Оценка эмоционально деятельностной адаптивности

Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

Шкалы: уровень эмоционально-деятельностной адаптивности

Назначение теста: Ниже предлагаются 24 утверждения. Решите, относятся ли эти утверждения к вам или нет. Если относятся, отвечайте «да», если не относятся – «нет».

1. Работая, я устаю.

2. Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.

3. Я беспокоюсь по всякому поводу.

4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.

5. Я часто волнуюсь.

6. Я потею даже в холодную погоду.

7. Я все время ощущаю голод.

8. Я меня часто болит желудок.

9. Периодами из-за беспокойства я теряю сон.

10. Меня легко вывести из себя.

11. Я чувствительнее, чем другие.

12. Я часто о чем-то беспокоюсь.

13. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.

14. Я легко могу заплакать.

15. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.

16. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.

17. Я сильно пасую перед трудностями.

18. Временами я чувствую свою бесполезность.

19. Я застенчивый человек.

20. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.

21. Я всегда напряжен.

22. Временами я чувствую себя разбитым.

23. Я уклоняюсь от трудностей.

Обработка и интерпретация результатов теста

• Если сумма всех ответов «да» не превышает 3, адаптивность высокая;

Источник

Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности

Инструкция к тесту

Ниже предлагаются 24 утверждения. Решите, относятся ли эти утверждения к вам или нет. Если относятся, отвечайте «да», если не относятся – «нет».

Работая, я устаю.

Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Я беспокоюсь по всякому поводу.

Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.

Я часто волнуюсь.

Я потею даже в холодную погоду.

Я все время ощущаю голод.

Я меня часто болит желудок.

Периодами из-за беспокойства я теряю сон.

Меня легко вывести из себя.

Я чувствительнее, чем другие.

Я часто о чем-то беспокоюсь.

Как жаль, что я не так счастлив, как другие.

Я легко могу заплакать.

Когда мне нужно ждать, я нервничаю.

Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.

Я сильно пасую перед трудностями.

Временами я чувствую свою бесполезность.

Я застенчивый человек.

Я считаю, что во всем для меня есть трудности.

Я всегда напряжен.

Временами я чувствую себя разбитым.

Я уклоняюсь от трудностей.

Обработка и интерпретация результатов теста

Если сумма всех ответов «да» не превышает 3, адаптивность высокая;

если 3-10 – средняя;

свыше 10 – низкая;

20-25 – очень низкая.

Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера):

Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в «Листе ответов» против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.

Тестовый материал (вопросы):

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы; В. Сознания того, что работа сделана хорошо; С. Сознание того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; В. Известным игроком; С. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

Читайте также:  Что такое потеря эмоционального фона

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход; В. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете; С. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе; В. С удовольствием работают в коллективе; С. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности; В. Были верны и преданы мне; С. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие взаимоотношения; В. На кого всегда можно положиться; С. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается; В. Когда портятся отношения с товарищами; С. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпа­тичны, насмехается и подшучивает над ними; В. Вызывает дух соперничества в коллективе; С. Недостаточно хорошо знает предмет, который препо­дает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями; В. Ощущение выполненных дел; С. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни; В. По-настоящему увлечен своим делом; С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; В. Развивать прежде всего индивидуальные способно­сти ученика; С. Воспитывать качества, помогающие взаимодейство­вать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями; В. Для отдыха и развлечений; С. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; В. У меня интересная работа; С. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю когда:

A. Другие люди меня ценят; В. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; С. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; В. Написали о моей деятельности; С. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход; В. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; С. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства; В. Неудача при выполнении важного дела; С. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

A. Успех; В. Возможности хорошей совместной работы; С. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других; В. Часто ссорятся и конфликтуют; С. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом; В. Имеешь много друзей; С. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

A. Доступным; В. Авторитетным; С. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хоро­шие отношения с людьми; В. О жизни знаменитых и интересных людей; С. О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я пред­почел бы быть:

A. Дирижером; В. Композитором; С. Солистом. 24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс; В. Победить в конкурсе; С. Организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать; В. Как достичь цели; С. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен строиться к тому, чтобы:

Читайте также:  Как определить тип темперамента у ребенка тесты для детей

A. Другие были им довольны; В. Прежде всего выполнить свою задачу; С. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями; В. Просматривая развлекательные фильмы; С. Занимаясь своим любимым делом.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

A. Выдумал интересный конкурс; В. Выиграл бы в конкурсе; С. Организовал бы конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать; В. Как достичь цели; С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

A. Другие были довольны им; В. Выполнить прежде всего свою задачу; С. Не нужно было укорять его за работу.

Ключ к тесту направленности личности Басса.

Источник

В.21. Психологическая характеристика методики «Самооценка психологической адаптивности» по Н.П.Фетискину, В.В.Козлову, Г.М.Мануйлову

Шкалы: уровень социально-психологической адаптивности

Инструкция к тесту:Если вы, безусловно, согласны с утверждением, напишите ответ «да», если не согласны, напишите ответ «нет».

Тестовый материал:

Группа А

1.Я часто испытываю тягу к новым впечатлениям.

2.Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую, с одного дела на другое.

3.Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности.

4.Я быстро схожусь с новыми людьми.

5.Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6.Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7.Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.

8.Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9.Мне приходится слышать от окружающих и друзей, что я человек очень деятельный и подвижный.

10.Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю очень быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.

Группа Б

11.Я не люблю заводить новых знакомств.

12.Мне очень трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.

13.Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня медленно, но зато усваиваются очень прочно.

14.Меня иногда называют флегматичным (или упрекают в медлительности).

15.Я не люблю подвижных игр.

Обработка и интерпретация результатов теста

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.

Уровни социально-психологической адаптивности:

8-10 баллов – высокий;

6-7 баллов – выше среднего;

5 баллов – средний;

3-4 балла – ниже среднего;

2-3 балла – низкий.

В.22. Психологическая характеристика методики «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» по Н.П.Фетискину, В.В.Козлову, Г.М.Мануйлову

Шкалы: уровень эмоционально-деятельностной адаптивности

Инструкция к тесту:Ниже предлагаются 24 утверждения. Решите, относятся ли эти утверждения к вам или нет. Если относятся, отвечайте «да», если не относятся – «нет».

Тестовый материал:

1. Работая, я устаю.

2. Я не могу сосредоточиться на чем-нибудь одном.

3. Я беспокоюсь по всякому поводу.

4. Когда я что-нибудь делаю, мои руки трясутся.

5. Я часто волнуюсь.

6. Я потею даже в холодную погоду.

7. Я все время ощущаю голод.

8. Я меня часто болит желудок.

9. Периодами из-за беспокойства я теряю сон.

10. Меня легко вывести из себя.

11. Я чувствительнее, чем другие.

12. Я часто о чем-то беспокоюсь.

13. Как жаль, что я не так счастлив, как другие.

14. Я легко могу заплакать.

15. Когда мне нужно ждать, я нервничаю.

16. Периодами я чувствую себя таким счастливым, что не могу усидеть на месте.

17. Я сильно пасую перед трудностями.

18. Временами я чувствую свою бесполезность.

19. Я застенчивый человек.

20. Я считаю, что во всем для меня есть трудности.

Читайте также:  Курение как способ снятия стресса

21. Я всегда напряжен.

22. Временами я чувствую себя разбитым.

23. Я уклоняюсь от трудностей.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Если сумма всех ответов «да» не превышает 3, адаптивность высокая;

если 3-10 – средняя;

свыше 10 – низкая;

20-25 – очень низкая.

Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.467.

В.23. Психологическая характеристика методики «Шкала субъективного благополучия» по Н.П.Фетискину, В.В.Козлову, Г.М.Мануйлову

Шкалы: напряженность и чувствительность, психоэмоциональная симптоматика, изменения настроения, значимость социального окружения, самооценка здоровья, удовлетворенность повседневной деятельностью.

Назначение теста:Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Инструкция к тесту:Укажите, пожалуйста, в какой мере, вы согласны, или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 – полностью согласен;

3 – более или менее согласен;

4 – затрудняюсь ответить;

5 – более или менее не согласен;

7 – полностью не согласен.

Тестовый материал:

1.В последнее время я был в хорошем настроении.

2.Моя работа давит на меня.

3.Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.

4.В последнее время я хорошо сплю.

5.Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.

6.Я часто чувствую себя одиноким.

7.Я чувствую себя здоровым и бодрым.

8.Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.

9.Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.

10.Утром мне трудно вставать и работать.

11.Я смотрю в будущее с оптимизмом.

12.Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.

13.Мне нравится моя повседневная деятельность.

14.В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.

15.В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.

16.Я все больше ощущаю потребность в уединении.

17.В последнее время я был очень рассеян.

Ключ к тесту:«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт
Присваиваемый номеру балл

Оценивание «обратных» пунктов

Номер ответа испытуемого на пункт
Присваиваемый номеру балл

«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).

Изменения настроения (1, 11).

Значимость социального окружения (3, 6, 8).

Самооценка здоровья (7, 15).

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

«Сырой» балл Стены «Сырой» балл Стены «Сырой» балл Стены

Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470.

Источник

Оцените статью