Овладение детьми дошкольного возраста эмоционально оценочной лексикой

Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками

В монографии излагаются результаты исследований, проведенных на кафедре теории и методики дошкольного образования МПГУ по проблеме овладения детьми эмоционально-оценочной лексикой. На основе разностороннего анализа теоретической литературы и опытно-экспериментальной работы раскрываются педагогические условия формирования эмоционально-оценочной лексики в старшем дошкольном возрасте. В монографии представлены содержание и методика работы по обогащению речи детей словами, обозначающими оценку, эмоции, чувства и нравственные качества, на основе комплексно-тематического подхода и интеграции разных видов деятельности. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ушакова О. С., руководитель центра «Детство» ФГНБУ «Института изучения детства, семьи и воспитания» РАО, доктор пед. наук, профессор;

Макарова В. Н., профессор Орловского государственного Университета

© Яшина В. И., Ставцева Е. А., 2016.

© Издательство «Прометей», 2016.

В системе развития речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно — личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивами и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, нравственные качества, внутренние переживания человека.

Освоение эмоционально-оценочной лексики рассматривается как важное условие эмоционального развития и нравственного воспитания детей.

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. 3. Неверович и др.), происходит развитие представлений ребенка о себе и другом (Т. А. Алексейкова, Е. А. Панько, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова и др.). Речь формирует чувства, способствует развитию самосознания ребенка. Вербальные обозначения эмоций необходимы для осознания своих собственных эмоциональных переживаний, управления собственными эмоциями (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Я. Рейковский, П. М. Якобсон и др.).

Психологи считают, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального развития детей наряду с другими параметрами эмоциональной характеристики важными являются уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане, терминологическая оснащенность речи.

Эмоциональной насыщенностью речи в значительной мере определяется эффективность взаимодействия людей в процессе общения, характер восприятия человека человеком (А. А. Бодалев). Бедность словаря, относящегося к эмоциональной сфере, затрудняет понимание ребенком эмоционального состояния других людей, приводит к нарушению взаимоотношений с окружающими (Т. Peak, В. Egli).

Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. К. Харченко, М. А. Ященко), нейропсихологи (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), психологи (И. Breserthon, M. И. Лисина и др.) отмечают раннее возникновение слов эмоциональной оценки в речи детей.

В дошкольном детстве формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Исследователи отмечают, что моральное развитие детей осуществляется, во-первых, в форме усвоения норм, регулирующих отношения людей и, во-вторых, — способов реализации этих норм. И то, и другое связано с овладением словом и его значением.

Читайте также:  Что такое стресс тест как его делают

Эмоционально-оценочная лексика обладает огромным воспитательным потенциалом, помогающим выработать нравственные ориентиры. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида (В. Г. Щур, С. Г. Якобсон).

Педагогический аспект формирования эмоционально-оценочного словаря изучался в исследованиях, отражающих особенности развития письменной и устной речи учащихся начальных (М. И. Оморокова, М. А. Портнягина, В. К. Ягодовская), средних и старших классов школы (М. Т. Баранов, В. Е. Мамушин, О. П. Мистратова, Ю. П. Плотникова, И. И. Просвиркина, Л. П. Федоренко). В них разработаны некоторые приемы, принципы, условия эффективного формирования данной лексической группы.

Необходимость изучения педагогических условий развития эмоционально-оценочной лексики у дошкольников как проблема исследования была поставлена в начале 80-х годов прошлого века в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной. Ими показаны некоторые особенности эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников, взаимосвязь ее усвоения в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей, совершенствованием их социальных контактов с окружающими.

Эмоционально-оценочная лексика встречается в словарном материале ряда исследований, посвященных изучению методики обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста. В работах по проблемам развития словаря дошкольников в разных возрастных группах основное внимание обращалось на бытовую и природоведческую лексику (Г. Н. Бавыкина, В. В. Гербова, A. П. Иваненко, Н. П. Иванова, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева, B. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Л. А. Пеньевская, Н. П. Савельева, Е. М. Струнина, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина и др.). Вместе с тем, в них раскрываются некоторые методы и приемы формирования эмоционально-оценочного словаря дошкольников. Анализируется частотность слов эмоциональной оценки в художественной литературе для детей (Л. А. Колунова, В. И. Яшина).

В ряде программ дошкольных образовательных учреждений (Р. С. Буре, Л. П. Князева, С. В. Крюкова, Р. Р. Калинина, В. М. Минаева, Н. П. Слободяник, Л. П. Стрелкова, М. М. Чистякова и др.), основными задачами которых является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, речь, лексика, обозначающая эмоции и чувства, взаимоотношения людей, используется как средство формирования нравственных качеств личности.

Вопросы обогащения речи детей словами, выражающими чувства, эмоции и отношения, требуют дальнейшей разработки, поскольку имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на формирование умений адекватно использовать эмоционально-оценочную лексику в практике речевого общения с взрослыми и сверстниками.

Необходимость обогащения речи детей дошкольного возраста эмоционально-оценочной лексикой подтверждают и результаты опроса воспитателей и студентов — будущих педагогов дошкольного образования, которые подчеркивают ее значимость для эмоционального развития и нравственного воспитания ребенка. Вместе с тем, анализ речи дошкольников и окружающих взрослых носителей языка показывает бедность их эмоционально-оценочного словаря, преобладание в нем общеоценочной лексики.

Таким образом, становится очевидным противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможность усвоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики, признанием необходимости ее формирования для эмоционально-нравственного развития детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.

Данное обстоятельство актуализирует изучение потенциальных возможностей и критериев оценки уровня освоения старшими дошкольниками эмоционально-оценочной лексики; логики формирования данной лексики у дошкольников с учетом структуры значения слова; поиски педагогических условий обогащения речи детей словами, в значении которых находят отражение эмоции и оценки; создание методических материалов использование которых повышает эффективность обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой.

Читайте также:  Почему аналитики считают добро всего лишь эмоцией

Источник

Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

Екатерина Зулькорнеева
Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой

В настоящее время актуальна проблема развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста. Дети испытывают большую трудность на этапе выражения эмоций. Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не умеют правильно оценивать эмоции других детей. Это является существенным недостатком в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Во многих исследованиях таких психологов, как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др., отмечено, что именно в дошкольном возрасте ярко развиваются эмоции и чувства. Термин Эмоционально-оценочной лексики встречается в словарном материале исследований, направленных на обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста (Г. Н. Бавыкина, В. В. Гербова, Н. П. Иванова, В. И. Логинова, Ю. С. Ляховская, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина).

Целью статьи является выявление условий формирования эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

Объектом исследования является эмоционально-оценочная лексика детей дошкольного возраста.

Предметом данного исследования является процесс развития эмоционально-оценочной лексики детей дошкольного возраста в результате ознакомления с художественной литературой.

В соответствии с проблемой, объектом,предметом и целью были определены следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме развития эмоциональной лексики;

2) подобрать методики для выявления развития эмоциональной лексики у детей среднего дошкольного возраста;

Выстраивая работу мы опирались на ключевые теоретические положения, изложенные в концепциях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. А также базировались на авторов методики словарной работы Е. И. Тихееву, М. М. Конину, В. И. Логинову, А. М. Бородич и др.

Статья состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения.

Средствами овладения эмоционально-оценочной лексикой в дошкольном возрасте является: художественная литература, этические беседы,лексические упражнения,изобразительная деятельность,слушание музыкальных произведений, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на произведение, развиваемая у детей в процессе литературной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Предлагаемая нами система педагогических воздействий предусматривает различные направления работы воспитателя и родителей по обогащению словарного запаса детей, способствует эффективному решению задачи по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников. Работа по овладению эмоциональной лексики у детей проводилась нами в средней группе.

В ходе работы, было установлено, что художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоционального и духовного сторон личности ребенка. В художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. Главными задачами по формированию эмоционально-оценочной лексики здесь является:

Читайте также:  Что чувствует мужчина уйдя от женщины

1. обращать внимание детей на разнообразные поступки в поведении героя;

2. учить детей определять свое эмоциональное отношение к герою и мотивировать его, употребляя эмоциональную лексику.

Для усиления воспитательного воздействия художественной литературы на детей осуществлялся подбор книг, в которых по-разному раскрываются определённые нравственные понятия, освещается одна моральная тема. Сопоставление художественных образов, моральная оценка мотивов поведения у различных литературных персонажей поможет глубже осмыслить художественные произведения и раскрываемую ими нравственную идею, усилит их воспитательное и эмоциональное воздействие на детей.

При подборе книг учитывалось моральное содержание текстов, а также приёмы, усиливающие восприятие детьми художественных образов, помогающие адекватно оценить мотивы поступков героев. Одним из таких приёмов являлось рассматривание иллюстраций. Иллюстрации должны быть правильно подобраны для понимания и эмоциональной оценки детьми поступков литературных героев, органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображая наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. В книжном уголке проводились тематические выставки произведений на нравственные темы, а также юмористического характера, знакомство с которыми способствует внешнему проявлению положительных эмоций и отражению их в собственной речи (герой – смешной, забавный, весёлый, жизнерадостный, неунывающий, лукавый, хитрый, сообразительный, смекалистый). Например, это персонажи книг Н. Носова, А. Драгунского и герои весёлых русских народных сказок.

Немаловажным моментом в данной работе являлось привлечение родителей к решению проблемы развития словаря их детей, в частности, эмоционально-оценочной лексики.

Родители познакомились с содержанием работы, и главное, с приёмами, необходимыми для обогащения лексического запаса детей.

В заключение, хочется отметить, что работая над данной проблемой, мы хотим повысить воспитательную ценность эмоционально-оценочной лексики при условии расширения этой лексики и употребления ее для характеристики человека, качеств его личности, социальных отношений.

Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок; важно лишь правильно их понять и, усвоив, правильно практически ими пользоваться.

Также важным средством развития у детей эмоционально-оценочной лексики является языковая среда.

Разнообразные игры, упражнения, прогулки, наблюдения и т. д. все это становится содержанием речи дошкольников.

Воспитатель, проявляя чуткое и доброжелательное отношение, с использованием эмоционально-оценочного словаря дает возможность возникновению потребности выразить в речи свои переживания, дать самостоятельную оценку тому или иному явлению, поступку.

Список, использованной литературы:

1. Бородич A.M.. Методика словарной работы в детском саду. — М. : Просвещение, 1968

2. Выготский JT.C. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956

3. А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997

4. Логинова В. И. К вопросу о развитии мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования словаря на занятиях. //24 Конина М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей в старшем дошкольном возрасте (словарная работа) // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 16, с. 145-176.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Просвещение, 1967, — 216 с.

«Развитие эмоциональной сферы ребенка при вхождении в процесс социализации» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей, самопознания. Процесс.

Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.

Источник

Оцените статью