- Консультация для педагогов»Обучение детей языку чувств». консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Консультация для родителей к проекту «Солнечное настроение» на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ ЧУВСТВ».
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов»Обучение детей языку чувств».
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В консультации излагаются материалы по обучению детей речи ,не совсем привычной,а обучению «языку чувств».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_detey_yazyku_chuvstv.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Обучение детей языку чувств».
Подготовила педагог-психолог Сикорская Н.М. Г.Калуга, 2017г
Консультация для воспитателей «Обучение детей языку чувств».
Тема нашего разговора — обучение детей речи, но не совсем привычной, а той, которую психологи назвали «языком чувств». Речевое поведение воспитателя определяет не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.
При установке на толерантное речевое поведение в семье и дошкольном учреждении воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства. К ним относятся:
1. формулы вежливости, т. е. Этикетные речевые обороты.
- «Словесные поглаживания» — добрые слова, похвалы.
- Речевые обороты «языка чувств» — в противоположность «навешиванию» ярлыков при разрешении конфликта.
Врачи заметили, что люди у которых беден эмоциональных словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов, сосудов, гипертонией и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах — болезнь, и дали ей название АЛЕКСИМИТИЯ. Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход те выплески, непосредственное проявление эмоций невозможен. Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки — СЛОВЕСНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ. А если слов нет? И поэтому, мы учим детей сначала всматриваться, вслушиваться, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы. Восприятие себя и другого человека не является осознанным. А затем с помощью «языка чувств» происходит осознание малышом.
ЧТО ЖЕ МЫ ВКЛЮЧИМ В ПОНЯТИЕ «ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ ЧУВСТВ»?
Во-первых, это овладение собой, лексикой, пополнение словаря понятиями называющими состояния, эмоции, настроение, переживания, эти слова дают возможность определить желания, цели ощущения и самоощущение.
Во-вторых, это овладение особыми фразами и речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, устанавливать речевые контакты.
В-третьих, это освоение пласта волшебных слов, отражающих нашу доброжелательность.
В-четвертых, это умение делать комплименты.
В-пятых, это умение слышать и слушать. Понимать, что стоит за словами и читать «язык тела».
Основы овладения эмоциональным словарем закладываются в раннем детстве. Когда ребенку не хватает слов, он создает свои, авторские. «Одномоментные» состояния могут определяться так; больнуло, заплохело, тошнуло разок.
Все явления внутренней жизни имеют мнение ребенка и обратное направление: Помнил — отпомнил, грустил — выгрустил. Итак, речь, речевое поведение, усваивается подражанием, но это творческий процесс. Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах человек должен уметь переводить эмоции в словесный план. Но ребенку необходимо разобраться в своем состоянии. Нередко в группе воспитателю приходится «прояснять» некоторые конфликтные ситуации, задавать часто бессмысленно традиционные вопросы. Специалисты советуют «присоединиться» к ребенку, помочь ему. Будем применять такое правило: ЕСЛИ ТЫ ЗАРАНЕЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ, ТО НЕ ЗАДАВАЙ ВОПРОСОВ. ВМЕСТО ВОПРОСОВ СТАРАЙСЯ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗМЫШЛЕНИЕ.
И еще, не следует оценивать взрослыми мерками детский поступок. КОГДА PEБEHOK СОВЕРШАТ ПРОСТУПОК, ТО ОСУЖДАТЬ МЫ БУДЕМ ПРОСТУПОК, А НЕ ЛИЧНОСТЬ. Главный принцип «помоги» действует и здесь: помоги стать лучше. Каждый ребенок хочет стать хорошим, любимым, поэтому не устраиваем судилища, а переживаем, огорчаемся вместе с ребенком, учимся прощать, забывать, не тыкая потом.
Не боремся с недостатками, а помогаем их перерасти.
ЗАСТАВЛЯТЬ ЛИ РЕБЕНКА ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ?
Для чего просят прощение? Может быть, вместе с ребенком дойти до мысли, что обиженный хочет узнать, что он пострадал по оплошности, что раскаивается и просит прощения. Вот здесь и будет создаваться «язык чувств, эмоций». Покажем это сначала своим примером поведения: «Вы оба правы по — своему. Но давайте разберемся, как же поступить? Если вы оба правы то. » Часто спасительным оказывается юмор. Попробуйте описать ситуацию так:
Забияке где-то в драке
Надо запомнить условие:
ФОРМИРОВАНИЕ «ЯЗЫКА ЧУВСТВ» МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА РЕАЛИЗОВАНО ПРАВО РЕБЕНКА НА ТО, ЧТОБЫ ЕГО ВЫСЛУШАЛИ. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШЕННЫМ — ЭТО ПРАВИЛО ДОЛЖНО СТАТЬ ЗАКОНОМ ЖИЗНИ. И поэтому воспитатель не будет отмахиваться от малыша, ссылаясь на то, что есть более важные дела. Ребенок понимает наше настроение и отношение к нему. Не перебивайте, помогайте справиться со словами.
Кроме личных бесед в группе проводите общий разговор на разные темы, где ребенок имеет возможность выговориться и услышать мнение других детей о себе. Здесь на практике формируются качества тактичного собеседника, так как воспитатель незаметно сумеет направить тему разговора, попросит робких высказаться, а очень активных — послушать и дать потом совет.
Помогают расширить словарь «языка чувств» стихи, особенно те строчки, где описывается персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Детская поэзия полна лукавства, юмора, озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно — это воспитание любовью и с любовью.
В разновозрастной группе, прежде всего, «языком чувств» овладевают старшие дети. Но и самые маленькие пытаются осознанно оперировать этими понятиями.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО»
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА 5-6 ЛЕТНИХ.
1. Рассматриваем картинки, где изображены люди, лица, отгадываем и называем какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое.
СЛОВАРЬ: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
2. Пытаемся назвать какое выражение глаз.
СЛОВАРЬ: насмешливое , хитрое, печальное, обиженное, злобное, безумное, испуганное, жалкое, просящее.
3. Предлагаем подобрать слова, подходящие к картинке, на которой
изображены веселящиеся дети.
СЛОВАРЬ: радость, веселье, восторг.
4. Подбираем слова к картинке с печальными сюжетами.
СЛОВАРЬ: грусть, тоска, печаль, уныние, горе.
Возможно, придется прибегнуть к помощи словарей. Младшие дети с радостью изобразят нужное настроение и состояние, опишут нужную картину, а вы попробуйте отыскать точные афористические определения из детской литературы.
К «языку чувств» относятся «волшебные слова». Они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Не нужно принуждать ребенка говорить слова вежливости. Лучше сказать за него, как бы вместе с ним, по забывчивости потерявшим слово.
Дошкольники сами придут к выводу, что «волшебные слова» благодарят, желают чего-то хорошего. Завести можно «волшебный сундучок», где лежат карточки с красивыми цветами. Иногда дети советуют друг другу подойти к сундучку и вспомнить, что есть такие «ключики» для «открывания» улыбок и хорошего настроения.
Еще один компонент «языка чувств» — комплименты. Благодатная роль комплиментов детям еще мало изучена. Необходимо говорить доброе, чтоб доброе в ребенке взошло. Вот это и делают фольклорные комплименты: потешки, прибаутки, присловья.
У любого народа фольклор содержит огромное количество таких «словесных поглаживаний» для маленьких это замечательные «витамины роста» — высокой самооценки, комфортности. В фольклорных комплиментах часто спрятано лукавство, озорство. Чувство юмора – спасительное чувство. Поэзия – кладезь сокровищ для людей всех возрастов.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2005.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций (пособие для практических работников ДОУ). М., 2007.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль «Академия развития», 1998г.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М. Генезис, 1999.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль «Академия развития», 1996.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., 2001.р
- Семенака С.И. Уроки добра (коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет). М., 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. I-II-III ч – М.: Генезис, 1998.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. М., 1998.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 199
Источник
Консультация для родителей к проекту «Солнечное настроение» на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ ЧУВСТВ».
Данный конспект поможет родителям расширить словарь «языка чувств» детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Саранск МДОУ
«Детский сад №5 комбинированного вида»
Тема: Обучение детей языку чувств.
старшей группы №7
Психологи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов сосудов, гипертонией и т.д. специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей название алекситимия ( а — отрицание, тимос – настроение, лексис – лексика, словарь).
Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т. е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен (представьте, если бы мы выплескивали свои эмоции на окружающих, да ни друзей, ни семей бы не сохранить). Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки – словесное оформление, т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий.
А если слов нет? Вот мы и хотим, чтоб наши дети не оказались «без языка». И поэтому учим сначала, всматриваться, вслушиваться, учим быть внимательными к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей. Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным, т. е. «оречевленным». А затем с помощью речи, т. е. «языка чувств», происходит осознание детьми своих чувств и эмоций, управление ими. Да и само развитие эмоций связано с речью.
Что можно включить в понятие «овладение языком чувств»?
Во – первых, это овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить», определить желания, цели, ощущения и самоощущение.
Во – вторых, это овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые конфликты.
В – третьих, это освоение большого пласта «волшебных слов», т.е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.
В – четвертых, это умение делать комплименты, т.е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.
В – пятых, это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словом, а также читать «язык тела».
С помощью «языка чувств» можно научиться понимать себя и других, заводить друзей, «нейтрализовать» обидчиков и не болеть алекситимией.
Основы овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладываются в раннем детстве, в 2 – 3 года. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями. Но наблюдательность, и за эмоциональной жизнью тоже, поразительна. Когда же ребенку не хватает слов, он создает свои, «авторские». Вот примеры, заимствованные у К.И. Чуковского:
— я не дерусь! Драка сама из меня идет!
— я не тебе плачу, а маме!
— мама сердится, но быстро удобряется.
— ты у меня лучшевсехная.
Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах, ребенок должен уметь передавать эмоции в словесный план. Но этому мало кто учит. Как – то само собой получается, но не как у взрослых. У взрослых очень категорично и двухмерно они оценивают: «хорошо – плохо», «черное – белое», «люблю – не люблю», к сожалению, это перенимают дети. Слишком рано пытаются взрослые внушить детям нравственные нормы, забывая, что ребенок не дорос до абстрактных понятий, он ориентируется через ощущения: приятно – неприятно, нравится – не нравится. Ребенку необходимо разобраться в своем состоянии, в своих эмоциях, тем более, когда он находится в контакте со сверстниками, где неизбежны конфликты. А взрослый вместо того, чтобы помочь «прояснить чувство», добавляет негативное, «навешивает ярлыки»: «Ах ты, драчун!», а обиженного утешает: «Мы его наказали. Не плачь. Плакать стыдно». Таким образом, наложен запрет на переживания. А ведь так необходимо «оречевление» переживаний. Рекомендовано помогать детям, разбираться в своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов, фраз:
Мне приятно – мне неприятно…
Мне нравится – мне не нравится…
Мне хочется – мне не хочется…
«Мне неприятно, когда ты меня трогаешь так…», «Мне не нравится, когда без разрешения ты берешь мою машину…» — это в психотерапии называется прояснением.
Но нередко приходится «прояснять» и некоторые конфликтные ситуации, задавать, часто бессмысленный вопрос «Зачем ты это сделал?!». Взрослый зачастую не понимает, что ребенок не сумеет объяснить истинные мотивы поступка, а необходимость ответа может привести их ко лжи. Лучше «присоединиться» к ребенку, помочь ему. Это может выражаться так:
— «Наверно, тебе очень захотелось…»
— Мне кажется, ты решил, что… но…»
— «Наверное, ты хотел… но…»
Взрослым лучше помнить простое правило: если вы знаете, ответ, то не задаем вопросов. Вместо вопросов лучше постараться стимулировать размышление. И не следует оценивать взрослыми мерками детский поступок, вы должны знать, что ребенок еще не в состоянии полностью управлять своим поведением. Когда ребенок совершил проступок, то и осуждать надо проступок, а не личность.
Помогают расширить словарь «языка чувств», конечно же, стихи, особенно те строчки, где характеризуются какой – либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Дети запоминают их мгновенно и часто очень к месту используют.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Он во всем мне подражает,
Этим очень раздражает.
И слон возвратился
Счастливый от хобота
Детская поэзия полна лукавства, юмора и озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно, это воспитание с любовью и любовью.
Предлагаем для вас родители некоторые упражнения для расширения «эмоционального» словарного запаса 5 – 6 летних детей. Рассматривая картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадывайте и называйте какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое, тем самым пополняем словарь детей: веселое, хорошее; сердитое, плохое, печальное; угрюмое, подавленное. Попытайтесь определить и назвать, какое выражение глаз: насмешливое, хитрое, озорное, печальное, обиженное, злое, испуганное, просящее, жалостливое.
Дети с радостью изобразят, «передадут в лицах» настроение и состояние, отыщут нужную картину, а вы попробуйте подыскать меткие, точные, афористичные определения из детской литературы, которая и ценна тем, что описывает жизнь не только внешнюю, но, главное, внутреннюю, душевную.
К «языку чувств» можно отнести и «волшебные слова», т.е. формулы вежливости, особые слова и обороты. Они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения. Если в речи взрослых изобилие «будь добр, разреши, извини, с твоего разрешения, позволь, прости» и т.п., то и без всякого специального тренинга – научения дети эти слова переймут, позаимствуют.
Уважаемые родители, нужно понять, что формирование языка чувств может начаться только тогда, когда будет реализовано право ребенка на то, чтобы его выслушали. Ребенок понимает, «считывает», с лица, с позы, жестов наше настроение, и состояние, и ваше отношение к нему. «Язык чувств» помогает ребенку заявить о себе, выразить отношение к другому и к себе, т. е. понять, помочь себе, сформировать положительную самооценку. Если понимаешь себя, то легче понять и других. Человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.
1. Мясникова Н.А. Язык чувств. // Ваш малыш. — 2006. — №7.
2. Пикулева Н. Н. Слово на ладошке. М., 2001.
Источник