Патерналистские настроения что это

Патернализм

Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев ·

Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Арианизм · Группы ненависти · Каханизм · Ку-клукс-клан · Нативизм · Неонацизм · Фашизм · Американская нацистская партия · Национальная партия (ЮАР) · Русское Национальное Единство (РНЕ) · Зырянский Союз (ЗС) · Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) · Рубеж Севера (РС) · Славянский Союз (СС) ·

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ.)

Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Патернали́зм (лат. paternus — отцовский, отеческий): система отношений, основанная на покровительстве, опёке и контроле старшими младших (подопечных), а также подчинении младших старшим.

  1. Во внутригосударственных отношениях — принципы и практика государственного управления, построенного по парадигме контроля государства над людьми (аналогично контролю отца над детьми в патриархальной семье) [1] .
  2. В трудовых отношениях (в некоторых странах) — система дополнительных льгот, субсидий и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.
  3. В международных отношениях — опека крупными государствами более слабых стран, колоний, подопечных территорий.
Против наций, этносов и их объединений

Содержание

Патернализм, как система отношений власти и граждан

Патернализм, в значении описания формы государственного устройства, имеет следующие особенности:

  1. Подчинённый находится в ресурсной зависимости от патерналиста, возможно, добровольной. Поскольку многие риски, связанные с добычей ресурсов берёт на себя патерналист, это может быть выгодно для подчинённого.
  2. Патерналист обычно является отдельным лицом, в то время как его подчинённые рассматриваются как коллектив. Возможно также возникновение иерархических структур, при котором патерналист делегирует часть своих полномочий.
  3. Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчёркивающим заботливую роль патерналиста. Подчёркивается, что подчинённые не обладают достаточной самостоятельностью, чтобы оценить возможные последствия своих поступков и решений. Таким образом, они могут нанести себе необратимый вред, и за ними необходим контроль для их же блага. Вместе с этим, с подчинённых снимается часть ответственности за это.
  4. Патернализм обычно является распространённым отношением, охватывающим все аспекты жизни подчинённых и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида.

Идеология патернализма рассматривается как противоречащая социальному дарвинизму и либерализму.

Критика патернализма в юриспруденции

В учебнике «Теория государства и права» под ред. проф. С. С. Алексеева о патернализме говорится следующее [2] :

  • Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазах людей самые негативные их действия и решения. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма.
  • Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию — патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
  • Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина.

В другом источнике, учебник «Теория государства и права», автор А. Ю. Ларин, отмечаются следующее недостатки патерналистской теории происхождения государства [3] :

Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Дмитрий Медведев на посту Президента Российской Федерации связывал часть негативных явлений российской действительности с патерналистскими настроениями в обществе [4] :

Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет.

Критика патернализма в экономике

В статьях размещенных на официальном сайте РАН обращалось внимание на то, что снижение доли оплаты коммунальных услуг для малообеспеченных слоев населения не имеет никакого отношения к отеческой заботе государства о гражданах, отмечалось, что это не патернализм, а рыночные механизмы, единственная возможность расширить покупательную способность населения и обеспечить стабильные тарифы, не снижая конкурентоспособности страны по отношению к импорту, не увеличивая безработицу, нищету, криминал и терроризм [5] . Д.э.н. В. М. Зубов, в статье опубликованной в газете «Известия» и на официальном сайте РАН считал, что излишний патернализм вреден образованию, которое должно быть в первую очередь рыночным инвестиционным проектом [6] :

Мы привыкли относиться к образованию, как и ко всем отраслям социальной сферы, как к собесу, пока не смогли разорвать цепкие объятия патернализма. Там, где патернализм эффективен (например, в подготовке школьников младших классов), — мы занимаем первые места в международных рейтингах. А там, где надо уйти от модели образовательного собеса к образованию как инвестиционному проекту, — мы оказываемся аутсайдерами. В последнем рейтинге ни одного российского университета нет среди 200 лучших вузов мира. Освоив модель образовательного собеса, мы достигли высоких результатов, но для университетов нужна модель инвестирования в человеческий капитал.

Руководитель секции экономики РАН академик Дмитрий Львов обращал внимание на то, что авторитетные конференции и форумы, которые проводит правительство, в значительной степени игнорируют экономическую науку бессмысленными рассуждениями о конфликте либерализма и патернализма. Он отметил [7] :

Где господин Греф видел жесткий патернализм или чистый либерализм? И то и другое — испытанные атрибуты рынка.

Предприниматель Леонид Казинец приобрел широкую известность после интервью «Москва — это правильная тусовка» корреспонденту журнала «Огонек»(№ 24 от 11—17 июня 2007 года) Екатерине Даниловой, в котором он сказал в том числе следующее о патерналистской политике [8] :

  • А что в этом хорошего? Мы плодим паразитов. У нас и так было общество людей, которые были инфантильны и считали, что государство должно им все дать. И мы продолжаем плодить патерналистские настроения в обществе.
  • Москва станет комфортной, зелёной и красивой, как только она откажется от патерналистской политики.
  • Популизм и патернализм — вот что погубит Россию.

В 2009 году Никита Белых, губернатор Кировской области, говорил следующее:

То есть у нас ведь проблема заключается в том — могу ссылаться, могу не ссылаться на известную статью Дмитрий Анатольевича «Россия, вперёд!» по поводу бед, которые у российского общества существуют… одна из бед, которую я считаю главной, как ни странно, главнее, чем коррупция и экономическая отсталость. Это патерналистские настроения в обществе [9] .

Источник

ПАТЕРНАЛИ́ЗМ

  • В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 439

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПАТЕРНАЛИ́ЗМ (от лат. pater – отец), сис­те­ма пред­став­ле­ний и со­ци­аль­ная прак­ти­ка, по­стро­ен­ные на па­ра­диг­ме от­но­ше­ний «от­ца» и «де­тей» (аген­та и под­чи­нён­ных). Для П. клю­че­вы­ми счи­та­ют­ся сле­дую­щие ха­рак­те­ри­сти­ки (амер. фи­ло­соф Дж. Двор­кин): агент ог­ра­ни­чи­ва­ет ав­то­но­мию или сво­бо­ду под­чи­нён­ных, пред­при­ни­ма­ет те или иные дей­ст­вия без их со­гла­сия, мо­ти­ви­ру­ет свои дей­ст­вия за­бо­той об их бла­го­по­лу­чии, ин­те­ре­сах и по­треб­но­стях. Фор­мы П. раз­но­об­раз­ны. В ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях под ним по­ни­ма­ет­ся опе­ка круп­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми бо­лее сла­бых и отд. тер­ри­то­рий. В сфе­ре тру­до­вых от­но­ше­ний П. рас­смат­ри­ва­ет­ся как по­ли­ти­ка ру­ко­во­дства по соз­да­нию чув­ст­ва общ­но­сти на пред­при­яти­ях, осо­бая «за­бо­та» о ра­бо­чих. Про­яв­ля­ет­ся в сис­те­ме льгот, суб­си­дий, ус­ло­вий най­ма, ор­га­ни­за­ции мед. по­мо­щи, сти­ле управ­ле­ния и др. (клас­сич. при­мер – Япо­ния). В сфе­ре от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва П. по­лу­ча­ет от­ра­же­ние в осо­бых гос. ме­рах в от­но­ше­нии групп на­се­ле­ния, наи­ме­нее за­щи­щён­ных в со­ци­аль­ном и эко­но­мич. пла­не. В на­уч. лит-ре час­то от­ме­ча­ют­ся не­га­тив­ные по­след­ст­вия П.: он за­мед­ля­ет раз­ви­тие гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва , по­ро­ж­да­ет иж­ди­венч. на­строе­ния. Од­но­вре­мен­но не­ред­ко вы­ска­зы­ва­ет­ся мне­ние о том, что не­при­ятие П. – ха­рак­тер­ная чер­та зап. об­ществ, в то вре­мя как в ази­ат. и лат.-амер. со­циу­мах он яв­ля­ет­ся ча­стью ис­то­рич. и куль­тур­ной тра­ди­ции; при этом уточ­ня­ет­ся, что П. и его отд. фор­мы (к при­ме­ру, кли­ен­те­ла ) со­хра­ня­ют­ся и в не­ко­то­рых ев­роп. го­су­дар­ст­вах (Ис­па­ния, Ита­лия и др.). При­ме­ни­тель­но же к рос. об­ще­ст­ву П., на­ря­ду с эта­тиз­мом , час­то рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из ба­зо­вых «куль­тур­ных ар­хе­ти­пов».

    Источник

    Патернализм

    «Патернализм» — это система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного.

    Цитаты [ править ]

    Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет. [1]

    . одна из бед, которую я считаю главной, как ни странно, главнее, чем коррупция и экономическая отсталость. Это патерналистские настроения в обществе. [2]

    Люди, как бы, не очень верят в то, что их участие может чего то значить. Вот этот патернализм, он за советское время очень сильно был усилен, все живут в ожидании каких-то правильных действий со стороны власти и себя с этой властью не отождествляют.

    Самое главное — никогда нельзя ждать какого-то руководящего указания. У нас очень патерналистское государство всегда было. Отчасти это хорошо, потому что это сохраняет традиции, но, с другой стороны, каждый человек индивидуально должен понимать, что 90% его личного успеха будет зависеть от него лично. Вот по этому не нужно ждать, нужно воспользоваться поддержкой, там где она есть, а сеть такой поддержки создаётся всё шире и шире, она будет более широкой в последующие годы, более основательной и содержательной с точки зрения наполнения государственными финансами, но каждый из вас должен сам искать свой путь в жизни, брать свою судьбу в свои собственные руки. Иначе нам удачи не видать. Только так. Только личная инициатива и напряжённая работа над собой. Вот я вас хочу именно к этому призвать.

    — Владимир Путин, слова на форуме «ПроеКТОриЯ», Ярославль, декабрь 2018

    Если мы от патернализма будем потихонечку отруливать, а каждый человек поймёт, что его судьба прежде всего в его собственных руках, это будет очень правильным направлением в работе с молодыми людьми. Конечно, при понимании того, что государство должно обеспечивать необходимые вещи для самореализации людей, но всё-таки внутренний настрой на борьбу, на достижение результата, должен быть внутри, в сердце, в душе. Это чрезвычайно важно.

    Источник

    Патернализм как часть непродуктивной культуры

    В дискуссиях о развилках российской истории превалирует акцент на роль личности. Принято считать, что динамика развития российского общества прежде всего определяется характером высшего руководства страны. Власть, ориентированная на Запад, проводит модернизацию; консервативно ориентированное руководство – реакционную политику. Однако такой подход не объясняет устойчивость патерналистского характера управления страной и его преемственности во времени.

    Возможно, России действительно не везет с руководством – к власти постоянно приходят правители-консерваторы. Но вероятнее, что сама социально-экономическая структура страны способствует воспроизводству патерналистского характера власти. Его воссоздание идет не только сверху вниз, но и снизу вверх. Патернализм – иерархическая система отношений руководителя с подчиненным, связанная с опекой, покровительством и контролем вышестоящих (старших) за нижестоящими (младшими).

    Насколько российские работники склонны к патернализму? Этот вопрос исследовал экспертный центр HeadWork Analytics, с 2007 г. изучающий внутреннюю мотивацию российских работников на выборке порядка 110 000 человек с разных предприятий, компаний, различных профессий – преимущественно во внебюджетной сфере. Обнаруживается устойчивая патерналистская ориентация работников, которая проявляется в запросе на определенный тип руководителя на предприятии. Как отмечает управляющий партнер HeadWork Analytics Ярослава Мальцева, «среди российских работников преимущественно востребован отеческий тип заботы, а не партнерское уважение». Вот слова одного из участников опроса: «Не надо нас уважать, о нас заботиться надо».

    Российские работники стремятся не только вверить себя руководству предприятия в рамках трудового договора, но и передать ему ответственность за жизнь и семью (отсюда высокое одобрение социальных пакетов и социальных инвестиций, направленных не только на самого работника, но и членов его семьи, город проживания). Популярны руководители, подробно вникающие в рабочие ситуации, разрешающие рабочие конфликты, «третейские судьи» во взаимоотношениях по типу «начальника-отца». «Иерархия в российских компаниях связана с существенной дистанцией во взаимоотношениях, слабой коммуникацией между уровнями – в основном сверху вниз и со слабой обратной связью, – отмечает Мальцева. – Эффективным руководителем считается тот, кто, не теряя своего высокого и далекого положения, иногда спускается вниз и лично разбирается, что к чему («знает по именам», «всем пожмет руку», «спрашивает, переживает»)». Подобный тип отношений ожидается даже от самых высоких руководителей, президентов крупнейших холдингов. Обычно это сопровождается признанием наличия в компании характерной «культуры обмана»: вассалы – руководители среднего звена – «врут», «царь – хороший, бояре плохие», а он, небожитель, «не получает информации, она искажена и не в полном объеме».

    Восприятие производственной структуры отношений ретранслируется и на высший уровень политической власти – президента. По данным «Левада-центра», свыше 70% россиян поддерживают именно такой тип сильного, единоличного начальника («царь-батюшка», периодически ходящий в народ) и в политической жизни страны. На московских выборах мэра среди недостатков Алексея Навального респонденты отмечали чрезмерную «похожесть на них самих». А нужен в начальники «старший», «отец», «не такой, как мы». Это резко отличает политическую культуру России от политической культуры США.

    Уникальна ли структура производственных ценностей россиян? Несмотря на соблазн списать все на «особый российский путь», это не получается. Аргентинский экономист Мариано Грондона объединил культурные характеристики разных стран в две противоположные ценностные системы, включившие 25 политических, социальных и экономических факторов (Las Condiciones Culturales del Desarrollo Economico, 1999). Систему, аналогичную российской, с сохранившейся «крестьянской культурой», Грондона характеризует как противящуюся изменениям, инертную. Он описывал не Россию, а страны Латинской Америки с их «иберийскими традициями». Эта культура противопоставлена «динамическому буржуазному обществу», ориентированному на прогресс.

    По типологии Грондоны, патриархальные отношения руководства/подчинения в России – это часть культуры, ориентированной на сохранение и стабильность, а не на развитие. Как показывает Мальцева, одна из основ «русского архетипа» – желание стабильности, «уверенности в завтрашнем дне». Это основное ожидание россиян от работодателя, один из основных критериев при выборе будущей работы. Того же россияне хотят и от власти: ее многолетнее нахождение в одних руках обеспечивает порядок и стабильность, считает 41% россиян. Желание стабильности включает в себя 1) стабильные выплаты зарплаты (главный фактор для 47% опрошенных) и 2) возможность спокойно работать на предприятии, не меняя место работы (40%). При этом стабильность зарплаты важнее ее размера. Такая ориентация противоположна духу конкуренции и риска.

    Ориентации на стабильность в трактовке Грондоны соответствуют фатализм («от меня ничего не зависит»), снятие с себя ответственности, пассивность, ориентация на настоящее и прошлое, а не на будущее, стремление сберегать, а не инвестировать, страх нового и неприятие риска. Фатализм в российском случае проявляется, в частности, в гораздо меньшем стремлении сотрудников к карьерному росту и изменению уровня жизни в будущем, чем, например, в США и Канаде (там на рост ориентированы более 50%, у нас – 35%). Это характеристика традиционного общества, где мобильность не нужна и не приветствуется, а ориентация на сохранение превалирует над ориентацией на умножение. С отсутствием мобильности связано стремление многих работающих (35–40%) найти работодателя на всю жизнь. Это типичная характеристика традиционного крестьянского уклада.

    Для сопротивляющейся прогрессу культуры характерна острая неприязнь к изменениям и инновациям. В традиционном обществе, воспринимающем мир как игру с нулевой суммой (если у кого-то прибыло, значит, у другого убыло), все новое связано с чрезмерными рисками. Поэтому отношение к инновациям подозрительное, их адаптация – медленная. Как показывает Мальцева, с этим связано неприязненное отношение к программам изменений предприятия. Любая реформа системы менеджмента, не говоря о реструктуризации или передаче активов, вызывает у российского персонала прежде всего неприятие и страх потери несовершенного равновесия. Откровенное сопротивление, неприятие реформ распространено у 15–25% персонала. Даже простые планы по модернизации оборудования ассоциируются со страшной «оптимизацией» и возможными сокращениями.

    Патернализм российской системы власти лишь часть непродуктивной традиционалистской культуры, которая воспроизводится во всех областях жизни общества. Он характеризует не только политическую, но и социальную, производственную и личную жизнь. Что же объясняет устойчивость этой культуры во времени? Возможно, причина в советской системе, которая законсервировала патерналистский уклад крестьянской общины, распространив его на экономику и политику за счет системы распределения социальных благ через предприятия. Эта структура сделала лояльность (а не успешность, эффективность, инициативность) подчиненных критерием распределения благ. Эта система убивала личную инициативу и воспроизводила традиционалистскую культуру. С переходом к рыночной экономике система патерналистских отношений стала постепенно распадаться, но по-прежнему сохраняется на многих предприятиях и в госсекторе (а в частном работает лишь чуть больше половины россиян). Поэтому для модернизации России требуется больше, чем экономические или политические реформы. Как писал бразильский мыслитель Клодумир ван Моог, «Бразилии нужны реформы и достижения во всех областях. но прежде всего ей нужна реформа бразильского характера». Однако в том и состоит ответственность политического класса, чтобы менять эту культуру, а не консервировать, как в последние 15 лет.

    Автор – политолог, докторант Колумбийского университета (Нью-Йорк)

    Источник

    Читайте также:  Как чувствует себя человек во время припадка
    Оцените статью