Барьер отрицательных эмоций.
Понятие, виды коммуникационных барьеров
Так, Л.Л.Попова считает, что коммуникативные барьеры (барьеры общения) – это психологическое препятствие различного происхождения, которое устанавливается на пути нежелательной, утомительной или опасной информации.
Похожее определение дает В.Г.Крысько, который под коммуникативным барьером понимает психологические препятствия, возникающие на пути адекватной передачи информации между партерами по общению .
Наиболее распространенными барьерами считаются следующие: барьер характера, барьер акцентуации характера, барьер темперамента, барьер отрицательных эмоций, барьер манеры общения, барьер речи, идеологические барьеры, социально-психологические барьеры, информационно-познавательный барьер.
Рассмотрим вначале классификацию барьеров общения, представленную Г.Г. Камардиной /3/. Она выделяет следующие барьеры:
Барьер темперамента.
Так как люди, относящиеся к различным типам темперамента, обладают различными, часто противоположными свойствами и характеристиками, то в ситуации общения между ними могут возникать недопонимание и конфликты.
Барьер характера.
В результате систематизации особенностей мышления людей, мотивов поведения и эмоциональных проявлений получилось несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров. Например, Е. Крупильницкий и Е. Жариков предлагают восемь основных психологических типов характеров: логик, эстет, лидер или доминирующий, пассивный, надежный, мечтатель, спринтер, боец. /1/
Барьер акцентуации характера
Немецкий психиатр Карл Леонгард считает, что у 20-50% людейнекоторые черты характера или темперамента заострены (акцентуированы),что при определенных обстоятельствах приводит к однотипнымконфликтам. Акцентуации личности могут стать причиной формирования барьеров в общении. Акцентуации характера – преувеличенное развитиеотдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшаетсявзаимодействие с окружающими людьми.
X. Шмишек выделяет следующие типы акцентуации: гипертимический, дистимический, застревающий, циклоидный, возбудимый, педантичный, тревожный, эмотивный, экзальтированный и демонстративный.
Барьер самооценки.
Несоответствие самооценки и оценки окружающих является одним из распространенных источников обид и конфликтов. Возникнуть барьеры в общении могут при наличии неадекватно завышенной самооценки; подчеркивания личностью собственных достоинств; отсутствия похвалы, заслуженной человеком (каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и в похвале); «ударов» по особо уязвимым местам человека (у каждого человека есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым упреками и критикой нельзя); общей отрицательной оценки личности вместо замечания по конкретному поводу.
Барьер манеры общения.
С точки зрения манеры общения можно выделить несколько типов субъектов общения.
Доминантный субъект общения всегда хочет подавить активность партнера по общению, желает сам овладеть инициативой и оказывать влияние на других.
Недоминантный субъект общения является полной противоположность доминантного. Он обладает повышенной чувствительностью к внешним признакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Это человек, который боится взять на себя инициативу общения, высказать свою точку зрения, задать интересующий его вопрос. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо сносит, когда прерывают его, уступчив в своих суждениях, легко теряется. В раскрытии своих знаний нерешителен, часто позволяет сбить себя с толку.
Ригидный субъект общения основательно изучает своего партнера. Пытается разобраться в его коммуникативных намерениях. Такой субъект общения очень внимательно слушает своего партнера, мысль излагает подробно, говорит неспешно. Раздражение от общения с таким человеком испытывают нетерпеливые партнеры.
Интровертньй субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек. Такой человек больше всего сосредоточен на диалоге с самим собой. Он застенчив, обидчив, не склонен к общению на личные темы. Общение с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится своевольным, недоверчивым, часто завистлив. Ему присущи такие качества как щепетильность, доброжелательность, умеренность, педантичность, осторожность, бережливость, болезненная совестливость, вежливость и открытое недоверие, твердолобая честность и прямота.
Барьер отрицательных эмоций.
Эмоции способны резко ослабить или усилить робость в общении, скованность. Однако серьезный барьер на пути нормального общения может воздвигнуть только лишь устойчивая отрицательная эмоция. К таким эмоциям относятся гнев, горе, презрение, страх, отвращение и другие /3/.
Л.Л.Попова описывает следующие виды барьеров отрицательных эмоций /7/:
— Барьер страдания. Сюда можно отнести, например, неудовлетворенность социальным статусом, сильно заниженную самооценку, трагические события, физические боли и т.д.
— Барьер гнева. Может возникнуть, например, в ответ на неожиданное препятствие, оскорбление и т.д.
— Барьер брезгливости и отвращения может возникнуть в результате «гигиенического неприятия» одного человека другим или вследствие нарушений кем-либо элементарных этических норм. Причинами возникновения данного барьера могут стать гигиенически неприятные действия партнера по общению, например, сморкание или почесывания; небрежная и излишняя жестикуляция партнеров; грязные ногти; излишняя потливость ладоней рук; отталкивающие манеры; гнилые передние зубы; неприятный запах изо рта; мятая грязная одежда; нарушение психологической дистанции общения; рубцы от ожогов на лице и прочее.
— Барьер презрения (предрассудки, аморальные поступки и т.д.).
— Барьер страха.
— Барьер вины и стыда. Данный барьер может возникнуть как результат неумеренной похвалы, критики, боязни показаться неловким и т.д.
— Барьер плохого настроения.
7. Барьер речи.Барьер речи может возникнуть в результате допущения речевых ошибок. Так как речь является основным средством общения. Этот барьер искажает слова партнера по общению.
А.П. Панфилова к коммуникативным барьерам относит /6/:
— Избирательное слушание. При избирательном слушании человек склонен блокировать новую информацию, особенно в том случае, когда она противоречит сложившимся у него представлениям. Например, человек, который курит, из всей принимаемой им информации будет обращать внимание лишь на ту, в которой будет подтверждаться его позиция. Та информация, которая не соответствует его представлениям либо игнорируется вовсе, либо искажается так, чтобы она соответствовала его представлениям. Иными словами, мы слышим только то, что мы хотим услышать.
— Компетентность. Собеседники могут воспринимать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Данный барьер является весьма существенным, так как из-за некомпетентности одного из собеседников общение может разрушиться. Эффективным наше взаимодействие может стать только в том случае, если оба участника общения будут иметь общее пространство, общее поле опыта, иначе один из партнеров общения трактует передаваемое им сообщение исходя из своего видения, а другой участник принимает и расшифровывает (понимает) это сообщение на основании своего собственного опыта.
— Достоверность источника.Достоверность источника означает доверие одного из участников общения словам и действиям другого собеседника. При условии, что один из партнеров в общении доверяет словам другого, у первого будет складываться доброжелательное отношение к своему собеседнику. Человек сможет сильнее раскрыться в своем общении с человеком, которому доверяет, нежели с человеком, к которому у него нет доверия. При наличии недоверия у одного из участников по отношению к другому, общение стремится к разрушению.
— Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения. В принципе это означает суждение об общей ценности сообщения до получения коммуникации в целом. Т.е. можно сказать о том, что человек предварительно определяет значимость сообщения, которое собирается ему передать его собеседник. Базируются оценочные суждения на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.
— Внутригрупповой язык. Наверное, каждый человек в своей жизни сталкивался с ярко выраженным специальным жаргоном, который, как выяснялось впоследствии, обозначает простые процедуры и знакомые вещи. Жаргон часто создают профессиональные или трудовые социальные группы, понятный только членам этих групп. Исследователь, попросив «подготовить инструмент как часть экспериментального подхода» всего лишь предлагает студентам заполнить анкету в письменном виде. Такой специфический язык вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы, а значит, выполняет позитивные функции. Но зато использование такого языка с представителем иной группы может привести к непониманию, так как реципиенту не всегда верно удается расшифровать смысл сказанного собеседником.
—Фильтрование.Фильтрация является распространенным явлением в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора, а ученики, в свою очередь, могут утаивать нежелательную информацию от учителей. Причиной этого фильтрования является понимание того, что если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимает решения, связанные с наказанием.
— Перегрузка общения.Наше время часто называют эпохой информации или информационной эрой. Люди зачастую отсеивают часть получаемых ими сообщений по причине того, что они не могут своевременно ответить на них и в результате некоторые из сообщений никогда не прочитываются. Также, часто мы из-за избытка полученной информации на работе или учебе просто не хотим уделять время на общение с родными и близкими дома, не отвечаем на звонки друзей, объясняя это все усталостью. Но именно из-за этого позже нам становиться все сложнее и сложнее находить общий язык со своими детьми, мужьями, материями, друзьями.
— Различие статуса. При наличии у собеседников разного социального статуса могут возникнуть барьеры при общении. Например, человек, занимающий должность выше, чем его собеседник, будет вести себя более уверенно. Будет разговаривать снисходительным тоном. Возможно, даже пользоваться своим превосходством над партнером по общению. Человек же, имеющий должность ниже, чем у его партнера наоборот, будет вести себя неуверенно, скованно, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».
— Давление времени.Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Наверное, у каждого человека случалось так, что из-за дефицита времени (спешка на поезд, на работу или учебу) он уделил мало времени на общение своему другу, родным или близким. У каждого человека на такую ситуацию может проявиться совершенно разная реакция. Кто-то может не обратить никакого внимания на это, а кого-то это заденет и он может, например, обидеться и при следующей встрече уже именно он не захочет общаться. И здесь возникает барьер в общении.
Еще одну классификацию видов барьеров нам предлагает Л.С. Попова, которая выделяет /7/:
1. Барьеры по форме изложения:
— семантический барьер возникает из-за значительных различий, несовпадений, существующих в смысловых содержаниях партнеров по общению. Данный барьер связан в основном с проблемой сленгов и жаргонов, а этот феномен вытекает из наличия множества субкультур в любом обществе с достаточным уровнем социальных и этнических различий;
— стилистический барьер возникают при несоответствии стиля речи и актуального психологического состояния реципиента или стиля речи коммуникатора и ситуации общения. К возникновению данного барьера может привести употребление слов-паразитов, ненормативной лексики, непонятных и многосложных слов. Все это может привести к свертыванию общения;
— фонетический барьер может возникнуть при общении на разных языках или диалектах, при наличии у сторон процесса общения – собеседников — различных дефектов дикции и речи. Также, причиной его возникновения может стать употребление в речи скороговорок, звуков-паразитов и т.д.
Как правило, фонетические барьеры не являются существенным препятствием для общения.
2. Идеологические барьеры:
— барьер, возникающий на основе разницы мировоззрений;
— барьер, формирующийся при наличии у партнеров разных стереотипов;
— барьер несовпадения социальных установок;
— барьер различия ценностных ориентаций;
— барьер несовпадения социальных позиций субъектов общения.
3. Собственно психологические барьеры — это все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между людьми, вступающими друг с другом в психологический контакт. В данном случае необходимо отметить, что такие препятствия и трудности могут осознаваться и не осознаваться самими участниками коммуникаций.
4. Социально-психологические барьеры:
— когнитивно-психологические – возникают из-за разного уровня отражения объекта и психологической его оценки субъектами общения;
— организационно-психологические – могут возникнуть по причине неприятия формы общения;
— сенсорно-речевые барьеры – возникают в результате различия навыков высказывания и восприятия у субъектов общения;
— психомоторные барьеры – являются результатом разного навыка и умения вести общение в рамках принятой формы.
5. Барьер отношений может возникнуть при вмешательстве во взаимодействие негативных чувств и эмоций. При условии наличия у партнеров в общении друг к другу симпатии и доброжелательности, возникновение данного барьера невозможно. Люди склонны больше доверять информации, поступающей от симпатичных им других людей, а возникающее непонимание они пытаются преодолеть.
Источник
Барьер отрицательных эмоций как основа социального конфликта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Отрицательные эмоции и их роль в конфликтных ситуациях
Людям свойственна психологическая активность, которая характеризуется не только волевыми, но и эмоциональными моментами. Эмоции могут доминировать в процессе конфликта, что свидетельствует об определенной эмоциональной установке человека. Некоторые конфликтологи определяют конфликт в качестве несовместимости людей, ввиду столкновения их интересов, исходящих из начальных установок.
Эмоции активизируют также виды психологического взаимодействия между людьми, заставляя их конфликтовать друг с другом, убеждать, демонстрировать силу, подавлятьагрессию, проявлять чувства зависти и ненависти.
Отрицательные эмоции проявляются сильнее, чем положительные. При возникновении конфликта создается иллюзия согласия с самим собой, а также иллюзия несогласия с окружающими. У человека усиливаются крайности во взглядах, а также в поведении, ригидность, наблюдается повышенное психическое напряжение, а также повышенная эмоциональная возбудимость.
Также наблюдаются следующие проявления:
- любые действия истолковываются в качестве враждебных, направленных против интересов личности;
- личность старается защитить свое «Я», даже самыми странными способами, в том числе путем оправдания своего негативного поведения;
- у личности проявляются стереотипы и предубеждения, она делает подчас необоснованные выводы, которые не подкреплены соответствующими доказательствами, склонна преувеличивать;
- суждения о других людях переходят в плоскость категоричности, поверхностности и случайности;
- происходит нарушение социальных контактов;
- наблюдается снижение положительной эмпатии, обострение отрицательной.
Например, в случае доминирования отрицательных эмоций у человека может проявляться тяга к двум противоположным вещам: к посиделкам в баре, а также к лекциям в библиотеке. Для того чтобы найти компромисс, личности приходится замещать одно другим. Иногда лицо вынуждено избегать окружающих, отстраниться. Например, подросток может забросить учебу, сбежать из дома и бродяжничать, употреблять наркотики и алкоголь. Супруги могут прийти к решению о необходимости развода. Некоторые люди совершают суицид, а некоторые – перестают контролировать свою жизнь.
Готовые работы на аналогичную тему
В целом, варианты протекания конфликтов в данной сфере можно разделить на следующие категории:
- Компромисс (одни эмоции частично замещаются другими).
- Витальный (происходит избегание проблем).
- Амбивалентный (наблюдается одновременная привлекательность и отторжение объекта, любовь и ненависть к нему).
- Фрустрация (на пути к желаемому человек встречает запрет, табу, определенное противодействие, которые воспринимаются им как непреодолимые факторы).
Барьеры отрицательных эмоций
Эмоции представляют собой субъективные реакции человека на окружающую действительность. В силу различия психологических особенностей для каждого человека они индивидуальны и проявляются в ответ на действие внутренних и внешних раздражителей.
Люди способны испытывать удовольствие, раздражение, напряжение и расслабление, стараясь испытать положительные эмоции и не испытывать отрицательные. Эмоции связаны с потребностями человека, а потому чем сильнее его потребность в чем-либо, тем сильнее эмоции. Когда у человека нет потребностей в чем-либо, он не испытывает и эмоции в отношении данного объекта.
Возникновению отрицательных эмоций способствуют следующие факторы:
- неудовлетворенность своей жизнью по каким-либо параметрам;
- стрессовые ситуации;
- конфликты между отдельными личностями
Основные барьеры, провоцирующие развитие конфликтов, можно подразделить на следующие виды:
- Барьер общения – человек не способен наладить контакт с другими людьми. Данные барьер возникает на фоне негативных эмоций – страдание, горе, разрыв в отношениях, наличие трагических событий, разочарованность, неудачи, в том числе физические. Данный вид барьера может возникнуть как до появления негативных событий, так и после них.
- Барьер отрицательных эмоций – создается отрицательными эмоциями, вызывает искаженность представлений о действительности, а также неправильные оценки. Например, чувство стыда способно создать подобный барьер, подпитываясь определенными моментами воспитания, поведения, установок, мотивации. Преодоление подобных барьеров невозможно без помощи психотерапевта.
Выделяют и другие виды барьеров.
Рисунок 1. Барьер отрицательных эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отрицательные эмоции играют негативную роль в жизни людей. Во-первых, когда человек испытывает отрицательные эмоции, у него снижается двигательная активность, наблюдается плохой обмен веществ, ухудшается общее состояние организма. Человек в плохом настроении – плохой семьянин и отравительный работник, а также худший партнер в общении, так как уделяет большое значение своим эмоциям, склонен к вступлению в конфликты с негативными наклонностями. Такая ссора вызовет у оппонента также отрицательные эмоции, которые передаются в ходе межличностного столкновения. Поэтому, если вас ожидает деловая встреча, а вы находитесь в плохом настроении – разумно отказаться от нее, перенести на другое время.
Перед беседой с человеком, который находится в плохом настроении, разумно спланировать свои действия, дождаться взаимопонимания и доверительности. Необходимо разрушить защитную оболочку, выстроить диалог, настроить атмосферу взаимопонимания и доверия. Необходимо обращать внимание на действия и жестикуляцию партнера, нарушение психологической дистанции. Если присутствуют физические дефекты, нужно стараться не обращать на них внимания, и устранить подобные дефекты у себя (плохой запах изо рта, матую одежду, испачканную обувь и т.д.). Оттолкнуть могут такие физические дефекты, как гнилые зубы, рубцы от травм и ожогов, поэтому многие люди стараются их скрыть или устранить, например, хирургическим путем. Отсутствие дефектов позволяет чувствовать себя лучше морально.
Источник