Ответственность медсестры за свое эмоциональное состояние

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь). Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.

Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.

Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?

Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.

Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:

Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).

Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.

К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.

Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.

Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.

Чем опасен стресс в работе медсестры?

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.

Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:

1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности

Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.

2) Забота о своем здоровье

Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.

  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.

3) Открытость всему новому

Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.

4) Коррекция собственного поведения

Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.

  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.
Читайте также:  Психология во власти чувств

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению. Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР

Медицинские сёстры подвержены большим эмоциональным и физическим нагрузкам. Под длительным воздействием стресса формируется защитная реакция, известная как синдром эмоционального выгорания. Профессия больше не приносит удовлетворения, напротив, она становится в тягость. Отсюда может возникнуть неудовлетворённость жизнью и, возможно, депрессия.

В нашей стране принято не так много времени уделять проблемам психического характера, поэтому профилактику и лечение заболеваний психики обычно игнорируются не только здоровыми людьми, но и теми, у кого наблюдаются симптомы.

Читайте также:  Не чувствую мышку что делать

Сама профессиональная деятельность среднего медицинского персонала предполагает стресс. Синдром эмоционального выгорания отчасти защитная реакция, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Что такое синдром эмоционального выгорания?

Эмоциональное выгорание – это специфическая реакция психики человека на разные негативные факторы его жизни. И хотя изначально данный термин обозначал эмоциональное истощение человека вследствие его работы, сейчас понимание данного термина расширилось и обозначает набор разных явлений, как результат воздействия на человека постоянной негативной обстановки [4].

Синдром эмоционального выгорания – долговременная реакция на длительный стресс, возникающая у лиц, вынужденных по роду деятельности много (не обязательно интенсивно) и доверительно общаться с людьми. Это – защитный механизм, проявляющийся в основном полным или частичным исключением эмоционального отклика в ответ на психотравмирующие воздействия и представляющий собой более тяжелую форму синдрома хронической усталости [6].

Впервые о выгорании (burnout) как научном понятии, заявил Н. Freudenberger в 1974 году, который работал психиатром в одной из американских больниц. Он наблюдал за персоналом, испытывающим воздействие больничной среды, которое постоянно приводило к эмоциональному истощению и потере мотивации у многих сотрудников. Изначально речь шла о выгорании специалистов только так называемых «помогающих» профессий: учителей, медиков, социальных работников. В настоящее время установлено, что процесс выгорания затрагивает работников и других отраслей деятельности и имеет свои особенности и закономерности. Данный процесс однозначно оценивается как негативно влияющий на профессиональную эффективность, личность и здоровье специалиста [1].

Синдром эмоционального выгорания имеет статус диагноза в рубрике МКБ-10 Z73 – проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью. По классификации МКБ-11 это QD85 – проблемы, связанные с занятостью или безработицей.

Так выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [1].

1. Нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента. Фаза напряжения включает в себя симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом «загнанности в клетку», симптом тревоги и депрессии.

2. Резистенция (сопротивление) — попытки оградить себя от неприятных впечатлений. Для фазы резистенции характерны симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом эмоционально-нравственной дезориентации, симптом расширения сферы экономии эмоций и симптом редукции профессиональных обязанностей.

3. Истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса наступает, когда сопротивление оказалось неэффективным. На фазе истощения проявляются симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, симптом личностной отстраненности, или деперсонализации, и симптом психосоматических и психовегетативных нарушений [2, 3].

«Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертензия (повышенное давление), язвы, нарывы, сердечные болезни.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие и усталость, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, нервные рыдания, истерики, душевные страдания, потеря идеалов или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладает чувство одиночества.

Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.), импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе), увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы.

Читайте также:  Отдых бухта радости пирогово

Социальные симптомы: нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег» [1].

Факторы, влияющие на появление признаков синдрома эмоционального выгорания

Этиология синдрома выгорания является многомерной, так как исследования показали влияние психологических, социальных, образовательных и финансовых факторов в его проявлении.

Факторы, приводящие к формированию синдрому эмоционального выгорания, слабо коррелируют с возрастом или полом медицинского персонала. Мужчины и женщины страдают им в равной степени. Ряд исследователей выявили прямую корреляцию развития синдрома эмоционального выгорания со стажем (усугубление синдрома эмоционального выгорания отмечается после первых 10 лет работы), другие не согласны с этим.

Эти различия связаны с тем, что люди, как правило, через несколько лет увольняются, если работа их угнетает, или вырабатывают способы психологической защиты, в том числе от синдрома эмоционального выгорания.

Анализ проблемы эмоционального выгорания показывает, что основные усилия исследователей были направлены на выявление факторов, его вызывающих. Традиционно они подразделяются на две основные группы: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самого профессионала. Обзор работ по данной теме показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, тогда как люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [5, 6].

Рекомендации по профилактике

На организационном уровне рекомендуются:

максимально полное информирование среднего медицинского персонала о существующей проблеме и методах ее решения;

обсуждение проблемы синдрома эмоционального выгорания, обучение персонала методам профилактики;

тестирование при приеме на работу медицинских сестер для определения профпригодности;

систематическое проведение плановых обследований на психологическую дезадаптацию;

применение научных методов организации труда медицинских сестер с учетом их индивидуальных качеств;

четкое ограничение должностных инструкций медицинских сестер с тем, чтобы весь персонал имел точное представление о своих правах и обязанностях, системе поощрений и возможностях карьерного роста;

постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование, прохождение курсов повышения квалификации, участие в научных конференциях и т.д.;

предоставление сотрудникам возможности вносить предложения по улучшению организации рабочего процесса и созданию условий для их внедрения;

поощрение коллективного отдыха.

На индивидуальном уровне:

регулярно заниматься физкультурой, будь то утренняя гимнастика, походы в бассейн или посещение спортивного зала;

правильно определять границы своих возможностей;

ставить перед собой реальные и достижимые цели; если возникают неподъёмные задачи – разбить их на более мелкие и выполнять постепенно;

приобрести увлечения вне сферы работы;

не думать о работе во внерабочее время;

формировать активную жизненную позицию;

баловать себя, чаще делать то, что нравится, больше «слушать» своё тело;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем;

больше улыбаться [6].

Подверженность синдрому эмоционального выгорания может быть у каждой медицинской сестры, профессиональная деятельность которой предполагает значительную насыщенность факторами, вызывающими стресс. Поэтому им необходимо следить за собственным состоянием и не допускать развития синдрома эмоционального выгорания. В первую очередь это необходимо самим медицинским сёстрам. Ведь, чтобы помочь другим быть здоровыми, необходимо самому быть здоровым.

Список используемых источников

Козлова, Т.В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т.В. Козлова, Т.А. Саблина // Молодой учёный. — 2010. — №10. – С. 323-327.

Комолкина, О.И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля / О.И Комолкина // Известия Иркутского государственного университета. – 2016. – Т.16. – С. 14-22.

Лапина, И. А. Эмоциональное выгорание: причины, последствия / И. А. Лапина // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 331-334.

Ларин, Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии / Н.А. Ларин // Психология и Психотехника. – 2017. – № 3. – С. 1 — 9.

Пронин, C.В. Анализ факторов, влияющих на синдром эмоционального выгорания у среднего медперсонала крупной городской больницы / C.В. Пронин, М.Г. Чухрова, Л.Ф. Заварзина // Мир науки, культуры, образования. — № 3 (40). – 2013. – С. 395-399.

Третьяков, Н.В. Синдром эмоционального выгорания / Н.В. Третьяков, А.Е. Крюков, В.П. Сверчкова // Медицинская сестра. — 2014. — №4. – С. 12-14.

Источник

Оцените статью