Проблема диагностики эмоционального благополучия личности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
Диагностика эмоционального благополучия как оценивания довольно устойчивого состояния удовлетворения жизнью и преобладания позитивных эмоций может осуществляться широко известным оксфордским опросником счастья (Thе Oxford Нappiness Questionnaire). Первоначальный вариант опросника (Oxford Нappiness Inventory, OHI) был разработан в конце 1980-х гг. на кафедре экспериментальной психологии Оксфордского университета Майклом Аргайлом (Michael Argyle) с коллегами, изначально для проводившихся в Оксфорде исследований. Методика предназначена для измерения счастья в целом, и основывается на опроснике депрессии Бека, из которого заимствована часть вопросов. Результаты представляются в процентах.
В 2002 г. Майкл Аргайл и Питер Хиллс (Peter Hills) предложили переработанный опросник (Oxford Нappiness Questionnaire, OHQ). Индивидуальные варианты ответов были заменены на единую шестибалльную шкалу, а результаты представляются в виде итогового балла от 1 до 6. Исследования показали, что средний человек набирает 4 балла. Опросник применялся в исследованиях, проводившихся в Оксфорде среди студентов, и результаты показали, что он обладает большей ретестовой надежностью, чем опросник депрессии Бека (ВDI). Данные, полученные с помощью опросника, хорошо коррелируют с теми оценками, которые дают друзья респондентов, оценивая их как счастливых, вполне удовлетворенных жизнью людей, умеющих справляться со стрессами и искать социальную поддержку. Аргайлом и его коллегами было установлено, что счастье — единый фактор человеческого опыта, но состоит он из трех отчасти независимых показателей: удовлетворенности жизни, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций. В современных зарубежных исследованиях в психологии личности часто используются термин «субъективное благополучие» (subjective well-being) как синоним счастья. Субъективное благополучие — это позитивная оценка собственной жизни, баланс эмоций с перевесом в сторону позитивных (Diener, 8uh, Lucas, & 8mith, 1999). В этом аспекте можно утверждать, что опросник OHQ измеряет степень удовлетворенности собой в своей собственной жизни. Преобладание позитивных эмоций в обыденном сознании расценивается как результат счастливой жизни. В российском сознании счастье слишком сложная и неоднозначная категория для оценивания («. на свете счастья нет, но есть покой и воля. »), а вот переживание субъективного или, вернее говорить, эмоционального благополучия не вызывает скептического отношения. Нами были опрошены 90 юношей и девушек в возрасте 18-21 год, студентов вузов и средних профессиональных образовательных учреждений, им предлагалось три вопроса: 1. Ответьте в свободной форме, вы счастливый человек? Если да то, насколько (по возрастанию в любой шкале: баллы от 1до 6, в процентах) 2. Относите ли вы себя к эмоционально благополучным людям (оцените в процентах по возрастанию) 3. На какой из предложенных вопросов было проще ответить? Результаты показали, что оценить себя как счастливого человека респондентам было сложнее. Более половины оценок респондентов на первый и второй вопрос не совпали или испытуемые затруднялись с ответом на первый вопрос. Респонденты объясняли свои затруднения тем, что счастье — кратковременное состояние, итоговое состояние как результат максимальных усилий, ненапряженное состояние, когда все есть и все возможно, но это идеальные условия, в реальной жизни так не бывает, а также везение, удача. Для сравнения приведем два определения счастья: Из словаря В. Даля: «Счастье — рок, судьба, участь, доля; случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех, спорина в деле не по расчету; благоденствие, благополучие, земное блаженство и т.д.» Из современного толкового словаря русского языка С. Кузнецова: «Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемого кем-либо. ; попытка сделать что-дибо, рассчитывая на успех; участь, доля». Мы заметим, что в определении счастья есть элементы фатальности, судьбы, а в эмоциональном плане — это очень сильные переживания. В русском языке, возможно, выражение «я счастливый человек» подразумевает, что «я переживал моменты сильной радости, мне «везло» в жизни». В отличие от понимания в русском языке, смысл понятия счастья в английском и американском языках сопричастен с понятием удовлетворения, что подтверждает синонимичное использование Аргайлом в тексте своей книги слов «счастье» и «удовлетворенность жизнью». Для исследования эмоционального удовлетворения как системного субъективного переживания личности в подростковом и юношеском возрасте, мы использовали OHQ, взяв его за основу [Аргайл, 2003, перевод А. Лисициной].
Обновленный Оксфордский опросник счастья (OHI)
Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения на этой неделе, в том числе и сегодня. Обведите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения. 1. а) я не чувствую себя счастливым; б) я чувствую себя довольно счастливым; в) я очень счастлив; г) я невероятно счастлив 2. а) я смотрю в будущее без особого оптимизма; б) я смотрю в будущее с оптимизмом; в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего; г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами 3. а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет; б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют; в) меня удовлетворяет многое в моей жизни; г) я полностью удовлетворен всем в своей жизни 4. а) я не ощущаю, что в жизни что-либо реально находится в моей власти; б) я чувствую, что контролирую свою жизнь, по крайней мере — отчасти; в) я чувствую, что в основном контролирую свою жизнь; г) я чувствую, что целиком контролирую все стороны своей жизни 5. а) я не ощущаю, что жизнь вознаграждает меня по заслугам; б) я ощущаю, что в жизни мне воздается по заслугам; в) я ощущаю, что жизнь щедро вознаграждает меня; г) я ощущаю, что жизнь переполнена подарками 6. а) я не испытываю никакой удовлетворенности жизнью; б) я доволен тем, как я живу; в) я очень доволен тем, как я живу; г) я в восторге от своей жизни 7. а) я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении; б) иногда я способен повлиять на события в нужном мне направлении; в) я часто влияю на события в нужном мне направлении; г) я всегда влияю на события в нужном мне направлении 8. а) в жизни я просто выживаю; б) жизнь — хорошая вещь; в) жизнь — замечательная вещь; г) я обожаю жизнь 9. а) у меня потерян всякий интерес к другим людям; б) другие люди интересны мне отчасти; в) другие люди меня очень интересуют; г) меня чрезвычайно интересуют другие люди 10. а) мне трудно принимать решения; б) я довольно легко принимаю некоторые решения; в) мне довольно просто принимать большинство решений; г) я с легкостью принимаю любые решения 11. а) мне трудно приступить к какому-либо делу; б) мне довольно просто что-либо начать; в) я без труда принимаюсь за какое-либо дело; г) я способен взяться за любое дело 12. а) после сна я редко чувствую себя отдохнувшим; б) иногда я просыпаюсь отдохнувшим; в) после сна я обычно чувствую себя отдохнувшим; г) я всегда просыпаюсь отдохнувшим 13. а) я чувствую себя совершенно без сил; б) я чувствую себя довольно энергичным; в) я чувствую себя очень энергичным; г) я чувствую, что энергия во мне бьет через край 14. а) я не вижу в окружающих меня вещах особой красоты; б) я нахожу красоту в некоторых вещах; в) я нахожу красоту в большинстве вещей; г) весь мир представляется мне прекрасным 15. а) я не ощущаю себя сообразительным; б) я чувствую, что отчасти сметлив; в) я в значительной степени чувствую в себе живость ума; г) я ощущаю, что мне присуща совершенная живость ума 16. а) я не чувствую себя особенно здоровым; б) я чувствую себя достаточно здоровым; в) я чувствую себя совершенно здоровым; г) я чувствую себя здоровым на 100% 17. а) я не испытываю особо теплых чувств по отношению к другим; б) я испытываю определенные теплые чувства по отношению к другим; в) я испытываю очень теплые чувства по отношению к другим; г) я люблю всех людей 18. а) у меня практически нет счастливых воспоминаний; б) у меня есть отдельные счастливые воспоминания; в) большинство произошедших со мной событий представляются мне счастливыми; г) все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым 19. а) я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении; б) иногда я испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении; в) я часто испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении; г) я все время радуюсь и пребываю в приподнятом настроении 20. а) между тем, что я хотел бы сделать, и тем, что сделал, — большая раз ница; б) кое-что из желаемого я сделал; в) я сделал многое из того, что хотел; г) я сделал все, чего когда-либо желал 21. а) я не способен хорошо организовать свое время; б) я организую свое время достаточно хорошо; в) я очень хорошо организую свое время; г) мне удается успеть все, что я хочу сделать 22. а) мне не бывает весело в компании других людей; б) иногда мне бывает весело с другими людьми; в) мне часто бывает весело с другими людьми; г) мне всегда весело в окружении людей 23. а) я никогда не подбадриваю окружающих; б) иногда я подбадриваю окружающих; в) я часто подбадриваю окружающих; г) я всегда подбадриваю окружающих 24. а) у меня нет ощущения осмысленности и цели в жизни; б) у меня есть ощущение смысла и цели в жизни; в) у меня ясное ощущение смысла и цели в жизни; г) моя жизнь полна смысла и имеет цель 25 а) я не ощущаю особой привязанности к другим и сопричастности; б) иногда я ощущаю привязанность к людям и сопричастность; в) я часто ощущаю привязанность и сопричастность; г) я всегда ощущаю привязанность и сопричастность 26. а) не думаю, что мир — это стоящее место; б) думаю, что мир — довольно хорошее место; в) думаю, что мир — это замечательное место; г) по-моему, мир — это превосходное место 27. а) я редко смеюсь; б) я смеюсь довольно часто; в) я много смеюсь; г) я очень часто смеюсь 28. а) я думаю, что выгляжу непривлекательно; б) я думаю, что выгляжу довольно привлекательно; в) я думаю, что выгляжу привлекательно, г) я думаю, что выгляжу очень привлекательно 29. а) я не нахожу вокруг ничего увлекательного и интересного; б) некоторые вещи я нахожу увлекательными; в) большинство вещей кажутся мне увлекательным; г) мне все кажется увлекательным и интересным Ключ: присваивание баллов: а- 1, б-2, в-3, г-4, 29 — несчастлив совсем; 29-43 — несчастлив; 44-58 — более-менее счастлив; 58-86 — вполне счастлив; 87-115 счастлив; 116 — абсолютно счастлив
Анализ предложенных Аргайлом с коллегами суждений позволяет разделить их по содержанию на суждения об эмоциональных состояниях, например: «я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении»; на суждения о собственной ресурсности или ресурсности мира, например: «я не чувствую себя особенно здоровым» и «мне все кажется увлекательным и интересным»; на суждения о безопасности мира, например: «я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении». Некоторые утверждения можно отнести к оцениванию одновременно и ресурсности и безопасности мира, например: «думаю, что мир — довольно хорошее место». Мы позволили себе выбрать наиболее подходящие суждения, несколько сократив опросник до 21 суждения, выделив в его поле три шкалы: оценки собственных состояний, оценки безопасности и оценки ресурсности образа мира. Переживание мира как безопасного или небезопасного обнаруживается в таких суждениях, которые характеризуют возможность влиять на собственную жизнь или косвенные, обнаруживающие высокую степень тревожности, что позволяет предположить переживание респондентом большинства жизненных ситуаций как небезопасных. Наши ресурсы — это отношения с другими, и все что связано с этим, включенность в отношения, теплые воспоминания о них, наш позитивный опыт как след этих отношений. Модифицированный Оксфордский опросник счастья Ниже вы видите группы утверждений, касающихся переживания вами собственного эмоционального благополучия. Выберите то относительное процентное соотношение, которое по вашим ощущениям более всего отражает правду о вас и обведите кружком.
Считается общая сумма: 22 — 406 — очень высокий уровень эмоционального благополучия, человек почти всегда доволен своей жизнью и испытывает уверенность и спокойствие за нее, легко выходит из состояний печали, гнева, не застревает в негативных воспоминания, полагает, что мир достаточно хорош для него и люди к нему в основном расположены; 40 — 606 — достаточно устойчивы состояния эмоционального благополучия, но ситуации негативных переживаний сохраняются в памяти надолго, возможно есть непережитая неприятность в актуальном состоянии, полагает, что мир достаточно ресурсен и вполне справляется со своими жизненными задачами; 606 — 806 — преобладают состояния, которые можно оценить как эмоциональное неблагополучие рассматривает свою жизнь как не очень удачную, хотя есть некоторые успехи. Жизнь трудна и для того, чтобы что-то получить от жизни (мира), необходимо прилагать много усилий, но часто они не приносят результата; 80
1056 — в подавляющем большинстве состояния тоски, апатии бессилия, оценивает свою жизнь как «плохую», не справляется с негативными состояниями, характерна направленность на эмоциональное самопогружение. Шкалы: 1. Состояния:1,3,6,8,12,13,15,19 макс. — от 8 до 16 преобладают устойчиво позитивные состояния 2. Ресурсы: 2,5,7,10,11,16,18,21 — макс. от 9 до 18 мир видится ресурсным и сам человек рассматривает себя как способного находить и получать ресурсы 3. Безопасность: 4,9,10,11,14,17 — макс. От 6 до 12 рассматривает мир как достаточно безопасный для себя. Культурная специфичность Оксфордского опросника счастья позволяет предполагать, что в русской ментальности, с помощью него исследуется эмоциональное благополучие личности, которая мир видит подходящим местом для жизни, и в то же время она стремится к активному построению отношений с его субъектами и объектами. Логично связана с таким пониманием счастья патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева: «. это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационалъно и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненно тягостные для нее перевеивания: неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой утраты. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности». В рамках этой концепции личность рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Понятие «отношение» является центральным, системообразующим и понимается как внутреннее субъективное отношение, формирующееся под влиянием отношений реального мира на основе психических свойств человека как индивида. Субъективные отношения характеризуют личность конкретного человека, его неповторимую индивидуальность. Отношения являются ядром личности, они представляют собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействия извне. Мясищев выделял три группы отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к миру объектов и явлений. Каэюдое отношение характеризуется тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Когнитивный компонент содер-oicum информацию об объекте отношения, эмоциональный — степень привлекательности, желательности или непривлекательности, нежелательности этого объекта, эмоциональное отношение к нему, поведенческий -содержит способы поведения и взаимодействия с данным объектом. Отношения личности есть система, структура которой иерархизирована у каждого человека индивидуально, все отношения, входящие в состав системы, имеют различную значимость для человека, что связано с его опытом и историей развития. Если перевести концепцию в плоскость экзистенциального подхода, то субъективная система отношений есть образ мира в сознании человека, который влияет на поведенческий паттерн и его динамику. Для подтверждения содержательной валидности модифицированного опросника с его оригиналом мы провели корреляционный анализ результатов опроса по обеим методикам. В опросе принимали 54 человека в возрасте от 16 до 18 лет (юноши и девушки) и 32 сотрудника детских домов и интернатов г. Хабаровска (5 муж. и 27 жен.). Коэффициент корреляции по Спирмену рассчитывался в компьютерной программе 8Р88 и равен- 0,591, при любом уровне значимости (0,05 и 0,01) он выше критического значения, можем говорить о средней значимости связи. Обратная корреляции является следствием того, что в оригинале шкала подсчета баллов прямая (чем респондент более счастлив, тем выше балл оценки суждения), а в модифицированной — шкала присвоения баллов обратная. Собственно, модифицированный опросник показывает, чем более эмоционально благополучным чувствует себя человек, тем меньше получается суммарный бал в его ответном бланке. Исследования К. Рифф субъективного благополучия отталкиваются от ее представлений о феномене как системном конструкте, отражающем восприятие человеком своего функционирования в аспекте потенциальных возможностей.
Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной)
Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с приведенными ниже утверждениями о том, что Вы чувствуете относительно себя и своей жизни. Для этого обведите кружочком цифру, наиболее точно описывающую степень вашего согласия с утверждением: 5 — совершенно согласен, 4 — согласен, 3 — сложно сказать, и согласен, и не согласен, 2 — не согласен, 1 — категорически не согласен. Пожалуйста, помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов.
1. На мое решение обычно не влияет то, как в таких случаях поступают другие люди.
2. Я умею хорошо распределять время, поэтому успеваю сделать все, что мне необходимо.