Клубок злости: чем полезны негативные эмоции
В начале марта в издательстве «Альпина» выйдет книга Джилла Хэссона, специалиста в области личностного роста, «Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки.Советы и техники». Умение распознавать свои эмоции и состояние других людей, пишет Хэссон, помогает адекватно реагировать на них. А те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. Forbes публикует главу из книги о том, чем могут быть полезны «негативные» эмоции.
Мы часто думаем об эмоциях как о положительных или отрицательных. Но дело в том, что наше стремление иметь только «положительные» эмоции, такие как счастье, надежда и сострадание, непродуктивно, поскольку предполагает, что мы должны избегать «негативных» эмоций — негодования, нетерпения и ревности — или подавлять их.
Однако все эмоции играют положительную роль. Например, страх, злость, грусть и сожаление могут быть неприятными переживаниями, но они для нас очень полезны.
Самый яркий пример такой эмоции — это страх, который нас защищает. Тревога тоже может играть положительную роль. Например, тревога по поводу экзамена может заставить вас сосредоточиться на подготовке к нему, не отвлекаясь ни на какие развлечения, и повторить материал. Тревога становится негативной только тогда, когда переполняет вас так, что вы не можете ясно мыслить.
Дело в том, что переживание «отрицательных» эмоций зачастую побуждает нас усиливать их негативными реакциями. Возьмем, к примеру, сожаление. Положительное значение этой эмоции — подтолкнуть нас к извлечению уроков из произошед шего, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Сожаление становится негативным лишь тогда, когда мы, обуреваемые негативными мыслями, начинаем обвинять себя и бездействовать. Но это не сама эмоция оказывается отрицательной, таковыми становятся наши мышление и бездействие.
Разочарование
Мы можем испытать последнее разочарование, но никогда не утратим беспредельной надежды.
Мартин Лютер Кинг
Вам не предлагают подходящую работу, не дают повышения или отказывают в новом месте — все это может стать источником разочарования. А еще им может стать неудачное знакомство в интернете, проигрыш любимой команды и не очень веселая новогодняя вечеринка.
Разочарование приносят не оправдавшие себя ожидания или надежды. Вы можете почувствовать себя обманутым и обескураженным — это вполне естественная реакция на боль и грусть от несбывшихся надежд.
Тем не менее каждый человек, которому удалось в жизни чего-либо достичь, преодолевает разочарование. Вместо того чтобы поддаваться разочарованию, становясь циничным или пессимистичным, такой человек извлекает из него уроки и меняет свои планы так, чтобы вернуться на путь достижения поставленных целей.
Эмоциональный интеллект позволит вам понять, что разочарование имеет и положительное значение, помогая вам двигаться к своей цели, а не от нее. Как это получается? Разочарование побуждает вас обдумать произошедшее и соответственно изменить свои ожидания. В итоге вы набираетесь опыта, узнаете новое — о себе, о другом человеке, о ситуации — и двигаетесь вперед, учитывая то, чему научились.
Зависть
Зависть — это искусство считать чужие блага вместо своих собственных.
Гарольд Коффин, писатель-юморист
Всегда есть кто-то, кому, как мы считаем, живется лучше нас. У кого-то больше опыта, больше денег, больше счастья и дети умнее наших. Может быть, вы завидуете, потому что кто-то воспользовался возможностью, на которую вы имели виды, — работой, домом, новым партнером.
Зависть может подорвать вашу уверенность, вызвав у вас ощущение, что вы отстали от жизни, а также породить некие мысли, которые приводят к негодованию и ожесточению в отношении других людей.
Возможно, вы мучаете сами себя, читая посты друзей и коллег в социальных сетях и даже изучая хвастливые записи тех, кого и вовсе не знаете. Вы сравниваете их с собой и видите свои желания; их сила подчеркивает вашу слабость. Вы сомневаетесь в собственных способностях и достижениях.
Зависть может привести к тому, что вы утратите представление о самом себе. Сравнивая себя с другими людьми, вы можете видеть только то, что есть у них и чего у вас нет. Но в зависти есть и положительные моменты: она может побудить улучшить свое положение и достичь своих собственных целей, а не чьих-то чужих.
Грусть
Слово «счастье» утратило бы свое значение, если бы не уравновешивалось грустью.
Грусть — это печаль и тоска, вызванные пережитой потерей или поражением. Когда вы теряете что-то или кого-то любимого, когда вам не удается чего-то достичь, когда ваши надежды не сбываются или когда что-то хорошее заканчивается, вы можете ощутить опыт потери, который выражается как грусть.
На грусть ваше тело реагирует особым образом: энергия не прибывает, как в случае со злостью, а только уменьшается. Ваши разум и тело замедляются, чтобы дать вам время принять потерю или поражение, а также осознать то, что случившееся уже произошло и изменить ничего нельзя.
Как и у всех эмоций, у грусти может быть положительное значение. Она не только замедляет нас и дает нам время, чтобы понять и принять случившееся, но и помогает приспособиться — привыкнуть к изменившимся, другим обстоятельствам.
Проявления грусти также дают окружающим понять, что вы переживаете потерю или поражение, поэтому они могут реагировать соответственно — дать вам время и место, успокоить и поддержать вас.
Если избегать грусти или защищать от нее себя и других людей, то эмоция не будет выполнять свою работу и вы не сможете найти другие ориентиры и приспособиться к новой ситуации после потери или поражения. Избегая грусти, вы не станете счастливее. К этому ведет понимание грусти и управление ею.
Источник
Эмоции — ваши скрытые ресурсы
Эмоции — ваш скрытый ресурс, который вы можете активно использовать. Известно, что высокий градус эмоций быстро истощает, а низкий уровень дезорганизует. Однако вы можете настроить собственные оптимальные режимы эмоций, даже если законы этих настроек общие. Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей активности: интеллектуальной, деловой и пр. Рассмотрим особо те из них, которые помогут вам повысить эффективность свой деятельности.
При увеличении силы эмоционального возбуждения эффективность и качество выполняемых действий растут, достигают максимума (оптимальное эмоциональное состояние) и начинают снижаться при сильном эмоциональном возбуждении (закон Йеркса — Додсона). Согласно этому закону, существует оптимальный уровень возбуждения, желания, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности, к достижению которого следует стремиться. Поскольку высокий градус эмоций разрушает желание узнавать новое, смещает цели на результат, энергия уходит на представление результата, на страх его не получить и т. п. Другими словами, эмоции слишком высокой силы работают «против», они как бы организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной, происходящей в тот же момент.
Он схож с законом силы И. П. Павлова: при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение.
При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании. Он может позабыть, что ему надо делать. Так, курсант летного училища при первом самостоятельном полете может забыть, как сажать самолет, и совершить это действие только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильной эмоции радости, близкой к восторгу предвкушения победы, гимнаст, выйдя к снаряду, позабыл начало упражнения и получил нулевую оценку.
У второго принципа есть несколько важных нюансов. При простых заданиях следует поддерживать относительно высокий уровень возбуждения — чтобы избегать вялости. Сложные задания, напротив, требуют невысокого уровня возбуждения, а средние по сложности — среднего уровня активации.
На практике это может выглядеть так. В состоянии повышенного возбуждения лучше заняться простыми, легкими видами деятельности: навести порядок в бумагах, передвинуть стол и стул и т. п. В состоянии же низкого возбуждения, когда вы спокойны, лучше заняться более сложными делами: заполнением декларации о доходах, составлением производственного или бухгалтерского отчета и т. п.
Если в ситуации повышенной ответственности в трудовой или учебной деятельности есть перевозбуждение, перемотивация — будьте осторожны, не перегните палку. Нагнетать напряжение и тревогу в таких ситуациях будет ошибкой. Наоборот, лучше попробовать сбавить эмоциональный градус легкой шуткой, переключением внимания или жестами поддержки.
Интенсивность эмоции мешает выбору правильного решения. По закону отрицательной индукции случайные очаги возбуждения, которые из-за сильных эмоций стали доминантными и начали действовать по законам доминанты, начинают гасить электропотенциалы следов памяти и правильных решений. В результате человек не воспринимает контраргументы. Ему кажется, что он безусловно прав.
Он напоминает правило движения по реверсивной полосе. Есть группа эмоций, которые работают по принципу одностороннего движения. В эту группу входят активные (или стенические) и пассивные (или астенические) эмоции. Стенические эмоции — радость, удивление, интерес, восхищение и пр. повышают жизнедеятельность организма. Астенические — грусть, горе, стыд, скука и пр. угнетают и подавляют жизненные процессы в организме.
Стенические эмоции работают в упрощенном представлении так. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Радующийся человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы. Он чувствует себя легко и бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он оживленно говорит, быстро думает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Астенические эмоции (например печаль) сужают мелкие кровеносные сосуды. Возникает анемия кожи, внутренних органов и мозга. Лицо человека становится бледным, вытягивается, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникают затрудненное дыхание, одышка. Пониженное питание мозга уменьшает продуктивность работы, мышление становится вялым, заторможенным, человек испытывает сильное нерасположение к умственной деятельности. Голос становится слабым, беззвучным, появляется чувство сильной усталости, невозможности удержаться на ногах, стремление на что-нибудь опереться. Длительное, систематическое чувство печали приводит к снижению всех жизненных процессов в организме.
Это были примеры эмоций «одностороннего движения», или, как их называют специалисты, однозначного проявления. Однозначные эмоции в 90% случаев (за исключением отдельных отклонений) четко ведут к снижению или повышению эффективности деятельности человека.
Но на трассе нашего скрытого ресурса есть полосы с реверсивным движением — неоднозначные эмоции. Это те эмоции и их оттенки, которые могут привести как к положительному, так и к отрицательному результату в зависимости от вектора своего направления.
Разберемся в них на примере эмоции гнева. Если человек использует неконструктивный гнев для психического подавления окружающих, то тем самым он разрушает внутреннее эмоциональное равновесие группы и снижает ее эффективность. В данной ситуации гнев — эмоция, которая негативно влияет на эффективность деятельности группы и организации в целом. Но именно через здоровый гнев человек иногда обретает дремлющую в нем силу и резко повышает свою эффективность.
Гнев также может быть полезен, когда обостряет вялотекущий конфликт и выявляет разногласия, которые до этого невозможно было не только уладить, но и просто обговорить. Поэтому предлагаем использовать такую группировку:
- однозначные эмоции, негативно влияющие на эффективность деятельности;
- однозначные эмоции, позитивно влияющие на эффективность деятельности;
- неоднозначные эмоции, обладающие как негативным, так и позитивным эффектом в зависимости от вектора направленности.
Эмоция как акселератор
Разные эмоции могут стать акселераторами практически любой вашей деятельности: интеллектуальной, деловой и пр. В группу эмоций, способствующих увеличению эффективности деятельности, можно отнести:
- Принятие. Это начальная стадия проявления эмоции доверия, которую понимают как состояние защищенности, веры в искренность. Если мы доверяем, то полагаемся на чье-то мнение, отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, ситуации или человека.
- Доверие. Оно способно порождать многие другие чувства — от любви до ненависти. Доверие также вызывает различные состояния — от комфорта до стресса, вырабатывает социальные установки — от принятия до отторжения. Доверие ни на что не мотивирует, но создает благоприятную атмосферу. Многие проекты и процессы начинаются именно в таком состоянии — принятия и доверия. Как только это состояние начинает исчезать, начинает снижаться и эффективность проекта. Доверие — это сильный маркер внутреннего мира любой компании.
- Ожидание. Оно трактуется как эмоциональное состояние предвосхищения. Это представление о результате процесса, возникающее у нас заранее. Ожидание — это состояние, когда человек готовится к чему-либо, что должно произойти. Это более интенсивная эмоция, чем принятие и доверие, которая сопровождается готовностью организма к действию в направлении предполагаемого события.
- Радость. Активная, положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Быстро возникающая, она порой приближается к аффекту. Радость появляется как реакция на неожиданное получение чего-то приятного, желанного. Чем неожиданнее успех или чем дольше его ждали, тем больше радость. Радость, в сочетании с интересом, поддерживает конструктивное, творческое поведение. Хорошее настроение оказывает благотворное влияние на эффективность работы даже в том случае, если оно возникло по причине, к работе не относящейся (приятное известие, хорошая погода и т. п.) По влиянию на эффективность деятельности радость уступает только удивлению и интересу.
- Удивление. Это эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, за что его иногда называют эмоцией очищения каналов. Удивление — более интеллектуальная, направляющая активность эмоция. Оно придает вектор активности в направлении отмеченного объекта или явления. Удивление окрашивает и выделяет нечто новое, имеющее ценность для человека. Эта эмоция заостряет наше внимание на противоречие между старым и новым, дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать. Именно удивление побуждает и направляет мыслительную деятельность, дает толчок для понимания и преодоления обнаруженного противоречия.
- Восхищение. Это кратковременное, но сильное чувство радостного удовлетворения, очарованности. В отличие от восторга, восхищение — это выражение отношения к чему-то или кому-то. Восхищение — самая сильная из представленных эмоций. Оно будоражит наш интеллект, активирует деятельность, мотивирует к достижению. Когда человек испытывает эмоцию восхищения, он признает наличие какого-то положительного качества. Например, эффективно проведенные руководителем переговоры вызывают чувство восхищения у подчиненного, а также мотивацию и желание стать таким же, обладать подобными качествами. Если проект (его значимость или социальная направленность, творческий замысел) вызывает восхищение у его участников, то повышаются лояльность и ответственность за результат. В таких ситуациях эмоция восхищения сопровождается еще и интересом. Это уже можно назвать одним из рецептов эффективности и успеха.
Лapиса Алекcaндpoвна Южaнинoва — старший пpeподаватель кафедры экономики труда и управления персоналом Роccийского экономического университета им. Г.В. Плеxaнова, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Источник