- Значение слова «пасторальный»
- пастора́льный
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Значение слова «пастораль»
- пастора́ль
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо
- История пасторали
- Известные художники пасторального жанра
- Что такое «пасторальные сцены» и почему они столь популярны в искусстве
Значение слова «пасторальный»
ПАСТОРА́ЛЬНЫЙ, —ая, —ое. Прил. к пастораль. Пасторальный стиль. □ Музыка его [Берлиоза] отличается вообще теплотою и мягким, несколько пасторальным оттенком. А. Бородин, Музыкальные заметки. || Обладающий чертами пасторали. Пасторальная драма. Пасторальный роман. Пасторальная соната.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАСТОРА’ЛЬНЫЙ, ая, ое (лит., муз.). Прил. к пастораль. П. стиль. || В форме пасторали. Пасторальная пьеса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пастора́льный
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным пастораль ◆ В конце XVI в., когда распространились сначала пасторальные драмы, а затем опера (первая опера «Дафна» Ринуччини и Пери — была поставлена в 1594 г.), потребовалось освоение глубины сцены. С. А. Еремеева, «Лекции по истории искусства», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. обладающий чертами пасторали; умиротворённый, тихий ◆ Мягкая, пасторальная, детская безмятежность пронизывает крепость, будто канули навсегда в прошлое войны, костры и кровь. Виктор Грицюк, «Магия пасторали», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова эндометрий (существительное):
Источник
Значение слова «пастораль»
ПАСТОРА́ЛЬ, -и, ж. Жанр в европейской литературе и искусстве 14—18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы, а также произведение этого жанра.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:
Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
Опера, пантомима, балет, показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.
Буколическая (от греч. βουκóλος, «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.
Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
ПАСТОРА’ЛЬ, и, ж. [от латин. pastoralis — пастушеский]. 1. Произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пастора́ль
1. искусств. жанр в литературе и искусстве, поэтизирующий, идиллически представляющий мирную и простую сельскую, пастушескую жизнь
2. искусств. произведение такого жанра
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: волнительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо
Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.
Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.
История пасторали
История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.
Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).
Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.
В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.
Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.
В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.
Известные художники пасторального жанра
Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:
- Джорджоне (Giorgione). Один из лучших гениев итальянского Ренессанса по праву считается отцом пасторального жанра. Он не только сам писал картины на эту тематику, но и привил любовь к деревенскому пейзажу многим своим ученикам.
- Франсуа Буше (François Boucher). Придворный художник Людовика XV очень любил рисовать сценки из деревенской жизни. В его произведениях очаровательная природа играет роль красочной декорации к беззаботному времяпровождению мирных жителей.
- Антуан Ватто (Antoine Watteau). Этот гениальный живописец прожил всего 36 лет, но успел создать несколько шедевральных пасторалей. Его картины отличает богатый колорит красок и тщательная прорисовка персонажей.
- Жан-Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard). Многие его пасторальные произведения проникнуты откровенным эротизмом. Их охотно покупали французские аристократы XVIII века за большие деньги. Во многом благодаря этому Фрагонар к концу жизни сколотил приличное состояние.
Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.
Посетители портала Very Important Lot имеют прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства в разных уголках Земли в режиме онлайн. Здесь же можно недорого купить картины, рисунки, скульптуры у современных художников без посредников.
Источник
Что такое «пасторальные сцены» и почему они столь популярны в искусстве
Наверно многие из людей знакомых с искусством хоть раз слышали такое выражение как «пасторальная сцена» .
Но что же такое «пастораль» и какое отношение она имеет не только к живописи, но даже литературе, музыке и театру?
Пастораль (от французского pastorale) означает пастушеский и сельский.
Уже в росписях древности и живописи средневековья встречаются пасторальные представления, которые, однако, вряд ли идеализируют жизнь человека и животных в природе.
В более близкие к нам времена, в европейском Ренессансе пастушья тема стала популярна благодаря бестселлеру «Аркадия» написанному Якопо Саннадзаро примерно в 1480 году и опубликованном в 1504 в Неаполе.
«Аркадия» сразу же стала бестселлером (только в Италии было опубликовано более 66 изданий). Помимо прочего, произведение, вдохновленное трудами классических авторов, описывающих пасторальный мир (Вергиль, Теокрит, Овидий, Тибулл) можно считать еще и первым литературным трудом европейского Ренессанса.
Мотив простой жизни в гармонии с природой, который в религиозном мышлении вполне соответствовал идеям Эдемского сада , получил быстрое и сильное распространение в Европе и повлиял на многих авторов, включая таких всемирно известных, как Уильям Шекспир и Джон Мильтон.
В стороне от популярной темы «райской жизни пастухов» не остались и художники.
Сложно найти живописцев эпохи Возрождения и Нового времени так или иначе не затронувших пасторальные темы в своих произведениях.
Для Джорджоне и Тициан, Пуссена и Лоррена «пастушьи темы» стали одними из любимых. Примечательно, что, Пуссен и Лоррен активно к ним обращались даже при разработке концепции героического пейзажа. Последний же вполне мастерски совместил пасторальную сюжетную линию с мотивами смерти в своей знаменитой картине «Аркадские пастухи».
В дальнейшем, пасторальные темы, в качестве идеалов европейской знати нашли свое отражение не только в живописи и литературе, но и в игре на театральной сцене, а также садовом искусстве (например, в садах виллы Боргезе или виллы Мондрагоне) и позже в тесной связи с Палладианизмом (ранней формой классицизма) в английском ландшафтном дизайне.
Начиная с XVII века уже практически все состоятельные граждане (богатые купцы и политики, интеллигенция и социально обеспеченная элита) Европы, тяготели к мотивам райской жизни в селе и беззаботному быту пастухов , что лишь порождало спрос на многочисленные пасторальные произведения (которых к началу XX века было создано, несомненно, великое множество).
Но так ли безоблачна была жизнь пастухов и пастушек, какой ее представляли себе высшие слои общества, художники и поэты?
Разумеется нет. Прекрасные пасторальные сцены, как правило, были не больше чем вымыслом самих авторов в их стремлении угодить утопическим ми невероятно далеким от реальности представлениям знати.
Источник