Память внимание воля эмоции заполните схемы

Память внимание воля эмоции заполните схемы

1. Дайте определение воли (см. параграф 61).

Сознательная регуляция человеком своего поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Приведите пример волевого акта (действия) и проанализируйте этапы этого процесса:

1) Осознание потребности действия потребность приобрести книгу .

2) Борьба мотивов и выбор цели купить? взять в библиотеке? попросить у друга?

3) Выбор способа действия сходить в библиотеку .

4) Осуществление действия поход в библиотеку .

5) Контроль и коррекция результатов увидев, что в библиотеке нет книги, человек решил спросить у друга .

1. Приведите примеры следующих проявлений эмоций.

Эмоциональные реакции плач, смех.

Эмоциональное отношения (чувства) любовь, ревность.

Эмоциональные состояния волнение, тревога.

2. В каких случаях возникают положительные эмоции а в каких отрицательные?

В зависимости от ситуации эмоции человека носят разный характер и выражают его отношение к происходящему.

3. Определите состояние царя Ивана Грозного, изображенного на картине И. Репина (с. 77).

Осознание содеянного, душевная мука.

1. Проанализируйте волевой акт человека в состоянии внушения и негативизма. Заполните таблицу.

Состояние Выбор цели Выбор способа действия Действие
Негативизм Отсутствует Отсутствует Противоположное навязываемому со стороны
Внушение Отсутствует Отсутствует Согласно внушаемому способу

2. Закончите высказывание.

При внушении и негативизме осознанность поступков невозможно .

Проверьте ответы по параграфу 61.

Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии называется внимание . Внимание может быть непроизвольным и произвольным . Внимание возникающее помимо воли человека, называется непроизвольным , а внимание, направляемое сознательным намерением человека, — произвольным .

Работа 192. Определите колебания внимания (см. параграф 61, статья “Внимание”).

Оборудование: секундомер; лист бумаги; карандаш.

Пояснение. На рисунке дано двойственное изображение – усеченная пирамида, которую можно представить обращенной усеченным концом к вам и от вас. Вы должны увидеть оба изображения. Если они сменяют друг друга, вы готовы к опыту, так как эт свидетельствует о начале колебания внимания между двумя конкурирующими изображениями. Результаты опыта запишите в таблице, сделайте выводы.

Условия опыта Результаты Выводы
1. Колебания непроизвольного внимания. Определите, сколько раз изменился образ пирамиды за 30 с. Каждое изменение образа регистрируйте черточкой на бумаге. Число изменений соответствует числу колебаний за 30 с. Чтобы получить число колебаний за минуту, полученный результат нужно удвоить.

58 колебаний в минуту В среднем за 1 секунду образ пирамиды изменяется 1 раз. Это скорость колебаний непроизвольного внимания.
2. Колебания произвольного внимания. Усилием воли попытайтесь удержать этот образ, который сложился. При перемене образа – удерживайте новый. Остальные условия сохраняются. 18 колебаний в минуту На одно колебание в среднем уходит 3 секунды
3. Колебания внимания при активной работе с объектом. Представьте, что на рисунке изображена комната. Маленький квадрат – ее задняя стенка. Ваша задача – мысленно, ничего не рисуя, ее обставить: найти место для дивана, шкафа, телевизора и прочей мебели. На выполнение дается 30 с. Число колебаний внимания измеряется прежним способом. 53 колебаний в минуту При попытке сосредоточится на объекте наблюдается постоянная смена внимания.

1. Потренируйте свое внимание (см. Приложение, с. 268, рис. 108 и 109).

2. Назовите и кратко охарактеризуйте две причины рассеянности.

1) Слабость произвольного внимания

2) Глубокая сосредоточенность на определенном занятии.

Какая причина связана с устойчивой доминантой? (См. параграф 58) 2.

3. Умеете ли вы переключать свое внимание с одного предмета на другой? Ответ будет положительным, если за 3-4 минуты вам удастся найти на рисунке 30 цифр.

Источник

Память внимание воля эмоции заполните схемы

197. Изобразите стрелками схемы безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром)

198. Рассмотрите рис. 214 и 215 на с. 270, 271 учебника. Объясните следующие факты

Факты Объяснение
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечют белые бигуры (рис.114 (1) черный сразу бросается в глаза (на более он более контрастный)
При рассмотрении рис.115 не сразу заметны фигуры детей их принимают за извилины коры) мозг воспринимает в первую очередь общую форму, а затем — детали
При рассматриваемых двойственных изображений (рис.114 (2,3,4) один образ непроизвольно сменяется другим В зависимости от усилий воли человека мозг анализирует разные объекты

199. Прочитайте п. 58 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу

Форма врожденного поведения Значение Отличительные черты Пример
Безусловный рефлекс защита, адаптация с возрастом разные рефлексы ребенок ложится на подушку и голову на бок
Инстинкт ориентирование, адаптация, защита цепь безусловных рефлексов защита потомства
Запечатление (импринтинг) распознавание хозяйки, матери у маленьких животных утята следуют за матерью по пятам

200. Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу

Форма приобретенного поведения Значение Отличительные черты Пример
Условный рефлекс приспособление к новым условиям формируется в течении всей жизни красный и зеленый сигнал светофора
Рассудочная деятельность помогает организму предвидеть результат деятельности формируется благодаря силе воли вставание собаки на задние лапы
Динамических стереотип создание цепочки условных рефлексов выполняется иногда автоматически письмо человека

201. Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 276-277 учебника)

Время на написание слова, с
Обычным словом Способом зеркального письма
Психология, 5 с Попытки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40 36 20,6 20,5 18 17 16 18,2 18,39 17,4

202. Прочитайте п.55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу

Тип сна Быстрый Медленный
Характерные признаки
Энцефалографическая кривая быстрые колебания редкие волны
Движение закрытых глаз есть нет
Изменение работы внутренних органов повышенный ритм спокойный ритм

203. Приведите примеры биологических ритмов у человека

Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: волнения, нервы, опасность и т.д.

Внутренние ритмы: биение сердца

204. Прочитайте п. 56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбцы таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве

Базовые потребности Вторичные потребности
воздух, вода, пища, общение безопасность, музыка, одежда

205. Ответьте на вопросы

1) Чем объяснить случаи, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет?

Другая расстановка слов и складность

2) Чем логическое мышление отличается от интуиции?

Логическое мышление – рассуждение над тем или иным, а интуиция – это чувство какого-либо варианта случая, возможность

206. Заполните схемы

Представление – память, воображение

Память – логическая, механическая

Память – слуховая, моторная

Воображение – активное, пассивное

207. Прочитайте п. 57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме

1. выбор цепи — 2. выбор средств достижений — 3. определение мотивов — 4. борьба мотивов — 5. принятие гипотезы — 6. осуществление

208. Сравните понятия внушаемость и негативизм

Внушаемость Негативизм
Общее плохо развита воля
Особенное легко идет за лидером идет наперекор лидеру

209. Дайте определения понятий

Аффект – бурная эмоциональная вспышка

Стресс – напряжение сил организма

210. Приведите примеры

эмоциональных реакций: плач, смех, страх, печаль

эмоциональных состояний: хороший или плохой настрой

эмоциональных отношений: любовь, дружба, вражда

211. Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно)

Критерии сравнения Непроизвольное внимание Произвольное внимание
причина возникновения помимо воли человека по воле человека

212. Отчёт о лабораторной работе «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» (с. 293 – 294 учебника)

Источник

§13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

232) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Отчего мы не замечаем ошибки в деталях при восприятии хорошо знакомых объектов? Какое отношение к этому имеет открытое А. А. Ухтомским явление доминанты?

233) Рассмотрите рисунки 148 и 149 на с. 335–336 учебника. Объясните следующие факты.

Факт Объяснение
При рассмотрении гравюры М. Эшера многие не сразу замечают белые фигуры (рис. 148,А) Черный сразу бросается в глаза (на белом фоне он более контрастный), метод условных рефлексов
При рассмотрении рисунка 149 не сразу заметны фигуры детей (их принимают за извилины коры) Дети зображены в форме мозга, поэтому мы ожидаем увидеть извилины явление доминаты
При просматривании двойственных изображений (рис. 148, Б, В, Г) один образ непроизвольно сменяется другим Метод взаимной индукции

234) Изобразите стрелками пути передачи возбуждения при реализации безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром). (Условные обозначения: П – пища, П1 – пищевой центр коры больших полушарий, Л – лампочка, Л1 – центр коры, фиксирующий зажигание лампочки; 1 – рецепторы языка, 2 – слюноотделительный центр продолговатого мозга, 3 – слюнная железа.)

235) Прочитайте §54 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу.

Форма врожденного поведения Значение Отличительные черты
Безусловный рефлекс Удовлетворение основных потребностей, продолжение жизни Передается по наследству,е сть у каждого представителя вида, не исчезает на протяжении всей жизни
Инстинкт Приспособление к среде обитания Цепочка безусловных рефлексов
Запечатление (импрититнг) Запоминание Свойство фиксировать в памяти образы родителей, потомства и др.

236) Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу.

Форма приобретенного поведения Значение Отличительные черты
Приспособленность к среде обитания Индивидуален, не передается из поколения в поколение, может угаснуть, сли нет подкрепления
Рассудочная деятельность Приспособленность к среде обитания Действие в незнакомых ситуациях согласно своим суждениям
Динамический стереотип Приспособленность к среде обитания Череда условных рефлексов, где, подкрепление только в конце

237) Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 342–343 учебника).

238) Прочитайте §55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу.

239) Приведите примеры биологических ритмов у человека.

Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: чередование сна и бодрствования (день-ночь), смена времен года.

Внутренние ритмы: сердечный цикл.

240) Прочитайте §56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбца таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве.

Базовые потребности Вторичные потребности
Безопасность, питание, питье, воздух, общение, забота о потомстве, одежда, жилище Музыка, учеба, наука, литература, искусство

Сознание – это высшая функция человеческого мозга, способность не только отражать в мозге окружающую действительность, но и формировать отношение с окружающим миром, т.е. регулировать поведение. Это возможность передать в собственное знание другим людям при помощи речи, посредством научных и художественных произведений, технических средств и т. д. На основе базовых и вторичных потребностей человека формируются подсознание (автоматизированные навыки и нормы поведения), самосознание (диалог с самим собой), сознание (знание, которое может быть передано другим) и сверхсознание (творческая интуиция).

241) Прочитайте дополнительный материал. Каково значение речи в жизни современного человека?

Систему, анализирующую сигналы, идущие от рецепторов, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Наши вкусовые и обонятельные, тактильные и зрительные ощущения – это результат её работы. Однако, в отличие от животных, у людей существует вторая сигнальная система – система речи. Для человека слово – такой же полноценный условный сигнал, как и непосредственно действующие сенсорные стимулы. При этом слово обладает свойством заменять реальные раздражители. Для того чтобы представить некий объект, вам не надо его видеть, трогать или пробовать на вкус, достаточно произнести его название. Слово – это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это символ конкретного предмета или явления окружающей среды, это «сигнал сигналов», с помощью которого осуществляется, как сказал И. П. Павлов, «специально человеческое высшее мышление».

Главная роль в восприятии речи на слух принадлежит участку коры больших полушарий, расположенному на границе височной и теменной доли (зона Вернике). Артикуляцию, т. е. произнесение речи, обеспечивает зона Брока – участок двигательной коры, расположенный в лобной доле. В зрительной коре затылочной дол находится участок, способный распознавать письменную речь.

Слово – это универсальный сигнал, с помощью которого мы можем побудить собеседника на какие-либо действия, представить объект и многое другое.

242) Заполните схемы.

243) Ответьте на вопросы. Чем можно объяснить ситуации, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет?

Эти слова не связанны и не согласованы.

* Чем логическое мышление отличается от интуиции?

Механическая память основана на повторении: материал повторяют до полного его запоминания. При использовании логической памяти человек пытается представить взаимосвязь между описываемыми событиями или явлениями.

244) Прочитайте §57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме.

245) Сравните понятия внушаемость и негативизм.

246) Дайте определения понятий.

Аффект – бурная эмоциональная вспышка.

Стресс – напряжение сил организма.

247) Приведите примеры:

эмоциональных реакций – плач, смех, страх, печаль;

эмоциональных состояний – хороший или плохой настрой;

эмоциональных отношения – любовь, дружба, вражда.

248) Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно.)

Критерии сравнения Непроизвольное внимание Произвольное внимание
Возникновение Помимо воли человека Требует усилий человека
Управляющая часть мозга Средний озг Участки лобной доли
Пример Чтение интересной книги Чтение неинтересной книги

249) Отчёт о лабораторной работе «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» (с. 363–364 учебника).

250) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я узнал больше о своем организме.

Источник

Читайте также:  Тахикардитическая депрессия сегмента st
Оцените статью