Любовь и ответственность
Помню, смотрел пару лет назад одно ток-шоу. Их у нас так много, так что название забыть не составит труда. Там обговаривались темы верности, измен, блуда. Были, как водится, психологи, депутаты, артисты. Был там и известный клоун, дрессировщик кошек, Юрий Куклачев. От него я лично ничего серьезного услышать не ожидал. Клоун все-таки. Но получилось иначе и то, что получилось, было знаменательно.
Обидную чушь и набор банальностей несли все, кроме него, психологи, звезды и депутаты. А вот клоун взял да и рассказал историю из цирковой практики. В истории речь шла об одном артисте, который женился на женщине из труппы, которая была старше его лет на десять – пятнадцать. Ему еще не было тридцати, кажется, хотя за цифры я не отвечаю. Друзья отговаривали его от подобного брака. Дескать, ты через десять лет будешь еще «ого», а она, мягко выражаясь, уже совсем «не ого». Но они поженились и те десять лет, о которых говорили друзья, со временам прошли.
Он, действительно, как мужчина был еще «ого», и она стала такой, как предсказывали. Но чудо заключалось в том, что он любил ее, не думал бросать и к нежности отношений подмешалась необидная жалость и бережность. Доброжелатели советовали разводиться или ходить налево по причине очевидной разницы в возрасте, а наш герой, по словам Куклачева, был верен своей подруге и отвечал почти гоголевской фразой: «Она же человек». Так Акакий Акакиевич в ответ на насмешки говорил: «Я же брат ваш». Такая вот история о победе совести над гормонами, прозвучавшая из уст клоуна, за что я перед ним снимаю шляпу. И еще он сказал, этот мудрый клоун, который улыбается на сцене и, наверное, грустит за кулисами, что слово «блуд» указывает на блуждание, то есть неприкаянность. Не нашел себя человек, вот и блудит из стороны в сторону, из постели в постель, от эмоции к эмоции. А человеку ведь нужно найти себя и успокоиться, потому что броуновское движение неприкаянного искателя счастья только ранит всех вокруг и его самого в придачу.
«Удивительно мы живем», – подумал я тогда. «Князья злодействуют и лекари калечат. От священника иной раз слова не услышишь, а на правую дорожку тебя скоморох наставит. Русская непредсказуемость. Картина маслом»
И еще одну историю я вспоминаю, коль скоро разговор зашел об «ответственности за тех, кого мы приручили». Это я уже видел не на экране, а перед носом без помощи технических средств. Жила-была молодая и успешная в мирском смысле супружеская пара. Были деньги, был статус, были силы. Ребенок был, один (потому как лучше одному все дать, чем голытьбу плодить, так ведь?). И вдруг хрустальный замок превращается в груду осколков по причине автокатастрофы. Мужа парализует после аварии. Сначала отнимаются ноги, потом болезнь поднимается вверх, угрожая полной беспомощностью. Жизнь превращается в кошмар. Поиск врачей, нехватка денег, массирование пролежней, утки, сиделки. Врагу не пожелаешь. И молодая жена вскоре говорит парализованному мужу несколько емких фраз: «Я еще молодая. Я жить хочу» Потом хлопок дверью и – до свиданья.
Я соборовал и причащал этого мужчину, и лишь из этических соображений не называю его имя и отчество. У него на момент нашего знакомства уже была вторая жена. Это была брошенная своим первым мужем хорошая женщина, хлебнувшая горя и связавшая свою жизнь с жизнью калеки. Они были нежны друг с другом и веселы на людях. И только морщины вокруг глаз молча указывали на то, чего им стоило это веселье. А что же первая? Та, что хотела жить и жалела пролетающую молодость? Она очень скоро тоже попала в автокатастрофу. В той аварии она разбилась насмерть.
Теперь самое время помолчать и подумать. Самое время перебрать в уме кубики с надписями «случайность», «возмездие», «нравственный закон», «какой ужас!», «так и надо!». И дело в том, что жизнь, уперто желающая быть похожей на глянец, кишмя кишит подобными примерами. Именно подробные примеры и есть лицо жизни без макияжа. Об этом надо говорить и думать. Тогда шансы остаться человеком хоть чуть-чуть, но увеличатся. У нас нет в православии венчальной клятвы, как у католиков. Да и не надо. Но смысл имеющейся у них клятвы стоит знать. Брачующиеся перед Лицом Бога обещают быть друг с другом вместе всегда: в болезни и здоровье, в молодости и старости, в бедности и богатстве. Мы этого вслух не произносим, но, несомненно, подразумеваем. Крепость нашего союза должна быть безусловной и вечной. Этого требуют и вера, и совесть. Это и есть настоящая жизнь, а не игры в погоне за миражами.
Вот пишу и вижу в памяти эпизод из «Иронии судьбы». Главный герой возвращается домой из Ленинграда, устало прислонившись в стеклу вагона, а за кадром звучат стихи. Это хорошие стихи. Там есть такие финальные строчки:
С любимыми не расставайтесь
Всем сердцем прорастайте в них
И каждый раз навек прощайтесь
Когда уходите на миг
Источник
Безответность в любви ‒ взгляд священника
Любовь ‒ это дар и милость, ее невозможно заслужить. Это на своем горьком опыте знают безответно любящие ‒ как бы они ни старались, они не могут добиться, чтобы любимый ответил на их чувства взаимностью. В таких случаях остается только с горечью принять свое бессилие. Но как же это бывает сложно! О «Любви, влюбленности и зависимости» рассуждает в своей одноименной книге практикующий психолог, ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
Как помочь безответно влюбленному?
Легко давать советы: «Смирись! Перестань бороться ‒ все равно ничего не поделаешь! Хватит переживать, забудь!» А в душе долго еще теплится надежда «а вдруг?» Разумные, взрослые люди, попадая в похожую ситуацию, начинают порой рассуждать, как подростки: «Может, мне похудеть/поправиться?»; «Я, наверное, слишком мало зарабатываю»; «Это все из-за того, что я…». Тщетно они пытаются понять причину, придумывают рациональные объяснения. Причина тут одна: «Ну не люблю я тебя! Как ты не понимаешь?!» Очень страшно и больно услышать такие слова. Рана может остаться на всю жизнь и иметь необратимые последствия ‒ человек может решить, что с ним «что-то не так», что «таких как он» нельзя любить, что «никто никогда его не полюбит» и тогда… либо «если не с ним, то ни с кем (мне никто не нужен)», либо «если не с ним, то с кем угодно (мне все равно)». То, что многие называют распущенностью, часто есть не что иное, как проявление отчаяния человека, который больше не верит, что существует Встреча и что любовь возможна, или убежден, что даже если любовь и случается в этом мире, то только не у него. Лишь изредка, в каком-то «измененном состоянии сознания», например, сквозь пьяные слезы, у него может прорываться мечта о любви и обида за то, что она посещает всех, кроме него. Но боль, с которой он столкнулся в своей жизни, скорее всего, была такой силы, что нет у него ресурса (или он его в себе не чувствует) для преодоления страха перед возможностью вновь пережить этот «ужас околосмертного состояния». Поэтому, осуждая грех, не торопитесь судить грешника ‒ вы не знаете, что ему пришлось пережить.
Иногда люди из сострадания пытаются утешать «безответного страдальца» как жертву несправедливых мучений. Но не нужно забывать ‒ любовь есть дар! Любовь не может принести ущерб, о котором нужно жалеть. Опыт любви, пусть даже невзаимной, ‒ это шанс для развития и преображения личности. Многие считают «утешение страдальцев» священным долгом психолога и очень удивляются, когда тот отказывается жалеть и избавлять от страданий. В этом-то и проступает инфантильность: утешение и избавление от страданий рассматривается как важнейшая задача, а взросление ‒ при чем тут оно? О нем можно поговорить как-нибудь в другой раз… «Утешать скорбящего ‒ это не стараться отменить, упразднить его страдание, а помогать ему в его душевном труде переживания скорби. Парадоксально, но так: утешать ‒ это помогать страдать», ‒ считает известный психотерапевт Ф.Е. Василюк.
Однако как же все-таки трудно человеку примириться с тем, что его любовь осталась безответной, признать невозможность добиться взаимности, принять собственное бессилие изменить что-то, на что-то повлиять! Очень трудно, но иного пути нет, как смириться и найти для себя ценность и смысл случившегося, ведь признание непреходящей ценности опыта помогает принимать любой опыт, не деля его на «плохой» и «хороший». Можно ли утешить смиренного? А можно ли заставить смириться? Риторические вопросы!
Когда человек проходит через боль, через личностный кризис, у него появляется возможность узнать о себе и о жизни что-то очень существенное и сущностное, что раньше было недоступно его осознанию. Поэтому не стоит также «отвлекать и развлекать» страдающего человека. Возможно, лучшей помощью для него будет уважение к его чувствам и опыту, а также поддержка в поиске смысла событий, которые он переживает. Ведь любая жизненная ситуация ‒ шанс, а уж как мы им воспользуемся: станем добрее, терпимее, мудрее, или озлобимся, впадем в уныние и депрессию, будем всех ненавидеть и проклинать свою судьбу ‒ наш выбор.
Жить или выживать? «Творец» или «жертва обстоятельств»?
Не все люди занимают активную позицию в собственной жизни, не все предпринимают попытки осознанно проживать и использовать свой опыт (как радостный, так и горький), не все задумываются о процессе и направлении своего личностного роста и развития ‒ многие стараются поскорее забыть о своих неудачах и ошибках, «плывут по течению», приспосабливаясь к окружающей их действительности. Следование образцам и правилам, подражание «умным и успешным» ‒ это примеры стратегии выживания, в которой может не остаться места не только для реализации своего личностного потенциала, но и для своей любви. Жизненная стратегия напрямую связана с тем, как личность выстраивает отношения с другими. Жить «как все» и быть «не хуже других» ‒ цена этого выбора подчас слишком дорога: не быть самим собой. Если же я постоянно стараюсь «что-то из себя представлять» и «кого-то из себя строить», то с кем тогда выстраиваются отношения ‒ со мной ли? По какому принципу я выбираю, с кем общаться: с тем, кто нравится мне, или с тем, кто нравится моему окружению? «Я чувствовала, что у нас с ним мало общего, он мне не был симпатичен ни как человек, ни как мужчина, но он был мечтой всех девушек нашего курса, разве я могла ему отказать? Когда мы начали встречаться, все девчонки мне завидовали, даже козни всякие строили, чтобы он от меня отказался. Моему самолюбию очень льстило, что он выбрал меня из всех, хотя теперь я понимаю, что мне, конечно, не надо было выходить за него замуж. Я и тогда знала, что не люблю его, но думала, что стерпится-слюбится. Не слюбилось. Да что уж теперь говорить ‒ ничего же не изменишь», ‒ сколько подобных печальных историй слышали и психологи на консультации, и священники на исповеди.
Другой довольно типичный пример: «Я любил ее очень, и она меня, да и жили неплохо. Я вернулся из деревни ‒ помогал матери картошку убирать, а соседи мне и говорят, что к жене какой-то военный заходил. Хотел было с ней поговорить по душам, а потом думаю, мужик я или не мужик, нечего лясы точить, в битом горшке воду не удержишь… Да и выгнал ее к родителям без всяких разговоров. До сих пор себе простить не могу! Потом-то узнал, что это одноклассник ее, друг детства, проездом был в городе, заглянул повидаться. Я мучился страшно, ведь любил ее! Уж и прощения у нее просил, а она у меня гордая: „Раз ты мне не веришь, значит, не любишь! Если я к тебе вернусь, все скажут, что у меня никакой гордости нет! А я не тряпка, чтобы об меня ноги вытирать!“ Вот и получается: я хотел настоящим мужиком быть, она характер выдержать, а в итоге что-то главное потеряли. И кому чего доказать хотели? Глупость, скажете?» Не глупость ‒ человеческая трагедия.
Почему же люди предпочитают не слушать свое сердце, не искать свой путь в жизни, а приспосабливаться и адаптироваться к тому, что есть, даже не пытаясь порой попробовать хоть что-то изменить? Почему готовы отказаться от своей любви, предать себя и друг друга, только бы сохранить определенный «образ‑Я» в глазах окружающих? С психологической точки зрения, адаптация (лат. adaptare ‒ приспособлять) ‒ это ответ на происходящие или возможные внешние изменения, когда у человека не хватает внутренних ресурсов для развития в новых условиях и любые изменения воспринимаются им как реально или потенциально угрожающие. В этом случае адаптация ‒ это попытка избежать ущерба, вынужденное изменение, встраивание и приспособление личности к условиям существования. При этом часто личность выбирает не из «плохого» и «хорошего», а меньшее из двух зол. Адаптация во многих ситуациях бывает полезна, даже необходима, но бывает и разрушительна. Особенно опасно, когда она становится образом жизни.
«Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет… Это стало способом справляться с жизнью», ‒ о причинах этого явления можно прочитать в статье психолога Людмилы Петрановской «Травмы поколений». Если нет ресурсов развиваться, то будем выживать и приспосабливаться, а уж это многие из нас умеют, порой намного лучше, чем жить.
Но каждый человек развивается ‒ это закон жизни, который был подмечен еще на заре философии в древние века. Человек меняется телесно, интеллектуально, социально, но не менее интенсивно меняется личностно. Это значит, что у него появляются новые ценности и смыслы, новые мотивации и цели, новый опыт и новые чувства. Развитие ‒ это изменения как внутренние, так и внешние, исходящие из глубинных нужд и стремлений личности. Развиваясь, человек изменяет мир вокруг себя, изменяет отношения с людьми близкими и дальними, реализует свою свободу. Адаптируясь, он приспосабливается к другим, и это, скорее, проявление его зависимости, о которой подробнее мы расскажем в другой главе книги.
Из книги «Влюбленность, любовь, зависимость» протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой
Источник: православный журнал «Вода живая»
Источник
Ответственность в любви, за любовь и пред любовью
Если бы только достойных любили —
Было бы мало любимых.
А если бы мало было любимых.
Не было бы вовсе достойных.
Фундаментальной потребностью душевно здоровой личности является потребность любить и быть любимым. Но немногие люди задумывались над тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.
Ответственность в любви неверно было бы понимать, как нечто навязанное извне, как долг, обязанность. Ответственность в любви — это совершенно добровольное, если можно так выразиться, спонтанное движение сердца.
Иногда осознание ответственности может превратиться в стремление превосходства и господства. Чаще всего это случается в отношениях между родителями и детьми. У многих людей неправильное представление об ответственности. Они думают, что брать на себя ответственность — это значит приказывать, командовать. Но это не так. Отвечать и приказывать — это не одно и то же. Когда человек берет на себя ответственность — это значит, что он готов и согласен что-то делать. Человек, который берет на себя ответственность, смиряется и предлагает себя на служение.
Брать ответственность — это не приказывать, а согласиться послужить другим, даже если вы выше этих людей, даже если они, как вам кажется, не заслуживают внимания. Ответственный человек не приказывает, а смиряется и служит.
Истинная ответственность за ближнего характеризуется тем, что человеку небезразлично то, что происходит с любимым. Суть ответственности за ближнего можно выразить словами: «Можешь рассчитывать на меня, я готов прийти на помощь в тот момент, когда я буду нужен тебе, или в той ситуации, когда совершенно не будет никаких сил не вмешиваться».
Наша ответственность за жизнь любимого (будь то ребенок или взрослый дорогой нам человек) выражается в том, чтобы мы были заинтересованы в его росте и развитии, даже если это будет происходить без нашего участия. Но при этом мы всегда готовы прийти на помощь, если нас позовут. Однако прийти на помощь вовсе не означает снова взять взрослого «ребенка» на свои плечи!
Стать взрослым — значит научиться отдавать. Современному священнику очень часто приходится слышать жалобы родителей на то, что они всё еще чувствуют себя обязанными материально помогать своим взрослым детям. И, конечно, они уверены, что виноваты в этом только дети. Давайте посмотрим на это как на совместную «игру».
Если вы продолжаете содержать своего давно выросшего ребенка, то почему же вы возмущаетесь, что он не взрослеет и не встает на ноги самостоятельно, не учится сам за себя отвечать? Именно так ваш ребенок получает от вас двойное, противоречивое сообщение. С одной стороны, вы даете ему деньги, а с другой — требуете от него какой-то собственной активности. Если он верит скорее своим глазам, нежели ушам, то он видит деньги, которые от вас получает, и игнорирует ваше возмущение. Зачем ему взрослеть, думать об устройстве на работу, о заработке? У него ведь есть вы — такой щедрый, понимающий родитель, на кого всегда можно положиться! Не правда ли, приятно иметь такую репутацию у собственного ребенка? Вот почему вы продолжаете потакать его беспомощности и предоставляете возможность спокойно развлекаться за ваши деньги. И уж если вам так нравится обеспечивать его, так может, вам следует хотя бы перестать расстраиваться из-за его неустроенности и ссориться с ним по этому поводу? Продолжайте получать удовольствие от вашего милого «маленького» шалуна, который все еще так нуждается в вас!
Но вы все настойчивее говорите, что устали выполнять его прихоти и мечтаете о том, чтобы, наконец, начать гордиться его самостоятельными успехами. Если вы выбираете эту альтернативу, перестаньте его содержать – наберитесь храбрости и честно предупредите своего отпрыска, что если за десять дней он не найдет себе работу, ему нечего будет есть.
Взросление происходит только благодаря изменившимся условиям, благодаря трудностям, с которыми мы вынуждены столкнуться. Он может быть недоволен этим вашим решением, но ему придется позаботиться о себе самому. Он научится самостоятельности, а вы — родительской мудрости.
Вы можете выбрать любое решение — станете ли вы содержать его до конца своей жизни и считаться на этом основании добрым и заботливым родителем, выражая свою любовь с помощью подарков и материальной поддержки, или же поможете ребенку встать на ноги и будете спокойны за его будущее.
К сожалению, гораздо чаще люди выбирают чувствовать себя плохо, они злятся, если вынуждены помогать, и винят себя, если отказываются это делать. И тогда рождается привычный замкнутый круг обвинений:
— Из-за тебя я чувствую себя плохо! (То есть: «изменись, и мне станет лучше!»).
Но ведь это ваша ответственность — самостоятельно выбрать то эмоциональное состояние, в котором вы хотите находиться, и действовать, исходя из этого выбора.
Нередко мы сами наделяем окружающих людей определенными чувствами, т.е. приписываем им те или иные чувства и уже относительно этих мнимых чувств выстраиваем свои отношения с людьми. Очень часто мы говорим:
— Ты меня не любишь. Я тебе безразличен.
Неверно будет так говорить, так думать, пока вы на самом деле не узнали от него лично, что он чувствует по отношению к вам. А когда вы приписываете ему кажущиеся вам чувства, то выстраиваете неадекватные с ним отношения, тем самым провоцируя его на ответный шаг.
Если постоянно говорить: “Ты не любишь меня. “, то любви после этих слов больше не станет, даже наоборот: может случиться, что мы все-таки убедим человека, что он нас не любит.
Люди, страдающие чрезмерной подозрительностью, мнительностью, придирчивым отношением к ближним, более склонны объяснять свои жизненные неудачи какими-то внешними причинами. Такие люди совершенно убеждены, что другие относятся к ним жестоко, несправедливо, равнодушно, что им не уделяют времени и внимания, не любят их. Со временем они замечают, что у значимых и дорогих им людей есть «любимчики», но они в их число не входят, потому что «не хотят пресмыкаться и унижаться. » и т.д. и т.п. Но принять на себя ответственность за то, что они сами наделили окружающих людей определенными чувствами и отношениями, соответственно с которыми и выстраивают свое поведение, таким людям очень трудно. Ведь для них совершенно очевидно, что все действительно относятся к ним негативно, с презрением, без любви, делают из них «козлов отпущения»!
Именно поэтому люди, желающие любви, но имеющие такое расположение в своем сердце, любви не получают. Не получают они и внимания, потому что сами провоцируют окружающих относиться к себе без любви. В душепопечительной работе с такими людьми главная задача состоит в том, чтобы помочь им осознать собственное авторство чувств, спроецированных на других людей, авторство тех ситуаций, которые закручиваются вокруг них.
Что означает нести ответственность пред Богом за данную нам способность любить и быть любимыми? Если мы отказываем кому-то в любви или затаиваем ее в сердце, не желая попасть в зависимость от другого человека (ведь открыться, сказать о своей любви другому человеку, для многих означает попасть в зависимость!), то эта неотданная любовь может стать причиной серьезного внутреннего конфликта.
Многие люди отказываются принять тот факт, что они противятся любви. Вокруг них — море любви, но они не осознают, что их одиночество является результатом собственной неспособности воспринимать любовь. Иногда они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь меня», подобными высказываниями отрицая собственную ответственность за отклик на любовь.
Они очень тонко маневрируют, чтобы избежать ответственности в любви. Для исправления положения, обретения любви, необходимо мужество. Нужно провозгласить свое сердце личной территорией, своей собственностью, а затем работать над этим: в результате этой работы двери благодатной жизни могут открыться.
Наряду с заботой и заинтересованностью именно ответственность является одной из самых важных составляющих любви, потому что без ответственности подлинной любви быть не может. Конечно, если мы под любовью подразумеваем именно то, к чему призывает Священное Писание, именно то, к чему призывает нас Господь. Ответственность предполагает нашу заинтересованность, нашу озабоченность тем, что происходит с любимым, как развивается его жизнь, к чему он стремится, чем он живет.
Ответственность предполагает и то, что мы должны давать любимым свободу. Любить не значит «обладать», «захватить», «управлять». Любить — это прежде всего с уважением относиться к свободе того, кого вы любите.
Источник