Параметры оценки эмоциональных состояний

Методы оценки и диагностики эмоциональных состояний

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой диагностики эмоций: А. Уэссман, Д. Рикс, П. Экман, У. Фризен, С. В. Велиева и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также основные методы оценки и диагностики эмоциональных состояний.

Понятие

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Эмоции трудный для диагностики из-за их частой изменчивости. К тому же, из-за их специфики лучше использовать проективные методы. Но следует помнить, что с помощью проективных методик нельзя получить стандартизированные данные, что затрудняет работу опытному специалисту и не рекомендуется к применению начинающему.

Общая характеристика методов оценки эмоциональных состояний

Как правило, методами изучения эмоциональных реакций являются:

  1. Наблюдение
  2. Опросник
  3. Анкетирование
  4. Игровые методы (для детей)
  5. Методы арт-терапии (подходят как для детей, так и для взрослых. Арт-терапия является уникальной и довольно простой методикой. К тому же, ее результаты достаточно точны. Принцип ее действия заключается в проекции, то есть, по сути, испытуемые могут бессознательно изобразить ту или иную проблему, расшифровать которую поможет специалист).

Оценка проявлений эмоций включает в себя три уровня:

  1. адаптивно-мобилизирующий (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),
  2. поведенческо-экспрессивный (отслеживание внешних выражений состояний в мимике, поведении, голосе),
  3. субъективно-оценочный (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).

Диагностика эмоциональных проявлений обычно происходит в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
  2. Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Методы оценки эмоциональных проявлений

«Самооценка эмоциональных состояний», А. Уэссман и Д. Рикс

Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

В методику включены следующие шкалы:

  1. Спокойствие – тревожность
  2. Энергичность – усталость
  3. Приподнятость – подавленность
  4. Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности
  5. Суммарная оценка состояния.

Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников

Стимульный материал методики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. «Методика «САН»

В методику включены следующие шкалы:

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, В. А. Жмуров

Предназначена для диагностики уровня выраженности (глубины, тяжести) депрессивного состояния человека, главным образом тоскливой или меланхолической депрессии, на момент обследования.

Шкала оценки значимости эмоций, Б. И. Додонов

Методика направлена на выявление преобладающих эмоциональных реакций человека путем ранжирования утверждений.

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», Н. П. Фетискин

Методика предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.

Стимульный материал методики представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. «Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»

Источник

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Измерение эмоциональных состояний проводится по трем основным аспектам – эмоциональному, физиологическому и поведенческому, а также по их взаимосвязи. Для спортивной практики наиболее ценным является изучение взаимосвязи эмоциональных реакций и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

Для измерения эмоциональных состояний в период интенсивной физической и психической нагрузки используется методика САН (табл. 62), разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии.

Подсчет анкеты, заполненной согласно инструкции, проводится следующим образом. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека: С – самочувствие, А – активность, Н – настроение. Букве «С» соответствуют следующие пары слов – 1, 2; 7, 8; 13, 14; . и т. д., т. е. через каждые две пары на третью. Букве «А» – 3, 4; 9, 10; 15, 16; . и т. д., т. е. через тот же интервал. Букве «Н» – 5, 6; 11. 12; 17, 18; . и т. д.

Приведенные пары составляют в сумме оценку каждого состояния. В цифровом варианте это выглядит следующим образом. Мысленно (вначале работы для практики – письменно) проставляется оценка каждой клетки, затем те клетки, которые были зачеркнуты испытуемыми, суммируются, исходя из этой шкалы. Следует обратить внимание на то, что для «С» и «Н» шкалирование идет справа налево, а для «А» слева направо.

В конце для переведения данных в общепринятую девятибалльную шкалу, полученные суммарные результаты необходимо разделить на 10 (по числу вопросов о каждом состоянии). Особый интерес представляет изучение эмоциональных состояний в период соревновательной деятельности.

Методика предназначена для оценки настроения (в определенной мере также эмоционального состояния в целом) путем исследования ответов, опосредованно отражающих это состояние.

Читайте также:  Типы темперамента проверь себя

Дата___________ Время_______ (заполняется в день проверки)

Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак «х» между противоположными по смыслу характеристиками (в том месте, которое для вас в наибольшей мере отражает соотношение между всем диапазоном клеток!

Самочувствие хорошее Чувствую себя сильным С плохое слабым
Пассивный Малоподвижный А активный подвижный
5 6 Веселый Настроение хорошее Н грустный плохое
7 8 Работоспособный Полный сил С разбитый обессиленный
9 10 Медлительный Бездеятельный А быстрый деятельный
11 12 Счастливый Жизнерадостный Н несчастный мрачный
13 14 Напряженный Здоровый С расслабленный больной
15 16 Безучастный Равнодушный А увлеченный взволнованный
Восторженный Радостный Н Унылый печальный
19 20 Отдохнувший Свежий С усталый изнуренный
21 22 Сонливый Желание отдохнуть А возбужденный соревноваться
Спокойный Оптимистический Н озабоченный пессимистический
25 26 Выносливый Бодрый С утомленный вялый
27 28 Соображать трудно Рассеянный А легко внимательный
29 30 Полный надежд Довольный Н разочарованный недовольный

Предлагается 21 фраза (вопрос), на которые следует ответить одним из трех ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает в момент обследования: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное).

1.Чувствую себя исключительно бодро.

2.Соседи (другие члены спортивной команды и т. д.) очень мне надоели.

3. Испытываю какое-то тягостное чувство.

4. Скорее бы испытать чувство покоя (закончились бы соревнования, тренировки, обследование и т. д.).

5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.

6. Состояние такое, что, образно говоря, готов горы свернуть.

7. Беседа с экспериментатором неприятна, вызывает чувство неудовлетворенности.

8. Удивительное настроение! Хочется петь и плясать, целовать от радости каждого, кого вижу.

9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.

10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне удивительно неудачными.

11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.

12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.

13.Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.

14.Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».

15.Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!»

16.Все люди без исключения мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.

17.Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко! Все доступно!

18.Мое будущее мне кажется очень печальным.

19.Бывает хуже, но редко.

20.Не верю даже самым близким людям.

21.Автомашины гудят на улице редко, но зато эти звуки воспринимаются, как приятная музыка.

Оценка результатов (на основе материалов обследования более 500 человек) проводится по следующим критериям. Настроение: 9 баллов – 20 ответов «нет»; 8 баллов – 19 ответов «нет»; 7 баллов – 18 ответов «нет»; 6 баллов – 16 – 17 ответов «нет»; 5 баллов – 13 – 15 ответов «нет»; 4 балла – 10 – 12 ответов «нет»; 3 балла – 8 – 9 ответов «нет»; 2 балла – 6 – 7 ответов «нет»; 1 балл – 5 и менее ответов «нет».

Астеническое состояние: ответы «да» в вопросах № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах № 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше искомых ответов, тем лучше состояние: 9 баллов – 1 – 2 ответа; 8 баллов – 3 ответа; 7 баллов – 4 ответа; 6 баллов – 5 – 6 ответов; 5 баллов – 7 – 8 ответов; 4 балла – 9 – 10 ответов; 3 балла – 11 – 13 ответов; 2 балла – 14 – 15 ответов; 1 балл – 17 ответов и более.

Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах № 1, 6, 8, 12, 16,-17; ответы «наоборот» в вопросах № 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше искомых ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий): 9 баллов – 6 ответов и ниже; 8 баллов – 7 ответов; 7 баллов – 8 – 9 ответов; 6 баллов – 10 – 12 ответов; 5 баллов – 10 – 13 ответов; 4 балла – 14 – 15 ответов; 3 балла – 16 – 17 ответов; 2 балла – 18 – 19 ответов; 1 балл – 20 ответов и более.

Изучение тревожности

Изучение состояния тревожности, которое возникает в связи со значимыми соревновательными ситуациями, производится при помощи шкалы самооценки Ч. Спилбергера (табл. 63). Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоции напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности).

Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма вопросов № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разнице прибавляется цифра 50. Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня состояния тревожности, 30 – 45 баллов – среднего, свыше 45 баллов – высокого. Чтобы определить оптимальный уровень ситуативной тревожности в условиях соревнования, необходимо сопоставить данные измерения предсоревновательного уровня тревожности с успешностью деятельности. Оптимальный уровень предсоревновательной тревожности можно выявить и репродуктивным способом, предложив испытуемым спортсменам воспроизводить в количественных оценках то состояние, которое они испытывали перед своим самым удачным выступлением.

Читайте также:  Чувства есть часть любви

Источник

Виды эмоциональных состояний.

Параметры измерения и оценки эмоциональных состояний.

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

Активационная теория Линдсея-Хебба.

Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

Информационная теория П.В.Симонова.

Связь эмоций с потребностями человека.

Эмоции и человеческая индивидуальность.

Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

Проявление эмоций в художественном творчестве.

Любовь как нравственное чувство.

Развитие эмоциональной сферы человека.

Патология эмоций.

Вопрос 1. Понятие об эмоциях.

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих

отношения человека к миру, процесс и результат его практической деятельности.

Вопрос 2. Основные функции эмоций.

а) Коммуникативная — эмоционально выраженные движения человека, выполняющие функцию общения.

б) Регулятивная — эмоции как важнейший фактор регуляции процессов познания.

в) Сигнальная — эмоции как система сигналов познавания потребностной значимости происходящего.

г) Мотивационная — эмоции, отражающая отношения между мотивами и реализацией мотивов.

д) Оценочная — эмоции, выполняющие функции оценки деятельности человека.

е) Стимулирующая — эмоции, организующие деятельность человека.

ж) Защитная — эмоции, помогающие приспособиться к окружающим условия.

Вопрос 3. Виды эмоциональных состояний.

а) Эмоции следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватной

ему деятельности субъекта. Они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще не наступили.

б) Чувства носят предметный характер и связываются с представлением о некотором объекте. Чувства выступают значимым фактором в формировании личности.

в) Аффекты — это эмоциональные состояния, сопровождающиеся видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Эта реакция возникает как постфактум и имеет субъективную эмоциональную окраску. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения.

Стресс — вид аффекта, представляющий чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение при ээмоциональной перегрузке нервной системы.

Страсть — эмоциональное состояние, представляющее совокупность эмоций, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности.

Вопрос 4. Параметры измерения и оценки эмоциональныхсостояний.

— воздействие на организм.

Вопрос 5. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

В книге “Выражение эмоций у человека и животных” Дарвин определил, что эволюционный принцип применим к биофизическому и к психо-поведенческому развитию живого. Дарвин изучил развитие эмоций в процессе эволюции жизни живых существ, как важный приспособленческой механизм, способствующий адаптации организма.

Вопрос 6. Психоорганические теории Джемса-Ланге и Кеннона-Барда.

Джемс-Ланге: по его теории органические изменения — первопричина эмоций;

физические состояния, характерные для определенных эмоций, отражаясь в голове человека через систему связей, порождают эмоциональные переживания.

У.Кеннон: по его теории телесные изменения при возникновении разныхэмоциональных состояний похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для обеспечения различий в высших эмоциональных проявлениях.

П.Бард: изучил закономерность одновременного проявления телесных изменений и эмоциональных переживаний.

Поздние исследования: показали, что с эмоциями связан гипоталамус и центральные части лимбической системы.

Вопрос 7. Активационная теория Лидсея-Хебба.

а) Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга.

б) Основные положения теории:

— электроэнцефалографическая картина работы мозга при эмоциях выражает “комплекс активности”;

— работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры

эмоций (силу, продолжительность и т.д.);

— для достижения хорошего результата не желательны как сильные, так и слабые эмоциональные проявления.

Вопрос 8. Когнитивные теории Л.Фестингера, С.Шехтера.

Согласно теории положительные эмоции возникают у человека при подтверждении его ожиданий, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным. Отрицательные эмоции возникают при расхождении ожидаемых и действительных результатов. Для продления их существует два выхода:

1. Приблизить ожидание и планы к реальному результату.

2. Попытаться добиться результата, соответствующего вашим ожиданиям.

— С.Шехтер показал зависимость эмоциональных процессов от памяти и мотивации человека. На эмоциональное состояние воздействует прошлый опыт и оценка им ситуаций с точки зрения актуальных для него интересов.

— Показана прямая зависимость между характером, интенсивностью переживаний данного человека и характером переживаний этих ситуаций другими людьми.

Вопрос 9. Информационная теория П.В.Симонова.

Симонов предложил формулу, согласно которой сила и качество возникшей эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения:

Э = F ( П, ( Ин — Ис, . )) ,где

П — величина и специфика актуальной потребности,

( Ин — Ис) — оценка вероятности удовольствия данной потребности на основе

Ин — информация о средствах удовлетворения потребностей,

Ис — информация о средствах, располагаемых в данный момент

Читайте также:  Как избавиться от постоянного чувства ревности

Вопрос 10. Связь эмоций с потребностями человека.

Эмоции отражают состояние, процесс, результат удовлетворения потребности. Эмоции показывают актуальные интересы, потребности и переживания человека.

Вопрос 11. Эмоции и человеческая индивидуальность.

Люди отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, устойчивостью эмоциональных переживаний, разнообразием эмоций, длительностью, доминированием положительных или отрицательных эмоций, по силе и глубине чувств, по их содержанию и предметной отнесенности.

Динамика эмоций характеризует личность человека.

Вопрос 12. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

Установленная связь совести человека с нравственной устойчивостью, принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми. Совесть характеризуется последовательностью и устойчивостью в поведении.

Вопрос 13. Проявление эмоций в художественном творчестве.

а) В живописи эмоции отражаются в виде сюжетов, в манере письма.

б) Видами творчества можно назвать юмор, иронию, сатиру, сарказм.

юмор — эмоциональное проявление смешного и доброго;

ирония — сочетания смеха и пренебрежения к чему-либо;

сатира — обличение или осуждение объекта;

сарказм — прямая насмешка над объектом;

трагизм — эмоциональное состояние, возникающее при столкновении добра и

Вопрос 14. Любовь как нравственное чувство.

Любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим, подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувствительности. Настоящая любовь предполагает психорганические связи лишь как форму выражения духовного начала.

Вопрос 15. Развитие эмоциональной сферы человека.

— Эмоциональность относят к врожденным и устойчивым личностным характеристикам человека.

— Доказано, что человек властен над проявлением аффектов и обучаем этому.

— Совершенствование высших эмоций и чувств означает развитие личности человека, которое может идти в следующих направлениях:

а) в направлении, связанном с внесением в эмоциональную сферу новых чувств;

б) в направлении, связанном с повышением уровня сознания, воли, контроля;

в) в направлении, связанном с просмотром духовных ценностей и норм.

В клинической психологии значимыми для оценки психического состояния оказываются как эмоции и чувства, так и аффекты и страсти. Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние человека, сопровождающиеся существенными изменениями. Аффекты являются потенциально опасными эмоциональными феноменами, поскольку могут приводить к дезорганизации поведения и немотивированным поступкам.

1) Различают: физиологический и патологический аффекты.

А) при физиологическом – нарушение сознания отсутствуют;

Б) при патологическом – присутствуют, что предопределяет появление или не появление автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии вслед за прекращением аффекта. Возникает после острой психической травмы. Он характеризуется: сужением сознания по типу сумеречного расстройства, нарушением ориентировки, чрезмерной жестикуляцией, речевой расторможенностью и психомоторным возбуждением. Заканчивается общим появлением общей слабостью, безразличием к происходящим событиям и глубоким сном. После пробуждения выглядят растерянными, не помнят, что с ними произошло, нередко подавлены.

2) Страсть – это своеобразный сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных на определенном виде деятельности.

3) Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, характеризующееся выраженными эмоциональными переживаниями (аффектами). Стресс может носить негативный характер (дистресс), приводящий к развитию патологии эмоций и позитивный, мобилизующий (эустресс). Стресс наступает вслед за психотравмой.

4) Психическая травма – это значимое для человека событие, вызывающее негативные эмоции вследствие того, что данное событие не способствует удовлетворению какой либо потребности и часто оказывается неспрогнозированным.

Эмоциональные феномены для оценки психологического состояния соматических и психических больных:

1) Депрессия – пониженное, мрачное настроение (тоска), двигательная заторможенность, замедление ассоциативного процесса;

2) Мания – повышенное, радостное настроение (эйфория), двигательное возбуждение и ускорение ассоциативного процесса.

3) Эйфория – повышенное беззаботное, неадекватно веселое настроение;

4) Дисфория – злобно-гневливое настроение;

5) Апатия – состояние эмоционального безразличия, равнодушия к самому себе или к окружающей обстановке.

6) Слабодушие – эмоциональное гиперестезия.

7) Паратемия – неадекватный аффект, количественно и качественно не соответствующий его причине;

8) Страх – чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий;

9) Тревога – чувство внутренней напряженности связанное с ожиданием угрожающих событий (за свое здоровье, за работу, за правильное выполнение действий;

10) Тоска – тяжелое чувство напряжения, граничащее с болью, которое больные локализуют в области сердца. Сопровождается двигательной заторможенностью;

11) Беспокойство – чувство напряженного ожидания надвигающегося несчастью;

12) Чувства потери чувств – мучительное чувство бесчувствия, переживания безвозвратной утраты возможности чувствования.

13) Амбивалентность – одновременное сосуществование противоположных чувств.

Симптомы нарушения эмоций:

1) алекситимия – затруднение или неспособность точно описать собственные эмоциональные переживания;

2) Ангедония – утрата человеком чувства радости, удовольствия;

3) Эмпатия – способность человека точно распознать эмоциональное состояние собеседника и сопереживать ему;

4) Синтонность – ровное настроение;

5) Эмотивность – легкая ранимость.

3) Аффект недоумения

Лекция 18

Тема:

Воля

План

Определение воли.

Функции воли.

Основа волевых действий.

История исследований воли.

Источник

Оцените статью