- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 95:11
- Свт. Афанасий Великий
- Свт. Иоанн Златоуст
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Озон радостью возвеселился перевод
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 64:11
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Ириней (Орда)
- Книга пророка Исаии, глава 61 Исаия, гл 61
- Библия, стр. 333
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 95:11
Свт. Афанасий Великий
Да возвеселятся небеса, и радуется земля. Ибо небесные силы, радуясь исправлению вселенной, взывали: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2,14). Да подвижится море и исполнение его. Морем обозначает здесь множество народов. Оно и подвиглось, т. е. возбуждено к принятию проповеди.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его
Какая причина этой радости? Пришествие Спасителя, как это ясно видно из дальнейшего. Итак, было общее и небу и земле таинство, совершившееся на последней, так как о преклонившем небо и сошедшем с него говорится, что Он произойдет и от земли по плоти. «да придет в движение море и что наполняет его!» – не бурным волнением, а волнением радости и ликования. Под исполнением его разумей реки и озера, поскольку все собрания вод при творении названы Богом именем моря: «назвал, – говорится, – Бог собрание вод морями» (Быт.1:10). Что же приносят воды таинству Единородного? Очевидно, крещение.
Беседа на псалом 95.
Блж. Феодорит Кирский
«Да возвеселятся небеса, и радуется земля». Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.
«Да подвижится море и исполнение его». А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.
Евфимий Зигабен
Да возвеселятся небеса и радуется земля; да подвижится море и исполнение его.
Да веселятся, говорит, небеса и да радуется земля о Христе, бывшем прежде небесным по Божеству, а потом ставшем и земным по человечеству. Ибо первое Божество Христово свыше сошло, а второе — человечество, от земли взошло, где движением называет взыграние сердца, производимое радостью; а полнотою моря пределы его; или полноту моря составляют реки, озера и источники и одним словом, все водяное естество по причине крещения Спасителя.
Слова Феодорита: Вся тварь, говорит, пусть участвует в веселии людей, и небесное и земное да исполнится утешения. Ибо если Ангелы радуются об одном грешнике кающемся; то они же, без сомнения, больше будут веселиться об изменении всех людей. Афанасий: Об исправлении вселенной небесные силы говорили с радостью: слава в вышних Богу. Началозлобный сатана, сеятель плевел, изобретатель и учитель всякого непотребства увлек в начале чрез преступление Адамово все естество человеческое в смерть; но Творец всего опять преобразил его в нетление, уничтожив смерть во Христе и удалив от миpa грех. Итак по сей то причине Дух Святый повелевает всем и небесным и земным праздновать. Безъименного: И какой повод к веселью? Пришествие Спасителя. Опять Феодорита: Вся человеческая жизнь, которая уподобляется морскому волнению, примет глас Божественных проповедей; где в тоже время предсказывает и о бывших восстаниях со стороны неверных против проповедников истины, как мы это показали и в других псалмах.
Кирилл согласно с Афанасием говорит: Морем называет множество народов, которое, приняв голос божественных проповедей, поколебалось, т. е. пришло в движение, принимая веру, или и противную ей силу.
Еп. Ириней (Орда)
Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение Его
Как всех людей, так и неразумных тварей призывает псалмопевец к прославлению славного господства Царя – Бога.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Ст. 11-13 Да возвеселятся небеса, и радуется земля: да подвижится море и исполнение его: возрадуются поля, и вся яже на них: тогда возрадуются вся древа дубравная от лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли: судити вселенней в правду, и людем истиною своею
Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю
Так как Господь есть царь всего мира, то тогда, когда Он придет судить весь мир, на земле будет восстановлена правда, теперь попираемая людьми и народами. Писатель ожидает и молит Бога об этом пришествии и свою радость приглашает разделить и всю природу: моря, реки, поля, леса. Такое приглашение говорит о необыкновенной глубине и силе чувства, переживаемого писателем.
Все это радостное и бодрое содержание псалма отвечает времени царя Иосии, когда открытый и прочитанный им автограф закона Моисея наполнил его с одной стороны чувством огорчения при виде нестроения настоящей жизни своих подданных, далекой от нарисованного в законе идеала, с другой — преисполнил его ревностью об очищении жизни, вселял уверенность, что Господь не даст погибнуть этому кающемуся и исправляющемуся пред Ним народу.
Источник
Озон радостью возвеселился перевод
Азон радостию возвеселися* многою, не внимая лаятелныхъ царя Пелея коварствъ и его льсти … Разумѣя убо Пелей, яже Колкосъ осътровъ моремъ обшелъ, приитись не может, токмо с пригожествы плавательными подняти морския беды, повелѣ* к себѣ призвати нѣкоего кузнеца от стран царства Тесалискаго, мужа мудра в хитрости своей, Арха именемъ, в хитрости древодѣлной со многимъ разсуждениемъ бывающа.
Примечание к тексту.
* Возвелися, повелѣ – формы одного из древних прошедших времён.
1. Сделайте перевод фрагмента на современный русский язык.
2. Восстановите пропущенную информацию в пунктах А-Д:
А. Слово коварство , которое встречается в тексте, исторически образовано __________________ способом от существительного со значением лица: ______________ (укажите слово).
Б. Найденное Вами существительное со значением лица образовано от глагола ___________________ (укажите глагол) с помощью суффикса__________(укажите суффикс).
Укажите ещё два отглагольных существительных с тем же суффиксом в современном русском языке, которые начинаются с согласных звуков, которые есть в форме И.п. и В.п. ед.ч. слова лёд . Запишите, от каких глаголов они образованы.
_______________________________________________________
В. Найдите в тексте слово того же корня, что и слово коварство . Объясните, как исторически связаны значения этих двух слов. В чём особенность значения найденного Вами слова в данном тексте?
Г. У слова коварство в современном русском языке есть устаревший книжный синоним _____________ (укажите слово), который исторически также является однокоренным слову коварство . Он употребляется преимущественно во множественном числе и входит в состав фразеологизма: глагол _________________ + __________________ (данное сущ. во мн.ч.) кому-либо или против кого-либо.
Укажите суффикс в существительном, которое Вы нашли в данном пункте _______. Поможет Вам выделить суффикс сравнение со словами русского литературного языка, в которых и сейчас выделяется данная морфема.
Приведите два примера подобных существительных, которые начинаются с одной и той же буквы, но с иной, чем слово коварство , и укажите производящие глаголы.
______________ от глагола _______________ и
______________ от глагола _______________.
Д. На ту же букву, что и два последних слова в задании Г, начинаются два слова, которые мы находим в «Словаре церковнославянского и русского языка» 1847 г. Первое из них означает ‘равновесие’, а второе определяется как ‘тяжести, которыми, кроме товаров и других вещей, грузят мореходное судно’. Назовите эти слова: _______________ и _______________. Чем в фонетическом плане различаются два найденных Вами слова?
3. Можно ли в выражении мудрый в хитрости своей заменить слово хитрость на слово коварство , а в сочетании лаятелныхъ коварствъ – коварство на хитрость ? Объясните свой ответ.
4. С чем связаны особенности написания имён собственных Азон и Тесалийского ? Как иллюстрируют данное языковое явление слова азъ (азбука), ягнёнок, Фёдор, Томас ?
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 64:11
Свт. Афанасий Великий
Бразды ея упой, умножи жита ея. Браздами называет сердечные глубины, а житами — благочестивые помыслы. В каплях ея возвеселится прозябающи. И малые, подаваемые ей, Божественные дарования возвеселят ее и приуготовят к прозябению, очевидно, мысленного плода. Каковы же ее капли, уразумеешь из сказанного о Христе: Снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю (Пс. 71,6).
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
«Бразды ея упой». Из сего видно, что это есть предречение будущаго, а не описание бывшаго.
«Умножи жита ея;» то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению.
«В каплях ея возвеселится возсияющи». Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимыя учителями капли росы.
Евфимий Зигабен
Бразды ея упои, умножи жита (произрастения) ея.
В каплях ея возвеселится возсияющи (рождая). Предсказав о хорошем для земли времени и об изобилии плодов, Давид при сем просит Бога, чтобы все предсказанное им пришло в исполнение, то есть, чтобы борозды земли были упоены дождем и плоды ее умножились и чтобы обрадована была земля дождевыми каплями и чрез росы прозябла трава; где: «упой и возвеселится и раждая» суть слова переносные, взятые (чрез перенесение) от сходства с людьми и воодушевленными животными пьющими и веселящимися.
Тот же Афанасий бороздами называет глубины сердец.
Еп. Ириней (Орда)
Бразды ея упой, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится возсияющи
Сделай это и теперь! Напой борозды земли и таким образом умножь ее производительную силу; произрастения радуются орошению дождем, так как без дождя не могут давать плодов. Как углубления, борозды могли быть так названы; когда пойдет обильный дождь, то они действительно становятся бороздами; благотворным дождем Бог умножает произрастения земли, доставляет им красоту и как бы веселие (возвеселится прозябающи).
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Источник
Книга пророка Исаии, глава 61 Исаия, гл 61
Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них.
Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их — среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами.
Источник
Библия, стр. 333
2 И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею её; что с покупающим, то и с продающим; что с заёмщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост.
3 Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрёк слово сие.
4 Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли.
5 И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет.
6 За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей.
7 Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем.
8 Прекратилось веселье с тимпанами; умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей;
9 уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих её.
10 Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти.
11 Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли.
12 В городе осталось запустение, и ворота развалились.
13 А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании [винограда], когда кончена уборка.
14 Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря.
15 Итак славьте Господа на востоке, на островах морских — имя Господа, Бога Израилева.
16 От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.
17 Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!
18 Тогда побежавший от крика ужаса упадёт в яму; и кто выйдет из ямы, попадёт в петлю; ибо окна с [небесной] высоты растворятся, и основания земли потрясутся.
19 Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена;
20 шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие её тяготеет на ней; она упадёт, и уже не встанет.
21 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле.
22 И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны.
23 И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава.
1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твоё, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.
2 Ты превратил город в груду камней, твёрдую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.
3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племён будут бояться Тебя,
4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.
5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; [как] зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин;
7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.
8 Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слёзы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!
10 Ибо рука Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своём, как попирается солома в навозе.
11 И хотя он распрострет посреди его руки свои, как плавающий распростирает их для плавания; [но Бог] унизит гордость его вместе с лукавством рук его.
12 И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах.
1 В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала.
2 Отворите ворота; да войдёт народ праведный, хранящий истину.
3 Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он.
4 Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная:
5 Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах.
6 Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих.
7 Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника.
8 И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша.
9 Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде.
10 Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
11 Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали её; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрёт врагов Твоих.
12 Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас.
13 Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твоё.
14 Мёртвые не оживут; рефаимы не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них.
15 Ты умножил народ, Господи, умножил народ, — прославил Себя, распространил все пределы земли.
16 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твоё постигало его.
17 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи.
18 Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов.
20 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдёт гнев;
21 ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощённую ею кровь и уже не скроет убитых своих.
1 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское.
2 В тот день воспойте о нём — о возлюбленном винограднике:
3 Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днём стерегу его, чтобы кто не ворвался в него.
4 Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне [в нём] волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем.
5 Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною.
6 В грядущие [дни] укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветёт Израиль; и наполнится плодами вселенная.
7 Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его?
8 Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра.
Источник