Оценка эмоционального состояния семьи

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
тест (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.

Скачать:

Вложение Размер
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» 23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)

Цель методики: изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей.
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики

Методика имеет две формы:

  1. для детей 4 – 6-8 лет;
  2. для детей 6-8 – 10 лет и подростков.

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.

Тестовый материал
Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур , представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей. И все это дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Форма для маленьких детей

(. — место для имени ребенка)
Положительные чувства, исходящие от ребенка
1. . думает, что ты хороший. Кто хороший?
2. . любит тебя. Кого любит .
3. . нравится играть в твоей кровати. В чьей кровати нравится играть .
4. . любит целовать тебя. Кто любит целовать .
5. . любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть .
6. . нравится быть твоим малышом. Чей малыш .
7. . любит играть с тобой. С кем любит играть .
8. . нравится гулять с тобой. Кто должен брать . на прогулки?
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
10. . думает, что ты непослушный. Кто непослушный?
11. не любит тебя. Кого не любит .
12. . думает, что ты плохой. Кто плохой?
13. . хотелось бы отшлепать тебя. Кого хотелось бы отшлепать .
14. . хочет, чтобы ты ушел. Кого хотелось бы прогнать .
15. . ненавидит тебя. Кого ненавидит .
16. . думает, что ты гадкий. Кто гадкий?
17. Ты злишь . Кто злит.
Положительные чувства, получаемые ребенком
20. Ты любишь играть с . Кто любит играть с .
21. Ты любишь целовать . Кто любит целовать .
22. Ты улыбаешься . Кто улыбается .
23. Ты даешь почувствовать себя счастливым. Кто делает счастливым?
24. Ты любишь обнимать . Кто любит обнимать .
25. Ты любишь . Кто любит .
26. Ты милый с . Кто мил с .
27. Ты думаешь, что . — милый(ая) мальчик (девочка). Кто думает что . милый(ая) мальчик (девочка)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком
30. Ты шлепаешь . Кто шлепает .
31. Ты делаешь . грустным. Кто делает . грустным?
32. Ты бранишь . Кто бранит .
33. Ты доводишь . до слез. Кто доводит . до слез?

Форма для старших детей

Нежные чувства, исходящие от ребенка
0. Этот член семьи очень хороший.
1. Этот член семьи очень веселый.
2. Этот член семьи всегда помогает другим.
3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
5. Этот член семьи много шутит.
6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
8. С этим членом семьи хорошо играть.
9. Этот член семьи очень добрый.
Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек не очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
Нежные чувства, получаемые ребенком
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
Сильные положительные, с «сексуальным оттенком» чувства, получаемые ребенком
50. Этот член семьи любит баловать меня.
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
Материнская сверхопека
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
Отцовское сверхпотакание
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
Материнское сверхпотакание
95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Литература:
Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. С. 14 – 41.
Слепкова В.И., Заеко Т.А. «Методичка практикум по диагностике семейных отношений»

Источник

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ)

Авторами методики являются Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (2000).

Цель методики — изучение общего фона переживаний индивида, связан­ного с его

позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или нескольких членов семьи, нередко плохо осознаваемые и трудно локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является наличие сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи — здоровья ее членов, их I отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — производственную деятельность, родственные, соседские отношения и т.п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, в себе. Нередко подобные переживания, противоре­чащие представлениям о себе, вытесняются, что может проявиться в семей­ных отношениях в виде тревоги.

Важными составляющими «семейной тревоги» являются также ощущения беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, в независимости от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действитель­ности (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 2000).

Описание методики

Членам семьи предлагается самостоятельно заполнить опросник.

Инструкция: «Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке, прилагающемся к методике.

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в целом не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставь­те на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.

В опроснике нет «правильных» и «неправильных» утверждений. Отвечайте так, как чувствуете».

Текст опросника

1.Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многого не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем,
что случается в нашей семье.

5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и нелов­ким (неловкой).

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи,

11.Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, при­ходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает так: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.

21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.

Обработка и интерпретация результатов

За каждое согласие с утверждением начисляется 1 балл. Сумма баллов подсчитывается отдельно по каждой из трех шкал:

1.Субшкала В— вина (семейная вина члена семьи) — неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в се­мье. К шкале относятся следующие утверждения: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Наличие
семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

2. Субшкала Т — тревожность (семейная тревожность члена семьи) — ощу­щение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого.
К шкале относятся утверждения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Семейная тревожность
диагностируется при пяти согласиях.

3. Субшкала Н — напряженность (семейная напряженность) — ощущение,
что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную за­дачу для индивида. К шкале относятся утверждения: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. На­личие семейной напряженности диагностируется при пяти согласиях.

После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по обобщенной шкале (вина + тревожность + напряженность), на основании чего делается вывод об уровне общей семейной тревожности.

6.2. Шкала определения уровня депрессии

Шкала определения уровня депрессии создана В. Зунгом. В данном изда­нии приводится вариант методики в адаптации Т. Н. Балашовой (ДермановаИ. Б., 2002).

Назначение методики — диагностика сниженного настроения (субдепрес­сии) и депрессивного состояния.

Описание методики

Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявление сни­женного настроения. Испытуемому предлагается ответить на вопросы, запол­няя нижеприведенный бланк протокола.

Инструкция; «Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и за­черкните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время».

Обработка и интерпретация результатов

Уровень депрессии рассчитывается по формуле:

где П — сумма баллов по «прямым» высказываниям: 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

О — сумма баллов по «обратным» высказываниям: 2, 5,6, 11, 12, 14, 16, 17, 18,20.

При подсчете баллов по «прямым» высказываниям зачеркнутая цифра со­ответствует количеству баллов (1 — 1 балл, 2 — 2 балла и т. д.). В «обратный высказываниях цифре 1 соответствует 4 балла, цифре 2 — 3 балла, цифре 3-2 балла и цифре 4 1балл.

Показатель УД колеблется в пределах от 20 до 80 баллов. Его значение менее 50 баллов указывает на отсутствие депрессивного состояния. Если величина УД составляет от 51 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуа­ционного или невротического характера. При показателе от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Бланк

6.3. Методика определения уровня депрессии

Назначение методики, автором которой является В. А. Жмуров, состоит в диагностике депрессивного состояния (главным образом, тоскливой или ме­ланхолической депрессии) и определении тяжести депрессивного состояния изданный момент (Дерманова И. Б., 2002).

Описание методики

Методика состоит из 44 утверждений, характеризующих проявление де­прессивного состояния. Испытуемому предлагается ответить на перечень во­просов, выбрав один из предложенных вариантов ответов.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждую группу утверждений и вы­берите подходящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3».

Обработка и интерпретация результатов

Номер выбранного ответа соответствует количеству баллов. Баллы сумми­руются. Полученный результат сопоставляется с нормативными данными:

· 1—9 баллов — депрессия отсутствует либо незначительна;

· 10—24 балла — депрессия минимальна;

· 25—44 баллов — легкая депрессия;

· 45—67 баллов — умеренная депрессия;

· 68—87 баллов — выраженная депрессия;

· 88 и более баллов — глубокая депрессия.

Предложенный в данном пособии список методик и тесов не демонстрирует все существующие стандартизированные подходы к диагностике различных аспектов семейных отношений. Желающим ознакомится с другими структурированными методиками и тестами, рекомендуем сайт в Интернете http://azps.ru и литературу, приведенную ниже.

Мы рекомендуем, организуя диагностический процесс, исходить из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое тестирование может быть предпринять только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в данном пособии, следует начинать с первичной диагностики – жалоб клиента (оценочного интервью), а далее, изучив обоснованность жалоб исследовать причины указанных дисфункций.

Диагностика семейных отношений должна базироваться на потребностях членов семьи в психологической поддержке. Она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного функционирования и следовать определной схеме.

Организация семейной диагностики основывается на теоретических знаниях и практических умениях, приобретенных в рамках дисциплины “Основы психологии семьи и семейного консультирования”.

Список рекомендуемой литературы

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1991.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.

3. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // вопросы психологии. 2002. №5. С. 144-153.

4. Белорусов С.А. Методика “Мое письмо о супруге” и ее психотерапевтическое использование // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.32-35.

5. Бене Е. Детский тест “Диагностика эмоциональных отношений в семье” // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2. С. 14-41.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. О задачах научного психологического обеспечения службы семьи // Семья и формирование личности. М., 1981.

7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

8. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

9. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М., Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. №5.

10. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002.

11. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. №4.

12. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995 Серия “Психологическая помощь и консультирование”. Вып.1.

13. Малкина-Пых И.Г. Семеная терапия: справочник практического психолога. М., 2005.

14. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2 .

15. Навайтис Г.А. Семья в психологической консультации. М., 1999.

16. Обозов Н.Н., Обозова А.Н., Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т.3. №2.

17. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

18. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.

19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. 1986. Т. 7. №2.

20. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. Самара, 2002.

22. Романова Е.А., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.

23. Семейная диагностика / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 2004.

24. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. М., 1990.

25. Хоментаускас Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1986. №1.

26. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации / сост. Е.Ф.Бажин, Л.М. Эткинд. Л., 1985.

27. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2005.

Источник

Читайте также:  Как просыпаться во время депрессии
Оцените статью