Память чувства библиотека искусств

Содержание
  1. Новости
  2. Библиотека искусств им. А. С. Пушкина
  3. Записи сообщества Поиск Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена «Об ушедших ради будущего». Презентация книги Б.Я.Табачникова «О прожитом и пережитом». Встреча с автором и выступление солистов студии «Вдохновение» ГДК. В Центре духовного возрождения Черноземного края в августе вышла новая книга – «О прожитом и пережитом» Б.Я. Табачникова. Специальная городская библиотека искусств им. А.С. Пушкина провела 10 октября ее презентацию. Автор – известный в Воронеже, историк, культуролог, ведущий симфонических концертов, педагог, общественный деятель, автор более 20 книг и более 300 статей по проблемам искусства «оживил» отдельные фрагменты своей книги. Читатели узнали о его детстве, родителях, службе в армии, первых шагах в журналистике и науке, на сцене, о многочисленных творческих встречах со знаменитыми людьми. Рассказ сопровождался концертными номерами, подготовленными преподавателями Губернского педагогического колледжа, ДШИ №1 и солистами ансамбля «Вдохновение» ГДК. Бронислав Яковлевич подарил книгу с автографом в фонд библиотеки и теперь она ждет своего читателя. Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Обзор выставки «Певец советской эпохи», посвящённой 110-летию со дня рождения М.Н. Бернеса, советского певца и киноактёра. В зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная 110-летию со дня рождения М.Н. Бернеса, советского певца и киноактера. Представляем вашему вниманию обзор выставки, посвященной этой дате. Показать полностью. Родился Марк Нейман (настоящее имя Бернеса) 8 октября 1911 года в старинном украинском городе Нежине Черниговской губернии, в семье служащего. Родители мальчика были далеки от искусства, но в их доме постоянно звучала музыка и песни. Нейманы переехали в Харьков, когда Марку было всего пять лет. В этом же городе он пошел в первый класс и окончил семилетку. Творческие задатки сына родители увидели очень рано, а будучи старшеклассником, он уже твердо знал, что его призвание – сцена. После школы Марк стал студентом Харьковского театрального техникума, и параллельно начал подрабатывать в театре. В 1929 году семнадцатилетний Бернес уехал в Москву, где культурная жизнь била ключом. Начинающего артиста приняли в штат сразу двух театров. Правда, роли были незначительные. В середине 30-х Бернес начал сниматься в кино, сначала в эпизодах, а за ними пришел черед и главных ролей. Слава пришла к артисту после съемок в картинах «Человек с ружьем», «Истребители», «Большая жизнь». Эти картины до сих пор с удовольствием смотрит не только старшее поколение зрителей, но и молодежь. Немалую роль в успехе этих картин сыграла актерская работа Бернеса, его неповторимая манера игры, особый «почерк». Его герои, освещенные мягким светом и душевной теплотой артиста, были близки и понятны всем людям. Первый раз Бернес запел в фильме «Человек с ружьем». Это была песня «Тучи над городом встали», которая сразу стала очень популярна. После этого практически в каждой картине, где снимался Бернес, обязательно звучала песня в его исполнении. В ленте «Истребители» он поет «Любимый город», в «Большой жизни» — «Три года ты мне снилась». В ленте «Два бойца» (1943г.) он исполнил песню «Темная ночь», которая в мгновение ока приобрела невероятную популярность. После успеха этих картин песни обрели всенародную любовь и прочно заняли лидирующее место в советской эстраде, они звучали на радио, включались в программу концертов. Нельзя сказать, что Бернес имел выдающиеся вокальные данные, но он пел так сердечно и задушевно, что не оставлял равнодушным никого. Марка Бернеса все чаще называли народным певцом, и его исполнительский талант вышел на первый план. Его репертуар постепенно пополнялся новыми песнями, уже не привязанными к кинематографу. Множество советских авторов хотели сотрудничать с известным исполнителем, предлагали ему свои песни. Бернес превратился в своеобразный талисман. Стоило ему спеть песню, как она мгновенно приобретала известность и любовь слушателей. Марк Наумович часто настаивал на изменении некоторых моментов в мелодии и стихах, предлагая уже готовый собственный вариант. Именно благодаря этому композиция становилась народным хитом и звучала во всех уголках необъятной страны. На гастролях не только в Союзе, но и за рубежом певцу оказывали радушный прием, встречали, как родного. Незадолго перед смертью Бернес успел записать одну из самых пронзительных своих песен – «Журавли», на стихи Расула Гамзатова. «Журавли» — последняя запись певца, зазвучавшая по радио уже после его кончины. Таких вершин психологического мастерства немногим эстрадным исполнителям удавалось достигнуть. Марк Бернес – создатель собственного «песенного мира», замечательный артист и певец. Он пел, обращаясь к каждому слушателю так, как будто между ними идет задушевная беседа о чем-то важном, заветном. «Я всегда стараюсь перевоплотиться в человека, от имени которого песня поется», — говорил артист. Его песенное творчество, запечатлев время, в которое он жил, осталось близким и понятным всем поколениям слушателей, не потеряло своего значения и сейчас. На нашей выставке на грампластинках и компакт-дисках представлены самые известные песни в исполнении Марка Наумовича Бернеса. Выставку дополняют книжные издания: мемуары, книги, посвященные творчеству В книге «Марк Бернес в воспоминаниях современников» (составитель К.В.Шилов) собрано воедино все самое ценное о замечательном артисте и певце М.Н.Бернесе. Издание знакомит с малоизвестными материалами: неопубликованными письмами, воспоминаниями и свидетельствами современников. О своих встречах с артистом поэты, композиторы, актеры: Л.Гурченко, А.Эшпай, О.Фельцман, Н.Богословский, М.Пуговкин… Книга иллюстрирована редкими фотографиями. В книге «Певцы советской эстрады» даны творческие портреты мастеров эстрадной песни. Статьи раскрывают секреты неповторимости, своеобразия ярких артистических индивидуальностей, в том числе и М. Бернеса. Книга иллюстрирована и рассчитана на широкий круг читателей. В книге Раззакова Ф.И. «Как уходили кумиры», описываются подробности последних дней жизни кумиров недавнего времени. Книга Б. Савченко «Кумиры российской эстрады» содержит сведения о почти 600 исполнителях-вокалистах, работавших для песенной эстрады в разные годы. В книге «Любовь нечаянно нагрянет» плеяда блестящих исполнителей эстрадной песни, кумиров 30-60 годов. Очерки о жизни и творчестве каждого из исполнителей дополнены здесь текстами песен и романсов, Экспозиция дополнена статьями о Марке Наумовиче в журналах Советская музыка №5 (1985), Свой №9 (2016), Искусство кино №5 (1995), №2 (2011). Послушать представленные на выставке произведения, а также познакомиться с литературными изданиями, рассказывающими о жизни и творчестве певца, можно, посетив нашу выставку, которая продлится до конца октября. Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена «Фотобанк и выставочный фонд». Беседа для любителей фотоискусства. В пятницу 8 октября в Специальной городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина состоялась беседа для любителей фотоискусства на тему «Фотобанк и выставочный фонд». Воронежский фотохудожник О.П. Красиков рассказал о возможностях банков изображений (онлайн-хранилищ), а также об истории их появления и видах. Кроме того, присутствующие узнали об особенностях организации и проведения разноплановых фотовыставок, в том числе об отборе нужного фотоматериала. Приглашаем всех заинтересованных лиц на последующие встречи, посвященные фотоискусству по пятницам в 16-30 в читальный зал библиотеки. Наш адрес: улица Куцыгина, 6. Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Клуб любителей кино «Встречи у экрана», ко Дню музыки. Х/ф. «Встреча с Венерой», режиссер И. Собо, в главной роли Г. Клоус (1991). 6 сентября Кинолекторий «Встречи у экрана» Специальной городской библиотеки искусства им. А С. Пушкина открыл 12 сезон показом музыкального фильма режиссера Иштвана Сабо «Встреча с Венерой» (1991). Показать полностью. Красивая кинокартина, полная фарса, романтики и драмы, которая усиливается закулисными интригами, организационными проблемами, нестабильностью и ссорами. Но все это показано легко, непринужденно и весело. Венгерский дирижёр Золтан Санто приглашён в Париж для постановки оперы “Тангейзер” Рихарда Вагнера. Репетиционные неурядицы, необоснованные раздоры между артистами и администрацией, бездумное смешение личных амбиций, творческих обид и материальных претензий, занятие будущих участников спектакля всем чем угодно, кроме святого служения искусству, великой и вечной музыке показано в первой части фильма. Приехавшему в Париж дирижеру пришлось все взвалить на себя: коллектив нужно сплотить, бюрократию обойти, интриги пресечь, оперу поставить и при этом не сойти с ума. Всё это представлено Иштваном Сабо в его фильме с неожиданной иронией, более того — с редкостным чувством острого, незлобивого юмора. Режиссёр основывался на собственном опыте постановки той же оперы «Тангейзер» в театре, хотя, разумеется, в его ленте всё намеренно преувеличено, доведено до лёгкого фарса. Его действия практически увенчались успехом, но тут появляется примадонна — солистка Венера. Ее красота поразила весь оркестр и дирижера в том числе. Теперь опера отходит на задний план — гораздо важнее обратить внимание Венеры на себя. Появление знаменитой женщины наносит решительный удар по хрупкому зданию покоя и согласия в оркестре, с трудом возведённом главным дирижером. Постановка оперы могла даже сорваться. Чуть мелодраматичная история любви Золтана Санто и американской оперной примадонны Карин Андерсон не лишена настоящих чувств и искренне выраженная актёрами, прежде всего – американской звездой Гленн Клоуз и французским актером Нильсом Ареструпом. Все действо проникнуто любовью к искусству, к акту мучительно-сладостного творения, похожего на нестерпимое влечение к женщине, на такую волнующую и притягательно-тревожную “встречу с Венерой”. Словно это — тайное свидание с неуловимой, ускользающей загадкой извечного жизненного начала, с «одной музыки наслажденьем». Этот фильм интересен тем, что сюжет разворачивается на фоне постановки оперы Р. Вагнера «Тангейзер». На протяжении всего фильма звучит музыка великого композитора Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Обзор выставки «Семейный круг Пушкина». Новая выставка открывшаяся в СГБИ им. А.С. Пушкина посвящена ближайшему окружению, самым близким родственникам А.С. Пушкина. О ней рассказывает ведущий методист библиотеки Надежда Павловна Красикова. Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена Обзор выставки «В гармонии с вечностью», посвящённой Международному дню музыки. В зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка, посвященная Международному дню музыки. Представляем вашему вниманию обзор выставки, посвященной этому событию. Показать полностью. Впервые День музыки отмечался 1 октября 1975 года и с тех пор празднуется ежегодно. Он был учрежден по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Цель его – приобщение к музыкальной культуре как можно большего количества людей во всех слоях общества, укрепление мира и дружбы между народами, развитие уважительного отношения к эстетическим ценностям. В России Международный день музыки отмечается с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича — одного из инициаторов учреждения праздника. В 1973 году он обратился к ООН с открытым письмом, в котором предлагал учредить этот праздник. Шостакович считал, что музыкальное искусство поможет найти взаимопонимание разным народам и сплотит их. Праздник отмечается во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры, проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки, что способствует распространению этого направления как искусства в самых разных сообществах. Музыкой, или «искусством муз», древние греки называли вид искусства, в котором музыкальные звуки служат средством воплощения художественных образов. Она непосредственно воздействует на восприятие человека, наполняет его эмоциями. На протяжении веков и тысячелетий музыка была неотделимой частью жизни людей, их культурной традиции, религиозных обрядов и повседневного существования. Она обладает огромной силой воздействия. Человеку свойственно стремление к прекрасному, а музыка, по словам Г.Берлиоза, — «самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех искусств». Великие композиторы смогли выразить через нее состояние своей души, отразить гармонию мира. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. Свободный доступ ко многим музыкальным произведениям через интернет, современные средства записи и воспроизведения музыки делают ее более доступной, новые возможности позволяют слушать и смотреть выступления музыкантов на более совершенных носителях информации. Все это помогает расширять возможности приобщения людей к хорошим музыкальным произведениям. На выставке в зале фонотеки на грампластинках и компакт-дисках представлено разнообразие видов, жанров, направлений музыки – классическая, народная, эстрадная. Это лишь малая часть аудио-богатств, собранных в фондах фонотеки. На нашей выставке на грампластинках представлены самые известные произведения русских и зарубежных композиторов: симфония № 6 П.И.Чайковского в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (дирижер Геннадий Рождественский), симфония № 40 В.А.Моцарта в исполнении Московского камерного оркестра. Творчество Л.Бетховена представлено симфонией № 5 (Государственный академический симфонический оркестр СССР, дир. Е.Светланов). «Магнификат» и Кантата № 31 И.С.Баха на пластинке в записи Хора и инструментального ансамбля г. Штутгарт. На компакт-дисках, вошедших в экспозицию выставки, маленькие шедевры — произведения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Т.Альбинони, В.А.Моцарта и других композиторов. Народная музыка представлена пластинками с записями самых известных и популярных народных мелодий в исполнении ансамбля «Калинка» и Государственного академического русского народного оркестра им. Н.Осипова. Легкая музыка также представлена на выставке пластинкой «Танцевальная музыка 30-х годов» и компакт-диском с песнями в исполнении Элвиса Пресли. В экспозицию выставки входят энциклопедии, словари, книги о жизни и творчестве музыкантов. Богато иллюстрированная энциклопедия музыки включает сведения по видам и жанрам музыки, музыкальным инструментам, рассказывается о композиторах и исполнителях, внесших значительный вклад в развитие музыкальной культуры. Биографический словарь «Музыканты мира» включает сведения о музыкантах от эпохи античности до наших дней. Книга С.Газаряна «В мире музыкальных инструментов» знакомит читателей с разнообразными музыкальными инструментами, с их историей и особенностями звучания. «166 биографий знаменитых композиторов». Редактор-составитель Л.В.Михеева. Предлагаемый справочник достаточно полно отражает широкий музыкальный интерес читателя к истории мировой музыки и ее выдающимся личностям. Д.К.Самин. «100 великих вокалистов». Книга посвящена профессиональным вокалистам: прежде всего исполнителям оперной музыки последних трех столетий, а также вокалистам джаза, рока и поп-музыки, ставшим столь популярным в XX веке. Учебник Л.А.Рапацкой «История русской музыки: от Древней Руси до «Серебряного века»» является одним из первых фундаментальных трудов, охватывающих историю музыки России от древности до «Серебряного века». В книге предлагается емкая информация об этапах развития отечественной музыки, анализ ее основных стилевых направлений, а также представлены творческие портреты выдающихся композиторов. Е.Л.Гуревич «История зарубежной музыки: популярные лекции». Эта книга – краткая, популярно изложенная история зарубежной музыки, начиная с 18-го века до наших дней. Помимо сведений о творчестве крупнейших композиторов, издание содержит информацию о тенденциях развития музыкальной культуры, о важнейших художественных стилях. Адресованная студентам книга заслуживает внимания учителей музыки, а также всех, кто интересуется ею. Послушать представленные здесь и многие другие произведения, а также познакомиться с литературными изданиями, связанными с творчеством композиторов и музыкантов, можно, посетив нашу выставку, которая продлится до конца октября. Источник
Читайте также:  Массаж эмоций для женщины

Новости

Собиратель и исполнитель русских народных песен, основатель и первый художественный руководитель прославленного русского народного хора, носящего его имя, Митрофан Ефимович Пятницкий родился 3 июля (21 июня по старому стилю) 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии в многодетной семье священника. Он был девятым ребенком из двенадцати. Уже в детстве у мальчика обнаружились прекрасный слух, голос и отменная музыкальная память. И с детства же проявился его интерес к народной музыке — он частенько убегал из дома, чтобы послушать пение деревенских девушек.

В Воронежском духовном училище, в которое отец устроил его с 11 лет, Митрофан стал лучшим солистом училищного хора, но его тянуло не к духовной музыке. Уже в училище открыл для себя творчество поэта А.Кольцова и даже пробовал писать музыку к его стихам. Вокруг него постепенно сформировался кружок таких же любителей народного пения. Одновременно с учёбой брал уроки пения у Льва Михайловича Образцова.

Музей и памятник М. Е. Пятницкому в Александровке

Во время учебы в Воронежском духовном училище М. Е. Пятницкий случайно приобрел на рынке маленькую книжицу под названием «Песенник». Вечером того же дня он с друзьями сели в круг и на всю мощь голосов пропели всю книжицу от корки до корки. На следующий день Пятницкого вызвали для воспитательной беседы. Инспектор училища потребовал от него немедленно сжечь «Песенник» и покаяться за исполнение «кабацких песен», а в случае непослушания пригрозил исключением. Митрофан, оскорбленный тем, что русскую песню назвали «кабацкой», категорически отказался выполнить требования инспектора. После этого разговора он уехал на каникулы домой и больше никогда не появлялся в училище.

Памятник М. Е. Пятницкому в Воронеже

Оставив училище, М. Е. Пятницкий уехал к сестре в село Садовое, где устроился на работу в механическую мастерскую завода – сначала учеником, а позже – слесарем.

Впервые в Москву М. Е. Пятницкий приехал в 1897 году, а с 1899 года поселился в Большом Боженинском переулке и поступил на службу делопроизводителем в одну из московских больниц. В столице М. Е. Пятницкому удается завязать знакомство с музыкальной элитой того времени – С.Танеевым, А.Кастальским и В.Пасхаловым. Также он познакомился с директором Московской консерватории В. Сафоновым, который принял талантливого юношу на вокальное отделение. В консерватории на М. Е. Пятницкого обратил внимание итальянский певец, профессор Камилло Эверарди, который взял его в ученики и работал с ним над исполнением итальянских песен. Но в итальянской музыке М. Е. Пятницкий быстро разочаровался.

Московская консерватория до перестройки 1895—1901 годов

М. Е. Пятницкий все свое свободное время отдавал главному увлечению своей жизни — народному музыкальному творчеству, что и привело его, в конце конов, привела его к созданию в 1902 году своего первого небольшого ансамбля народной песни в составе певиц П. В. Козимовской, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра и певца-бандуриста В. К. Шевченко.

Благодаря увлечённости народным музыкальным творчеством, М. Е. Пятницкий в 1903 году стал членом музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. И в этом качестве принялся заниматься научно-этнографической работой и собирательством русских народных песен.

С этой целью впервые за много лет М. Е. Пятницкий приехал в родную Александровку, где и начал записывать песни крестьян.

В дальнейшем в ходе своих поисков посетил множество деревень (главным образом, воронежских). М. Е. Пятницкий сгруппировал записанные песни в жанровые разделы, относящиеся к определенной песенной традиции, и опубликовал в 1904 году в своем первом сборнике «12 русских народных песен (Воронежской губернии Бобровского уезда)».

Сначала М. Е. Пятницкий сам исполнял народные песни на концертах. Но в Александровке он встретил удивительную семидесятилетнюю песенницу Арину Колобаеву и ее дочерей – Анну и Марию.

Позже в селе Новая Усмань он нашел целую семью песенников во главе с талантливой Евфимией Леденевой.

Тогда он и задумался об организации русского народного хора, который был создан в 1910 году из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний.

М. Е. Пятницкий создал хор совершенно нового типа, в котором участники являлись не только певцами, но и исполнителями хороводов, плясок, бытовых сцен.

М. Е. Пятницкий с участниками крестьянского хора

В марте 1911 года по Москве были развешаны афиши о том, что в Малом зале Благородного собрания выступит первый в России крестьянский хор: «В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов — гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц…» Успех был ошеломительный. Удивление, вызванное у публики первой песней, вскоре перешло в восторг и выступление завершилось овацией. Концерт высоко оценили С. Рахманинов, Ф.Шаляпин, И. Бунин.

М. Е. Пятницкий и с крестьянским хором и зал Благородного собрания в Москве, на сцена которого хор Пятницкого впервые выступил в 1911 году

Как бы сейчас сказали, «самодеятельный театр песни» М. Е. Пятницкого произвел, замеченную далеко не сразу, тихую революцию в певческой культуре нашей родины. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели — да как! — никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Пели щемяще-бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях.

С того момента М. Е. Пятницкий буквально живет своим хором, постоянно расширяет репертуар, ищет новые формы подачи. В частности, воссоздает обстановку, в которой исполняется та или иная песня. С этой целью он организует новые экспедиции в глубинку, продолжает записывать обряды, собирать песни, народные инструменты и костюмы. «Народная песня, — говорил М. Е. Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и её надо спасать» Только на старинном валиковом фонографе М. Е. Пятницким было записано около 400 народных песен, часть которых была опубликована в 1904 и 1914 годах.

Читайте также:  Как быть если страшная депрессия

М. Е. Пятницкий во время записи крестьянского певческого ансамбля на фонограф

При этом, не ограничиваясь только собиранием песен и инструментальных наигрышей, М. Е. Пятницкий собрал коллекции народных инструментов и костюмов. В 1913 году выходит второе издание сборника «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда». А через год — сборник концертных выступлений хора М.Е.Пятницкого « Жемчужины старинной песни великой Руси».

В годы Первой мировой войны М. Е. Пятницкий служил в одной из московских больниц, куда поступали раненые солдаты и другие нижние чины. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих действительно были воины-инвалиды, георгиевские кавалеры, а также и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне, с помощью М. Е. Пятницкого впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

После октябрьской революции 1917 года многие великие певцы были вынуждены уехать в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была уготована и хору Пятницкого, если бы не случай.

Хор Пятницкого на сцене

2 сентября 1919 года, когда хор выступал перед кремлевскими курсантами, на концерт пришел Ленин. Вождю выступление хора понравилось, он даже пригласил к себе М. Е. Пятницкого, обещал всестороннюю поддержку. И хотя реальной помощи так и не оказал, сам факт кратковременного внимания Ленина впоследствии не раз помогал как самому М. Е. Пятницкому, так и его хору, по примеру которого в СССР было создано большое количество профессиональных хоров.

Встреча В.И. Ленина с М. Е. Пятницким и хор Пятницкого на сцене

В 1921—1925 годах М. Е. Пятницкий преподавал пение в 3-й студии Московского Художественного театра СССР имени М. Горького (ныне — театр имени Е.Б. Вахтангова). Среди его учеников были в дальнейшем известнейшие театральные артисты и режиссеры Б.В. Щукин, Б.Е. Захава, Р.Н. Симонов, Ю.А. Завадский.

С осени 1925 года Пятницкий по состоянию здоровья отошел от руководства хором и всю организационную часть выступлений передал в руки своего племянника Петра Казьмина.

Хор М. Е. Пятницкого с руководителем Петром Казьминым

Перед смертью, прикованный к постели, М. Е. Пятницкий написал письмо Наркому просвещения А. В. Луначарскому с просьбой найти средства для поддержки хора.Вечером 21 января 1927 пришло ответное письмо, в котором Луначарский заверил Митрофана Ефимовича в том, что дело всей его жизни будет продолжено. В этот же день Митрофан Ефимович Пятницкий умер во сне, улыбаясь. Заслуженный артист Республики М. Е. Пятницкий был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. И в тот же год его имя было присвоено созданному им хору, которым он бессменно руководил на протяжении всей своей жизни.

Известны слова Пятницкого, обращенные перед смертью к своему преемнику П. Казьмину: «Прошу только, не пойте в ресторанах, песня-то народная… Ну, а если станете там петь, не связывайте мое имя с хором».

Государственный академический орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русский народный хор имени М. Е. Пятницкого (2017 год)

И завещание Мастера было выполнено. За время существования Государственного академического орденов Трудового красного знамени и Дружбы народов русского народного хора имени М. Е. Пятницкого сменилось несколько руководителей коллектива. Но неизменным оставалось главное — русская народная песня, которая в исполнении хора стала классикой.

Не было забыто это имя и воронежцами. С 1986 года фестиваль «На родине Пятницкого» стал проходить в селе Александровка Таловского района, приобретя с 2006 года статус Всероссийского.

Фестиваль русской народной песни, музыки и танца «На родине Пятницкого» в селе Александровка Таловского района Воронежской области

Источник

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина

СГБИ им. А.С. Пушкина имеет 4 отдела: отдел книг и нот (абонемент и читальный зал); фонотеку, работающую по типу читального зала (со студией платных услуг по фонокопированию);
Показать полностью. отдел организационной, массово-просветительской и методической работы; отдел комплектования, обработки фонда и организации справочного аппарата. Студия платных услуг производит записи из фондов обширной фонотеки СГБИ.

Фонд библиотеки насчитывает более 150 тыс. документов (нотные материалы, книги по различным видам искусства, аудиоматериалы). Количество пользователей составляет более 4,6 тыс. человек. Ежегодная выдача документов более 108 тыс. экземпляров.

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Внимание!
17 октября в Специальной городской библиотеке искусств им А.С.Пушкина стартует проект «#Пушкин222», в рамках которого будут проведены 3 художественные выставки.

Приглашаем молодых художников принять участие в данных выставках!
Участники будут награждены памятными знаками, а также дипломами. Лучшие работы буду представлены на третьей, заключительной выставке вместе с полотнами именитых художников. Также будет выпущен каталог.
Показать полностью.

Для участия в выставках необходимо направить необходимые документы (см.прикрепленные материалы) в Оргкомитет до 10 октября 2021 года по электронной почте ompmr@bk.ru

Проект предполагает впервые в Воронеже провести вернисажи молодых авторов, осмысливающих в своих работах образ великого русского поэта, его жизнь, творчество. Показ работ предполагается реализовать как стационарно, так и в режиме онлайн. В ходе проекта запланировано создание виртуальной коллекции «Пушкин глазами молодых воронежских художников», которая положит начало виртуальной галерее «Воронежская изобразительная Пушкиниана. XXI век».

В рамках пушкинских выставок будут проведены мастер-классы профессиональных художников Воронежа, встречи с авторами выставленных произведений. Также будут проводиться различные мероприятия культурологического содержания (встречи с представителями творческой интеллигенции города, пушкинистами, концертные и литературные программы, лекции, кинопоказы и пр.).

Полная информация содержится в прикрепленных материалах.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

«Об ушедших ради будущего». Презентация книги Б.Я.Табачникова «О прожитом и пережитом». Встреча с автором и выступление солистов студии «Вдохновение» ГДК.

В Центре духовного возрождения Черноземного края в августе вышла новая книга – «О прожитом и пережитом» Б.Я. Табачникова. Специальная городская библиотека искусств им. А.С. Пушкина провела 10 октября ее презентацию. Автор – известный в Воронеже, историк, культуролог, ведущий симфонических концертов, педагог, общественный деятель, автор более 20 книг и более 300 статей по проблемам искусства «оживил» отдельные фрагменты своей книги. Читатели узнали о его детстве, родителях, службе в армии, первых шагах в журналистике и науке, на сцене, о многочисленных творческих встречах со знаменитыми людьми. Рассказ сопровождался концертными номерами, подготовленными преподавателями Губернского педагогического колледжа, ДШИ №1 и солистами ансамбля «Вдохновение» ГДК. Бронислав Яковлевич подарил книгу с автографом в фонд библиотеки и теперь она ждет своего читателя.

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Обзор выставки «Певец советской эпохи», посвящённой 110-летию со дня рождения М.Н. Бернеса, советского певца и киноактёра.

В зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная 110-летию со дня рождения М.Н. Бернеса, советского певца и киноактера.
Представляем вашему вниманию обзор выставки, посвященной этой дате.
Показать полностью.
Родился Марк Нейман (настоящее имя Бернеса) 8 октября 1911 года в старинном украинском городе Нежине Черниговской губернии, в семье служащего. Родители мальчика были далеки от искусства, но в их доме постоянно звучала музыка и песни.
Нейманы переехали в Харьков, когда Марку было всего пять лет. В этом же городе он пошел в первый класс и окончил семилетку. Творческие задатки сына родители увидели очень рано, а будучи старшеклассником, он уже твердо знал, что его призвание – сцена. После школы Марк стал студентом Харьковского театрального техникума, и параллельно начал подрабатывать в театре. В 1929 году семнадцатилетний Бернес уехал в Москву, где культурная жизнь била ключом. Начинающего артиста приняли в штат сразу двух театров. Правда, роли были незначительные.
В середине 30-х Бернес начал сниматься в кино, сначала в эпизодах, а за ними пришел черед и главных ролей. Слава пришла к артисту после съемок в картинах «Человек с ружьем», «Истребители», «Большая жизнь». Эти картины до сих пор с удовольствием смотрит не только старшее поколение зрителей, но и молодежь. Немалую роль в успехе этих картин сыграла актерская работа Бернеса, его неповторимая манера игры, особый «почерк». Его герои, освещенные мягким светом и душевной теплотой артиста, были близки и понятны всем людям.
Первый раз Бернес запел в фильме «Человек с ружьем». Это была песня «Тучи над городом встали», которая сразу стала очень популярна. После этого практически в каждой картине, где снимался Бернес, обязательно звучала песня в его исполнении. В ленте «Истребители» он поет «Любимый город», в «Большой жизни» — «Три года ты мне снилась». В ленте «Два бойца» (1943г.) он исполнил песню «Темная ночь», которая в мгновение ока приобрела невероятную популярность.
После успеха этих картин песни обрели всенародную любовь и прочно заняли лидирующее место в советской эстраде, они звучали на радио, включались в программу концертов. Нельзя сказать, что Бернес имел выдающиеся вокальные данные, но он пел так сердечно и задушевно, что не оставлял равнодушным никого.
Марка Бернеса все чаще называли народным певцом, и его исполнительский талант вышел на первый план. Его репертуар постепенно пополнялся новыми песнями, уже не привязанными к кинематографу. Множество советских авторов хотели сотрудничать с известным исполнителем, предлагали ему свои песни. Бернес превратился в своеобразный талисман. Стоило ему спеть песню, как она мгновенно приобретала известность и любовь слушателей. Марк Наумович часто настаивал на изменении некоторых моментов в мелодии и стихах, предлагая уже готовый собственный вариант. Именно благодаря этому композиция становилась народным хитом и звучала во всех уголках необъятной страны. На гастролях не только в Союзе, но и за рубежом певцу оказывали радушный прием, встречали, как родного.
Незадолго перед смертью Бернес успел записать одну из самых пронзительных своих песен – «Журавли», на стихи Расула Гамзатова. «Журавли» — последняя запись певца, зазвучавшая по радио уже после его кончины. Таких вершин психологического мастерства немногим эстрадным исполнителям удавалось достигнуть.
Марк Бернес – создатель собственного «песенного мира», замечательный артист и певец. Он пел, обращаясь к каждому слушателю так, как будто между ними идет задушевная беседа о чем-то важном, заветном. «Я всегда стараюсь перевоплотиться в человека, от имени которого песня поется», — говорил артист.
Его песенное творчество, запечатлев время, в которое он жил, осталось близким и понятным всем поколениям слушателей, не потеряло своего значения и сейчас.
На нашей выставке на грампластинках и компакт-дисках представлены самые известные песни в исполнении Марка Наумовича Бернеса.
Выставку дополняют книжные издания: мемуары, книги, посвященные творчеству
В книге «Марк Бернес в воспоминаниях современников» (составитель К.В.Шилов) собрано воедино все самое ценное о замечательном артисте и певце М.Н.Бернесе. Издание знакомит с малоизвестными материалами: неопубликованными письмами, воспоминаниями и свидетельствами современников. О своих встречах с артистом поэты, композиторы, актеры: Л.Гурченко, А.Эшпай, О.Фельцман, Н.Богословский, М.Пуговкин… Книга иллюстрирована редкими фотографиями.
В книге «Певцы советской эстрады» даны творческие портреты мастеров эстрадной песни. Статьи раскрывают секреты неповторимости, своеобразия ярких артистических индивидуальностей, в том числе и М. Бернеса. Книга иллюстрирована и рассчитана на широкий круг читателей.
В книге Раззакова Ф.И. «Как уходили кумиры», описываются подробности последних дней жизни кумиров недавнего времени.
Книга Б. Савченко «Кумиры российской эстрады» содержит сведения о почти 600 исполнителях-вокалистах, работавших для песенной эстрады в разные годы.
В книге «Любовь нечаянно нагрянет» плеяда блестящих исполнителей эстрадной песни, кумиров 30-60 годов. Очерки о жизни и творчестве каждого из исполнителей дополнены здесь текстами песен и романсов,
Экспозиция дополнена статьями о Марке Наумовиче в журналах Советская музыка №5 (1985), Свой №9 (2016), Искусство кино №5 (1995), №2 (2011).
Послушать представленные на выставке произведения, а также познакомиться с литературными изданиями, рассказывающими о жизни и творчестве певца, можно, посетив нашу выставку, которая продлится до конца октября.

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

«Фотобанк и выставочный фонд». Беседа для любителей фотоискусства.

В пятницу 8 октября в Специальной городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина состоялась беседа для любителей фотоискусства на тему «Фотобанк и выставочный фонд».
Воронежский фотохудожник О.П. Красиков рассказал о возможностях банков изображений (онлайн-хранилищ), а также об истории их появления и видах. Кроме того, присутствующие узнали об особенностях организации и проведения разноплановых фотовыставок, в том числе об отборе нужного фотоматериала.
Приглашаем всех заинтересованных лиц на последующие встречи, посвященные фотоискусству по пятницам в 16-30 в читальный зал библиотеки.
Наш адрес: улица Куцыгина, 6.

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Клуб любителей кино «Встречи у экрана», ко Дню музыки. Х/ф. «Встреча с Венерой», режиссер И. Собо, в главной роли Г. Клоус (1991).

6 сентября Кинолекторий «Встречи у экрана» Специальной городской библиотеки искусства им. А С. Пушкина открыл 12 сезон показом музыкального фильма режиссера Иштвана Сабо «Встреча с Венерой» (1991).
Показать полностью.
Красивая кинокартина, полная фарса, романтики и драмы, которая усиливается закулисными интригами, организационными проблемами, нестабильностью и ссорами. Но все это показано легко, непринужденно и весело.
Венгерский дирижёр Золтан Санто приглашён в Париж для постановки оперы “Тангейзер” Рихарда Вагнера. Репетиционные неурядицы, необоснованные раздоры между артистами и администрацией, бездумное смешение личных амбиций, творческих обид и материальных претензий, занятие будущих участников спектакля всем чем угодно, кроме святого служения искусству, великой и вечной музыке показано в первой части фильма.
Приехавшему в Париж дирижеру пришлось все взвалить на себя: коллектив нужно сплотить, бюрократию обойти, интриги пресечь, оперу поставить и при этом не сойти с ума. Всё это представлено Иштваном Сабо в его фильме с неожиданной иронией, более того — с редкостным чувством острого, незлобивого юмора. Режиссёр основывался на собственном опыте постановки той же оперы «Тангейзер» в театре, хотя, разумеется, в его ленте всё намеренно преувеличено, доведено до лёгкого фарса.
Его действия практически увенчались успехом, но тут появляется примадонна — солистка Венера. Ее красота поразила весь оркестр и дирижера в том числе. Теперь опера отходит на задний план — гораздо важнее обратить внимание Венеры на себя.
Появление знаменитой женщины наносит решительный удар по хрупкому зданию покоя и согласия в оркестре, с трудом возведённом главным дирижером. Постановка оперы могла даже сорваться.
Чуть мелодраматичная история любви Золтана Санто и американской оперной примадонны Карин Андерсон не лишена настоящих чувств и искренне выраженная актёрами, прежде всего – американской звездой Гленн Клоуз и французским актером Нильсом Ареструпом.
Все действо проникнуто любовью к искусству, к акту мучительно-сладостного творения, похожего на нестерпимое влечение к женщине, на такую волнующую и притягательно-тревожную “встречу с Венерой”. Словно это — тайное свидание с неуловимой, ускользающей загадкой извечного жизненного начала, с «одной музыки наслажденьем».
Этот фильм интересен тем, что сюжет разворачивается на фоне постановки оперы Р. Вагнера «Тангейзер». На протяжении всего фильма звучит музыка великого композитора

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Обзор выставки «Семейный круг Пушкина».

Новая выставка открывшаяся в СГБИ им. А.С. Пушкина посвящена ближайшему окружению, самым близким родственникам А.С. Пушкина. О ней рассказывает ведущий методист библиотеки Надежда Павловна Красикова.

Библиотека искусств им. А. С. Пушкина запись закреплена

Обзор выставки «В гармонии с вечностью», посвящённой Международному дню музыки.

В зале фонотеки Специальной городской библиотеки искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка, посвященная Международному дню музыки. Представляем вашему вниманию обзор выставки, посвященной этому событию.
Показать полностью.
Впервые День музыки отмечался 1 октября 1975 года и с тех пор празднуется ежегодно. Он был учрежден по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Цель его – приобщение к музыкальной культуре как можно большего количества людей во всех слоях общества, укрепление мира и дружбы между народами, развитие уважительного отношения к эстетическим ценностям.
В России Международный день музыки отмечается с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича — одного из инициаторов учреждения праздника. В 1973 году он обратился к ООН с открытым письмом, в котором предлагал учредить этот праздник. Шостакович считал, что музыкальное искусство поможет найти взаимопонимание разным народам и сплотит их.
Праздник отмечается во всем мире большими концертными программами с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры, проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки, что способствует распространению этого направления как искусства в самых разных сообществах.
Музыкой, или «искусством муз», древние греки называли вид искусства, в котором музыкальные звуки служат средством воплощения художественных образов. Она непосредственно воздействует на восприятие человека, наполняет его эмоциями.
На протяжении веков и тысячелетий музыка была неотделимой частью жизни людей, их культурной традиции, религиозных обрядов и повседневного существования. Она обладает огромной силой воздействия. Человеку свойственно стремление к прекрасному, а музыка, по словам Г.Берлиоза, — «самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех искусств». Великие композиторы смогли выразить через нее состояние своей души, отразить гармонию мира.
Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек. Свободный доступ ко многим музыкальным произведениям через интернет, современные средства записи и воспроизведения музыки делают ее более доступной, новые возможности позволяют слушать и смотреть выступления музыкантов на более совершенных носителях информации. Все это помогает расширять возможности приобщения людей к хорошим музыкальным произведениям.
На выставке в зале фонотеки на грампластинках и компакт-дисках
представлено разнообразие видов, жанров, направлений музыки – классическая, народная, эстрадная. Это лишь малая часть аудио-богатств, собранных в фондах фонотеки.
На нашей выставке на грампластинках представлены самые известные произведения русских и зарубежных композиторов: симфония № 6 П.И.Чайковского в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио (дирижер Геннадий Рождественский), симфония № 40 В.А.Моцарта в исполнении Московского камерного оркестра.
Творчество Л.Бетховена представлено симфонией № 5 (Государственный академический симфонический оркестр СССР, дир. Е.Светланов). «Магнификат» и Кантата № 31 И.С.Баха на пластинке в записи Хора и инструментального ансамбля г. Штутгарт.
На компакт-дисках, вошедших в экспозицию выставки, маленькие шедевры — произведения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шопена, П.И.Чайковского, Т.Альбинони, В.А.Моцарта и других композиторов.
Народная музыка представлена пластинками с записями самых известных и популярных народных мелодий в исполнении ансамбля «Калинка» и Государственного академического русского народного оркестра им. Н.Осипова.
Легкая музыка также представлена на выставке пластинкой «Танцевальная музыка 30-х годов» и компакт-диском с песнями в исполнении Элвиса Пресли.
В экспозицию выставки входят энциклопедии, словари, книги о жизни и творчестве музыкантов. Богато иллюстрированная энциклопедия музыки включает сведения по видам и жанрам музыки, музыкальным инструментам, рассказывается о композиторах и исполнителях, внесших значительный вклад в развитие музыкальной культуры.
Биографический словарь «Музыканты мира» включает сведения о музыкантах от эпохи античности до наших дней. Книга С.Газаряна «В мире музыкальных инструментов» знакомит читателей с разнообразными музыкальными инструментами, с их историей и особенностями звучания.
«166 биографий знаменитых композиторов». Редактор-составитель Л.В.Михеева. Предлагаемый справочник достаточно полно отражает широкий музыкальный интерес читателя к истории мировой музыки и ее выдающимся личностям.
Д.К.Самин. «100 великих вокалистов». Книга посвящена профессиональным вокалистам: прежде всего исполнителям оперной музыки последних трех столетий, а также вокалистам джаза, рока и поп-музыки, ставшим столь популярным в XX веке.
Учебник Л.А.Рапацкой «История русской музыки: от Древней Руси до «Серебряного века»» является одним из первых фундаментальных трудов, охватывающих историю музыки России от древности до «Серебряного века». В книге предлагается емкая информация об этапах развития отечественной музыки, анализ ее основных стилевых направлений, а также представлены творческие портреты выдающихся композиторов.
Е.Л.Гуревич «История зарубежной музыки: популярные лекции». Эта книга – краткая, популярно изложенная история зарубежной музыки, начиная с 18-го века до наших дней. Помимо сведений о творчестве крупнейших композиторов, издание содержит информацию о тенденциях развития музыкальной культуры, о важнейших художественных стилях. Адресованная студентам книга заслуживает внимания учителей музыки, а также всех, кто интересуется ею.
Послушать представленные здесь и многие другие произведения, а также познакомиться с литературными изданиями, связанными с творчеством композиторов и музыкантов, можно, посетив нашу выставку, которая продлится до конца октября.

Источник

Оцените статью