Патология воли патология эмоций

Патология воли патология эмоций

Общая психопатология

Разнообразные варианты патологии эмоциональных явлений удобно разделить на три группы:

  1. Патология эмоциональных реакций. Здесь традиционно рассматривают только аффекты, прочие варианты неадекватного эмоционального реагирования обусловлены либо патологией эмоциональных свойств, либо патологическими эмоциональными состояниями, поэтому рассматриваются в соответствующих разделах.
  2. Патологические эмоциональные состояния: тревога, депрессия, мания, дисфория и др.
  3. Патология эмоциональных свойств: эмоциональная лабильность, эксплозивность, эмоциональная черствость, эмоциональная тупость, апатия и пр.

Патологию чувств обычно отдельно в самостоятельный раздел не выделяют, так как про патологию чувств говорят лишь в тех случаи, когда они приобретают чрезмерную силу, становятся болезненной страстью (сильным, устойчивым, всеохватывающим чувством, доминирующим над другими побуждениями и переживаниями, определяющим направленность мыслей и поступков человека). Как было показано выше, подобные эмоции определяют переживания и поведение человека, охваченного бредовыми или сверхценными идеями, которые рассматриваются в разделе «Патология мышления».

В психиатрии термин «аффект» (от лат. affectus — переживание, настроение, душевное волнение, страсть) используется в двух разных значениях: более узком — как кратковременная, предельно выраженная эмоциональная реакция на значимый раздражитель (см. следующую главу) и более широком — как общее обозначение различных эмоций и эмоциональных состояний (например, в частной психиатрии аффективными расстройствами называют группу заболеваний, ведущим проявлением которых является болезненно измененное настроение в виде депрессивных и маниакальных фаз).

Источник

Патология воли патология эмоций

Влечение — непосредственное переживание потребности (нужды) в чем-либо.

Успешность или неуспешность удовлетворения потребности порождает эмоции удовлетворения или неудовлетворения, соответственно, и влечение становится эмоционально окрашенным переживанием, связанным с ожиданием удовлетворения потребности.

Потребности человека могут быть обусловлены как биологически (например, потребность в еде, сне, физическом комфорте, сексе и пр.), так и социально (потребность в любви, признании, самореализации и др.). В своих первичных биологических формах потребности имеют гомеостатический характер: побуждаемая ими деятельность направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов, он возобновляется при отклонении от этого уровня и прекращается при его достижении. Такие потребности направлены на сохранение жизни индивида и продолжение его рода, они могут иметь форму инстинктов, т.е. врожденных знаний о свойствах релевантных потребностям предметов и поведенческих актах, необходимых для их удовлетворения. Высшие (вторичные, социальные) потребности человека отражают его связи с социальными общностями разных уровней. При этом и биологические потребности человека, обусловленные физиологией его организма, отличаются от аналогичных потребностей животных, поскольку они не определяют полностью его поведения, а зависят от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности. Предпринималось множество попыток создать обобщенную систематику потребностей человека. Наиболее известной является иерархия потребностей А.Маслоу (1943 г.), схематично изображенная на рисунке. Основная идея А.Маслоу была в том, что по мере удовлетворения наиболее простых, базовых потребностей у человека возникают другие, все более и более высокие.

Появление влечения у человека является первым этапом мотивационного процесса. В случае непроизвольного (непреднамеренного, ситуативного) поведения влечение, как отраженная в эмоциональном переживании потребность, непосредственно мотивирует (определяет) деятельность. Например, вид вкусной еды взрослого человека как минимум заставит вдыхать ее аромат и сжимать скулы в ответ на выделение слюны (даже несмотря на сознательное сопротивление этому), а ребенок или, например, собака, скорее всего, первым делом потянутся за этой едой. Однако если непроизвольное поведение, основанное на условных и безусловных рефлексах, является характерным поведением животных, то в поведении взрослых здоровых людей превалирует произвольное поведение (сознательное, целенаправленное, преднамеренное). В этом случае следующим этапом после появления влечения становится этап «желания» («хотения»), т.е. сознательного решения следовать тому или другому побуждению, постановка цели. Произвольная деятельность основана на способности к рефлексии, осознанию индивидом своих собственных влечений, к принятию их или же отвержению. Хотя в действительности степень осознания человеком своих истинных влечений может быть различной. Недостаточно осознанные влечения могут быть связаны с:

1) «неопредмеченной» потребностью, т.е. отсутствием прошлого (индивидуального или инстинктивно-видового) опыта удовлетворения переживаемой потребности; только по мере приобретения такого опыта у индивида появляется понимание того, что способно удовлетворять ту или иную потребность;

2) неосознаваемыми («бессознательными») потребностями — человек не всегда способен ясно отдавать себе отчет в истинных мотивирующих факторах своего поведения.

Например, если первоначально употребление алкоголя может быть основано на потребности в общении, принадлежности к социальной группе и прочему, то в последующем, по мере формирования зависимости, возникает собственное влечение к алкоголю как к веществу. Такое биологическое влечение первое время обычно не осознается больными людьми, по-прежнему полагающими, что их поведение (потребление алкоголя) определяется социальными потребностями.

О психологических концепциях бессознательного и расстройств, связанных с нереализуемыми влечениями, подробнее см. раздел «Психотерапия».

Воля способность человека действовать для достижения сознательно поставленной цели с преодолением при этом как внешних, так и внутренних препятствий.

Внутренние препятствия — это собственные, непосредственные, сиюминутные влечения (например, отказаться от чтения учебника при подготовке к занятию, чтобы отдохнуть, сэкономить силы, заняться чем-то, что прямо сейчас доставит больше положительных эмоций и пр.). В большинстве случаев именно такие внутренние препятствия в наибольшей степени мешают достижению поставленной цели, преодолению возникающих на этом пути внешних препятствий.

В отличие от ситуативного поведения целенаправленная (произвольная) деятельность включает сознательную регуляцию. При этом собственно волевым поведение называют в тех случаях, когда сознательная регуляция произвольной деятельности подчиняет поставленной цели все имеющиеся в данный момент побуждения — усиливает те, которые связаны с целью, и подавляет прочие.

Читайте также:  Привет кирилл как дела как настроение

Выделяют четыре этапа волевого действия (С.Л.Рубиншейн):

  1. Возникновение влечения и первичная постановка цели (т.е. формулирование желания).
  2. Стадия обдумывания и борьба мотивов (взвешивание всех за и против, столкновение различных побуждений).
  3. Принятия решения, определение способов достижения поставленной цели и необходимых действий (формирование намерений).
  4. Исполнение, в том числе настойчивость и твердость в достижении цели.

Простые, привычные волевые акты, направленные на цели, не выходящие за пределы непосредственной ситуации, выполняются в «свернутом», упрощенном виде, тогда как сложные, непривычные требуют последовательного прохождения всех этапов. При этом в зависимости от конкретной ситуации, а также от психологического склада индивида те или иные стадии волевого действия могут приобретать больший или меньший удельный вес.

Следует отметить, что привычные, автоматизированные действия тоже могут быть целенаправленны и произвольны, хотя их выполнение и не требуют сосредоточения внимания.

На этапе борьбы мотивов большое значение приобретает мысленное построение будущей ситуации. Если в результате такого предвидения последствий своих действий возникают положительные эмоции, связанные с достижением желаемой цели и они сильнее имеющихся у человека текущих эмоциональных побуждений, то эти переживания склоняют индивида в пользу сознательно поставленной цели. Таким образом, настоящая ситуация, преломляясь в свете будущей, обретает новый смысл, что и определяет принятие решения в пользу волевого поступка.

Л.С.Выготский рассматривал волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря использованию знаковых средств. Сначала знаки (в том числе речь) носят только внешний социальный характер: взрослые воздействуют с их помощью на ребенка. Но в последующем ребенок сам овладевает теми же средствами, при помощи которых другие направляли его поведение. Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь: возникновение действий, направленных на осуществление желания -> избирательные действия -> готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению -> понимание «правил» поведения и следование им и т.д. К началу школьного возраста ребенок уже сознательно ставить перед собой задачи и старается целенаправленно их выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольного внимания, памяти, ситуативных действий и т.п. формируются произвольное внимание, память, целенаправленное мышление и произвольные действия.

Волевая и эмоциональная регуляция могут действовать в противоположных направлениях: воля может подавлять эмоциональную реакцию, например в случае возникновения утомления желание прекратить активность компенсируется волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость; или, напротив, аффект может подавлять волю, например страх последствий может заставить прекратить начатую деятельность, вернуть ее на стадию борьбы мотивов. Но в других случаях между волей и эмоциями может быть синергия, к примеру эмоции, связанные с любопытством, сами могут стимулировать деятельность.

Волю человека характеризуют определенными качествами. Силой воли называют обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели (или иначе силу самоконтроля, используемую для подавления контпродуктивных импульсов, мешающих достижению цели). К положительным волевым качествам относятся, к примеру, целеустремленность (сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности), выдержка и самообладание (умение сдерживать свои чувства и сиюминутные реакции, умение владеть собой и заставлять выполнять задуманное действие), настойчивость (стремление человека к достижению поставленной цели в сложных условиях), инициативность (способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей), самостоятельность (способность осознанно и самостоятельно принимать решения), решительность (отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений) и т.д. К отрицательным волевым качествам относят упрямство (руководство не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности), лень, пассивность, безынициативность, нерешительность, импульсивность (склонность принимать торопливые, необдуманные решения) и пр.

Нейробиология влечений и воли

Считается, что основное значение в формировании влечений, как и эмоций, имеет лимбическая система, а лобные доли коры больших полушарий головного мозга обеспечивают их реализацию и регуляцию, а также организуют произвольную деятельность.

Биологические влечения, связанные с нарушением гомеостаза в организме, формируются при участии гипоталамуса, который напрямую оценивает состав крови и спинномозговой жидкости.

Для формирования влечений существенное значение имеют также мозговые системы награды (вознаграждения) и наказания. Как уже отмечалось при описании нейробиологии эмоций, важное значение в функционировании системы награды имеют прилежащее ядро (nucleus accumbens), мезолимбический тракт и нейротрансмиттер дофамин.

Деятельность человека, в особенности произвольная, обеспечивается функцией лобных долей больших полушарий головного мозга («исполнительный» мозг). Если моторная кора (прецентральная извилина), содержащая пирамидные клетки, задействована непосредственно в осуществлении движений, то прочие (префронтальные) области лобных долей осуществляют организацию и регуляцию деятельности в целом. При этом разные отделы префронтальной коры выполняют разные функции, условно их можно разделить следующим образом:

1. Дорсолатеральная префронтальная кора (dorso — спина, laterelis — боковой, здесь оси изначально в отношении четвероногого животного, соответственно, это наружная поверхность префронтальной коры) — исполнительные когнитивные функции, т.е. произвольное внимание, рабочая память, абстрактное мышление, решение задач, планирование, постановка целей, предвидение, оценка хода выполнения действий и пр.

2. Орбитофронтальная кора (нижняя поверхность лобных долей) — принятие решений (в том числе основанных на эмоциях и влечениях), контроль и коррекция поведения, связанного с наградой и наказанием, социальные эмоции (эмпатия, стыд и т.д.) и пр.

3. Медиальная префронтальная кора (medialis — средний, расположенный ближе к средней поверхности, т.е. внутренняя поверхность лобных долей, включая дорсальную кору передней части поясной извилины) — поддержание состояния активности (поражение приводит к апатии и аспонтанности), оценка выполнения текущих процессов с выявлением конфликтов (несоответствий), регуляция эмоциональных реакций.

Читайте также:  Розы радость для души

Источник

Патология воли патология эмоций

Поведение человека может быть произвольным и непроизвольным. Примером непроизвольного поведения является, так называемое, «полевое поведение», когда действия человека полностью определяются ситуацией. Например, испытуемый, находящийся в пустой комнате, в центре которой на полу лежит футбольный мяч, скорее всего, подойдет и ударит по мячу.

В отличие от непроизвольного поведения, произвольное поведение сознательно направляется и регулируется. Преднамеренное действие осуществляется с помощью саморегуляции. Ее структура включает цель, которую стремится достигнуть человек; программу тех действий и операций, которые он должен осуществить, чтобы достигнуть ее; выяснение критериев успешности действий и сопоставление с ними реально полученных результатов действия; наконец, принятие решения о том, надо ли считать действие законченным или его следует продолжать, внося в него необходимые коррективы. Таким образом, саморегуляция преднамеренного действия предполагает произвольный контроль над его планированием и исполнением.

В структуре деятельности преднамеренные действия образуют ее высший уровень, им присущи сознательно поставленная цель и выбор средств, необходимых для достижения этой цели. Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Волевое действие, сохраняя все существенные признаки преднамеренного действия, включает в качестве необходимого условия преодоление трудностей. То или иное преднамеренное действие может принадлежать и не принадлежать к волевым, в зависимости от того, связано оно с преодолением трудностей или нет.

Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля – это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Побуждения человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов – от потребностей в пище, одежде, укрытии от жары и холода до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. В том случае, если во имя высших мотивов тормозятся и сдерживаются низшие, в том числе, жизненно важные, это происходит за счет проявлений воли.

Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьбы мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.

Нейрофизиологической основой волевых актов являются сложные взаимодействия разных структур головного мозга, ведущими из которых являются корковые центры лобных долей (целенаправленность), пирамидные клетки (произвольные движения), ретикулярная формация (энергетическое снабжение корковых структур).

Патология воли.

Патология волевой сферы представлена усилением, ослаблением, отсутвием и извращением волевой активности.

Гипербулия – болезненно повышенная волевая активность. Больные обнаруживают болезненно облегченную решимость, при которой любая идея немедленно реализуется, возможность правильного обсуждения снижена, а действия скоропалительны. Гипербулия – характерный симптом маниакального синдрома. Кроме того, гипербулию могут обнаруживать бредовые больные при реализации своих бредовых идей.

Гипобулия – болезненное снижение воли, при котором сила мотивов, побуждений снижена, затруднено определение и удерживание какой-либо цели. Больные ничем не занимаются, вялы, пассивны, длительно сидят или лежат в одной позе с безразличным выражением лица. Крайняя степень гипобулии называется абулией( отсутсвие воли) и проявляется отсутсвием побуждений, утратой желаний, полной безучастностью и бездеятельностью, почти полным ограничением общения.. Снижение воли часто сочетается с оскудением эмоций ( вплоть до апатии) и определяет клинику апатоабулического синдрома( например при шизофрении). Абулия встречается так же при сенильных психозах , депрессии , астении.

Парабулии – извращение воли, представлены различными кататоническими симптомами:

ступор – общая двигательная заторможенность, оцепенение, сопровождается утратой какого-либо контакта с окружающими;

мутизм – утрата речевого контакта с окружающими при сохранении речевого аппарата, немотивированный отказ от речи;

негативизм – бессмысленное противодействие, немотивированный отказ больного от выполнения каких-либо действий, иногда в форме противоположного действия (активный негативизм);

стереотипии – постоянное, однообразное, монотонное повторение какого-либо действия (двигательные стереотипии) или ритмичное, монотонное повторение какого-либо слова, словосочетания, иногда бессмысленное название сходных по звучанию фраз, слов или слогов (речевые стереотипии – вербигерации);

пассивная подчиняемость – больной не может противоборствовать приказам окружающих и полностью их выполняет, независимо от содержания;

эхопраксия – больной полностью повторяет все действия другого человека;

эхолалия – повторение полностью или частично речи окружающих, при этом на вопрос, обращенный к нему, больной отвечает повторением вопроса или последних слов вопроса;

каталепсия (восковая гибкость) – проявляется в повышении мышечного тонуса (этот феномен развивается постепенно, начиная с мышц шеи, плеч и, затем, охватывает все тело), вследствие чего тело больного длительное время может сохранять приданное ему положение, даже если поза крайне неудобна. Сам больной не делает никаких движений, но не сопротивляется изменению его позы и застывает в ней надолго.

Синдромы нарушения воли.

Для кататонического ступора характерно наличие повышенного тонуса мышц, который развивается как бы сверху вниз (жевательные мышцы, шейные и затылочные, далее мышцы плеч, предплечий, кистей рук и, в последнюю очередь, мышцы ног). Гипертонус может предстать в виде ступора или в виде восковой гибкости (каталепсия). Кроме того, при кататоническом ступоре выявляются негативизм, мутизм, пассивная подчиняемость.

В соответствии с выраженностью и преобладанием тех или иных двигательных расстройств выделяют несколько разновидностей кататонического ступора, которые могут сменять друг друга:

а) ступор с восковой гибкостью;

б) негативистический ступор;

в) ступор с мышечным оцепенением.

Для кататонического возбуждения характерно, лишенное внутреннего единства и целенаправленности, повышение двигательной активности, со стремлением к движению ( в отличии от стремления к действию при маниакальном синдроме), на фоне которого отмечаются такие симптомы как стереотипии, эхо-симптомы, парамимия, негативизм, мимоговорение. Может сопровождаться патетикой, экстазом, злобой, яростью, безразличием. Как разновидность психомоторного возбуждения представляет опасность и для себя и для окружающих лиц ( в т.ч. для мед.персонала).

Читайте также:  Чувствовать запах человека которого нет рядом примета

В зависимости от преобладания тех или иных расстройств выделяют несколько разновидностей, которые представляют собой последовательные стадии развития кататонического возбуждения:

растерянно-патетическое возбуждение с экзальтированностью, восторгом, патетикой в поведении и речи;

гебефрено-кататоническое с кривлянием, гримасничаньем, нелепыми выходками, грубыми и циничными шутками, колебаниями настроения (от веселости до злобы);

импульсивное возбуждение в виде внезапных активных действий, нередко агрессивных (бьют окружающих, рвут одежду, ломают предметы, обнажаются, мажутся калом и пр.). Может быть «немым» или с выкриками, бранью;

неистовое кататоническое возбуждение сопровождается непрерывным беспорядочным и хаотическим метанием. Чаще «немое».

Ступор и возбуждение могут появиться изолированно, но могут и сменять друг друга.

В тех случаях, когда сознание остается не помраченным, кататонию называют люцидной. При таком варианте, кататония может быть в виде моносиндрома, а может сочетаться с бредом (кататоно-бредовой синдром), галлюцинациями (кататоно-галлюцинаторный), аффективными (кататно-депрессивный синдром) расстройствами. Среди же состояний помрачения сознания кататонии, обычно, сопутствует онейроидное помрачение (онейроидная кататония).Кататонический синдром чаще всего встречается при шизофрении.

Волевые расстройства в терапевтической практике.

Наибольшее значение из волевых расстройств при общении с больными терапевтического профиля имеют гипобулии (снижение волевой активности) и гипербулия (повышенная волевая активность),обусловленные личностными особенностями, реже, аффективной патологией.

Больные психастенического склада, в силу характерологических особенностей, стесняются лишний раз обратиться к врачу или другому медицинскому персоналу, могут быть оттеснены другими больными от получения процедур, согласятся на преждевременную выписку и т.д., в связи с чем нуждаются в повышенной опеке персонала.

Больные с гипербулией своей чрезмерной активностью могут дезорганизовать дисциплину в отделении, участвовать или организовывать конфликтные ситуации, высказывать необоснованные претензии, что требует коррекции поведения со стороны психолога или психофармакологической терапии.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ( психомоторные) РАССТРОЙСТВА.

Двигательные расстройства довольно обычны при психических расстройствах, особенно психотического уровня. Именно внешнее поведение обращает на себя внимание окружающих в первую очередь, именно результат такого поведения является важнейшим критерием ( поводом) для оценки состояния как чего-то не нормального, не адекватного, наконец угрожающего. Разные психопатологические состояния могут приводить к двигательным расстройствам различного содержания. Однако условно все они делятся на гиперкинетические ( психомоторное возбуждение) и на гипокинетические ( психомоторная заторможенность, ступор) формы. Паракинетические ( извращения) чаще всего предстают в виде кататонических расстройств ( см. выше).

Синдромы психомоторных расстройств.

Особенно важное значение в клинической практике имеют разные варианты психомоторного возбуждения , поскольку такие больные могут представлять опасность и для себя и для окружающих ( в т.ч. для мед. Персонала) в связи с частыми агрессивными (аутоагрессивными) тенденциями во время возбуждения. Поэтому состояния с двигательным ( психомоторным) возбуждением являются экстренными психиатрическими ситуациями и требуют немедленного купирования.

Кроме уже описанных кататонического и маниакального возбуждений, выделяют так же следующие варианты.

Тревожное – в виде метаний, стенаний,причитаний ( по типу вербигераций), взываний о помощи, заламываний рук, с возможными самоповреждениями, неожиданными суицидальными попытками. Является проявлением тревожной депрессии.

Галлюцинаторное — вызвано галлюцинаторными переживаниями, сопровождающимися выраженнвм эмоциональным компонентом. Целиком определяется содержанием самих галлюцинаций, которые в таких случаях как правило носят угрожающий, императивный характер.Больные спасаются, бегут, отмахиваются, нападают, прячутся. При этом резко противятся при попытке оказать им помощь. Чаще всего такое состояние развертывается на фоне помрачсенного сознания, что еще больше затрудняет конторль и коррекцию со стороны.

Бредовое — так же целиком определяется содержанием бредовых переживаний. Чаще это бред преследования, воздействия, ревности и др., и носит острый характер

Эпилептическое- сопутсвует дисфории и обычно связано с каким-то внешним поводом, вызвавшему недовольство больного. Возбуждение сопровождается гневной или яростной реакцией, агрессией и разрушительными действиями, выгриками, угрозами и ругательствами. Миожет длиться в однообразном виде довольно долго.

Гебефреническое – в виде поясничанья, дурашливости, кривляний, гримасничаний, шутовского копирования поступков и слов окружающих.Придумывают экстравагантные наряды ( с использованием белья. Газет, тряпок и т.п.) , пристают к окружающим с неуместными и циничными вопросами, пытются чем-либо помешать окружающим (бросются под ноги, толкают, хватают за одежду). Отмечаются элементы регресса поведения ( едят стоя, без ложки, отплевывая и чавкая). В таком состоянии они то веселы, не к месту смеясь и гогоча, то хныкают и визжат или рыдают и воют, то становятся злобными и агрессивными. Чаще встречается в молодом возрасте при шизофрении.Не редко сочетается с кататоническим с-м ( гебефренно-кататонический синдром).

Импульсивное – в виде внезапного начала. Чаще это вариант кататонического возбуждения.

Истерическое — всегда спровоцировано ситуацией ( психогенная обусловленность) и носит демонстративный характер в виде разнообразных гиперкинезов, вплоть до иммитации эпилептического припадка. ( подробнее в разделе об истерии)

Аффективно-шоковое ( реактивный психоз)- в ситуации массивной угрозы жизни ( подробнее в соответсвующем разделе).

Для быстрого купирования самого психомоторного возбуждения чаще всего применяют препараты с седативным эффектом: нейролептики ( например аминазин, тизерцин), транквилизаторы ( реланиум, седуксен), оксибутират натрия и др. в виде инъекций.

При кататоническом, галлюцинаторном, бредовом, маниакальном возбуждениях сочетают с нейролептиками с антипсихотической активность ( галоперидол) и чаще вводят смесь , состоящую из 2-4 мл аминазитна и 2-4 мл гадоперидола.

Ступорозные состояния так же отличаются большой вариабельностью. Кроме описанных кататонического и депрессивного выделяют следующие варианты.

Галлюцинаторный, бредовой, истерический, аффективно-шоковый,апатический, коматозный. Подробнее о них смотрите в соответсвующих темах.

Контрольные вопросы.

Дайте общую характеристику волевых процессов.

Как классифицируются расстройства волевой сферы?

В чем особенность кататонического синдрома?

Источник

Оцените статью