Патриотические чувства национальная культура

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Культура и патриотизм. Их взаимосвязь и роль в воспитании молодежи

Культура и патриотизм. Их взаимосвязь и роль в воспитании молодежи

Статья

Культура и патриотизм.
Их взаимосвязь и роль в воспитании молодежи

Гончарова Лилия Амировна,
педагог-организатор ГБОУ гимназия №155
Центрального района Санкт-Петербурга

Как только речь заходит о патриотизме, особенно в молодежной среде, сразу же возникают проблемы. Одни считают патриотические чувства естественной реакцией человека в контексте его отношений к родине. Другие отвергают консерватизм как нечто консервативное, устаревшее. Третьи убеждены в том, что необходимо разобраться с такими понятиями, как патриотизм, человек, личность, культура, родина, отечество.

Представляется, что последняя позиция является наиболее адекватной и перспективной. Чтобы понять взаимосвязь патриотизма и культуры в восприятии человека, необходимо понять сами эти явления. В наиболее популярных справочных изданиях патриотизм определяют как любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу, привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.

При этом патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Культура – понятие, имеющее огромное количество значений в разных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Таким образом, культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Значит, высшим проявлением культуры является духовность человека, то есть его нравственный стержень. Каждый человек по-своему определяет свою духовность, но есть в ней то, что присуще должно быть каждому, без чего она не может просто быть. В первую очередь, это любовь к родным и близким, своему Отечеству, его истории, традициям и обычаям народа. Это стремление посвятить свою жизнь высоким помыслам и действиям для блага своей Родины.

На первый взгляд эти два понятия не имеют практически ничего общего. Однако, как мы видим, одно не может существовать без другого. Так, патриотизм подразумевает гордость за свою страну, в том числе за всю ту деятельность, которая осуществляется ее жителями или на ее территории. Культура же должна иметь отклик в сердцах людей, она должна нравиться прежде всего соотечественникам мастера. Получается, что культура формирует патриотизм.

Как обстоят дела у нынешней молодежи с патриотизмом? Нынешнее моральное состояние молодежи оставляет желать лучшего.

Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более-менее устоявшимися ценностями в формировании образа защитника Отечества, добра, справедливости (сказочный, реальный, собирательный образ жизни; образ мудрого гос. деятеля; образ героя (пионеры-герои З.Космодемьянская)); образ мужественно-подвижнеческого Отца и образ жертвенно-женственной матери. Именно эти образы предстают как образцы героизма, патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности и т.д. Это поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуилизма и эгоизма.

Трудно сегодня оспорить тот факт, что в последние годы в качестве эталонов и стандартов общественного устройства нам навязываются западные образцы, в том числе и в области культуры. Конечно, запретить человеку смотреть тот или иной фильм, заставить читать ту или иную книгу невозможно.

В интересах достижения цели развития чувства патриотизма сегодня крайне необходимы произведения литературы и искусства, правдиво отображающие современный сложнейший этап в развитии страны.

Общество не может жить и развиваться как без науки, так и без музыки, худ. литературы, театра, кино, живописи и других видов искусства – настоящей полнокровной культуры. Защита Отечества, одна из составляющих патриотизма, — это защита и его культуры, всего, что создано его народом, его веры, традиций, обычаев.

Среди русских литераторов примерно каждый третий был военным или выходцем из военной среды. Солдата Преображенского полка, офицера гвардии Гаврилу Державина ждала завидная карьера — он стал губернатором, министром. Но наибольшую известность Державин получил как поэт. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое «словарь Даля», но не все знают, что Владимир Даль с 13 лет обучался в Морском кадетском корпусе.

Читайте также:  Аффирмации утром для хорошего настроения

Можно много примеров привести по изобразительному и по театральному искусству. Но сам факт заключается в том, что на всем протяжении нашей истории именно любовь к Отечеству, патриотизм, мощь и слава русского оружия были неразрывно и традиционно глубоко связаны с могучей и вдохновляющей отечественной культурой. Именно культура играла и сегодня играет важнейшую роль в воспитании и жизни потому что культура народа определяет культуру государства, в котором они живут и которое защищают.

Культура времен Великой Отечественной войны достойна отдельного рассмотрения. Литература, музыка, театр отразили в себе мысли и чаяния миллионов людей, защитников Родины.

В блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович написал знаменитую 7-ю симфонию, запечатлевшую героическую борьбу нашего народа с оголтелым фашизмом.

Что мы наблюдаем сейчас? Разложение моральных и этических традиций общества, затаптывание многого из того святого, что копилось тысячи лет.

На исходе XX века «перестройкой» нашего общества были разрушены не только основы экономического могущества страны, но нанесен удар по духовности и культуре. Сегодня настоящая литература подменяется бульварным чтивом, примитивными переводами зарубежных третьесортных романов и детективов. Подобными «шедеврами» забито и наше телевидение, которое смотрят миллионы граждан. Многочисленные сентиментальные сериалы, всем надоевшая реклама, примитивные песенки, типа «подождем, твою мать» или «хочешь, я убью соседей», пустые, по своей сути, фильмы «Анкор, еще Анкор» или «Граница. Таежный роман». Все это опустошает людей. Среди учащихся 6-9 классов мало кто смотрел замечательные кинофильмы «Офицеры», «Щит и меч», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», которые вошли в золотой фонд советского кинематографа. Именно на таких фильмах в свое время было воспитано не одно поколение патриотов, доблестных защитников Родины.

В нашем понимании культура — это не только столичные спектакли, выставки и музеи. Можно быть петербуржцем, но быть бездуховным человеком. А можно всю жизнь прожить в деревне и быть личностью с большой буквы. Никакие западные веяния, за которые ратует современность, никакие теории об общечеловеческих ценностях не заменят самобытности национальной культуры россиян, взаимообогощенной культурой народов, проживающих вместе не одну сотню лет с понятиями единого государства, с общими целями.

Большую помощь в нравственном выздоровлении нашего общества могут и должны оказать настоящие искусство, литература, кино, пропагандирующие историю страны, традиции народа. Цель культуры мы видим в облагораживании человеческой души, обогащении ее красотой окружающего мира. Ведь ни одну экономическую или политическую задачу мы не решим, пока сами не укрепимся нравственно. Нам ведь надо не просто выжить в непростых условиях государственных преобразований, в холодных и размороженных дворцах культуры и клубах, библиотеках и школах. Важно сохранить свою нравственную суть. И только настоящая культура способна сохранить и пробудить в человеке чувства долга и ответственности, совесть и любовь к людям.

Список использованной литературы:

Источник

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.
статья на тему

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания старшеклассников в современной российской школе, в ней раскрывается понятие истинного патриотизма, говорится о важности культуры межнациональных отношений. Важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование высокой культуры межнационального общения.

Скачать:

Вложение Размер
grazhdanstvennost.docx 25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – важнейшие аспекты воспитания в современной российской школе.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Содержание понятия патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, — это множество языков, культур, традиций. Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов России — великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины — территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно, как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Россия вступила на путь реформ, изменивших в короткие сроки всю общественную жизнь, повлиявших и на сферу межнациональных отношений. Экстремистские группировки, состоящие в основном из молодежи, объединяются по всем регионам России в националистские организации, активизируя свою деятельность против представителей других национальностей.

Ухудшению межнациональных отношений в обществе способствовали военные действия на Северном Кавказе, и террористические акции, совершаемые во всем мире представителями исламских группировок. Как показывают исследования B.C. Собкина, в начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток г. Москвы принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников.

Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях.

Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «. обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему среднего и высшего образования».

Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.

Существуют противоречия между потребностью:

— личности российского гражданина в культуре межнационального общения и фактическим недостаточным уровнем сформированности этого качества у преобладающего числа школьников;

— педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и неразработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.

Названные противоречия обусловили проблему, состоящую в необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.

Культура межнационального общения — это система нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

Межнациональное общение — это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Понятие культуры межнационального общения можно рассматривать двояко: как предписания, правила по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении и как личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними.

В научной литературе предлагаются следующие определения культуры межнационального общения как качества личности:

• совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах;

• способность к преодолению национального нигилизма, национального невежества, национальной застенчивости, национального снобизма, изоляционизма, чувства национального превосходства;

• готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях;

• способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением;

• уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми различных норм в многонациональной среде.

Структура культуры межнационального общения как качества личности включает следующие функции:

1) развитие мировоззренческой культуры;

2) познание людьми друг друга и усиление взаимопонимания между ними;

3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;

4) рост общей культуры представителей наций и народностей;

5) социализация личности;

6) воздействие личности на культурную среду нации, социума.

Культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания:

— истории культуры своего этноса, ее традиций;

— национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

— роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;

— особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.

Воспитание культуры межнационального общения — такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе формирования культуры межнационального общения учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней:

• толерантность (понятие «толерантность» в данном случае тождественно понятию «терпимость», поэтому является первой ступенью развития культуры межнационального общения)

• понимание и принятие другой культуры

• уважение другой культуры;

• утверждение культурных различий.

Различают стихийное и целенаправленное формирование личности. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство в философской энциклопедии определяется как центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности.

При рассмотрении проблем формирования культуры межнационального общения, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.); как формальные объединения — класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства); как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно-обрядовая сферы.

Процесс воспитания культуры межнационального общения будет эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития.

По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно.

Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Уже в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или негативное отношение к другим; особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция.

Для толерантного отношения у подрастающего поколения необходимо формировать:

  • уважение к другим народам и культурам,
  • готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;
  • нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы;
  • стимулировать желание познавать разные культуры;
  • формировать толерантность к этническим культурам,
  • учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Воспитательная работа по формированию данных качеств должна проходить в системе.

Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, за ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов.

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // журнал «История и обществознание в школе». 2002. № 4.
  2. Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство
    «Астрель», 2003.
  3. Гражданское образование — формирование активной жизненной позиции гражданина
    /Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М.,
    «Веди-принт», 2001.
  4. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Народное образование. — 1993. — № 5.
  5. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: Методология, теория, практика. -М., 1998.
  6. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие.
    Методическое пособие для учителя / Под редакцией А.С.Прутченкова. М.:АПКиПРО, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное-педагогическое общение — значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ.

Проект создан студентами колледжа и защищен на конкурсе студенческих проектов Саратовской области. По данной программе многие школы города и области работают.

Статья посвящена одной из сложных проблем – межнациональным отношениям студентов. Культура межнационального общения является частью интернационалистского сознания и поведения, способом установления но.

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов.

Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету.

История российского патриотизма и современность. Одним из таких золотых слитков был и остается Александр Иванович Герцен, двигатель русской патриотической мысли и патриотического сознания во втор.

В статье представлены методические рекомендации по организации ученического самоуправления в классе как демократической формы самоорганизации деятельности учащихся, способствующей их личностному.

Источник

Читайте также:  Универсальные эмоции по экману
Оцените статью