Отсутствие чувства голода у детей

Если у ребенка плохой аппетит

Немало огорчений и забот доставляет родителям плохой аппетит их ребенка, поскольку он является одним из показателей состояния здоровья малыша.

Сниженный аппетит бывает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и почек, нервно-психических расстройствах, хронических инфекциях, в том числе при тонзиллите, гайморите, избыточном разрастании аденоидов, глистных инвазиях, гиповитаминозе. Нередко от еды отказываются дети «непоседы», с так называемым синдромом гиперреактивности. Во всех этих случаях восстановить аппетит можно только при лечении основного заболевания. Поэтому, если ребенок постоянно «не хочет есть», следует, сначала посоветоваться с лечащим врачом.

«Желание есть» (аппетит) тесно связано с уровнем глюкозы в крови, деятельностью органов пищеварения и центральной нервной системы. Чувство голода появляется при длительных перерывах между приемами пищи, которые приводят к снижению уровня сахара в сыворотке крови и рефлекторному сокоотделению в желудке; Выделение пищеварительных соков повышается в ответ на прием пищи, на него влияют также запах пищи, окружающая обстановка и настроение ребенка.
Возбуждению аппетита и улучшению усвоения пищи способствуют:

  • режим питания, обеспечивающий ритмичную работу органов пищеварения, своевременное и максимальное сооковыделение,
  • вкусно приготовленная еда и красиво сервированный стол,
  • хорошее настроение ребенка и готовность его к принятию пищи; самостоятельное пользование ложкой или вилкой.

Чтобы ребенок охотнее ел надо, по возможности, разнообразить меню, кормить его только в определенные часы и в спокойной обстановке, в чистом и проветренном помещении, не торопясь и ни в коем случае не заставляя его есть насильно. Все попытки развлечь малыша во время еды (картинки, сказки, игрушки и пр.) не способствуют улучшению у него аппетита, а лишь приучают есть, не замечая пищи.

Нередко сами родители являются виновниками того, что малыш отказывается от еды. Это свойственно большей частью семьям, где не соблюдают режим питания, в промежутках между основными кормлениями подкармливают ребенка мучными и кондитерскими изделиями, фруктами, излишне нагружают жидкостью, особенно соками. Плохо едят дети, которые мало бывают на воздухе, мало двигаются и от этого становятся вялыми.

Ребенок будет плохо кушать, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченного подвижной игрой или расстроенного, «со слезами на глазах». Следует учитывать также температуру окружающей среды и тела малыша, поскольку при перегреве повышается жажда, а сокоотделение и аппетит уменьшаются. Поэтому настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них тошноту и рвоту.

Наконец, необходимо учитывать, что на формирование аппетита могут влиять природные особенности организма, такие как характер обмена веществ, состояние пищеварительной, нервной и эндокринной систем и пр. Отказ малыша от определенных видов пищи, например молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер.

Вкусовые предпочтения ребенка складываются, как правило, под влиянием пищевого стереотипа семьи. Большое влияние на избирательность аппетита малыша оказывают вкусовые привычки семьи, например преимущественное употребление мясных блюд или гастрономических изделий, пристрастие к сладким и мучным изделиями и пр., а также социальные факторы, такие как материальное положение семьи и регион проживания.

Не следует заставлять ребенка есть продукты, от которых он категорически отказывается. В противном случае у него может сформироваться негативное отношение к обстановке, связанной с кормлением, возникнуть тошнота и рвота только при одном упоминании об еде.

К счастью вкусовые привычки детей со временем могут изменяться. Родителям же следует быть терпеливыми и проявлять кулинарную изобретательность.

Источник

Профилактика пищевых нарушений у детей

Меньшикова Майя Константиновна

Нарушение пищевого поведения – это комплекс симптомов, которые возникают из-за длительного воздействия поведенческих, эмоциональных, психологических, межличностных и социальных факторов.

Аппетит – ощущение, связанное с потребностью в пище, регулирующий поступление в организм пищевых веществ.

Еще в возрасте 3-4 месяцев внутриутробного периода начинает формироваться вкусовая чувствительность (привкус околоплодных вод обусловлен рационом мамы). После рождения идеальным питанием для ребенка является грудное молоко.

Снижение аппетита происходит по разным причинам: во время болезни, при прорезывании зубов, в стрессовых ситуациях, при ограничении физической активности. В последнее время, все чаще приходится сталкиваться со снижением аппетита у детей первого года жизни. Показатели отказа от еды выше в группе детей с нарушениями развития.

Среди жалоб у детей с нарушением пищевого поведения чаще всего возникают: отсутствие чувства голода (ребенок не просит есть), отказ от еды (активное эмоциональное возбуждение, сжимает губы, отворачивается от бутылки, ложки), отказ от блюд прикорма.

Профилактику нарушений пищевого поведения нужно начинать еще с внутриутробного периода развития ребенка. Питание беременной женщины должно быть разнообразным (молоко и молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, крупы), сбалансированным по белкам, жирам и углеводам.

Вскоре после рождения уже можно готовить малыша к периоду, когда пора будет вводить первый прикорм. С возраста 3-х месяцев маме рекомендуется держать ребенка возле себя во время еды. В этот момент ребенок будет запоминать некоторые поведенческие навыки за столом. Он будет видеть, что ест мама, осязать запахи еды. Со временем, у него будет развиваться интерес к еде. Чем больше видит ребенок приборов на столе, видов еды, способов подачи блюд, тем больше импульсов поступает в мозг, идет развитие и нарастает интерес к еде.

Читайте также:  Императрица таро значение его чувства

Далее, начинается познавательный этап, который заключается в формировании общих представлений о пище, ритуалов относительно еды, познание правил поведения за столом. В этот период ребенок запоминает, где какой член семьи сидит за столом.

Маме следует брать с собой ребенка на дальнее колено и не близко к столу, это дает возможность наблюдать, исследовать столовые приборы. Он быстрее научится пользоваться приборами и освоит основные правила поведения за столом.

Важно помнить, если ребенок начинает играть за столом, нужно высадить из-за стола! «Иди играй в игровую, за столом кушают, а не играют».

Пищевой интерес считается сформированным, когда малыш начинает тянуться именно к еде, а не к предметам на столе или маминому лицу, когда становится понятно, что его интересует, что там, в маминой ложке и тарелке, что она как аппетитно ест.

Все должно быть вовремя: в тот момент, когда у ребенка возникает максимальный интерес к пище, необходимо этим воспользоваться, если перетерпеть, интерес угаснет, и потом будет развиваться хуже и позднее. ВАЖНО! ПОЙМАТЬ ИНТЕРЕС К ЕДЕ И СОВМЕСТИТЬ С НАЧАЛОМ ПРИКОРМА!

Этап первого знакомства с новым способом питания (с 4,5- 6 месяцев). Мама ест, а ребенок добывает: мама с удовольствием кушает, несколько продуктов находятся на столе, чтоб было что выбрать, ребенок сначала получает микродозы. Если ребенок тянется, смотрим на эмоции ребенка. Ложку обмакнули в блюдо прикорма – ребенок облизывает – замечательно.

Принципы пищевого поведения нужно соблюдать всем членам семьи (вся еда мамина, только мама дает еду всем, еду ребенок просит и получает в определенном месте.) Важно: постепенное наращивание порции, у каждого ребенка свой темп, лучше недокормить, чем перекормить. Есть свое место за столом, ЕСТЬ МОЖНО В ОПРЕДЕЛЕННОМ МЕСТЕ.

Задача мамы – поставить еду на стол, сколько съест, ответственность ребенка. Если ребенок начинает бегать, то бегает, когда Вы едите. Вы поели, а ребенок бегал и не успел – это его проблемы. Нужно разделять еду и сосание груди: «сейчас едим за столом и кушаем, а грудь после еды» четко показать ограничение груди.

Если ребенок ест мало? Начните с вопроса — а сколько ест мама? Ребенок видит как мама ест? – главное поддерживать пищевой интерес. Если малыш не видит как ест его семья, как ест его мама, у него не будет формироваться пищевой интерес.

К потере пищевого интереса относят следующие ситуации:

  1. кормят насильно
  2. ребенку все преподносят на тарелочке – он не добывает пищу, (главное, чтоб было что поесть, сколько, это задача ребенка)
  3. чрезмерная гиперопека, постоянное удовлетворение любых запросов ребенка, которое приводит к потере интереса и отказу от еды
  4. отношение родителей к еде: настойчивые уговоры или даже угрозы, манипуляция
  5. негативные события в семье, сопровождающиеся приемом пищи (если родители выясняют отношения за столом, во время трапезы)
  6. сильный стресс и неблагоприятный психоэмоциональный фон в семье.

Когда пищевой интерес сформирован правильно и необходимые прикормы введены, следует придерживаться определенных правил, чтоб избежать нарушения пищевого поведения в будущем:

  • во время еды не просматривать телевизор, не играть в айпады и телефоны
  • семья ест вместе с ребенком, создавая культуру потребления пищи
  • без конфликтов за столом, во время завтраков, обедов и ужинов только спокойные разговоры, позитивно окрашенные
  • соблюдать пищевой режим по времени
  • если ребенок не проголодался к определенному времени приема пищи, не бойтесь его пропустить, к следующему он точно проголодается
  • пища должна быть красиво оформлена
  • не показывать малышу десерт, пока не поест основное блюдо
  • нельзя заставлять ребенка доедать и давать еду насильно
  • во время приема пищи избегать любых неприятных эмоциональных переживаний
  • избегать перекусов (не давать печенье и другие продукты между основными приемами пищи)
  • если нарушения пищевого поведения больше года и грудное вскармливание практикуется, не давать грудь между основными приемами пищи.

Таким образом, организуя правильное питание ребенка в раннем возрасте, приучая его к различным видам пищи, можно избежать нарушений пищевого поведения, сформировать правильные вкусовые привычки, создать рациональный стереотип питания ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека.

Бывают ситуации, когда плохой аппетит связан с какими-либо нарушениями здоровья. Они встречаются не часто, по сравнению с поведенческими причинами. Но, если при выполнении этих рекомендаций, аппетита нет, ребенок отказывается от еды, отстает по таблицам соответствия веса и возраста, нужно обратить на это внимание врача. Возможно, потребуется помощь гастроэнтеролога или психотерапевта.

Источник

Отсутствие чувства голода у детей

Организм человека является саморегулирующейся системой. В случае возникновения какого — либо дефицита в этой системе, подается сигнал в мозг (центр управления организма) и организм с помощью своих действий стремится удовлетворить актуальную потребность.

Система саморегуляции работает в самых различных областях. Например, в результате физической нагрузки увеличивается потребность организма в кислороде, сигнал о дефиците передается в мозг и человек начинает глубже дышать, удовлетворяя эту потребность. Организм может нуждаться в кислороде, жидкости, движении, информации, и во всех случаях система стремится прийти в состояние баланса, ликвидировав дефицит. Человек начинает искать то, в чем в данный момент испытывает потребность.

Читайте также:  Кошка чувствует настроение хозяина

Питание является базовой потребностью организма. Согласно пирамиде, предложенной Абрахамом Маслоу, еда и питье являются теми потребностями организма, которые должны быть удовлетворены раньше всех остальных. В состоянии острого голода остальные потребности человека подавляются. Не удовлетворив свою потребность в питательных веществах, человек не может заботиться о чем – либо другом.

Питание человека также подчиняется законам саморегуляции. Люди едят для того, чтобы получать необходимую энергию и создавать химические соединения, необходимые для жизни.

Голод — естественный и правильный регулятор количества потребляемой пищи и времени для ее потребления. Чувство голода сигнализирует о том, что организм нуждается в питательных веществах и готов их перерабатывать. Исчезновение чувства голода связано с насыщением организма необходимыми веществами.

Для того, чтобы система работала надежно и организм бесперебойно снабжался необходимыми веществами, чувство голода переживается как совокупность неприятных ощущений, которые трудно игнорировать, и которые постепенно нарастают, не давая человеку забыть о том, что необходимо подкрепиться. Когда же потребности организма в питательных веществах удовлетворены, наступает состояние покоя. Затем, теряя энергию в связи со своей жизнедеятельностью, организм постепенно переходит к состоянию дефицита, все более острого. В состоянии дефицита организм начинает поисковую активность: младенец ищет грудь, затем сигнализирует звуками о своей потребности. Более взрослые дети ищут, что бы съесть, а если нет еды, то просят ее. Взрослые люди сами организуют себе прием пищи.

Поскольку питание относится к базовым потребностям организма, у нормального человека система, обслуживающая эту потребность, очень надежна.

Любое вмешательство в работу саморегулирующейся системы мешает успешной работе этой системы.

Родители оказывают давление на детей, побуждая их есть больше, чем хочется, или тогда, когда не хочется. То есть тогда, когда система находится в равновесии и организм не получал сигнала о дефиците.

Чувство голода — это сигнал к тому, что организм готов переваривать пищу. А отсутствие такого чувства или отвращение к еде в конкретный момент — сигнал обратного положения вещей. Организм не готов ничего принимать и поступление питания нежелательно. Для переваривания пищи организм человека выделяет определенные вещества, если же организм не запрашивал еду, то эти вещества не выделились и переваривание той пищи, которое поступило в организм по инициативе родителей, будет затруднено.

Защита организма

Как любая надежная система, организм ребенка снабжен защитными механизмами, сохраняющими равновесие системы.

Энергичный отказ от еды является первой ступенью защиты.

Ребенок распознает как чувство голода, так и чувство насыщения. К еде, которая не должна поступить в организм, ребенок начинает испытывать неприязнь, о чем он очень заметно сигнализирует кислым выражением лица и отказом от предлагаемой еды. Нужно немало сил и хитрости, чтобы обойти эту линию обороны, ведь здоровый организм ребенка активно защищает себя. Обратите внимание на то, что маленькие дети суют в рот абсолютно все, кроме того, что взрослые пытаются засунуть в них в процессе кормления — тут дети непреклонны. Организм естественным образом защищается от проникновения в него ненужных ему веществ. Ребенок отворачивается от еды, плачет и выталкивает еду изо рта.

Если родители все — таки запихнули еду в рот ребенку (запретив каким- то образом ее выплевывать), может включиться следующая ступень защиты – ребенок невероятно долго жует (или делает вид, что жует пищу), но никак не глотает ее. Также он может складывать ее за щеки. В дети постарше начинают просто часами сидеть за столом, делая вид, что они едят. Организм ребенка всеми силами препятствует тому, чтобы в него попало то, что туда попатсть не должно.

И наконец, защитный механизм для самых настойчивых родителей – рвота. Ребенка, который съел больше, чем нужно его организму, может попросту стошнить. Бывают случаи, когда и это не останавливает родителей, они продолжают кормление. Однако, хочется надеяться, что такое происходит в современном мире гораздо реже, чем раньше.

Многое из того, что называется плохим поведением за столом, является по сути дела защитой организма от поступления ненужного из внешней среды. Даже самый дурно воспитанный ребенок никогда не будет плеваться в вас едой, которая ему по вкусу, если он голоден.

Чувство отвращения

Наевшийся ребенок переживает приятное чувство насыщения, которое во многом противоположно дискомфортному состоянию голода. Если же продолжить кормить ребенка, то он начнет чувствовать неприязнь, и в конечном итоге отвращение к еде, которую вы пытаетесь ему скормить. Давайте разберемся, что это за чувство и зачем оно дано человеку.

Все чувства влекут за собой какое — то побуждение к действию, куда-то направляют организм. Страх стимулирует бегство, гнев провоцирует враждебные действия, печаль ведет у уединению и пассивности человека.

Чувство отвращения человек испытывает в определенных обстоятельствах, оно заставляет его держаться подальше от того, что вызывает в нем это отвращение. Задача чувства отвращения — защитить человека от того, чем оно вызвано. Отвращение вызывает в нас зрелище и запах испорченной пищи, вообще мысли о еде, если, допустим мы отравились или просто больны… Сцены, связанные с физическим насилием или уродством также могут вызывать отвращение. Это чувство – сигнал нашему организму держаться как можно дальше от объекта отвращения, потому что он может быть опасен. Что было бы, не будь человек оснащен таким тонким механизмом распознавания опасности, не чувствуй он отвращения, например, к испорченной пище? Естественно, он бы ей отравился, но чувство отвращения предотвращает такой печальный исход. Игнорировать это чувство опасно для здоровья. И именно его игнорируют родители, когда кормят ребенка против его воли. Пиша, на которую ребенок реагирует отвращением не может принести пользу организму ребенка.

Читайте также:  Чувство вины симптом чего

Почему ребенок не хочет есть

1. Как правило, основная причина отказа состоит в том, что ребенок сыт.

Несмотря на то, что родителям может казаться, что ребенок должен был уже проголодаться, либо он съел очень мало, ребенок может не испытывать потребности в питательных веществах, а следовательно и голода.

2. Неблагополучное состояние орагнизма: соматическое заболевание или эмоциональное неблагополучие. Разного рода переживания острые или хронические приводят к нарушению аппетита у детей.

Следует помнить, что давление за столом или напряженные переживания матери о том, что ребенок недоедает – сами по себе являются травмирующим фактором для ребенка.

3.Глобальное нарушении здоровья ребенка. Психические и соматические болезни часто приводят к нарушению аппетита у детей.

Вторая и третья группы причин имеют одинаковую основу – в обоих случаях мы имеем дело с неблагополучным состоянием организма. Но в последнем случае может иметь место поломка самого механизма саморегуляции организма. Различные психические и неврологические заболевания могут сопровождаться потерей аппетита. Это тот случай, когда дефицит питательных веществ в организме уже наступил, а мозг не распознает сигнала к действиям либо неправильно его интерпретирует.

Обратите внимание, что в первых двух случаях система саморегуляции организма работает прекрасно, предохраняя ребенка от попадания лишнего количества пищи в организм. Ребенок действительно не хочет есть, и при этом его система саморегуляции работает отлично.

В случае же болезни, например, психической, может действительно быть нарушена система оповещения мозга о потребностях организма. В этом случае ребенка нужно лечить как можно скорее, но, тем не менее, не кормить насильно.

Как это ни удивительно, но множество родителей подозревают у своих детей нарушения аппетита именно подобного рода.

Дескать, ребенок есть — то хочет и даже страдает от голода, но, по какой — то таинственной причине не прикасается к стоящей перед ним еде. То есть буквально пытается умереть от голода над тарелкой с кашей. Возможно, он не знает, как обойтись с едой, или решил из вредности и назло родителям умереть от голода?

Прежде, чем подозревать своего ребенка в подобных болезненных явлениях обратите внимания на несколько моментов:

— психические нарушения у детей — это довольно редкий случай

— диагностировать их может только врач

— любые психологические нарушения человека усугубляются неадекватными действиями со стороны окружения ребенка. А принудительное кормление, безусловно, относится к таким действиям. И если ребенок уже нездоров настолько, что не распознает чувство голода (что бывает крайне редко), то кормя его против воли, вы только усугубите ситуацию.

Ни в одном из приведенных выше случаев не нужно кормить ребенка насильно!

Если он сыт, еда не нужна его организму и принесет психологический и физиологический дискомфорт и, в конечном итоге, вред. Согласно знаменитым словам, еда, которую организм не в силах переварить съедает того, кто ее съел.

Если ребенок испытывает стресс, ему нужно, прежде всего, снизить остроту стресса, а не поесть.

В стрессовом состоянии ограничение потребности в принятии пищи является адаптивным механизмом, помогающим организму с наименьшими потерями справиться с трудным периодом.

Если ребенок болеет, то временный отказ от еды помогает ему бороться с болезнью.

Если же система регуляции удовлетворения потребностей ребенка нарушена, то такой вопрос нужно решать у врача, а не за столом.

В результате удовлетворения чувства голода человек испытывает чувство сытости, оно переживается, как приятное чувство. Ребенок, которого накормили принудительно, вместо этого приятного чувства испытывает стресс от совершенного над собой насилия.

Как понять ребенка

Часто ли вы сами едите, когда вам не хочется?

Чтобы лучше понять, что чувствует ребенок, которого заставляют есть (даже в мягкой форме) попробуйте:

— есть, когда сильно болит голова или с высокой температурой;

— есть в сильной жаре и духоте;

— есть, когда вы сильно взволнованы;

— съесть большую тарелку каши после очень обильного застолья.

Вы можете почувствовать, как весь ваш организм восстает против того, чтобы вы поместили в него хотя бы кусочек. Так же чувствуют себя дети, которых пытаются накормить. Но у вас, как у взрослого человека, есть выбор отказаться от еды, ребенок же лишен такого преимущества.

Источник

Оцените статью