Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка й шванцара

Здоровье и семья: психологический портрет

Наиболее популярным способом определения функциональной зрелости нервных процессов является теппинг-тест.

Отличительными особенностями нервной системы ребенка являются слабость, неустойчивость процессов возбуждения и торможения. Взаимоотношения возбуждения и торможения определяют координационную роль нервной системы в управлении функциями организма. В свою очередь, функциональная зрелость нервной системы обусловливает способность к проявлению произвольных действий.

Материал. Лист бумаги, расчерченный на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

Инструкция. «По моему сигналу ты должен будешь начать как можно быстрее ставить точки в первом квадрате бланка, будто насыпаешь зернышки птичкам. Переходить с одного квадрата в другой нужно будет по моей команде в соответствии с последовательностью их нумерации, не останавливаясь».

Продолжительность работы в каждом квадрате составляет 5 секунд. В целом ребенок работает 30 секунд.

Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении данного задания в игровой форме («капает дождик»).

Обработка и анализ результатов на с .

НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕБЕНКА

Оценочная шкала составлена Й.Шванцаром (таблица 20) на основе особо значимых, по его мнению, чувственных проявлениях (эмоциональные проявления, которые, по мнению автора оценочной шкалы, могут характеризовать специфику эмоциональной сферы ребенка). Шкала позволяет создать своего рода профиль чувственных проявлений конкретного ребенка. В результате такая обобщенная информация позволяет обратить внимание педагогов и родителей как на особенности эмоциональной сферы ребенка, так и на тревожащие проявления в поведении ребенка.

По вертикали в шкале перечислены эмоциональные проявления ребенка, по горизонтали – степень выраженности каждого из них.

Процедура проведения. Если проявление выражено слабо, то это «0», если ярко, то «4». Например, «сверхчувствительность». Если педагог (родители) считает, что ребенка нельзя назвать сверхчувствительным, но и бесчувственным его тоже не назовешь, то могут оценить это качество в баллах «2» или «3». Значит, в ячейке напротив чувственного проявления «сверхчувствительность» и под цифрой «2» («3») ставится точка или другой знак. В графе «Обстоятельство» следует отмечать ситуации, в которых только и проявляется указанное качество, или наоборот. Например, педагог не может назвать ребенка капризным во время его пребывания в детском саду, но при появлении мамы он меняется и начинает капризничать, также с разной степенью интенсивности.

Источник

Оценочная шкала

Эмоциональных проявлений ребенка

Оценочная шкала (табл. 6.1) составленна на основе эмоциональных про­явлений детей, на которые, как на особо значимые, указывает чешский пси­холог Й. Шванцара. При этом по вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребенка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них. В итоге создается своего рода профиль чувственных прояв­лений конкретного ребенка.

Таблица 6.1. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка 6
Чувственное проявление Интенсивность Обстоятельство
0 12 3 4
Сверхчувствительность Возбуждаемость Капризность Боязливость Плаксивость Злобность Веселость Завистливость Ревность Обидчивость Упрямство Жестокость Ласковость Сочувствие Самомнение Агрессивность Нетерпеливость

Примечание. О — нет, 1 — немного, 2 — средне, 3 — очень много, 4 — крайне много.
Читайте также:  Зачем нужна радость человеку

Признаки психического напряжения

Источник

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей

Автор рекомендует подвергнуть особому вниманию такие эмоциональные проявления детей, как сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, весёлость, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, ласковость, сочувствие, самомнение, агрессивность, нетерпеливость. С помощью систематически, регулярно проводимых наблюдений можно своевременно выявить также признаки психического напряжения и невротические тенденции.

Признаки психического напряжения и невротических тенденций.

3. Отсутствие аппетита.

4. Разборчив в еде.

5. Засыпает медленно и с трудом.

6. Спит неспокойно

7. Встаёт в плохом настроении и неохотно.

8. Жалуется на головные боли.

9. Жалуется на боли в животе.

10. Часто бывает рвота.

11. Часто бывают головокружения.

13. Чрезмерно потеет.

14. Краснеет, бледнеет.

15. Легко пугается.

16. Часто дрожит от возбуждения или волнения.

17. Часто плачет.

18. Часто моргает.

19. Дёргает рукой, плечом и т.п.

20. Недержание мочи (днём или ночью).

21. Недержание стула (днём или ночью).

22. Припадки злости.

23. Играет с какой-либо частью тела.

24. Боится за своё здоровье.

25. Бывает, что замечтается и мысли его где-то далеко.

26. Не умеет сосредоточиться на чём-то.

27. Озабоченность (чем?).

28. Очень тревожен.

29. Старается всегда быть тихим.

30. Боится темноты.

31. Часто видит во сне фантастические предметы.

32. Боится одиночества.

33. Боится животных (каких?).

34. Боится чужих людей.

36. Боится неудачи (в чём?).

37. Часто испытывает чувство стыда, позора или вины.

38. Испытывает чувство неполноценности.

Результаты наблюдений целесообразно представить в виде оценочной шкалы. По вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребёнка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них (0 – отсутствие эмоционального проявления; 1 – минимальное проявление; 2 – среднее; 3 – значительное проявление; 4 – крайне яркое проявление). В итоге создаётся профиль чувственных проявлений конкретного ребёнка.

Методика изучения развитости самоконтроля.

Методика направлена на оценку развитости самоконтроля. Способность к самоконтролю предполагает обращение внимания ребёнка на содержание собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей. Ребёнку предлагается по очереди рассмотреть 4 картинки и описать изображённые на них ситуации, предложив свои варианты разрешения проблем (приложение 1).

Интерпретация результатов: если ребёнок объясняет причины неудач во всех случаях, приписывая вину скамейке, качелям, горке, краске и т.п., а не персонажам, то, он не умеет ещё оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займётся чем-то другим.

Если ребёнок видит причину в самом герое и предлагает ему потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценивания.

Если ребёнок видит причину неудач и в герое и в объекте, это может свидетельствовать о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.

Методика «Лестница».

Данная методика относится к проективным методам и позволяет выявить такой немаловажный фактор, влияющий на поведение и взаимоотношения детей, как самооценка и самопринятие ребёнка.

Экспериментатор кладёт перед ребёнком рисунок лестницы (обычно из семи ступенек) и объясняет, что на самой верхней ступеньке находятся люди, которые больше всего нравятся ребёнку (показывает верхнюю ступеньку), на ступеньке пониже – те, что меньше нравятся, на самой нижней – люди, которые ему совсем не нравятся. Объяснение сопровождается показом соответствующих ступенек. Информация о том, что на нижней ступеньке находятся люди, которые ребёнку совсем не нравятся, экспериментатор сообщает спокойно, поскольку не следует вызывать у него подчёркнуто эмоциональное отношение к ним.

Читайте также:  Если не съем сладкого плохо себя чувствую

Затем ребёнку предлагают показать, на какую ступеньку и почему поставят его друзья, братья, сёстры, он сам, мама, папа, воспитательница и др. Не следует начинать с наиболее эмоционально значимых людей (мама, папа, сам ребёнок). Иногда дети формально выполняют задание методики (на вопрос о том, почему он думает, что тот или иной человек поставит его на эту ступеньку, отвечает: «А здесь пусто» и т.п.). В этом случае можно через несколько дней дать задание повторно, объясняя, что не обязательно разные люди должны ставить его на разные ступеньки, могут на одну и ту же. Однако такое выполнение задания тоже диагностично – оно может свидетельствовать о несформированности самооценки ребёнка.

Так как методика относится к проективным методам, следует помнить при интерпретации результатов, что она не даёт прямого соответствия полученных результатов самооценке ребёнка. Необходимо помнить, что дети могут заменять имеющуюся реальность на желаемую. Выбор детьми дошкольного возраста верхней ступеньки может отражать и специфику возраста, а не быть показателем некритичности ребёнка, его завышенной самооценки.

Методика позволяет определить не только адекватность и уровень самооценки (высокий-низкий), но и выявить её устойчивость, противоречия (например, высокая дома, но низкая в детском саду). Отказ выполнить задание или длительные колебания характерны для детей с низкой или неустойчивой самооценкой.

В модификации методики (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур) ребёнок должен поставить себя на одну из ступенек лесенки, но при этом задаются разные качества для оценки (например, нижняя ступенька – самые глупые дети, верхняя ступенька – самые умные и т.п.). Обсуждаются три ситуации: «Я сейчас», «Я, когда был маленьким», «Я, когда вырасту большой».

Аналогичным образом можно выявить самооценку и притязания ребёнка в конкретных видах деятельности (художественной, игровой, музыкальной).

Тест тревожности.

(Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Ребёнку по очереди предлагаются 14 рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию (приложение 2). Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребёнка на картинках не прорисовано, дан лишь контур. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными контурами – улыбающееся лицо ребёнка и печальное лицо. Беседа проводится индивидуально. Исследователь предъявляет ребёнку рисунок и даёт инструкцию.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».

Читайте также:  Послеродовая депрессия как еще называется

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Дополнительные вопросы ребёнку не задаются. Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка фиксируются, а затем подвергаются количественному и качественному анализу.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка.

ИТ = число эмоционально негативных выборов

В зависимости от уровня индекса детей подразделяют на 3 группы:

Источник

Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка

Составлена на основе эмоциональных проявлений детей, на которые как на особо значимые указывал чешский психолог И. Шванцара. По вертикали перечисляются эмоциональные проявления, по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них. В итоге создается профиль чувственных проявлений конкретного ребенка. Методика валидна для любого возраста умственно отсталых детей и подростков, является методом экспертных оценок. Данная методика прошла апробацию в дипломных работах выпускников ИСПиП.

Оборудование: бланк методики

Взрослому (педагогу, психологу, родителю) предлагается оценить эмоциональное состояние ребенка в баллах.

Чувственное проявление Интенсивность Обстоятельство
Сверхчувствительность
Возбуждаемость
Капризность
Боязливость
Плаксивость
Злобность
Веселость
Завистливость
Ревность
Обидчивость
Упрямство
Жестокость
Ласковость
Сочувствие ,
Самомнение
Агрессивность
Нетерпеливость
Примечание. 0 — нет, 1 — немного, 2 — средне, 3 — очень много, 4 — крайне много

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ, ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

«Школа зверей»

Для многих умственно отсталых детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.

Методика «Школа зверей» дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Методика «Школа зверей» прошла апробацию в исследованиях студентов ИСПиП.

Оборудование. Бумага, цветные карандаши.

Источник

Оцените статью