Отвращение как базовая эмоция

Содержание
  1. Отвращение: негатив со знаком плюс
  2. Что такое отвращение
  3. Отвращение. Определение в психологии
  4. Причины возникновения отвращения
  5. Функции эмоции отвращения
  6. Как выглядит эмоция отвращения
  7. Психология: отвращение к человеку
  8. Психология: отвращение к мужчинам
  9. Психология: отвращение к себе
  10. Базовые эмоции: что такое отвращение
  11. Анна Веселко
  12. Мало эмоций, о которых не очень приятно даже просто подумать, и отвращение — одна из них. Отвращение включает в себя ряд состояний разной степени интенсивности, от легкой неприязни до сильнейшего чувства омерзения. Все состояния отвращения вызываются ощущением, что что-то, что на вас воздействует, — противно, отталкивающе или токсично. И в этом есть смысл: если что-то нам неприятно, мы всеми силами будем стараться держаться от этого подальше. В рамках серии материалов о базовых эмоциях продолжаем разбираться в чувствах — на этот раз в отвращении.
  13. Что нам противно
  14. Развитие чувства отвращения
  15. Как выражается отвращение
  16. Функция отвращения
  17. Интересные факты об отвращении
  18. Научная электронная библиотека
  19. Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
  20. Содержательная часть
  21. Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
  22. Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
  23. Лимбическая теория эмоций
  24. Информационная теория П.В. Симонова

Отвращение: негатив со знаком плюс

«Фу, какая гадость!» Вы, конечно, знаете, какое состояние человек часто выражает именно такими словами. Отвращение — эмоция, которую психология относит к отрицательным, но дающим положительный эффект. Разберемся, почему.

Что такое отвращение

Психология выделяет 7 базовых эмоций. И отвращение — одна из них. Психология относит отвращение к факторам, которые во все времена помогают человеку:

  • выжить;
  • сохранить здоровье;
  • приспособиться к внешним условиям.

Отвращение. Определение в психологии

Отвращение — это неприязнь, неприятие, отторжение некоторого объекта. В психологии известны случаи, когда одна мысль об объекте отвращения способна вызвать у человека тошноту, как высшую форму проявления этой эмоции. Отвращение — эмоция, которую психология связывает с физиологией человека.

Психология отвращения — это в первую очередь реакции на некачественную пищу. Здесь играют роль вкус, запах, прикосновение, вид.

Но отвращение человек испытывает не только к еде. В природе существует множество объектов, которые могут дурно пахнуть, к которым противно прикасаться или они отвратительно выглядят. Группа самых мощных триггеров отвращения — продукты человеческой жизнедеятельности: кровь, слизь, моча, кал, рвота.

Кроме этого вызывать отвращение могут образы, звуки, а также действия и поведение людей.

Причины возникновения отвращения

Психология видит причины возникновения отвращения в том, что возле человека появляется что-то или кто-то, нарушающий его мировосприятие, его жизненно важные критерии. И это вызывает отторжение объекта и желание держаться от него подальше.

В некоторой степени отвращение напоминает другую базовую эмоцию — гнев. Гнев возникает как ответ на нарушение картины мира человека, посягательства на его жизненные ценности. Но в этом случае человек готов бороться, сопротивляться и отстаивать свои убеждения, а в случае отвращения он просто хочет уйти от взаимодействия.

Еще одно сходство — ситуации, вызывающие у человека как гнев, так и отвращение, связаны с его индивидуальными особенностями.

Функции эмоции отвращения

Определение отвращения в психологии позволяет выделить его основные функции:

Неприятный вкус и запах позволяют не есть испорченное или отравленное.

Все неприятности в виде вкуса, запаха, вида и пр. сообщают о том, что от этого объекта следует держаться на безопасном расстоянии.

Устанавливает границы допустимого, изолирует человека от того, что он считает неприемлемым в поведении других людей.

Как выглядит эмоция отвращения

Отвращение можно распознать по характерному выражению лица. Попробуйте сказать: «Фууу!», и сразу поймете, о чем идет речь. Проявление отвращения имеет интернациональный характер — его похожим образом выражают представители любых национальностей и культур.

Еще одна характерная особенность эмоции отвращения — замедление сердцебиения, а также снижение артериального давления.

Психология: отвращение к человеку

Отвращение к человеку психология объясняет следующими причинами:

  1. Неприятен вид, запах, звук голоса, положение, которое он занимает.
  2. Неприятны ценности, убеждения, жизненная позиция.
  3. Неприятно поведение.

Психология отвращения в отношениях людей позволяет извлекать из него вторичную выгоду:

  • ощущение превосходства — отвращение к кому-то позволяет чувствовать себя на голову выше;
  • способ сделать неприятно — открыто демонстрируемое отвращение задевает самолюбие и снижает самооценку;
  • способ отказаться выполнять «грязную» работу.

Психология: отвращение к мужчинам

Отвращение к мужчинам психология объясняет как причинами, по которым вообще может возникать отвращение к человеку, так и особыми женскими:

Психология: отвращение к себе

Еще один вид отвращения — отвращение к себе. Причины, по которым человек испытывает отвращение к себе, психология чаще всего находит в его детстве:

  • недостаток родительского внимания;
  • отказ родителей от ребенка;
  • чувство вины и стыда, которое может возникнуть, если ребенка держали в чрезмерной строгости.

Отвращение к себе по определению психологии снижает самооценку, вызывает неуверенность. Подобное состояние быстро прогрессирует, если не уделять ему внимания. Во многих случаях требуется обратиться за помощью к специалистам.

Отвращение, являясь отрицательной эмоцией, тем не менее помогает человеку избежать многих неприятностей. Узнать больше о проявлении эмоций можно в разделе «Коучинг».

Читайте также:  Какие чувства вызывает парень

Источник

Базовые эмоции: что такое отвращение

Анна Веселко

Мало эмоций, о которых не очень приятно даже просто подумать, и отвращение — одна из них. Отвращение включает в себя ряд состояний разной степени интенсивности, от легкой неприязни до сильнейшего чувства омерзения. Все состояния отвращения вызываются ощущением, что что-то, что на вас воздействует, — противно, отталкивающе или токсично. И в этом есть смысл: если что-то нам неприятно, мы всеми силами будем стараться держаться от этого подальше. В рамках серии материалов о базовых эмоциях продолжаем разбираться в чувствах — на этот раз в отвращении.

Отвращение — одна из семи универсальных эмоций ❓ Удивление, страх, отвращение, гнев, радость, печаль и презрение. , выражающаяся в разной степени брезгливости по отношению к . Мы можем чувствовать отвращение к тому, что воспринимаем нашими физическими чувствами (через зрение, обоняние, осязание, звук, вкус), к действиям, внешности людей и даже идеям.

Что нам противно

Универсальным триггером отвращения является ощущение, что нечто рядом с нами ядовито, заразно и потому потенциально опасно . Некоторые триггеры отвращения — это общечеловеческие условные реакции (например, встреча с определенными продуктами жизнедеятельности тела), в то время как другие гораздо более тесно связаны с культурным и индивидуальным влиянием (скажем, отвращение к определенным видам пищи, например насекомым, которое в большей степени выражено в западной культуре и в меньшей — в восточной).

В научном сообществе все еще продолжаются дебаты о том, являются ли определенные формы межличностного и социального отвращения (к внешнему виду, действиям, идеям или социальному положению другого человека) приобретенными и специфичными для конкретной культуры или же они существуют в той или иной форме во всех культурах. Например, каждый может испытывать отвращение к «морально испорченному» человеку и его действиям, но то, что будет считаться «моральной испорченностью», может сильно варьироваться.

К общим триггерам отвращения относят:

продукты жизнедеятельности тела;

определенную еду (часто из культур, отличных от нашей);

вид чего-то гниющего, больного или умирающего;

травмы, операции и/или контакт с внутренними органами;

человека, животное или предмет, который считается физически уродливым;

действия других людей, воспринимаемые как извращения (определенные сексуальные наклонности, пытки и т. д.).

Развитие чувства отвращения

Дети и подростки (иногда и некоторые взрослые) часто испытывают своего рода очарование отвращением, то есть находят некоторые отвратительные вещи интригующими — это отражение функций формирования картины мира и его познания. У маленьких детей отвращение начинает развиваться примерно в возрасте от четырех до восьми лет: до этого этапа эмоционального развития дети испытывают разве что неприятие плохого вкуса или запаха, но не отвращение.

Также дополнительные исследования показали, что детей не беспокоят некоторые вещи, которые взрослые могут считать отвратительными (например, плитка шоколада в форме фекалий). Согласно одной из теорий, которая объясняет, почему это происходит, когда мы моложе, у нас еще нет когнитивных способностей, необходимых для определенных форм усвоенного отвращения.

Как выражается отвращение

Мимически самые легко узнаваемые и очевидные признаки отвращения — это сморщивание носа и связанное с этим приподнимание верхней губы.

Существуют и стандартные вокальные выражения отвращения — обычно это междометие «фу», звуки наступающего удушья и рвоты. Физические ощущения отвращения включают спазмы во рту, горле и/или желудке, а также тошноту.

Почему нас рвет, когда тошнит кого-то другого?

Возможно, дело в «зеркальных нейронах», благодаря которым мы можем сопереживать другим людям и их действиям: в одном исследовании функциональное МРТ-сканирование участников показало, что активность мозга была одинаковой независимо от того, имитировали ли испытуемые эмоции или наблюдали за реальными. Области имитации и наблюдения мозга настолько связаны, что нам может захотеться плакать, если мы увидим, что кто-то плачет. Или же нас может стошнить, если мы видим, что кого-то рвет.

Наконец, отвращение часто приводит к отворачиванию головы или даже всего тела от источника неприятного ощущения. Когда отвращение приводит к тошноте, реакции также включают прикрытие носа и/или рта и ссутуливание.

Функция отвращения

Универсальная функция отвращения заключается в том, чтобы уйти, заблокировать или устранить что-то неприятное, токсичное или загрязняющее из зоны, в которой оно может потенциально вредно воздействовать на наш организм. И в этом — секрет, необходимость и преимущество отвращения: оно удерживает нас подальше от опасных вещей, чтобы мы были в состоянии сохранить свою жизнь и здоровье. Так, отвращение не дает нам съесть что-то гнилостное и заставляет держаться подальше от открытых язв, чтобы избежать заражения, отравления или смертельной болезни.

Тем не менее, хотя чувство отвращения и приносит пользу, оно также может быть опасным, но скорее с моральной точки зрения. К сожалению, большинство обществ и культур учат избегать определенных групп людей, которые считаются физически или морально отвратительными, и, таким образом, приобретенное отвращение может быть движущей силой дегуманизации и унижения других.

Интересные факты об отвращении

Наблюдение за «грубыми» телесными функциями других людей часто вызывает отвращение, но эта реакция приостанавливается, когда речь идет о , с кем мы близки. Близость снижает порог того, что мы считаем отвратительным, чтобы мы могли помочь тем, кто нам небезразличен . В таких случаях, вместо того чтобы пытаться убежать, мы уменьшаем страдания любимого человека (например, когда меняем подгузник ребенку или заботимся о больном члене семьи). Подобная приостановка отвращения устанавливает близость и даже может укрепить любовь и чувство общности.

Читайте также:  При сильном стрессе дрожат руки

Отвращение может повлиять на то, как вы покупаете . Исследователи Андреа Моралес и Гаван Фицсимонс из Университета Дьюка в штате Аризона обнаружили, что даже самые вкусные продукты выглядят отвратительными, когда они находятся в пределах до 3 см от нежелательных.

У женщин отвращение может быть связано с гормональными циклами . Дэниел Фесслер из Калифорнийского университета в давно интересовался, почему беременные женщины так легко испытывают отвращение, и связал их чувствительность к отвращению с гормоном прогестероном. Известно, что уровень прогестерона резко повышается в первом триместре беременности, и Фесслер предполагает, что это может помочь защитить плод, когда он наиболее восприимчив. Однако эта гормональная связь может влиять на женщин, даже если они не беременны, а просто находятся в середине цикла: по мере того как тело становится более гостеприимным для потенциального эмбриона, оно также вызывает большую реакцию отвращения, чтобы защитить его от внешнего заражения.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства

Место проведения: аудитория

Продолжительность: 2часа

Цели занятия:

  1. Определение и общая характеристика эмоций.
  2. Изучение основных свойств и функции эмоций.
  3. Изучение патологий эмоциональной сферы.

Студент должен знать:

  1. Определение понятия «эмоция»
  2. Классификации эмоций
  3. Функции эмоций
  4. Проявления эмоциональных свойств
  5. Патологию эмоциональной сферы.

Студент должен уметь:

  1. Классифицировать эмоциональные состояния.
  2. Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
  3. Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.

Темы проектов, рефератов:

  1. Эмоции и их роль в жизни человека.
  2. Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
  3. Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
  4. Патология эмоциональной сферы.
  5. Развитие эмоций в онтогенезе.

Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
  4. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
  5. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
  6. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
  7. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
  8. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
  10. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.

Дополнительная литература:

1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

Исходный уровень контроля знаний:

1. Что изучает наука психология?

2. Что является предметом и объектом психологии?

3. Основные формы психических явлений.

4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?

5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?

Основные вопросы темы:

1. Характеристика эмоций

2. Основные теории эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Основные компоненты эмоций

5. Классификация эмоций

6. Эмоциональные феномены

7. Снятие эмоционального напряжения

8. Патология эмоциональной сферы

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте основную характеристику эмоций.

2. Какие вы знаете основные теории эмоций.

3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?

4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?

5. Какие вы знаете функции эмоций?

6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?

7. Перечислите основные компоненты эмоций.

8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.

9. Авторы классификаций эмоций.

10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?

11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?

13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?

14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?

15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?

Содержательная часть

Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Читайте также:  Ты мне чувство вины вменяешь

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Таламическая теория эмоций Кенона-Барда

Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.

Лимбическая теория эмоций

Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.

Информационная теория П.В. Симонова

П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.

Таблица 1

Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Источник

Оцените статью