- Если нет чувства ритма
- Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии
- Введение
- Мозговые структуры, участвующие в восприятии и воспроизведении ритма
- Роль мозжечка в процессах ритмического праксиса
- Связь чувства ритма с когнитивными процессами
- Возможности развития (тренировки) чувства ритма для неврологической реабилитации больных
- Аутизм
- Инсульт
- Болезнь Паркинсона
- Хорея Хантингтона
- Опухоли головного мозга
- Заключение
- Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»
- «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»
Если нет чувства ритма
Он прибывает в клуб в 21.15. Он выглядит хорошо, воистину хорошо. Его туфли блестят даже в клубном полумраке. Его чёрная рубашка обтягивает тело и демонстрирует рельеф отменной мускулатуры. Он спокойным взглядом окидывает помещение в поисках девушки, с которой они сегодня сведут с ума танцпол. Он замечает её и идёт к ней. Ни одного слова — лишь протянутая рука и улыбка краем рта. Он ведёт ее, и она охотно соглашается. Диджей сосредоточенно заводит новую песню и включает громкость на полную. Танцор берет девушку в свои сильные руки и начинает движение. Улыбаясь, она следует. Он уверенно проводит её сквозь нескончаемую серию кружений и поворотов. Подошвы его туфель буквально дымятся, а он движется, кружится под мощный ритм, который живёт в его теле. Ритм танца! И он танцует…
К несчастью для Фреда, этот ритм, звучащий в его теле, не является ритмом музыки. В действительности его степы примерно на два и три четверти удара отстают от того, что играет диджей. И мы понимаем, что Фред — один из множества бедняг на танцевальной сцене, у которых «проблемки с ритмом». Да, девушки, это он. Фред — тот самый парень, который не отпускает вас в течение пяти танцев подряд и в то же время ставит ногу на пол гораздо позже, чем бьёт барабан! У него нет никакого чувства ритма! Ритма у него ноль! И что ещё хуже, он об этом совершенно не знает. И больше того — не догадывается! Он — человек без ритма!
Печальная правда такова, что примерно у каждого четвёртого танцора-любителя обнаруживаются проблемы Фреда, с которыми, к сожалению, невозможно быть хорошим танцором, даже если у тебя в арсенале тысяча превосходных степов и движений.
Что же такое ритм?
Один энциклопедический словарь определяет ритм как «чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой».
Хотя технически определение совершенно точно описывает ритм, мне кажется, вы согласитесь, что слово «ритм» лучше связывается не со словарным определением, а с определённым чувством. Это чувство тела и души, и неважно, танцор ты или нет, ритм пронизывает все стороны нашей жизни. Мы просыпаемся и засыпаем под ритм солнца, мы занимаемся любовью под ритм любви. Согласитесь, довольно странно, что кто-то не может танцевать в ритм?
Вам кажется, что у вас тоже такая проблема? Вам кто-то об этом говорил? Как её решить?
Есть хорошие новости. Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других — нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие — не развивают. Вот и всё. Некоторые дети играют в футбол, а другие — штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки и танцевания.
Если у вас есть проблема с ритмом на танцполе, вот что можно сделать:
- Слушайте больше музыки!
Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и ещё двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Всё. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнёт развиваться.
- Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки.
Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно — того, кто поёт. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чём поётся в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнёте воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.
- Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке.
Звучит по-идиотски? Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щёлкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!
- Берите частные уроки.
Ещё один хороший способ улучшить чувство ритма — позвать на помощь кого-нибудь, у кого оно отменное. Частные уроки являются прекрасным способом решения проблемы, они обеспечивают вам безраздельное внимание педагога, который имеет дело с исключительно вашей неприятностью. Как я уже говорил, ритм есть у каждого. Уровень его развития — вот, что отличает людей друг от друга. В некоторых культурах чувство ритма прививается с младых лет. В некоторых — нет. А все мы, в принципе, одинаковые.
Советы, которые я дал, не являются панацеей от ритм-бесчувственности, однако если вы им последуете, они гарантированно и довольно быстро обусловят положительные изменения.
Эта статья, разумеется, адресована не только парням. Девушки также должны стараться, чтобы следовать в ритм и, возможно, помочь парням с их проблемой. Главное, дамы, указывайте на нехватку чувства ритма как можно деликатнее, парни — существа ранимые!
Хорошее чувство ритма — залог успеха в танцевании, залог прогресса, залог удовольствия вашего и ваших партнеров.
Источник
Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Процессы восприятия и воспроизведения ритма затрагивают обширные зоны слуховой, моторной коры, префронтальные корковые области, а также такие подкорковые образования, как базальные ганглии, мозжечок и некоторые другие. Восприятие и воспроизведение ритма чаще всего исследуют по результатам выполнения заданий на сенсомоторную синхронизацию, когда человеку необходимо синхронизировать свои движения со звуковыми или зрительными стимулами. В обзоре рассматриваются подходы к изучению восприятия и воспроизведения ритма, описываются современные представления о роли различных структур головного мозга в этом процессе, а также о связи ритмического праксиса с когнитивными функциями. Акцент делается на роли мозжечка и базальных ганглиев в процессах слухомоторной синхронизации. В последней части обзора рассмотрены подходы к реабилитации пациентов с различной неврологической патологией (аутизм, инсульты, паркинсонизм, хорея Хантингтона, опухоли головного мозга) при помощи музыки, ритмической звуковой стимуляции и заданий на синхронизацию с ритмом. Двигательная реабилитация, в т. ч. с использованием музыки и ритмических воздействий, широко применяется для развития координации и регуляции обработки сенсорной и моторной информации, что является необходимым условием для социального взаимодействия, речевой коммуникации и в целом для интеграции с окружающей средой.
Ключевые слова: ритм, теппинг, слухомоторная синхронизация, ритмический праксис, мозжечок, когнитивные функции, реабилитация, аутизм, инсульт, болезнь Паркинсона, хорея Хантингтона, опухоль головного мозга.
Для цитирования: Ковалева А.В. Физиологические основы восприятия и воспроизведения ритма в неврологии. РМЖ. 2018;12(I):61-65.
Physiological basis of rhythm perception and reproduction in neurology
A.V. Kovaleva
P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology, Moscow
The processes of perception and reproduction of rhythm affect the vast areas of the auditory, motor cortex, prefrontal cortical areas, and also subcortical structures such as the basal ganglia, the cerebellum and others. Perception and rhythm reproduction are most often investigated by the results of a person’s sensomotor synchronization task performance, when a person needs to synchronize his/her movements with sound or visual stimulus. The review examines approaches to the study of perception and reproduction of rhythm, describes the current understanding of the role of various brain structures in this process, as well as the connection of rhythmic praxis to cognitive functions. The emphasis is on the role of the cerebellum and basal ganglia in the processes of auditory-motor synchronization. The last part of the review is devoted to the consideration of approaches to the rehabilitation of patients with various neurological pathologies (autism, strokes, parkinsonism, Huntington’s chorea, brain tumors) with the help of music, rhythmic sound stimulation and performing tasks for synchronization with rhythm. Motor rehabilitation, including with the use of music and rhythmic influences, is widely used to develop coordination and regulation of sensory and motor information processing, which is a necessary condition for social interaction, voice communication and, in general, for integration with the environment.
Key words: rhythm, tapping, auditory-motor synchronization, rhythmic praxis, cerebellum, cognitive functions, rehabilitation, autism, stroke, Parkinson’s disease, Huntington’s chorea, brain tumor.
For citation: Kovaleva A.V. Physiological basis of rhythm perception and reproduction in neurology // RMJ. 2018. № 12(I). P. 61–65.
В обзоре рассматриваются подходы к изучению восприятия и воспроизведения ритма, описываются современные представления о роли различных структур головного мозга в этом процессе, а также о связи ритмического праксиса с когнитивными функциями.
Введение
Мозговые структуры, участвующие в восприятии и воспроизведении ритма
Роль мозжечка в процессах ритмического праксиса
Недавние свидетельства, полученные в результате исследований функциональных связей в организме человека, выявили, что мозжечок вовлечен в функциональные нейронные сети с сенсомоторными областями коры в отношении моторного контроля и с ассоциативными областями коры больших полушарий в отношении когнитивных процессов [24–26]. Кроме того, характерным последствием повреждения мозжечковых структур являются нарушения движений глаз [27]. Однако было показано, что после инсульта, затрагивающего область мозжечка, ожидаемые нарушения двигательной сферы (ухудшение походки, нарушения координации, нарушения движений глаз и нечленораздельная речь) наблюдаются не у всех [28]. Одновременно у части пациентов развивается мозжечковый когнитивно-аффективный синдром (cerebellar cognitive affective syndrome). Этот синдром характеризуется дефицитом когнитивных функций, ухудшением обработки пространственной информации, нарушением отдельных аспектов речи и аффектом.
Можно предположить, что различные клинические симптомы развиваются вследствие различной локализации повреждений мозжечка. В зависимости от того, какие структуры и связи мозжечка поражены, можно предположить, что активационные паттерны мозжечка, выявленные в нейровизуализационных исследованиях, отражают вовлечение разных кортико-мозжечковых связей при выполнении разных типов заданий. Так, в частности, теппинг пальцем активировал сенсомоторные пути между корой больших полушарий, дольками IV, V и VIII мозжечка и спинным мозгом. В последние годы показано, что мозжечок, помимо двигательных функций, вовлечен в процессы вербальной и невербальной рабочей памяти, речи, а также показана его роль в процессах отсчета времени (тайминга) [2] и усвоения последовательности стимулов [29, 30].
Показано, что кора мозжечка и червь связаны с продукцией двигательного ответа, структурированного во времени, особенно если он сложный и/или новый [31]. Пациенты с мозжечковыми нарушениями имеют проблемы с двигательным планированием [32] и двигательной адаптацией [33], хотя при этом относительно не затронута сенсорная адаптация.
Связь чувства ритма с когнитивными процессами
Возможности развития (тренировки) чувства ритма для неврологической реабилитации больных
Аутизм
Инсульт
Болезнь Паркинсона
Хорея Хантингтона
Опухоли головного мозга
Заключение
Только для зарегистрированных пользователей
Источник
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»
Ольга Тишунина
Советы родителям «Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»
«Для чего нужно развивать чувство ритма у ребенка?»
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет! А если чувство ритма является врождённым, то оно просто не может отсутствовать, а может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала.
1. Уравновешивание (гармонизация) всех движений при любом виде деятельности. Человек начинает лучше чувствовать и понимать свое тело (его состояние, а, следовательно, лучше управлять им. Отсюда – он меньше устает (выносливость, меньше времени требуется на отдых.
2. Речь (пение) становится более управляемой, выразительной, правильно акцентированной. Это позволяет правильно выделять смысловые оттенки и, следовательно, облегчает понимание тем, кто слушает.
3. В эмоциональной сфере тоже происходят изменения, за счет переживания «чувства полета». Это происходит потому, что правильно отрегулированные движения (усилия) не создают мышечных зажимов. Хороший кровоток в мышцах и органах способствует улучшению тканевого обмена и питания, связки и суставы становятся более гибкими. Все это укрепляет организм, повышает резистентность (сопротивляемость) организма агрессивным факторам внешней среды (иммунитет). Уравновешенный организм обретает твердую точку опоры (в том числе, в психологическом смысле) и вся наша деятельность становится направленной, максимально эффективной, что приносит чувство удовлетворения и, соответственно, улучшает самочувствие и настроение.
4. Изменяется отношение ко времени. Вместо суетливости и торопливости вырабатывается оптимальная скорость действий и реакций.
5. Пространство и объем переживаются более полно, ощущение расстояния, глубины, высоты становятся более соразмеренными (чувство метра).А это часть обучающей программы детей: ориентация в пространстве и сравнительный анализ.
Единственное отличие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.
Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».
Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста,можно предложить:
декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
играть в ударно-шумовом оркестре.
Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме. Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.
Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. При деловом подходе у одного ребенка результаты становятся ощутимыми после одной-двух тренировок, а у другого – гораздо длительное время. Даже взрослые люди с неразвитым чувством ритма зрительно выделяются среди других.
Дети с развитым чувством ритмалидируют в музыкальном воспитании: ритмично двигаются, танцуют в такт музыки,поют вместе с музыкальным сопровождением, не отставая и не опережая его, уверенней читают стихи, играют в оркестре на музыкальных инструментах индивидуальные партии. Уважаемые родители, будьте внимательнее и участливее к своим детям, помогайте им развиваться и радовать вас своими успехами.
Консультация «Советы ответственным родителям. Психологический портрет ребенка 3–4 лет» Психологический портрет В период от 2,5 лет до 3,5 лет ребёнок переживает — кризис трёх лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческих.
Как слушать и слышать ребенка: советы родителям Психологи часто отмечают, что родители в общении с детьми прежде всего центрируются на своих проблемах, а не на проблемах ребенка. Это во.
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе?» Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о психологической и интеллектуальной готовности ребенка к школе!» Подготовила: воспитатель.
Некоторые советы родителям дошкольников. Почему необходимо развивать речь малыша с самого раннего возраста. Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно.
Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.
Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ Не волнуйтесь, не показывайте свою тревогу на кануне поступления ребенка в детский сад. • Резко не меняйте режим дня ребенка. • Обращайте.
Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.
Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.
Советы родителям. Как научить ребенка слушать с первого раза? Многие дети замечательно научились избирательно слушать, следовательно, и слушаться, старших – и это достаточно серьёзная проблема для многих.
Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Думаю, каждый согласится, что приход ребенка в детский сад, очень важное событие как в жизни ребенка, так и в жизни родителей. Поэтому и.
Источник