взрослыми мерками, мы нередко забываем, чем оказывается книга для человека, который только недавно стал читать сам. В сознании взрослого, сложившегося человека литературное произведение нередко изменяет что-нибудь радикально. Но если взрослые не поленятся заглянуть в свое детство, то многие, вероятно, вспомнят, что увлекательная книга, прочитанная вовремя, произвела в их духовном мире целый переворот. Маленький человек вдруг открыл в себе самом и в большой жизни что-то очень важное. И если обстоятельства и окружающие этому не помешают, его увлечение, его интерес будет теперь крепнуть и развиваться. И поэтому задачу нашего исследования мы видим в том, чтобы помочь детям пробудить в них «чувство природы», чувство эстетического вкуса к окружающему миру.

П. И. Чайковский, например, находил, что восторги от созерцания природы сильнее, чем от искусства. И это понятно, природа действует сразу почти на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Человек ощущает гамму воздействий, при этом благоприятствующих его физическому и психическому состоянию. В поле, лесу легче дышится, снимается напряженность, человек начинает чувствовать себя легче, испытывает радость жизни, бытия. Но эту красоту в природе надо заметить, увидеть, ведь это под силу не каждому ребёнку. Именно исходя из этих задач, мы старались создавать такие условия ребенку, чтобы он смог заметить красоту природы и через это состояние мог обогатиться сам и помочь другим.

Читайте также:  Эмоциональная коррекция поведения это

Искусство учит понимать и чувствовать природу, жизнь людей, находить эстетические ценности вокруг себя, вызывает переживание прекрасного. С другой стороны, непосредственное восприятие природы вырабатывает способность понимать и переживать прекрасное в искусстве. Тогда перед нами встаёт вопрос: есть ли такие пути, условия, возможности, которые помогут ребёнку с удивлением раскрывать неизведанные тайны природы, открывать «необыкновенное в обыкновенном»?

Возможность разрешения этих задач мы предполагаем найти в приобщении детей к искусству на уроках чтения в период обучения их в начальной школе.

Путь эстетического развития ребенка, направленный прежде всего на активное и внимательное восприятие окружающего мира, начиная от природы, общения людей между собой, быта и традиций и кончая восприятием красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности человека оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он начинается в самом раннем возрасте.

Мы выдвигаем утверждение, что систематическая работа над раскрытием душевных качеств ребёнка, приобщение его к искусству, привитие навыков вчитывания в рассказы К. Г. Паустовского, приведут к тому, что дети, незаметно для себя, начнут открывать неожиданное в самом простом и знакомом. Они тоже замедлят шаг на тропинке, тоже начнут вслушиваться в звуки леса, всматриваться в каждый отдельный цветок и мы почувствуем, как овладевает ими радость открытий.

Итак, используя все возможные способы формирования целостного восприятия картины мира, мы пришли к выводу, что необходимо с первых дней обучения ребенка в школе расширять его представления об окружающем мире. В свою очередь, изображение природы в художественной литературе позволило нам наиболее полно и глубоко осмыслить её влияние на формирование эстетического вкуса младшего школьника на примере изучения творчества К.Г. Паустовского.

Для того, чтобы и богатая природа освещала душу ребенка своим светом, необходимо, чтобы с самых ранних лет создалось то стихийное общение, которое, захватив человека в колыбели, наполняют все его существо и проходило потом через всю его жизнь. Мы стремимся через одухотворенность произведений К.Г. Паустовского помочь ребенку открыто идти к красоте мира, человеческой доброте и душевной щедрости. Это происходит потому, что Паустовский своим талантом утверждал в душах и сознания людей честность, милосердие, любовь к природе.

В поиске осуществляется творческое постижение литературы, которое обогащает детей. Учитель обращает внимание, как лаконично, кратко и просто пишет автор, как емко каждое его слово. И дети ещё раз чувствуют художника, понимают, чем его описание отличается от описания другого рассказчика, и без внешнего побуждения высказывают свое отношение к К.Г. Паустовскому, как художнику слова.

Выбор творчества этого писателя обусловлен рядом причин: это писатель с мировым именем, в то же время, имя К.Г. Паустовского для современной культуры «уходящее», так как это мало читаемый писатель не только школьниками, но и взрослыми; слово русского языка в произведениях К.Г. Паустовского является классическим примером, на основе которых создаются высокохудожественные образы; в своих произведениях он уловил едва заметные «мгновения природы», который обладает большой узнаваемостью, основанной на типизации знакомых впечатлений; автор пишет легко, понятно, доступно для детей младшего школьного возраста; произведения К.Г. Паустовского помещаются во всех учебниках для начальной школы.

Вместе с тем, потенциальность творчества К.Г. Паустовского для формирования эстетического сознания, а в нем эстетического вкуса младших школьников недостаточно оценены. Таким образом, мы пришли к выводу, что примером формирования эстетического вкуса младших школьников, как оценки природы, может служить творчество К.Г. Паустовского, в котором заложено не только эстетическое, но и нравственное, гражданственное воспитание.

Задачи, которые мы ставили перед собой, были следующие: научить детей всматриваться, влюбляться в природу, восхищаться ею, стремиться понимать её. Совершенно очевидно, если не учить вглядываться, всматриваться в таинства жизни в природе, то не будет полным эмоциональное и рациональное восприятие её ценностей.

Систематическое обращение к литературным произведениям К.Г. Паустовского помогает оценить детям не только увиденную писателем картину красоты того места, где он творит, думает, ходит, живёт (познавательная функция искусства), но этот ребёнок сможет увидеть красоту природы родных мест, окружающую его красоту (эстетическая функция искусства), осознать её ценность для жизни и лично для себя (воспитательная функция искусства).

В лучших произведениях писателя убедительно раскрывается характер и внутренний мир человека. Волнующая лирическая проникновенность, гражданская принципиальность его книг побуждает читателей к человечности, красоте чувств, бережному сохранению богатств родной земли.

Таким образом, в произведениях Паустовского отражается триединая функция искусства. Восприятие природы художественно образованного человека во многом опосредуется и одушевляется его опытом общения с искусством, опытом восприятия природы, отраженной в изобразительном искусстве, литературном произведении. Художник предлагает не «равнодушную природу», а свой взгляд на неё, свое понимание, и поэтому она предстает перед нами «очеловеченной». «Природа, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек, будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать ее задумчивый голос и узнать радость её тишины».

Произведения, созданные К. Г. Паустовским-философом, певцом, защитником природы, доказывает его прозорливость. В наши дни, когда человечество начинает осознавать, что самые высокие достижения науки, техники и искусства не смогут заменить человеку общение с природой, когда борьба за охрану природы становится государственным делом, книги писателя, в которых он воспел родную природу, особенно современны. Не случайно Б. Петров, учёный-биолог утверждал: «Давайте ясно определим: борьба должна начинаться с эстетического (поэтического) и натуралистического воспитания детей в школе. Природу можно спасти только любовь к ней. Я думаю, М.М. Пришвин, К. Г. Паустовский сохранили своими рассказами рек и лесов больше, чем иные строгие меры».

Творчество К.Г. Паустовского достаточно полно изучено. О нём писали Ильин В.С., Измайлов А.Ф., Ивич А., Ачкасова Л.С., Левицкий Л. А. и другие.

У К.Г. Паустовского чувство природы гуманистично. Его волнует её красота и гармония, он остро ощущает облагораживающее влияние природы на тех, кто умеет видеть и способен понимать. Относясь ко всему живому с глубоким участием, он и сам от этого общения получает очень много. Он считает, что это общение очищает нас от всяческой скверны, мелочных, своекорыстных хлопот, самолюбивых мнений, что оно возвышает душу.

Творчество К.Г. Паустовского дает основание предполагать, что настоящее искусство всегда помогает человеку понять самого себя и найти хорошее в людях, и утвердить неискоренимое стремление к истине, направить все свои мысли и чувства на достижение благородной, гуманистичной цели. Именно это дало основание рассматривать творчество Паустовского как возможный пример для формирования эстетического сознания, а в нем эстетического вкуса учащихся.

Таким образом, воспитующее значение творчества К.Г. Паустовского на детей состоит в том влиянии, которое оно оказывает на формирование личности в единстве чувств и мыслей.

Особенности эстетического восприятия позволяют через идентификацию, генерализацию их воссоздать целостность мира в его развитии. Но все-таки они будут мертвы без сердца и разума писателя, без его умения так нарисовать окружающий мир, так передать свое ощущение и настроение, что душевное состояние автора и читателя пришли в полное соответствие друг с другом. Живописность прозы Паустовского вытекает из способности писателя словом передавать все грани действия, все её многообразие: свет, цвет, звуки, запахи.

К. Г. Паустовский старательно и вдумчиво работает над словом, приближая его к поэтическому языку. Это чувствуется в самом строе фразы, размеренном и музыкальном, в протяжном, медлительном его ритме. Выбор и расстановка слов чаще всего подсказаны тем стиховым источником, из которого черпает свои поэтические ассоциации К. Г. Паустовский.

Ребенок, отчужденный от природы, от игры её стихийных сил, не может соотнести себя с ними, не способен утвердить свое человеческое достоинство. Как писал С. Л. Рубинштейн, «прекрасное, как завершенное в себе, совершенное явление, увековеченное в своем настоящем, чувственном бытии, есть первый пласт души человека».

Творчество К.Г. Паустовского дает возможность младшему школьнику материализовывать прекрасное через художественный образ, на основе которого выстраиваются ассоциации между знакомым и незнакомым, между близким и далеким, между бытием и нашим представлением о нем. Понимание красоты и глубины содержания художественного образа ведет к развитию у учащихся не только понимания, но и чувства прекрасного, которое проявляется и в оценке произведения искусства, и в оценке окружающего мира.

Итак, мы пришли к необходимости в своей работе с учащимися младшего школьного возраста акцентировать внимание на творчестве К.Г. Паустовского, как наиболее ярком авторе, изучение произведений которого дает возможность возвыситься до степени художественного вкуса и создает условие, при котором возможно оттачивание субъективной эстетической оценки с опорой на личный опыт самих детей.

Источник

Оцените статью