Отрицательные эмоции. Почему мы их испытываем и можно ли от них избавиться?
Комментарии 4
Мне нравится 0
Эмоции… Они могут доставлять нам радость – и делать несчастными. Могут вдохновлять на все новые свершения – и парализовать нашу волю. Они способны делать человека сильным или слабым, свободным или скованным, красивым или некрасивым – в зависимости от их положительной или негативной окраски. Однако вряд ли многие из нас согласились бы жить совсем без них, не так ли?
Хотя последнее, скорее, относится к эмоциям позитивным – удовольствию, влюбленности, благодарности, нежности, восторгу… А как же быть с печалью, обидой, стыдом, страхом, гневом… – отрицательными эмоциями? Ощущать их совсем не так приятно, но они упорно рождаются в нас, заставляя переживать, бояться, страдать.
Почему так происходит? Что заставляет людей испытывать отрицательные эмоции, причем, порой чаще, чем положительные?
Отрицательные эмоции – эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия.
• гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
• печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;
• страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
• презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
• застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
• чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
• отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
Перефразируя поэта, можно сказать, что если отрицательные эмоции возникают, значит, это зачем-нибудь нужно. Например, очень древняя эмоция страха служит спасению жизни и здоровья индивида. Она запускает в организме человека целый комплекс явлений, помогающих максимально мобилизовать все имеющиеся у него силы. Мозг дает команду, адреналин вспрыскивается в кровь, повышается кровообращение, и можно бежать или нападать – в зависимости от ситуации либо склада характера.
Вместе с тем, хорошо известно, что люди не всегда, скажем так, «используют» страх по прямому назначению. Нередко человек пугается вполне невинных, «нестрашных» вещей или явлений. Речь идет о различного рода фобиях, весьма распространенных в современной цивилизации. Выходит, страх служит не только предупреждению человека об истиной опасности? Зачастую он имеет более сложную психологическую природу.
То же самое можно сказать и о других отрицательных эмоциях. Случается, что мы переживаем их вопреки здравому смыслу. И в то же время ни за что не желаем себе в этом признаться. Большинство из нас склонны видеть причиной собственных отрицательных эмоций внешние обстоятельства или других людей. Мы нередко забываем, что не эмоции, на самом-то деле, «правят бал», а исключительно наши внутренние установки.
Ведь все мы знаем, что из каждой неприятной ситуации есть только два выхода: изменить саму ситуацию или – отношение к ней. К примеру, если нам нахамили на улице, мы можем разъяриться, нахамив в ответ или злобно промолчав, либо посочувствовать несчастному агрессору, по-доброму посмеяться над ним про себя или вообще не обратить внимание на случившееся – выбор за нами.
Однако многие люди выбирают первый вариант. Немалая часть общества предпочитает жить в негативе. Почему? Осознают ли они, что это их и только их выбор? Зачем им это нужно?
В психологии есть такое понятие, как «вторичные выгоды» – это когда человек психологически получает для себя нечто нужное, удовлетворяющее те или иные его потребности, переживая не самые приятные моменты (а, соответственно, и эмоции). Проще говоря, получая некое «извращенное удовольствие» от тягот жизни, которых он вполне мог и избежать.
Как правило, это происходит неосознанно. Иногда на сеансах психотерапии такой человек прозревает и находит в себе силы измениться. Но это, увы, происходит не всегда. Удобства «вторичных выгод» чаще всего перетягивают чашу весов – что, опять же, личный выбор каждого.
Важно понимать, что мы не обречены непременно испытывать отрицательные эмоции. С этим можно работать, было бы желание изменить свою жизнь к лучшему.
Продолжают разговор о негативных эмоциях наши эксперты Елена Калитеевская и Павел Гуревич.
Калитеевская Елена Ростиславовна — психотерапевт, кандидат психологических наук, зам. директора Московского
Гештальт Института :
Сейчас общество меняется довольно быстро, и ощущается человеком как небезопасное. Парадоксальным образом жизнь человека оказывается явлением даже более стабильным, чем жизнь общества. И в связи с этим у людей возникает страх, который в свою очередь вызывает реакции ярости, агрессии, Нестабильность общества и необходимость опираться на самого себя порождает страх, гнев, ярость, отчаяние, внутреннее бессилие.
А на самого себя опираться сложно, поскольку ощущение корневой компетентности у многих утеряно. Бывает так, что люди злятся, срываются от перегрузок или просто от бессилия, от того, что по-другому им никак не отреагировать на свою перегрузку. Но если речь идет о здоровой агрессии, то скорее для меня встает вопрос, что именно человек не может изменить в своей жизни, по поводу чего он впадает в ярость. Например, ребенок, который рисует катастрофические картинки гибели роителей, пожара в доме и прочее, мною воспринимается не как злобный ребенок, а скорее как живущий в ситуации, с которой он не может справиться. Когда я работаю с агрессией, я всегда смотрю, что стоит за ней. Меня интересуют два фактора – ситуция, с которой человек не справляется и которая вызывает такое бессилие, что ему хочется уничтожить раздражающий объект, и потребности человека, которые оказываются остановленными и вместо них переживаются злость и агрессия. Я воспринимаю агрессию как энергию жизни. Часто остановленной оказывается потребность действовать в своих интересах, потребность в творчестве. А творчески действовать в ситуации неопределенности — это всегда идти на риск. Поэтому задачей психотерапии является, как мне кажется, восстановление личной компетентности человека, признание им своих корней, т.е. самого себя, такого, каков он есть в своей противоречивой целостности.
Гуревич Павел Семенович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология» Московского государственного университета технологий и управления. Директор Института психоанализа и социального управления
и «Клиники глубинной психологии», зав.сектором Института философии РАН, специалист по клинической психологии, психоанализу, философской антропологии. Практикующий сертифицированный психоаналитик:
Все отрицательные эмоции (например, агрессия или раздражение) имеют какую-то подоснову. Если раздражение связано с тем, что с человеком неделикатно обращаются, то это один вариант. А другой вариант, когда человек находится в невротическом состоянии, всё его раздражает, всё плохо, это уже другой, клинический вариант. Например, так часто себя ведут люди истерического типа. Третий вариант – человек агрессивен и распоясался, ему не дают отпора и не ставят в нужные рамки. Поэтому он однажды понял, что раздражение – это возможность манипуляции людьми. Что же с этим делать? В одном случае, можно помочь человеку научиться быть более уверенным в общении с другими людьми, в другом случае — помочь человеку излечиться от истерии, в третьем случае – поставить человека в определенные рамки, дать ему почувствовать, что есть та грань, за которую заходить нельзя.
ЕСЛИ ВАМ ДОСАЖДАЮТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ ИМИ УПРАВЛЯТЬ, СОВЕТУЕМ ОБРАТИТЬСЯ К НАШИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ :
Источник
Психология и психофизиология эмоций
В статье рассмотрено влияние эмоционального фактора на формирование патологических заболеваний у людей, зависимость функционального состояния организма от уровня стресса. Приведен краткий анализ теорий возникновения эмоций, раскрыта их роль и влияние на внутренние процессы в организме. Помимо вышеперечисленного рассмотрены физиологические реакции, вызванные эмоциями, а также функции эмоциональной деятельности.
Актуальность
Из-за растущего уровня стресса у населения повышается риск возникновения различных заболеваний, что является актуальной проблемой современной психофизиологии.
Цель исследования:
Установить зависимость возникновения заболеваний от уровня стресса населения и ее причины.
Гиппократ, отец современной медицины, сказал однажды: «гораздо важнее знать, какова личность больного, чем знать название его болезни» [1, с. 251].
Эмоции играют решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме человека. К сожалению, больше внимания в развитии медицины уделяется исследованию лекарственных и хирургических методов лечения, а также созданию современного медицинского оборудования. Тем не менее, около 80% проблем со здоровьем людей содержат эмоциональные компоненты, непосредственно влияющие на развитие патологических процессов в их организме.
Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это именно то, что понимают под эмоциями. К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсти, эмоциональный стресс.
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.
Интенсивные, бурно протекающие, а главное, кратковременные эмоциональные вспышки, такие, как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, глубокое горе, бурная радость, принято относить к классу аффектов.
Эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния.
Эмоции подразделяются на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями и делятся на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание постоянства среды в организме, и инстинктивные, связанные, к примеру, с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением идеальных и социальных потребностей. Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания человека и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции [4, с. 113].
На данный момент под термином «стресс» понимают неспецифическую реакцию организма на чрезвычайные раздражители, в последствии именуемые стрессорами.
Системы противодействия организма стрессорам (чрезвычайным раздражителям) направлены на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза.
Физиологические реакции организма на стресс, как правило, оказывают положительное влияние на его деятельность. Организм подготавливается к чрезвычайной ситуации в результате активизации многих процессов.
Но, к сожалению, физиологические реакции, вызванные эмоциями, не всегда оказывают положительное влияние на организм.
К примеру, длительный стресс повышает вероятность возникновения различных болезней, развивающихся на нервной почве.
Различают следующие функции эмоциональной деятельности [2, с. 252]:
- отражательно-оценочная функция
- побудительная функция
- активирующая функция, связанная с побудительной
- регулирующая функция
- синтезирующая функция
- смыслообразование
- защитная функция
- экспрессивная функция.
Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.
Биологическую теорию эмоций впервые выдвинул Ч. Дарвин. Он напрямую связывал возникновение эмоций с удовлетворением базовых инстинктов (размножением, борьбой за существование, питанием). Если базовые инстинкты удовлетворены, то это способствует возникновению положительных эмоций, если нет – отрицательных [3, с. 186].
Согласно теории Джеймса-Ланге, все происходит в другой последовательности: субъект переживает эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Происходит это после восприятия, вызвавшего эмоцию. Интерес к теории, носящей название «периферическая», возник благодаря практике психотерапии – техникам аутогенной тренировки, психосоматической саморегуляции, миорелаксации Джейкобсона и др.
Таким образом, вышеперечисленные техники позволяют регулировать эмоциональное состояние человека посредством первичного воздействия на периферические отделы эмоциональных проявлений (мышечной системы, дыхания). Это может служить подтверждением сложных взаимоотношений исполнительных и регулирующих систем в момент возникновения эмоций.
Согласно теории Кэннона-Барда, физиологические реакции организма и психологическое переживание возникают одновременно. Кора больших полушарий отвечает собственно за психологическое переживание, а за физиологические реакции – лимбическая система, в состав которой входит гипоталамус.
В основе объяснения происхождения эмоций лежит теория гомеостаза У. Кэннона, т.е. постоянства внутренней среды организма. Согласно данной теории, в момент, когда какой-нибудь внутренний параметр организма выходит за определенные границы, это порождает отрицательные эмоции и приводит к возникновению поисковой активности, направленной на устранение дисбаланса, нарушающего гомеостаз [4, с. 113].
К примеру, человек давно не ел, следовательно, уровень глюкозы в крови понижается. Данное явление вызывает неприятные ощущения, усиливается чувство голода, в результате чего человек вынужден предпринимать некоторые действия для удовлетворения своих базовых инстинктов и устранения отрицательных эмоций.
Теория П. В. Симонова утверждает, что эмоциональное реагирование определяется соотношением информации, которое необходимо для удовлетворения потребности, с одной стороны, и информации, которой располагает субъект – с другой. Если имеющаяся информация больше или равна необходимой, для удовлетворения потребностей, формируются положительные эмоции, если она недостаточна – отрицательные.
Теория эмоций К. Изарда предполагает универсальность формирования десяти базовых эмоций у всех людей независимо от этнических, тендерных и расовых различий. К этим базовым эмоциям, согласно теории, относят страх, гнев, радость и т. д.
Система объективного кодирования мимических проявлений (экспрессии) базовых эмоций, разработанная К. Изардом, представляет интерес, ибо включает специальную оценку различных областей лица (бровей, щек, рта, глаз, носа), участвующих в выражении эмоции, а также регистрирует время начала и конца их проявлений. Эмоциональные состояния группируются в классы [5, с. 110].
Например, 1) любовь, счастье, радость; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) ярость, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.
Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
Положительные эмоциональные проявления, как правило, усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Они возникают и проявляются в результате развития взглядов, мнения, оценок человека и не зависят от ситуационных воздействий окружающей обстановки. Положительные эмоциональные переживания зависят от зрелости и степени сознания человека. Именно здесь кроются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.
Таким образом, возникновение заболеваний, вызванных длительным пребыванием населения в стрессе, напрямую зависит от эмоционального фактора.
Источник