- Эмоциональное выгорание .Памятка
- Содержимое публикации
- Синдром эмоционального выгорания в детском оздоровительном лагере
- Как старшему вожатому работать с эмоциональным выгоранием команды?
- Что такое эмоциональное выгорание?
- Какие симптомы можно заметить у вожатых?
- Профилактика эмоционального выгорания
- В зависимости от логики развития смены нужно обязательно проводить анимацию мероприятия для вожатых. Зачем это нужно?
- Какие могут быть мероприятия?
Эмоциональное выгорание .Памятка
Содержимое публикации
«Эмоциональное выгорание у воспитателей»
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателей в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В соответствии с этим, мы полагаем, что психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.
К симптомам эмоционального выгорания относится:
эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
напряженность в отношении к людям;
заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания, который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель профессионального выгорания.
«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»
(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Просим Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результата
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
«никогда» – 0 баллов;
«очень редко» – 1 балл;
«иногда» – 3 балла;
«очень часто» – 5 баллов;
«каждый день» – 6 баллов.
«Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений»(тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.
Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, мы советуем:
1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая — съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.
Упражнение «Напряжение – расслабление»
Цель: снятие мышечных зажимов
Описание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Не забывайте: работа — всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Источник
Синдром эмоционального выгорания в детском оздоровительном лагере
В начале семидесятых годов ХХ века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние близкое к стрессовому. Они чувствуют постоянное утомление, бессонницу, общее ухудшение здоровья. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности. Работа перестает приносить удовлетворение, а напротив раздражает, вызывает враждебность, снижаются конкретные профессиональные достижения и выносливость.
Это явление назвали «выгоранием» (burnout) или «эмоциональным выгоранием». При длительном воздействии эмоционального выгорания развивается настоящий стресс, нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм к своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать.
Более всех подвержены синдрому «эмоционального выгорания» вожатые детского оздоровительного лагеря, так как их профессия относится к типу профессий «человек-человек», поэтому «эмоциональное выгорание» не самым лучшим образом может сказаться как на самом вожатом и, так и на детях, с которыми вожатый взаимодействует 24 часа в сутки.
В чем же причина эмоционального выгорания вожатого?
По мнению психологов, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, чаще всего профессионального проведения. Наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания).
Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако дети далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия вожатого «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью и все это в ущерб тому, кто «отдает всего себя». А когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.
Как бороться с эмоциональным выгоранием?
1. Использование богатого арсенала психотерапии и тренингов. Это могут быть «игры для вожатых», которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению. Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг. Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания.
2. Конструктивная оценка. Вожатые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. Для этого можно использовать технологию «ассесмента» персонала, где учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное – детей. К примеру, в зарубежных вузах уже давно существует рейтинг преподавателей. Разумеется, там учитывается и то, что требовательный педагог может снискать меньшую популярность. Поэтому в рейтинге в первую очередь отмечают справедливость, уважительное отношение к ученикам, творческий подход, способность заинтересовать аудиторию, стремление к сотрудничеству, а не противостоянию с учениками.
3. Новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.
4. Объединение обучения, оценки и обновления. Достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, форум или фестиваль, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.
5. Качественное управление. Невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.
6. Нормализация отношений в коллективе. Серьезный удар по работоспособности наносит личная обида, конфликт, фрустрация (психологическое страдание), мобинг (коллективная «травля»). Мобинг могут осуществлять коллеги, руководители и дети. Обычно этим занимается некая «инициативная» группа. Достаточно нейтрализовать ее: убеждением, позитивным или негативным подкреплением, порой просто карательными мерами, а порой и неожиданным поощрением – конфликт растворится.
Таким образом, для борьбы с эмоциональным выгоранием требуются методы психологии конфликта. Очевидно, такие ситуации проще предупредить, чем исправить их последствия. Поэтому большое значение для профилактики выгорания у вожатых имеет соблюдение психогигиены и психологической безопасности. Для избегания эффекта «эмоционального выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить. Многие из нас, начиная какой-то жизненный проект, создают «громадьё» планов и стремятся сделать его бесконечным. Однако нормальная «продолжительность жизни» успешных проектов – около пяти лет, а затем – новый проект, возможно, продолжающий идею старого, но уже с другим результатом.
Никульников А.Н. к.п.н., доцент,
научный руководитель ДОЛ «Синяя птица»
Источник
Как старшему вожатому работать с эмоциональным выгоранием команды?
Вожатское выгорание очень часто не замечают или не принимают всерьез. Просто однажды вожатый приходит на планерку и говорит, что больше ничего не хочется — нет сил.
Мы в Творческом Объединении #Шашники знаем, как распознать эмоциональное выгорание, как уберечь свою команду и провести лагерный сезон здорово!
Для начала разберёмся, что такое эмоциональное выгорание, какие симптомы можно заметить у вожатых и какие методы профилактики лучше всего использовать.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание — это защитная реакция психики на длительный стресс.
От обычной усталости отличает то, что отдохнуть не получается, как бы не старался. Нервная система включает режим энергосбережения. Чувства как будто под анестезией: ни радости, ни грусти — ничего.
Вожатый каждый день сталкивается с огромной нагрузкой на тело и психику: соблюдать режим дня лагеря, придумывать новые игры, нести за детей уголовную ответственность, пересчитывать их каждые 30 секунд, и это только малая часть!
Какие симптомы можно заметить у вожатых?
Вожатый жалуется на усталость, даже после выходного и дополнительного сна. Вяло ведет зарядку, без инициативы относится к творческим поручениям, уходя от детей стремиться прилечь и набраться сил. Переживает из-за упадка энергии, заторможенности и сонливости в течение всего дня.
Если вожатый время от времени всё критикует, злиться на себя и окружающих — это нормально, так как это проявление эмоций. Но если команда стала замечать и говорить вожатому, что он резко изменился и стал излишне агрессивным — это тревожный звоночек, говорящий о возможном эмоциональном выгорании.
- Нет радости от проделанной работы
Отряд победил на общелагерном мероприятии, на планерке все хвалят лучшего вожатого дня, дети показывают свои результаты,чему они научились в лагере — а радость так и не приходит. Безразличие и ощущение автоматизма, словно всё так и должно было быть. Проиграли — хорошо, выиграли — тоже хорошо.
- Тревожность и неудовлетворенность собой
Вожатый очень сильно переживает за каждую мелочь, которую раньше бы даже и не заметил. Боится выходить на сцену и вести мероприятие, хотя еще вчера нельзя было и за уши со сцены вытащить. Всё чаще просит напарника пойти на планерку вместо него, потому что все раздражают. Появляются такие фразы как: «Оставьте меня в покое».
- Неприязнь к работе с детьми
Увеличивается количество конфликтов с отрядом, внутри команды вожатый жалуется и говорит о детях с пренебрежением. Постепенно эта агрессия может начать проявляться и при детях, можно заметить срывы и вспышки раздражения.
- Появилась сложность начать что-то делать
Всё, что раньше приносило удовольствие, кажется неподъемными задачами. С большим сопротивлением вожатый идет ставить номер с детьми, не хочет репетировать и рисовать плакаты. Получая личное творческое задание долго думает как начать. Отсутствует мотивация придумывать новое и проявлять инициативу. Чувство предвкушения интересных задач пропало.
- Резкий всплеск эмоциональности, инициативы и бьющей через край энергии
Бывает так, что вожатый становится очень активным: хочет провести мероприятие, создать вот это, вот тут исправить и вот здесь улучшить. Пытается всем помочь, ярко проявляет свои эмоции — резко становится любвеобильным, жизнерадостным и оптимистичным. Если до этого вожатый вел себя апатично или нейтрально, то такое поведение стоит воспринимать как симптом.
- Снижение интереса к новому и свежим идеям
Новые мероприятия не придумываются, креативность дала сбой и вожатый пользуется только старыми наработками, которые уже довел до автоматизма. Любое нововведение воспринимает в штыки. Новые адаптации игр и мероприятий вызывают раздражение и тревожность.
- Ощущение отсутствия поддержки со стороны коллег
Вожатыйчувствует себя использованным и опустошенным и не чувствует в себе силы и энергии общаться с другими людьми. Будто никто его не понимает и не хочет понять.
- Снижение интереса к социальной активности
Был общительным, а теперь избегает всех. После планерки вожатый хочет скорее пойти спать, отказывается от предложений поиграть в настолки или попить чай. Прячется от других вожатых, старается как можно меньше общаться с командой. Критикует любое неформальное вожатское мероприятие, пытаясь его избежать всеми правдами и неправдами.
Профилактика эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание состоит из 5 компонентов: тело, эмоции, поведение, интеллект, социум.
С помощью знания этих компонентов можно выстраивать работу старшего вожатого/шефа анимации со своей командой, грамотно планировать неформальные мероприятия и эффективно их проводить.
Первое, на что надо обратить внимание в профилактике эмоционального выгорания — напарничество.
Напарник — это тот человек, который всегда находится рядом, с кем можно делить обязанности, вместе смеяться и плакать в плечо.
В начале смены обязательно нужно провести тренинг на знакомство и сплочение напарников. Такой тренинг можно начать с упражнения «Узнай меня».
Старший вожатый/шеф ставит перед собой стулья для напарников так, чтобы они сидели спинами друг другу и по очереди задает им вопросы:
- Какой любимый цвет у Маши?
- Какой цвет глаз у твоей напарницы?
- Есть ли у неё/него домашнее животное?
- Хобби или увлечение?
- Что она не любит в работе с детьми?
- Какие привычки вам могут мешать?
- А какие привычки наоборот помогать?
Цель этого упражнения: установить контакт для повышения уровня доверия, узнать факты о своих напарниках, которые самостоятельно постеснялся бы спросить и узнать себя с другой стороны.
Мы привели пример упражнения, которым можно начать тренинг на знакомство вожатых, но одного не достаточно. Креативьте и придумывайте классный эффективный тренинг!
В зависимости от логики развития смены нужно обязательно проводить анимацию мероприятия для вожатых. Зачем это нужно?
Вожатые и аниматоры — люди, которые живут не только работой. Им необходима своя разрядка, своё шоу и возможность выразить творческий потенциал. Вожатские мероприятия нужны для того, чтобы сменить деятельность и оказаться в новой роли. Взрослые привыкают создавать всё для детей: мероприятия, анимацию, игры и квесты, а тут сами вожатые становятся участниками!
Классно, если мероприятия для вожатых будут в концепции эдьютеймент (от англ. еducation – образование, обучение и entertainment – развлечение).
Мы рекомендуем в любом мероприятии соединять обучающий и развлекательный компоненты, объединенные общей игровой метафорой, даже если предполагалась обычная дискотека.
- Эмоциональная встряска. Самая выигрышная стратегия — превратить обычную планерку в квест, обязательно с неожиданным, если вожатые собирались на обычную планерку, а там происходит «погружение». Можно использовать любую легенду, разыграть похищение, фиктивную встречу с директором лагеря и так далее.
- Сплочение команды. В ходе таких мероприятий вожатые проходят испытания плечом к плечу, оказывают друг другу поддержку, налаживают тактильный контакт, узнают слабые и сильные стороны участников команды. После этого у участников создается ощущение, что они знакомы всю жизнь и легко могут обратиться друг к другу за помощью.
- Поддержание дружелюбного климата. Заранее нужно договориться с вожатыми как будет происходить работа. Обсудить, что все проблемы и конфликты решаются разговорами один на один. Обязательно так, чтобы дети этого не слышали и не видели. Если проблема не решается внутри, то без стеснений её можно обсудить со всей командой. Команда обязательно поддержит и поможет найти эффективное решение. Дружелюбный климат также строится на общих традициях, взаимном уважении, фишках и просто общих шутках.
Какие могут быть мероприятия?
- Просто разговор. Помните, что работа старшего вожатого с вожатыми похожа на работу вожатого с детьми. Поэтому уделяйте им своё внимание, хотя бы 30 секунд в день. Поговорите с каждым, сделайте комплимент, похвалите. Иногда для поднятия настроя вожатого достаточно всего лишь непринужденного разговора.
- Специальные мероприятия. Сюда входят мероприятия, которые старшему вожатому надо планировать и готовить заранее: квесты на знакомство и сплочение, празднование «экватора» смены, тренинги и мастер-классы (ведение педагогического дневника, напарничество, конфликтология, сложные участники), верёвочный курс, огоньки после отбоя (на знакомство, огонек-экватор, конфликтный огонёк и огонек прощаний), неформальное награждение вожатых.
- Игры-сквозухи. Игры, от которых мгновенно поднимается настроение, и в них можно играть в течение всей смены. Такие игры добавляют спонтанности и порой нарушают привычный распорядок дня, что помогает оставаться эмоциональным. Самое главное, чтобы игры-сквозухи не мешали рабочим процессам и не привлекали внимания детей!
Несколько примеров таких игр:
- «Человек-паук». Правила очень простые: кто-то выкрикивает: «Человек-паук!», все должны найти стену или любую поверхность на которую участники «прилипнут» в позе человека-паука» и другие похожие модификации игр.
- «Тайный друг». Каждый участник получает от ведущего записочку с именем человека, которому он будет делать сюрпризы и маленькие подарки в течение игры. Она может длится от 3-х дней до всей смены.
- «Пол — это лава». По правилам, если один сказал «Пол — это лава!», то у второго есть пять секунд, чтобы успеть запрыгнуть на возвышение.
- «Исчезни за 5 секунд». Участник игры может крикнуть: «исчезни за 5 секунд!» и начать считать один, два, три… Задача остальных участников найти себе укрытие, место где можно спрятаться.
- Обратная связь. Обратная связь — это реакция на какое-либо действие вожатого. Цель обратной связи: скорректировать работу или подчеркнуть сильные стороны команды, а также отдельного участника. Она помогает вовремя предотвратить нарастающую проблему или направить ее в правильное русло. Круто, когда в команде есть договоренность о том, что обратную связь можно как запросить у старшего вожатого, так и дать её в ответ. Важно помнить об активном согласии и подходящем моменте. Мы рекомендуем давать обратную связь по методике «Бургер».
В методике «Бургер» есть три «слоя»: положительная сторона (+), сторона развития (-) и мотивационная. Такой подход позволяет комплексно закрыть сильные стороны вожатого и те, что рекомендуется развить.
- Похвала (+). Использование методов позитивного влияние на вожатого. Уделить большое внимание положительным сторонам деятельности (усердие, желание, ответственность, результат). Пример: «Умница, Катя. Круто, что ты пробуешь новые форматы в сценарии мероприятий для лагерных вечерок».
- Точки роста (-). Для дальнейшего развития вожатого требуется акцентировать внимание на аспектах, нуждающихся в улучшении. Это не слабые стороны и не критика, а нюансы для развития. При этом используется речевая конструкция «Я-послания» — «Мне кажется, что…, потому что…». Пример: «Мне кажется, чтобы улучшить климат и настроение в отряде тебе стоило использовать больше игр, потому что это оказывает положительное влияние».
- Мотивация, как улучшить (+). Уделив внимание точкам роста, рекомендуется предложить свой вариант «улучшения» или спросить об этом вожатого. Пример: «Чтобы уменьшить негативные высказывания, Кать, ты можешь их видоизменять в положительные. Давай вместе попробуем?»
Преимущества данной методики:
- Вожатый получает полное представление о ситуации;
- Создается благоприятная обстановка;
- Собеседник видит, что ему готовы помочь.
Высказывание критики обычно лишь накаляет обстановку и катализирует конфликт. Таким образом, затрагивая все области обратной связи, повышается качество анализа, и никто не станет вредным критиком.
Источник