- Параплан. Настоящие эмоции. Что испытывает человек в полёте
- Как учатся летать на параплане, парапланеризм глазами новичка
- Мой первый полет на параплане, или как найти приключения на свою ж…
- Найдены возможные дубликаты
- Истории из жизни
- Правила сообщества
- 4 километра над землёй на ниточках
- Что делать, если некуда приземляться?
- Как я свой рекорд побить пытался
- Когда сохранился перед прыжком
- Адреналин и параплан
- ПРЫЖОК
Параплан. Настоящие эмоции. Что испытывает человек в полёте
Бывает, летаешь в тандеме в серый пасмурный день, катаешь пассажиров — взлёт– посадка – взлёт– посадка… Начинаешь немного уставать от некоторого однообразия лётной работы: перед каждым полётом расправишь параплан на стартовой площадке, беглым намётанным взглядом проверив его работоспособность и надёжность, оценишь погодные условия, проверишь связь с командой БК (буксировочного комплекса), приветливо встретишь очередного пассажира, у которого могут вертеться в голове самые разные мысли – от опасения перед первым неведомым шагом в небо, до безумного отчаяния «перевернуть Землю»…
Короткий предполётный инструктаж. Шутки ради предложишь человеку отказаться от полёта! – Кто ж откажется от оплаченного Подарочного сертификата!? Пристегнёшь лётное снаряжение. Установленным жестом доложишь руководителю полётов на стартовой площадке о готовности экипажа к взлёту.
Взлёт… Набор высоты… Отцеп от троса БК… Глайд. Посадка. И, очередной пассажир.
Но что творится в это время в голове человека , который впервые в жизни собирается отправиться в свободный полёт, подняться на высоту, на которой раньше не бывал, увидеть землю с большой высоты без иллюминаторов и барьеров, испытать перегрузку и невесомость при выполнении акрофигур. Какие эмоции испытывает и что чувствует во время полёта пассажир тандема?! Даже короткий пятиминутный полёт способен подарить человеку незабываемые эмоции несравнимые ни с чем другим. Кто-то пытается скрыть свои чувства, ведёт себя сдержанно, не давая выхода эмоциям, а кто-то не стесняясь проявляет весь спектр эмоций. Но то что полёт никого не оставит равнодушным – это точно! Проверено ни на одном человеке.
Это видео отличное тому доказательство. Оно заставит вас улыбнуться и зарядит энергией и хорошим настроением. Возможно после его просмотра вы решитесь на свой первый полёт.
Больше эмоциональных, захватывающих видео с полётов смотрите на нашем youtube канале
Источник
Как учатся летать на параплане, парапланеризм глазами новичка
С детства я мечтал уметь летать. Прошло немало лет, прежде чем я все-таки смог получить лицензию пилота параплана.
Представляю вашему вниманию нарезку видео, снятого инструктором во время проведения базового курса обучения.
Началось все, естественно, с неодобрительного: «Ну ладно, хрен с тобой! Летай!» — от моей любимой супруги!))). Я принял решение, 100гр для смелости, собрал чемодан, и вот я уже в самолете, несущем меня к исполнению моей детской «хочушки», в прекрасную страну Черногорию. Черногорию, как место для первоначального обучения полетам, я выбрал не с проста.
Во-первых, в России нет установленного порядка лицензирования пилотов параплана, а также невозможно получить международную лицензию пилота. Парапланеристам интереснее летать в горах, а подходящих условий для длительных маршрутных полетов в России не так уж и много, тем более подготовленных площадок для совершения безопасных взлетов и посадок. Получается в России все полеты проходят либо полузаконно, либо «недонезаконно» и на свой страх и риск.
Во-вторых, для качественного обучения мне необходим был русскоговорящий инструктор. Объясняться по рации в сложные моменты на иностранном языке для меня не удобно, а сложных моментов в начале пути было ооочень много. Ставший привычным голос инструктора в рацию — был спасительной ветвью для утопающего, а точнее для улетающего).
В-третьих, чтобы научиться летать в горах, надо летать в горах! Вспомнил это я стоя на краю высотной стартовой площадки, перед обрывом 1000м, и, с трясущимися от страха ножками, сделал усилие, раскрывая над головой купол параплана, чтобы совершить первый настоящий самостоятельный полет в горах.
В-четвертых, подходящие для полетов климатические условия.
Когда-то, давным-давно, я начал обучение в одной из Московских парапланерных школ. В итоге процесс затянулся более чем на год и ничем не закончился. Весна, осень — не летная погода: под ногами грязь, термической активности нет, вокруг все серое — парапланеристы грустят и сидят дома. Зимой холодно и тоже печальненько обучаться, бегая по заснеженному по пояс полю, и получается, что для комфортного обучения подходит только несколько месяцев в году. И то не все, а только по выходным, и только когда инструктор не в отпуске или еще где-то, да и вообще полеты только с лебедки, а в Черногории погода позволяет летать круглый год, кроме редких дней, когда дует неправильный ветер. В целом базовый курс обучения можно
уложить в стандартные для Россиян две недели отпуска! Да еще и в моречке покупаться после изнурительного полетного дня.
В итоге, по деньгам, обучение в Черногории получается так на так, а если учитывать потраченное время, то и вовсе дешевле чем в России.
Само обучение проходит в несколько этапов:
1. теоретическая подготовка;
2. наземная подготовка;
3. самостоятельные «подлеты» с холмика сверху вниз;
4. самостоятельные полеты с высотного старта.
В первый же день моего прибытия в Черногорию инструктор поинтересовался готов ли я отправиться на два дня с палатками в сердце Черногории для начала обучения и, получив утвердительный ответ, вечером этого же дня мы, вместе с его женой и двумя мелкими, сидели у костра и утрамбовывали теоретические знания в мой жаждущий приключений мозг.
По утру, а утро у парапланеристов совсем не раннее, так как воздушным массам требуется время на разогрев и пробуждение термической активности, мы начали активно мучить крыло и, разгоняя накопленные мною жирки, активно носиться по полю, практикуя умения обращаться с парапланом на земле. К вечеру первого дня я даже совершил пару самостоятельных подлетов, особо и не желая этого, просто в какой-то момент меня подхватывал ветерок термодинамика и запускал в космос, как мне на тот момент казалось.
Наземная подготовка на этом не закончилась. Во время обучения я еще далеко ни один день провел, не вылезая с полей в попытках обуздать воздушный змей площадью в 27 квадратных метров. В некоторые моменты играться с крылом на земле мне нравилось даже больше чем летать, особенно после сложных полетов в турбулентных условиях протяженностью в пару часов и более, за время которых я дико уставал от постоянно присутствующего взгляда старухи с косой, которая, как мне тогда казалось, с улыбкой наблюдает за болтающимся под облаками учлёта на странной конструкции, представляющей из себя матрац с веревочками.
По мере приобретения навыков пилотирования страхи конечно потихоньку улетучивались и в конце каждого летного дня оставалась сладкая истома от полученных во время полетов эмоций.
Убедившись в моей готовности к первому высотному старту, инструктор принял решение «выкинуть меня из лодки по середине озера», естественно, ничего не сказав мне о принятом решении, видимо, что бы я заранее не покинул эту лодку. В этот день мы как обычно утрамбовались в
машину и, под привычное уже внедрение в мой учлётный мозг теоретических знаний, отправились, как мне тогда казалось, постигать все премудрости наземной подготовки в поля, но что-то пошло не так как я это себе представлял. Мое удивление не знало границ, когда вместо привычного взгляду поля мы остановились высоко в горах и инструктор скомандовал вылезать и готовиться к полету! Негодование сменилось чувством страха.
Оторвавшись от земли, я немного успокоился. В голове пробежала мысль о том, что на земле было гораздо страшнее чем в воздухе, но и там, на земле, в гамме эмоций для страха не оставалось места. Все мысли были только о правильности и последовательности действий, проверки готовности снаряжения и тд. Только дрожь в коленках выдавала присутствие в крови огромного количества адреналина и кучу еще каких-то биохимических продуктов жизнедеятельности, которые все-таки заставляли меня это делать, и даже больше — я получал ни с чем не сравнимое удовольствие от того что я делаю! Первый полет незабываем!
Бежали часы, проведенные мною в воздухе. Страх улетучивался замещаясь опытом. Взлеты и посадки стали более уверенными и перестали будоражить сознание. Я получил долгожданную лицензию, но подгоняемый инструктором продолжил обучение по программе Para Pro 3-4, летая в более сложных метеоусловиях. Изо дня в день я отрабатывал навыки пилотирования в термиках, динамиках, термодинамиках, постигая основы маршрутных полетов. Конечно не всегда все проходило гладко и, в конце моего видео, есть небольшая нарезка разных косяков ученика, многие из которых не были увековечены в видео, так как во время полетов мне было совсем не до камеры. Некоторые из них заканчивались легкими травмами или посадками в кусты на скалы и тд.
Подытожив все написанное и пережитое мною за этот незабываемый месяц, хочу сказать однозначно — оно того стоило! Как-будто я пережил отрывок жизни героя книги, который может прикоснуться к облакам рукой, которому не знакомо чувство суеты мира где-то далеко внизу, и все-таки как же прекрасно это чувство свободного полета! Чувство безграничного трехмерного пространства, где взгляд не касается горизонта почти бесконечно! Как же прекрасно ощущать себя в прохладе горного воздуха где нет ничего кроме тебя и неба!
Всем хорошего дня и прекрасного настроения!
Источник
Мой первый полет на параплане, или как найти приключения на свою ж…
Небольшое отступление дорогие пикабушники, я ни разу не писатель, но хочется запилить именно такой пост, который был бы приятен чтению. Если такой не получится, знайте – я старался!
Ну не буду Вас томить, значит дело было так….
На 23 Февраля прошлого года нам с моим другом наши любимые жены подарили сертификат -незабываемый полет на параплане в горах, но подарок был долгосрочный и использовать его можно было только с наступлением тепла. Сам я живу в горной Киргизии и это та Республика, где можно разгуляться экстремальным видам спорта.
С наступлением лета мы по согласованию с организатором назначаем место встречи и время трансфера в ближайшее горное село.
Было ранние утро июня, уже жарко, организатор забрал нас на крузаке 80ке с точки, и мы помчали навстречу приключениям.
Домчали мы быстро, дольше поднимались в гору по так называемой проселочной дороге с крутыми подъемами, старичку-крузачку было местами тяжеловато но он справился.
По дороге нам рассказали примерный план мероприятия. Уникальность его была в том, что твой первый полет был БЕЗ инструктора, а чтоб ты себя не почувствовал одиноким, тебе на шею вешают рацию, по которой будут раздавать команды за какую веревочку дергать, далее в план входило:
1. Подъем в горы на джипе.
2. Краткий инструктаж.
3. Раскладка параплана.
4. Спуск на параплане по воздуху через поле на проселочную дорогу.
5. После приземления сложить параплан.
6. Ожидание джипа, который спустится за тобой (если повезет) и поднимет в горы на второй круг.
И так по плану 2-3 раза.
Важная деталь. Основной целью было пролететь через поле, и не дай бог на него приземлится, хозяева земли немедленно вызывали ментов (посягательство на личную собственность) как рассказывал инструктор, нам эти проблемы ни к чему, поэтому делайте что ходите, хоть бздите вместо попутного ветра, но на поле не ногой!
Одет я был налегке, майка, джинсы, каска) О как я потом об этом пожалел, что не одел более плотную одежу. Стояла уже жара, трава местами доходила до пояса, все цветет, жучки стрекочут так, что порой приходится кричать чтоб услышать.
Первым примерить на себя доспехи параплана выпала мне, повесили мне рацию на шею, я отдал совой мобильный телефон моему другу (Назовем его Андрей).
Как ранее сказал инструктор, крыло параплана для начинающих и «сложить» крыло на нем практически не возможно, что сводило к минимуму неудачное падение. Максимум говорит переломаете ноги)))) Пришло время первого старта.
Дальше следовали рекомендации, типа беги — при порыве ветра, что есть силы, по команде отпускай первичные стропы которые держишь в руках, — поджимай ноги и……..
—А че, все понятно)))
Ну я полный решительности жду ветер, а его сука чет мало совсем. И вот он мой звездный час.
Разбегаюсь, корпусом вперед, по команде бросаю стропы, поджимаю ноги, ветер резко тухнет и дальше снова возобновляется. Я вроде взлетел (мне так показалось) а потом резко пошел к земле, и меня начало буксировать по кушерям и колючкам в майке до полной остановке.
Встал, вроде цел, руки расцарапаны в кровь, грязный, но желание взлететь стало еще сильнее.
Второй заход закончился тем же, потаскало по кустам, взлететь не удалось.
На третий раз удача улыбнулась, я бежал что было мочи, поджал ноги, кинул стропы, и порыв ветра пнул меня в крыло и вот наконец земля начала уходить из под ног.
Ощущения товарищи просто восхитительны, дух захватило, страха не было вообще, как я буду приземляться я не думал, просто здесь и сейчас любовался видом который был под ногами.
А дальше меня начало сносить прям на поле)))
Но инструктор истошно орал куда и как дергать, в итоге я дотянул и сел за полем.
Приземление прошло на удивления мягко, как будто спрыгнул со ступеньки на пол.
Сложил параплан и уселся на траву ждать Андрея пока он прилетит.
Андрею повезло больше, он взлетел с первого раза.
После приземления Андрея, он делится впечатлениями!
Потом поворачивается ко мне и говорит:
«Слушай, я помойму твой телефон, прое…ал».
Андрюха снимал мои взлеты и падения на свой телефон, а мой по инерции положил в задний карман штанов, и соответственно забыл успешно про него когда пришла его очередь взлетать.
Искать его в горах да и еще в густой траве было не реально, звонить на него бесполезно, «рёв» кузнечиков был такой, что один фиг не услышишь даже если он в кармане будет лежать.
Походили побродили, полетали еще по разу и выдвинулись в сторону дома.
На всякий случай поставили GPS метку на карте, примерно там где мы летали.
Домой приехал, ободранный, грязный, без телефона, но один фиг с отличным настроением.
Немного отойдя от происшествий созваниваемся с Андрюхой и думаем как можно найти телефон.
К нас приходит гениальная идея:
1. Берем WIFI роутер + powerbank
2. Переименовываем SID точки доступа (название и пароль аналогичны домашней сети).
3. Через планшет подключаемся к интерфейсу роутера и смотрим подключенные устройства.
4. Если повезет поймать сигнал телефона, по уровню сигнала определить квадрат поиска.
5. Запасной вариант, дождаться сумерек, и если повезет что телефон упал вверх экраном поискать по свету.
Было еще несколько проблем:, телефон не был полностью заряжен, и добраться до того места было проблематично, нужен был внедорожник.
В жопу трудности подумали мы!
Прихватив супругу, Андрюху, мы загрузились в наш ниссанчик микра (k11) и выдвинулись на поиски к gps метке!
Поездка начала обретать облик квеста))
Что я Вам могу сказать, на нашей малолитражке мы туда с трудом конечно но забрались, местами люд выходил на улицу и помогал советами как лучше проехать.
И вот мы на месте проишествия.
Включаем WIFI планшет – нет сети(((
Мы решили идти по примерной траектории полета вниз с горы.
Спустя 20 минут, Андрюха заорал, что поймал сигнал. далее по уровню сигнала поймали точку где антенна ловила уверенно устройство
Я начал активно звонить себе на телефон, но рингтона в упор не слышно(((
И тут раздается ликующий крик супруги:
«Заткнитесь. я чет услышала».
И вот из кустов она достает мой, мать его мобильник.
Целый и невредимый!!
Место падения от точки взлета находилась в метрах 150, заряд был на уровне 21%. Цель достигнута!
Радости не было предела.
Если б я эту историю услышал от кого-то, то я бы наверно отнесся к ней скептически. Но я с гордостью могу заявить, это был один из самых лучших дней в моей жизни, который я никогда не забуду! Спасибо тебе любимая за уникальный подарок на 23 февраля который был полон приключений.
Ниже небольшой видеоотчет от первого лица 😉
Найдены возможные дубликаты
Истории из жизни
23.4K пост 57.8K подписчиков
Правила сообщества
1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег «Мое», то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом — пересказом готовых историй своими словами.
3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю «пруфами», дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях — это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении — предупреждение, повторно — бан.
6. Помните — сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
Утверждения же — вроде «пост — дерьмо», есть оскорбление самого автора и будут наказываться.
Свои функции такое древнее г..но уже не выполняет в полной мере. Пропитка тканевая уже иструхалась и это теперь большой носовой платок,а не параплан. Да и у нового подобного параплана характеристики как у запорожца по сравнения с парапланами «иномарками». Летит вперед только потому что есть место чтоб лететь вниз. Я кмс по парашютному спорту, но в парапланах особо не шарю, но физику его понимаю. И я без должной подготовки ни ногой к этим, без сомнения, прекрасным изобретениям. Ибо мне известно что такое сваливание, складывание, штопор и т.п. А Вы не обезбашенный, Вам просто не знакома другая сторона медали и у Вас плохое воображение. Безбашенность это когда твои шалости могут привести максимум к сломанной конечности. Когда ты можешь стать инвалидом или отправиться кормить червей это называется идиотизм. Я не говорю что Вы идиот, Вы, повторяюсь, просто не представляете возможных последствий ввиду абсолютно незнакомой Вам сферы.
Ну типа как в блюхол на воздухе лезут, несмотря на то что там весь берег в табличках с датами смерти. Или на 60 метром соло без гида.
Тоже зависит от везения )
Да, но я о всей той же подготовке и ТБ )
Вы зря иронизируете. Человек всё правильно сказал. Я рад за вас, что всё прошло относительно нормально и что вы всем довольны. Надеюсь, что вас навсегда увлечёт это занятие. Приветствую вас и жму руку.
Первый полёт всегда самый красочный, хоть с парапланом, хоть с парашютом.
Замечу одно. Судя по рассказанному, вам не был организован нормальный полёт. Свой полёт вы сделали сами, в этом больше заслуги вашей, а не инструктора. Как я понял, обучения достойного вам не провели. «Краткий инструктаж и в бой»
Полёт с парапланом, это не как прыжок с парашутом-дуболётом Д5 с привязанной стропой, вытягивающей парашют за вас. Здесь нельзя обходится формальным обучением.
Наземка (предварительное обучение и отработка навыков на земле) и теория крайне важны для вашей же безопасности.
Крыло, как и указали, «матрас», старое и характеристики его «сосут». Но для первых слётов сгодится. Когда научитесь, то поймёте, как и указанно в другом ответе, что нормальный параплан, в отличии от остального, способен лететь вверх, а не вниз. А так же вы, надеюсь, познакомитесь с остальными «небожителями» (среди которых можно найти и поответственнее наставника) и разберётесь во всех важных аспектах.
А информацию и обсуждения по сопутствующей теме самостоятельно вы можете найти на форуме сайта paraplan.ru (не примите за рекламу, это по России в целом, в регионах есть и другие сайты помимо этого, но этот основной). «Заочно» можно познакомится там с сообществом. Там тоже есть как «диванные» спецы, так и реальные профи, думаю разберётесь.
Берегите себя и не меняйте небо на суету.
П.С.: Забегая вперёд, скажу, что увлечение это не самое дорогое (касаемо «свободников»). Начальный комплект для свободных полётов можно купить за 30 тыс.руб.
Главное, что без происшествий и серьёзных травм. Было бы грустно.
За 30 тыриков можно успешно приобрести крыло, вытянутое затяжками. С остальной снарягой попроще (за искл. ЗП).
То-то школы по дешману продают затяжные крылья, ага=) Не, можно, канеш, а-ряд поменять, но чайнику обычно не хоцца заморачиваться. За 30 пять лет назад можно было не сильно ушатанное крыло взять. Крыло онли, +подвеска, ЗП, шлем, рация, жопс, варик(ну ок, ок, оставим только рацию для чайника), комплект одежды и обуви в большую сумму и выливался в итоге, а сейчас и ценники уже совсем другие.
Так я и не про всех. И понятно, что комплект несвежий-кто спорит-то?
Согласен, гулять так гулять! Если бы чуть посильней и чуть удачней приложился, так можно было бы вообще заработать компресионную травму позвоночника. Воспоминания на всю жизнь. Ух!
прочитала ваш пост и купила полет на параплане)
сегодня летали,это невероятно крутые ощущения!)спасибо за пост и мотивацию!)
ух, паражуть, у нас с подобным куполом наземку отправляли отрабатывать за косяки )
по просмотру осталось впечатление что кадры взлёта с «первого раза», а вот далее кадры полёта и приземления уже с других выездов или с иным человеком )
про поиск телефона — класс, приключение получилось!
и да, по-доброму завидую яркости первого самостоятельного полёта, ощущения незабываемые!
Кстати, что хотел по технике полёта сказать.
1. Бросить стропы — разгрузить крыло. Если имеется в виду бросить клеванты, то параплан просто начинает разгоняться, опережает пилота и проседает. На земле или сразу на старте это кончится пузом по колючкам, или просто падением крыла и отменой взлёта.
Если бросить передний ряд строп, — то же самое произойдёт ещё быстрее, только не параплан обгонит пилота, а пилот сам затормозит на месте, и купол ему на голову упадёт.
Все управления делаются плаааавно.
2. Воздух — штука тонкая: прошёл порыв ветра, подъёмная сила уменьшилась, и вот вы уже не летите, а снова бежите. А крыло вас обгоняет, см.выше.
Поэтому парапланерист всегда готов бежать, а на взлёте он бегает по воздуху, с запасом.
Ну и наконец, движения корпуса при наземной части полёта «контрынтуитивны»: бежишь вправо — правым плечом вперёд (т.е. поворачиваешь корпус влево), бежишь вперёд — грудь вперёд, руки вверх и назад.
Без мышечной памяти такое сложно проделывать.
«I’m an eaaaagleeeee!»
Такое планирование тоже прикольно, но однажды я решусь на прыжок с парашютом. Эх.
Парашют ещё проще.
Здесь же человеку продали полёт с инструктором (что делается в тандеме, где пассажир как баласт, а управляет инструктор), но по какой-то причине (инструктор-..удак?) человека без подготовки запрягли в одиночную подвеску.
Поясню: что бы безопасно летать на параплане самостоятельно, люди с тренером занимаются не менее 2-х недель (как правило месяц), изучают теорию, и отрабатывают навыки на земле.
Конечно, у него эмоции хлещут через край, в его ситуации, это адреналин не хуже парашютного, но риск куда выше.
Насчёт рисков, тут сложно сравнивать. У парашюта выше вертикальная скорость, у параплана — горизонтальная. Параплан стартует с маленькой высоты, и если что-то плохое случится на старте, то можно не успеть кинуть запаску. Но и падать невысоко, особенно, если плохое прямо на земле: проедешь телом по кустам. Это не бейсджампинг какой-нибудь.
Но в любом случае, аналогом дуба, когда прыгнул и висишь-отдыхаешь, может считаться только тандем.
Курс параплана — 30 полётов плюс дофига наземки; благо, летать пешком можно (парашютистам и другим планеристам тут сложнее).
Если сравнивать стандартный первый парашютный прыжок с дубом и случай неподготовленного полёта как у ТС, то однозначно риск на параплане выше. Я об этом говорил. Курс параплана может варьироваться, кто то быстро усваивает, кто то нет, тренируют тоже по-разному. В остальном вы правы.
Читается на одном дыхании)
4 километра над землёй на ниточках
Каково это — висеть на четырёхкилометровой высоте в небе на тоненьких ниточках, ощущать холодный ветер в лицо, щуриться от яркого солнца, смотреть вдаль?
Иногда бывают такие уникальные дни, когда это возможно.
Если ветер на такой высоте не слишком сильный, а небо безоблачное, то мы — тряпколёты, парапланеристы — можем наслаждаться такими картинками не из иллюминатора самолёта, а непосредственно.
Интересно, бывают ли на таких высотах орлы? (А то, знаете, «жив, цел, орёл» ещё никто не отменял).
Стартовав на какой-нибудь горе, хотя бы полтора километра высотой, можно подняться вместе с воздушными потоками так высоко, что просто дух захватывает.
Что делать, если некуда приземляться?
Попал тут пару недель назад в щекотливую ситуацию.
Взял новое крыло потестировать и решил, что сам сусам, так что сразу надо лететь далеко и надолго. Но крыло оказалось говённым с хитрецой, так что через пару часов я оказался очень низко. Как назло, в этот момент я пролетал сложный участок, где практически не было мест для посадки.
Кое-как выбрав маленькую лужайку у дороги, я всё-таки умудрился на неё приземлиться. Посадка была немного грубоватой, в высокую траву, но без последствий.
У меня с собой была камера, так что всё действо я заснял. Как говорится, уроки выучены 😀
Как я свой рекорд побить пытался
В прошлом году я пролетел 180 км на параплане (и писал об этом на Пикабу). Было здорово, но в этом году я захотел побить этот свой личный рекорд.
В Италии есть одна особенная гора, прямо созданная для рекордных полётов. Она так удачно расположена, что с неё можно стартовать рано утром (даже до 9 утра), и уже в это время кругом полно восходящих воздушных потоков, поднимающихся выше близлежащих вершин. Если прогноз погоды благоприятный, то утром на этой горе — Гренте — можно встретить пилотов со всей Европы.
Одна только беда: на эту гору нужно идти пешком, с тяжёлым 25 кг рюкзаком (снаряжение, вода и еда на весь день, тёплая одежда и приборы для полёта). Но на что только не пойдёшь ради рекорда.
В 6 утра мы оставляем машину на парковке внизу и начинаем восхождение, или, точнее, восползание с рюкзаками.
Где-то через полтора часа мы достигаем промежуточного перевала, где можно пополнить запасы воды и отдышаться. Солнце уже показалось из-за соседней вершины, а значит медлить нельзя — нам ещё как минимум 40 минут идти.
А посему — взваливаем рюкзаки на плечи и продолжаем мучение.
На вершине нас ждало разочарование: облака оказались ещё очень низко, ветер был сильный и вообще с очень неподходящего направления. Прогнозы наврали, в общем.
Просидев на горе до 11 часов, мы всё же решили стартовать. Уже было ясно, что никакого рекорда сегодня не получится, потому что для рекорда стартовать нужно было не позднее 9:30. Но не зря же мы тащились сюда!
Из-за ветра пришлось стартовать с «неправильной» стороны горы, где нет солнца, и перелетать на солнечную, но подветренную сторону. А это значит — сильно турбулентный воздух и сложные условия. Низкие облака («всего» каких-то 2700 метров по нижней кромке — но вершины в облаках!) ещё больше усложняли задачу, как и сильный ветер.
Кое-как пролетев первые 10 километров в более-менее спокойных условиях, успеваю насладиться видами.
Но дальше началась жесть жестянская. Крыло извивалось змеёй, изгибалось в дугу и норовило сложиться каждую минуту. В воздухе меня швыряло то туда, то сюда. Я уже давно не летал в таких суровых условиях (а может, и вообще ни разу).
Наверное, нужно было отказаться от полёта — не стартовать вообще или уйти на посадку. Но толпа других (тоже офигевающих) пилотов в воздухе и та самая мысль «зря сюда тащился что ли?» не пускали.
Где-то через 2 часа пришла она. Начинается на Ж и заканчивается на ОПА. И пришла она, как часто бывает, очень внезапно и неожиданно. К сожалению, камера была в тот момент выключена, так что картинок нет.
Вот это кадр где-то за 5 минут до событий. Я лечу вдоль хребта на акселераторе, чтобы пробиться против сильного ветра. Воздух вокруг был неровный, но не слишком турбулентный. В какой-то момент, совершенно неожиданно и безо всяких предпосылок, моё крыло практически полностью складывается, после чего мгновенно «стреляет» вправо и вниз — я не успеваю среагировать и остановить его. Оказавшись внизу, крыло снова складывается, а я пролетаю мимо крыла, едва его не задев.
Я отлично помню, что в момент падения я думал о том, бросать ли мне сейчас запасной парашют или нет. Параллельно с этими печальными думами я всё же продолжал следить, что происходит с крылом и где я нахожусь, так что в нужный момент смог остановить каскад сложений и снова раскрыл крыло. Можно сказать, что тут 50/50 — сложение открылось удачно, и я сработал правильно. На всё про всё я потерял, может, метров 50 высоты (и немного собственного веса, отложенного в виде массивных кирпичей). Если бы я в этот момент летел на высоте 50 метров над рельефом, то этот текст бы никогда не был написан.
После инцидента я всё же решил продолжать полёт, но всё время пытался понять, где же была моя ошибка — можно ли было предотвратить это сложение, а если нет, мог бы я хотя бы предотвратить тот резкий клевок?
Через пару часов я понял, что полёт больше не радует меня, да и условия не стали спокойнее. Так что я просто приземлился на каком-то поле рядом с дорогой, пролетев всего 100 километров из запланированных 200.
В общем, день с самого начала не задался. Но это был ценный опыт по принятию решений. Иногда лучше сразу сказать «нет», чем лезть на рожон.
После полёта я собрал из тех видео, что записывал, небольшую подборку щекотливых моментов. Увы, но гвоздь программы в подборку не вошёл из-за отсутствия записей, а вот в моей памяти он ещё немного побудет — это точно!
Когда сохранился перед прыжком
Адреналин и параплан
Я приезжаю на поле между Бердском и Искитимом в такси.
Метров за 300 от стартовой площадки стоит машина с катушкой троса. Догадываюсь о её предназначении.
Вижу гордо парящие купола парапланов. Издалека, они словно орлы высоко в небе выискивающие добычу.
Отмечаюсь в списке, сразу женщина предлагает за дополнительную плату 500 рублей видеосъёмку с монтажом с 2-х камер GoPro. Я без вопросов плачу, потому что первый в жизни полёт стоит запечатлеть, тем более с 2-х ракурсов.
Меня тут же подзывает инструктор. Пока надеваю шлем и стропы с сидением, инструктор рассказывает куда девать руки, что делать на взлёте и другие базовые вещи. Вручает в правую руку ручной штатив с камерой, вторая у него на шлеме. Он со мной в тандеме, сзади.
Сейчас нас потянет трос на разгон и нужно откинуться назад. Инструктор сообщает по рации дежурному на тросе — готовность к взлёту. Поехали!
Трос слегка рвануло, мы держимся, а он выпрямляется, купол раскрывается и нас сразу же подбрасывает вверх.
Набираем высоту: 50, 100, 150 метров. Трос как оказывается нужен именно для набора высоты.
200, 300 метров. Я сначала смотрю в камеру, потом вспоминаю что вокруг просторы и мы на большой высоте. Вижу поля, слева Обское море как на ладони, город Бердск, справа Искитим.
Сообщаю инструктору, что ходил в горные походы и не боюсь высоты, поэтому наслаждаюсь видом, панорамой. Говорю что приехал за адреналином. Он отвечает, ухмыляясь, что-то вроде: «Что адреналинчику хочешь? Сейчас сделаем!»
Я спрашиваю высоту, инструктор говорит что уже 400 метров, 450! Далее он ловко отцепляет трос, — я даже сначала не понимаю что произошло.
Мы свободно парим на высоте полкилометра. Поворот направо, дух захватывает, сердце в пятки 🙂
«А сейчас будут качели, как обычные — только на высоте птичьего полёта» — говорит инструктор.
Качелька вправо — Ух. Качелька влево. Аааа. Жесть. И так раз 5 наверное… Кого-то укачивало, тошнило, как потом выяснил. Я же чувствую хорошую перегрузку и внутренний взрыв эмоций: «Аааааааоооооо. Йухуууу! О да! Еееееее. »
Далее парим свободно секунд 10. Я кайфую, тащусь, меня распирает от радости.
«Сейчас будет ещё больше перегрузка» — сообщает мне инструктор — «в авиации это называется штопор, у нас — спираль».
Я не успеваю переварить сказанное и мы входим в «штопор». Не знаю сколько было «Жэ» (G) перегрузки, но это точно — Жесть! 0_о
«А сейчас — невесомость» — и я ощутил секунд 5 невесомости, после того как мы вышли из спирали и инструктор сделал «торможение воздухом» (не знаю как по-другому можно ещё назвать).
Вау! Вот это ощущения! Всё время трюков я думаю, а если купол сложится и мы сиганём вниз… У инструктора кстати сзади парашют-запаска на самый крайний случай.
После «Спирали» мы начинаем парить и снижаться. Точки с автомобилями и людьми на поле быстро приближаются. Инструктор говорит слезать с сидения и выпрямлять ноги. Пам! Мягкая посадка!
Вот это полёт! Первый, но теперь я твёрдо решил, что далеко не последний.
Всем рекомендую пережить хоть раз полёт на параплане!
P.S. Дело было летом 2014 года. Но я вспомнил историю в деталях и записал.
Ниже прикрепляю ролик с полёта. Слабонервным не смотреть. Дело не в самом видео, или страхе высоты. А в том что я тогда был дрыщом, как будто меня из концлагеря забрали, и отправили в воздух 😀
ПРЫЖОК
Несколько лет назад мы с друзьями-воздухоплавателями поехали в Солоновку полетать. План был прост — подняться и полетать над полями подсолнухов, уж очень красиво. Солоновка – небольшая деревенька на границе Алтайского края и Республики Алтай, уютно расположившаяся в долине в окружении живописных пологих предгорий.
Приехали, расположились на базе. Вечером, как водится, распечатали виски, позвали соседей… В общем, вечер удался. А утром — дождь и ветерок неприятный. Решили ждать. Соседями нашими по базе оказались парапланеристы, они-то и сбили меня с пути истинного. Предложили подняться на горку, посмотреть, как параплан раскладывают. Им-то такая погода — самое оно! Дождик закончился, ветерок разгулялся. Я возьми и согласись.
Поднялись в гору, ребята разложили крылья, пристегнули подвески и по паре прыжков с горы совершили очень быстро. Мне стало любопытно. Предложили и мне натянуть на себя подвеску. Стою в подвеске, держу в руках стропы. В голове — тишина. Даже звон. В смысле, мыслительная деятельность отключена полностью. Ребята мне и говорят: «Давай пару шагов назад и поднимай крыло». Ну, я и поднял. Крыло легло на ветер и стоит, не колыхаясь. Парни вокруг загомонили, молодец мол, так и держи. Угу. Почуяв волю и небывалую в себя веру, разворачиваюсь через левое плечо и бегу к краю пропасти. Икар, блин. Успел услышать только заполошное: «Куда, бл. ь!», и все, землю потерял.
Пара секунд на осознание того, что я только что сотворил, а потом.. .потом мое тело решило спасаться — внизу ведь никакой опоры. Резко группируюсь, что означает подбородок к груди, руки туда же, ноги поджать. В рацию на груди слышу дикий крик: «Руки! Руууукиииии! Клеванты отдай!». Понимаю, что падаю, закручиваясь штопором. Резко раскидываю руки, и меня подхватывает и втягивает вверх восходящий поток.
Блин, я же лечу! Лечууу! Йухуууу.
Резко начинаю вспоминать все слышанные мной теории посадки на крыле. Понимаю, что нужно встать мордой лица на ветер. Давлю левую клеванту и почти даже успеваю довернуть. Иду вдоль склона, а навстречу — другой склон. Идущий вверх. И лечу я четко в него метрах так на 5-7 горизонтальной скорости, что грозит очень жесткой посадкой. Поджимаю ноги, группируюсь и втыкаюсь в склон на всем ходу. Навыки падения, вбитые в меня когда-то давно тренерами по всяко-разным единоборствам, подсказали мне перекат через плечо, что оказалось единственно верным решением. Я «размазал» энергию удара и вкатился вверх по склону, намотав на себя крыло. Лежу, отсыхаю. В рацию слышу: «Живой?». Нажимаю клавишу обратной связи, радостно так отвечаю: «Ага!». В ответ слышу что-то нецензурное вперемешку с шипением. Через пару минут меня уже разматывали, щупали и осматривали. Еще через пару минут вручили полстакана водки и поздравили с боевым крещением.
Водка провалилась в меня незаметно. Перегорела в пищеводе, пережигаемая адреналином. Блииин! Я же сам пролетел фиг знает сколько метров (оказалось, около 400) и даже не убился! Из потерь — порванные в шагу штаны и подвернутая левая ступня. Накатив и поздравившись, помог собрать крыло и ушел на базу, где меня уже ждали мои ехидные друзья. Они с порога уточнили, не я ли там парил, аки сокол? И не я ли так эпично воткнулся в склон, что у них даже чай расплескался? Надо ли говорить, что именно я им ответил?
Чуть позже, когда мы уже успели приговорить по паре палок свежезажаренного шашлыка и опростать очередной сосуд с живительной влагой, за мной приехали друзья и увезли на фестиваль ловли хариуса, где мы пили вкуснющую чачу и ловили самую хитрую в мире рыбу. Но об этом напишу как-нибудь в другой раз…
Источник