Памятка профилактика синдрома эмоционального выгорания

Памятка по профилактике эмоционального выгорания педагогических работников
материал по психологии на тему

Профилактика эмоционального выгорания педагогических работников

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_vygoranie_pamyatka_dlya_pedagogov.docx 53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них .

Физиологические симптомы ЭВ:

— чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

— ощущение эмоционального и физического истощения;

— частые беспричинные головные боли;

— постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

— полная или частичная бессонница;

— резкая потеря или резкое увеличение веса;

— заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.

Социально-психологические симптомы ЭВ:

— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

— частые нервные срывы (вспышки немотивированного

гнева или отказы от общения, уход в себя);

— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

Поведенческие симптомы ЭВ:

— ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

— чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;

— дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии .

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но. скучно и пусто на душе Исчезают положительные эмоции.

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в

присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Рекомендации по устранению симптомов и профилактике эмоционального выгорания педагогов

1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут) . Учителю необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться учителю (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.)
3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс . Если имеется недостаточная продолжительность сна, необходимо ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения» , когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.
5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа) , интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция ,т. е. принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дубенская средняя общеобразовательная школа»

Источник

Памятка для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
консультация по психологии на тему

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие «синдром профессионального авгорания», рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции.

Скачать:

Вложение Размер
prof.vygoranie.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осваиваем технику саморегуляции:

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

— активизация чувства юмора;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов, напев мелодий;

— самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так, без особого повода.

1. Дыхание на счет 7-11.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение, но не нужно напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.

2. Вопросы самому себе.

Этот прием нейтрализует средства, блоки-рующие ощущения покоя, путем новых перс-пектив в ситуациях прессинга (давления).

Когда Вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:

— Это действительно так важно?

— Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?

— Будет ли это так важно для меня через 2 недели, через месяц?

— Может ли что-то быть еще хуже?

— Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Успехов в управлении своим внутренним напряжением и умении управлять своими эмоциями с пользой для себя и окружающих!

педагог-психолог Бисинова А.С

МБОУ – ООШ с.Новокривовка

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

с. Новокривовка 2017.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей — всех, чья деятельность невозможна без общения.

К симптомам профвыгорания относят:

  • бессонница;
  • негативные установки;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • усиление агрессивности (раздражительность, напряженности);
  • усиление пассивности;
  • чувство вины и т.д.

Стадии синдрома эмоционального выгорания

1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний);повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Качества, помогающие избежать профессионального выгорания.

• хорошее здоровье, а также сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

• опыт успешного преодоления профессио-нального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• стремление опираться на собственные силы.

• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Что нужно и чего не нужно делать при симптомах выгорания:

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте Ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случи-лось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте Вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предостав-ляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте Ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Источник

Памятка для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
учебно-методический материал на тему

Рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_po_emots_vygoraniyu.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деформация (ПД) — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

Для синдрома эмоционального выгорания характерно: раздражительность, разочарование, обида, досада, апатия, подавленность, беспомощность, угнетенность, опустошенность, горечь, отчаяние, конфликтность, стресс, безысходность.

Фазы эмоционального выгорания:

1. Нервное напряжение, которое характеризуется переживанием психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенностью собой, тревогой и депрессией.

2. Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

3. Истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса.

Профилактика эмоционального выгорания:

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты.

Примеры релаксационных упражнений:

1. Лежите спокойно примерно 2 мин., глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица.

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек.

Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

ГКОУ КО «Калужская школа-интернат №1»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Источник

Читайте также:  Может ли пропасть чувство обоняния
Оцените статью