Оценка эмоционально волевой сферы подростка

Характеристика подросткового возраста

Эмоциональная сфера школьника представляет собой сложную и непрерывно изменяющуюся систему своеобразных откликов личности на действительность и ее воздействия. Эта система откликов формируется в процессе роста и развития ребенка, «узнава­ния» им жизни, усложнения его свя­зей с людьми, с окружающей сре­дой, с обществом в целом.

Всякий школьник прошел опреде­ленный жизненный путь. У него уже есть какие-то относительно устойчи­вые черты личности, установки по отношению к людям, сформирова­лось отношение к требованиям шко­лы, общественности и т. д. И все это становится той почвой, на кото­рую падают воздействия, вызываю­щие у ребенка эмоциональный от­клик.

Педагогу необходимо знать, как реагирует школьник на определен­ные воздействия: на ласку, поощре­ние, плохую отметку, насмешки то­варищей, на отношение к нему родителей, на книги, кинофильмы, на общественные поручения и т. д. Лишь тогда педагог получит доволь­но полное представление о лично­сти ученика.

Учителя нередко сталкиваются с фактами срывов в поведении то­го или иного ученика. Бывает, что ученика словно подменили, изменя­ется его поведение: прежде спокой­ный, он вступает в конфликт с то­варищами по классу, становится резким, несдержанным, может на­дерзить педагогу, начинает по-иному относиться к учению. За всем этим лежат определенные изменения в эмоциональней сфере ребенка.

Многих учителей беспокоит, по­чему у некоторых школьников наблюдается равнодушие там, где они должны проявлять эмоциональ­ную отзывчивость, определенное эмоциональное отношение. Напри­мер, во время демонстрации филь­ма, когда зрительный зал буквально замирает от волнения из-за нара­стающей напряженности событий, не­которые подростки начинают хохо­тать, выкрикивать иронические заме­чания.

Видимо, что-то было упущено в эмоциональном развитии детей, если могла возникнуть такая несоот­ветствующая реакция.

Таких фактов, свидетельствующих о недостатках в воспитательной ра­боте, фактов очень различных, ка­сающихся как отдельных ребят, так и целых групп школьников, много.

И перед думающим воспитателем возникает тысяча «почему».

Время полового созревания

Для того чтобы находить пути воспитательного воздействия на школьников, учителю надо многое знать об их эмоциональной сфере. В 13-15 лет происходят существенные изменения во внешнем облике, физиологическом развитии, внутреннем мире подростка.

Подростковый возраст обычно называют переходным, чаще же — трудным (для родителей и педагогов), а иногда и критическим возрастом. И то, и другое, и третье название подчеркивает черты, присущие этому возрасту.

Перед нами возраст, который характеризуется резким подъемом жизненных сил, и вместе с тем это возраст нарушенного равновесия. Относительно устойчивое равновесие, сложившееся в предшествующий период развития, оказалось нарушенным от появления в органической жизни подростка такого важного фактора, как половое созревание.

Время полового созревания не является кризисом в жизни растущего человека. Но нельзя отрицать, что в это время на организм ложится дополнительная нагрузка. Поэтому при большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдаем одновременно и повышенную его утомляемость. У подростка возникают новые ощущения, для чего открывается новая область представлений, переживаний, неведомая младшему школьнику. Новые ощущения, повышенный интерес к проблемам пола приводит к тому, что на некоторые явления жизни подросток начинает смотреть иными глазами.

О сложности и противоречивости переживаний подростка писала Крупская: «Это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. В этом возрасте особенно боится подросток чужих влияний, особенно замкнут и предпочитает часто книгу, чем жи­вого старшего человека, к которому он даже хорошо относится».
С возрастом у ребенка развивается умение лучше регулировать проявления своих чувств и управлять их выражением. У детей появляются скрываемые чувства.

Подростки и юноши начинают не просто скрывать, а уже маскировать свое состояние и переживания несоответствующими им формами поведения. Так, грубость может быть не только проявлением невоспитанности, но и парадоксальной формой переживания нежности. Именно потому, что, например, подросток ис­пытал состояние нежности и ему стало стыдно от этого («я же уже взрослый!»), он может проявить грубость.

Читайте также:  Депрессия при воспитании детей

Весь характер складывающихся отношений со взрослыми (требова­ния к нему, разрешения и запре­щения) воспринимается подростком неадекватно его реальным возмож­ностям, его реальному развитию и зрелости. Подросток в своих при­тязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, «забегает вперед» по сравнению со своим дей­ствительным развитием.

От подростка взрослые требуют умения думать, большей сознатель­ности в поведении и в школе и до­ма. В то же время они многое за­прещают подростку, предъявляют ему различные требования. Действу­ет контроль взрослых и в отноше­нии проведения досуга подростка, отбора читаемых им книг. В связи с этим подросток может испыты­вать к окружающим (и особенно по отношению к своим близким) непри­язненные чувства: недовольство, раздражение, холодность.

У подростка рождается жажда об­щения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно открыть всего себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга. Переживания, связан­ные с дружбой, у подростка зани­мают большее место, чем у млад­шего школьника. При этом очень отчетливо осознается разнйца меж­ду просто товарищем и другом, ко­торому все можно доверить, все простить, с которым можно говорить о самом сокровенном.

В подростковые годы, во время полового созревания, возникает особая потребность в общении со сверстниками. Она проявляется в разнообразных формах. Тут и усилившееся стремление к совместной деятельности, совместному проведе­нию досуга.

Интерес к лицам другого пола проявляется и у девочек и у маль­чиков подросткового возраста по-разному. У девочек он иногда вы­ражается в завуалированном виде: им нравятся герои кино, они начи­нают собирать открытки с изображе­нием известных актеров, становятся кокетливыми, не в меру смешливы­ми. Девочки чаще начинают гово­рить о мальчиках. У мальчиков-под­ростков интерес к девочкам прояв­ляется иногда в довольно грубой форме: дернут за платье, приду­мают прозвище, но чаще в знаках внимания или стеснительности в при­сутствии девочек.

Следует помнить, что первое чув­ство влюбленности, симпатии, кото­рое испытывает подросток, принад­лежит к числу возвышающих его переживаний, и от взрослых — роди­телей, педагогов он вправе ждать сочувственного понимания.Бестактность, грубость взрослых не только оставляют глубокую травму в душе подростка (он чувствует се­бя осмеянным, пристыженным за светлое, чистое переживание), но иногда ведут и к трагическим последствиям.

Встречаются факты неуместных замечаний от­дельных учителей по поводу сим­патии подростков друг к другу, ко­торые приводят их в замешательст­во, наносят душевную травму. Нередко подростки зло, безжало­стно смеются над товарищем, про­являющим внимание к девочке. Вос­питатель может и должен изменить такое отношение.

Эмоционально-волевое развитие подростка

Существенной особенностью эмциональной жизни подростка является то, что его эмоции и чувства противоречивы; часто чередуются, сменяют друг друга положительные и отрицательные эмоциональные состояния. В связи с этим меняется и общее душевное состояние и настро­ение подростка.

Посмотрите, как ведут себя под­ростки, особенно когда они вместе, и вы увидите, что они оживлены, жестикулируют; их мимику, движе­ния, интонации речи характеризует мажорный тон. И в школе на пере­менах подростки достаточно (а иног­да чрезмерно) подвижны, много смеются, любят пошуметь.

Можно подумать, что это домини­рующий эмоциональный настрой подростка. На самом деле это не так. У подростка нередко бывает состояние депрессии. С одной сто­роны, у подростка уверенность в своих силах иногда бОльшая, чем это отвечает объективному положе­нию вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает со­стояние неуверенности в себе, со­знание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми пе­реживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Подросток очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают ка­чества его ума, способности, внеш­ний вид. Он может болезненно пе­реживать замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не кстати или не очень складно. А по­скольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может вызвать у под­ростка аффектную вспышку (надер­зит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут при­вести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.

Читайте также:  Что значит созидательное чувство

Подросток может скрывать такие чувства, которые сами по себе не являются плохими, но в среде свер­стников вызывают неодобрительное отношение. Так, подросток скрывает, опасаясь насмешек товарищей, свою нежность или грусть при расстава­нии с родителями, если это происхо­дит на глазах у других ребят. Он с болезненным страхом может скры­вать проявления симпатии, влюблен­ности.

Как правило, для подростков ха­рактерны положительные социаль­ные побуждения, благожелательность к людям, сочувствие горю, не­счастью. Именно такими, часто «под­спудными», противоречащими внеш­нему поведению чувствами объясня­ются многие героические поступки подростков во время аварии, пожа­ра, когда кто-то тонет и т. д.

Вместе с тем подросток может испытывать «наплыв» асоциальных чувств, которые становятся мотива­ми отдельных его действий. Когда он очень расстроен, начинает говорить грубости и, если возможно, драться. Эта злоба может захватывать настолько, что хочется вылить ее на других людях. После подросток, как правило, жалеет об этом и раскаивается».

Нет сомнения в том, что перед нами действительно возраст, труд­ный для педагогов и родителей. В связи с этим возникает проблема «правильного тона» взрослых по от­ношению к подросткам. Резкий тон нашей речи иногда может привести подростка к аффективной вспышке, взрыву.

Существует взгляд, что чем без­болезненнее, спокойнее проходит процесс формирования нравственных чувств подростка, юноши, тем луч­ше. Но такое мнение обходит сущ­ность процесса формирования нрав­ственных чувств. То, что осваивается человеком бездумно, без «задева­ния» существенных сторон личности, может при неожиданной ситуации, требующей мобилизации нравствен­ных сил человека, оказаться просто недейственным.

Однако речь идет не о том, что воспитатель должен стремиться соз­давать в растущем человеке выду­манные конфликты, не о том, что­бы школьник усиленно занимался самоанализом. Речь идет о другом. Всякий человек имеет желание и побуждения самого различного ха­рактера. Но он должен не только разбираться в их нравственной цен­ности (или неценности), но и найти силы подавить их, изжить в себе то, что представляется ему аморальным. А это предполагает внутреннюю борьбу во имя лучшего в себе са­мом.

Такова картина эмоциональной жизни подростка (мы коснулись лишь некоторых ее сторон). Эта картина становится несколько иной, когда мы встречаемся со старшим школьником, вступившим в период ранней юности .

По материалам П. Якобсона, доктора педагогических наук

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник

Оценка эмоционально волевой сферы подростка

Дети к подростковому возрасту уже имеют овладеть своим поведением ради определенной цели, но еще не имеет цели такой значимости, ради которой следовало бы это осуществлять. Цели, которые они ставят перед собой, часто не имеют личного смысла, ситуативные, заимствованные. Это обусловливает быструю и неоправданную, с точки зрения наблюдателя, смену целей. Часто, «проиграв» в уме ситуацию выбора и создав определенное намерение, подросток мысленно, в воображении достигает желаемого. Эмоционально он уже переживает достижение этой цели.

Часто подросток ставит перед собой какую-то цель и даже начинает что- либо делать по ее достижению. Но затем, столкнувшись с трудностями или потеряв к этому делу интерес по какой-то причине, он меняет цель или вообще отказывается от постановки каких-либо целей.

Для подростка очень важна эмоциональная значительность цели . Иначе говоря, у подростка сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Таким образом, формирование воли в подростковом возрасте требует, прежде всего «усиления воли» развития того, ради чего должно осуществится волевое поведение. Развивать волевое поведение подростка нужно, используя эмоционально привлекательные цели, обогащая интересы, увлечения, поддерживая и укрепляя возникшие у него намерения. Принципиально важно, чтобы эти цели были для школьника действительно важны, а не задавались искусственно.

Читайте также:  Что делать если ты чувствуешь что ему больше не нужна

Подростки склонны «укреплять», «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, совершенно отличных от их повседневной жизни. Волевое поведение, призванное обслуживать какую-то другую, но не повседневную жизнь. Подросток как бы играет в «волевого человека». Перенесение на обычную жизнь этого, как и всякого другого, игрового умения очень затруднено для подростка и даже вызывает у него протест. Поэтому, помогая школьнику добиваться определенной цели, не следует акцентировать внимание на том, что таким образом развивается воля. Гораздо более эффективно обратить внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в связи с «победой над собой»; над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом.

Подростки часто смешивают проявление таких качеств как настойчивость, упрямство, следование определенным принципам и стремление во что бы то ни стало настоять на своем . Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научаются различать эти проявления.

Особенностью волевого поведения в 12-14 летнем возрасте является отсутствие или чрезвычайно слабая представленность в нем исполнительского звена.

Очень важно обеспечивать школьников средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся: умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально (например, представить собственные переживания при ответе не выученного урока).

Подростков следует обучать умению представлять себе, как они будут себя чувствовать в дальнейшем, через определенное время. Это для них очень трудно, поскольку «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния».

Для подросткового возраста характерна «установка на отказ от усилия», особенно от усилия длительного, и своеобразная «экономия энергии». Здесь необходимо учить подростков ставить промежуточные цели, разбивать намерение на ряд конкретных, достаточно мелких этапов и вознаграждать себя за преодоление каждого из этих этапов.

Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие школьника – сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций.

У подростков возникает повышенная потребность в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных. Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. У них легко возникают переживания, эмоциональная напряженность.

Противоречия могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Особенностью аффекта является полная блокировка интеллекта, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярость, гнев, страх. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Переживание аффекта оставляет в психике особый – «аффективный» след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызывала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам, и даже без реального повода.

В случае аффекта важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения: отвести в тихую комнату, на какое- то время оставить его одного, ударять по какому-нибудь мягкому предмету, боксерской груше, дать выплакаться, выпить чистой воды. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа.

Источник

Оцените статью