Дата публикации: 17.02.2021 2021-02-17
Статья просмотрена: 452 раза
Белобородов, Е. А. Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях современного мира / Е. А. Белобородов, В. С. Тимонина, Г. Н. Баланюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78691/ (дата обращения: 12.10.2021).
Статья содержит результаты исследования проблем формирования патриотизма у молодежи России в современных условиях. Авторы показали проблемы формирования патриотических установок у современной молодежи и возможные направления развития новых технологий эффективного патриотического воспитания в настоящее время.
Ключевые слова: молодежная политика, социум, патриотизм, космополитизм, мораль, нравственность, эффективность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, стоящей перед государством, ведь детство и юность — самая благодатная пора для формирования в личности чувства ответственности за судьбу страны, в которой живешь и общества, которое тебя окружает.
По результатам исследований ВЦИОМ за последние 20 лет как минимум восемьдесят процентов граждан России старше 18 лет считает себя патриотами. В 2020 году данный показатель составил восемьдесят девять процентов. Вместе с тем, по данным Левада-центра отмечается постепенный рост эмиграционных настроений среди молодежи в возрасте 18–24 лет, продолжающийся с 2014 года. В сентябре 2019 года более половины опрошенных (53 %) этого возраста выразили желание переехать за границу на постоянное место жительства. Некоторый рост эмиграционных настроений с 2014–2015 года наблюдается и среди россиян среднего возраста.
Возникает вопрос, насколько для молодёжи России важно чувство принадлежности к сильному государству и кем себя больше ощущают молодые люди — космополитами или патриотами?
По словам директора Всероссийского центра изучения общественного мнения Фёдорова В. В., они в большинстве своем патриоты, потому что росли в обстановке патриотического подъёма и конфронтации Запада и России. Молодые люди участвуют в акциях «Бессмертного полка», ищут и находят то, чем могут гордиться.
«Чувство принадлежности к великой стране у молодёжи, безусловно, есть. Но с некоторыми особенностями. Это не агрессивный патриотизм. «Можем повторить!» — это для старшего или среднего поколений. Нынешние молодые не хотят «повторять» — доходить до Берлина или Парижа. Они патриоты, гордятся тем, что они русские, но при этом они не изоляционисты, не почвенники, они более свободны, открыты. Готовы и за образованием, и за работой ехать в другие страны, а потом возвращаться — или нет, как пойдет. Это новый интересный синтез космополитизма и патриотизма. Раньше был очевидный крен в сторону первого, затем — второго, сейчас выстраивается какой-то новый баланс» — заключил гендиректор ВЦИОМ [1].
Вместе с тем, по мнению доктора социологических наук, профессора, первого проректора Международной академии бизнеса и управления Екатерины Владимировны Добреньковой, признаки патриотизма налицо у современной молодежи действительно присутствуют, потому что большая часть молодёжи любит нашу страну. Но с точки зрения симбиоза космополитизма патриотизм вызывает большие сомнения. Речь идёт о патриотизме в том виде, в котором мы привыкли давать это определение [2].
Стоит отметить, что по результатам социологических опросов ВЦИОМ для большинства россиян быть патриотом значит любить свою страну, работать во благо и для процветания страны, стремиться к изменению положения дел в стране что бы обеспечить ей достойное будущее. Но почему молодые люди, оставаясь приверженцами, казалось бы, классических взглядов на патриотизм, не видят свое будущее в России?
Возможно, причиной является складывающаяся социально-политическая обстановка. Настоящее время, в котором российское общество обеспокоено неустойчивой экономикой, налаживанием рыночных механизмов, безостановочно завязывающимися политическими катаклизмами, да еще и пандемией коронавируса, — характеризуется разрушением многих общественных связей, падением нравственных устоев у больших категорий населения. В этом же списке трудности патриотического воспитания молодежи.
В мире и, в частности, в России налицо преобладание процессов, направленных на перестройку традиционной семьи, образовательных систем, государственных органов. Следует отметить, что в сложившейся ситуации российское общество не может прийти к единому мнению, на каких социальных институтах лежит ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом большинство забывает, что патриотизм не возникает из ничего, патриотами не рождаются, ими становятся в процессе развития, становления личности, и ответственность за это лежит на всем окружающем молодого индивида социуме в целом.
В современный момент фундаментальной проблемой патриотического воспитания молодежи возможно выделить деградацию духовно-нравственных ценностей, низкие знания в области культуры и истории у многих молодых людей. Молодежи подбрасываются далекие нашему менталитету идеалы.
Утрата ориентиров эксплуатируется многообразными сектами, субкультурами, экстремистами. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, для многих никто не помогает найти ответы. Предшествующие патриотические концепции забракованы, новые не созданы [3, c. 241]. Система подготовки педагогов, компетентных в вопросах патриотики в современных условиях, имеет проблемы и не всегда позволяет эффективно выполнять обязанности, возложенные на молодых людей обществом и государством. Увеличивается количество неполных семей, а многие родители мало времени уделяют своим детям, ссылаясь на большую занятость. Подростки предоставлены сами себе, общаются с сомнительными личностями, попадают под влияние деструктивного контента в сети «Интернет». Негативные тенденции превосходства материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются средствами массовой информации. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами, наркотиками.
Воспитание патриотически ориентированного поколения — одна из актуальных проблем государства. Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социально-экономические и нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов, молодежных и студенческих организаций [3, c. 242]. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным родителям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.
Патриотизм как явление в России зарождался вместе с государственностью и выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные народы нашего Отечества.
Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так и в современном мире наша страна позиционирует себя как государство, несущее ответственность за стабильность нынешних международных отношений [4].
Современная молодежь же отличается изрядным прагматизмом. Главной целью в жизни многих определены материальные блага и карьерный рост. Как правило, ими учитывается мнение тех, для кого главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.
В связи с этим возникает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям. Вместе с тем, в умах подрастающего поколения присутствует определенный симбиоз классических понятий космополитизма и патриотизма, что затрудняет адаптацию уже выработанных ранее методов и приемов патриотического воспитания. Возможно, решением указанной проблемы может послужить научная трансформация определения патриотизма в соответствии с современными реалиями.
Очевидно, что воспитание патриотизма в складывающихся условиях — трудная задача, в процессе решения которой важно учитывать изменившийся менталитет молодых людей, и необходимость корректировки технологий в соответствии с современными реалиями. В указанном процессе должны участвовать как семья, так и образовательные учреждения, общественные и государственные объединения. Только так удастся достичь положительных результатов.
Источник
Дата публикации: 22.11.2017 2017-11-22
Статья просмотрена: 34942 раза
Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 12.10.2021).
В данной статье рассматриваются особенности патриотизма и его влияние на формирование молодого поколения.
Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны. Данная проблема охватывает всех людей без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается молодежи.
А кто же это такой — патриот? «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает следующее определение данному слову: «Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». [1]
С понятием «патриот» неразрывно связано понятие «патриотизм». Известно, что идеи патриотизма в истории России занимали и занимают одно из ключевых мест. Проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию занимает важную роль в обеспечении как национальной безопасности России, так и безопасности конкретного человека. [2, c.40]
Поэтому одним из наиболее важных вопросов воспитания на сегодняшний день является формирование потребности любви к России, знания её истории. Ведь патриотизм — это составная и неотъемлемая часть национальной идеи, неотъемлемый компонент культуры и науки.
Исследованием проблемы патриотического воспитания молодежи занимались многие отечественные ученые, среди которых — Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Ипполитова Н. В., Чернышевский В. Г.
Для решения задач национальной безопасности в области воспитания и образования необходимо повышение роли образовательных организаций в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Безопасность человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности.
Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество.
Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении. [3]
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрастающему поколению любви к Отчизне, гордости за свою Родину, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества.
Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины.
Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны.
Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной. Молодежь всё чаще проявляет живой интерес к истории своего учебного заведения, района, города, края. Так история трансформируется из абстрактного понятия в историю событий и судеб людей, переплетенных с малой Родиной. Открытие новых музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, поисковые работы, туристско-краеведческие программы, героико-патриотические акции — всё это формы патриотического воспитания. [2, c.39]
Проведение подобных мероприятий не может оставить молодежь равнодушной к тем испытаниям, которые выпали на долю старшего поколения, к будущему Родины, к защите Отечества. И подтверждением этого является всё возрастающее число молодых людей, желающих принять активное участие в организации и проведении патриотических мероприятий. Они с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, и это участие — участие на деятельном уровне — имеет важнейшее значение для воспитания нового поколения в духе патриотизма, преданности высшим жизненным идеалам.
Так же одним из наиболее эффективных средств патриотического воспитания учащейся молодежи остаются музеи. И особое внимание уделяется музеям боевой славы. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет работа по сбору документов, материалов и вещественных экспонатов во время туристско-краеведческих экспедиций непосредственно на местах, где проходили исторические события. [4]
Сегодня Россия часто сталкивается с многочисленными вызовами — попытками переписывания истории, принижением своей роли в мировой истории, подменой традиционных ценностей, характерных для русской культуры. Однако существует средство, которое помогает защитить общество перед лицом этих угроз. И это — осознанное отношение к Родине, к её прошлому, настоящему и будущему, развитие национального самосознания подрастающего поколения, углубление знаний об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов при защите Отчизны.
В начале XXI века патриотизм выступает как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Он призывает всех граждан объединиться, чтобы достигнуть общей цели — сделать всё возможное для становления экономически мощной и политически стабильной державы.
Таким образом, для воспитания будущих патриотов в лице современной молодежи, необходимо сотрудничество школы, семьи, педагогов и самих детей. Только помогая друг другу, можно достичь желаемой цели — воспитать истинного патриота. Учащейся молодёжи предоставлены различные возможности для реализации своих потребностей и интересов. И на сегодняшний день лидирующие позиции занимает военно-патриотические направление воспитания учащихся.
29 октября 2015 года было создано всероссийское военно-патриотическое общественное движение — «Юнармия». Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Российской Федерации. Оно призвано объединить все организации и органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан, чтобы систематизировать патриотическое движение, а также увлечь учащихся военно-патриотической тематикой.
Численность участников движения, по данным июля 2017 года, составила около 140 000 человек, за все время существования штабы движения открылись во всех 85 субъектах Российской Федерации. Сегодня вступить в «Юнармию» может любой школьник от 11 до 18 лет, ведь членство в организации является открытым и добровольным.
Главной целью этого движения является вызов интереса у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. [5]
Однако кроме этого важно сделать упор и на другие виды патриотической воспитательной деятельности, которые велись бы по другим, но не менее значимым направлениям:
– Пропаганда спорта и здорового образа жизни;
– Профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения;
– Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитание чувства гордости за свою страну;
– Противодействие религиозному и политическому экстремизму в молодежной среде, воспитание толерантности;
– Включение учащихся в активную созидательную деятельность на благо своей Родины;
Ведь благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение cможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
Источник