Влияние эмоций на активность
Влияние эмоций на активность. Принято различать стенические и астенические эмоции (Э.Кант). Стенические эмоции как бы мобилизируют энергетические ресурсы, повышают активность и поддерживают некоторое время деятельность в напряженном режиме; астенические эмоции, напротив, снижают уровень активности. Примеры стенических эмоций — гнев, ненависть, любовь, воодушевление, надежда. Примеры астенических эмоций — печаль, отчаяние, страх, разочарование, смущение. Полагают, что стенические эмоции сопровождаются выбросом в кровь адреналина, астенические эмоции — норадреналина (Лайкен, 1961).
Эмоции и напряженность. Различают, наконец, эмоции покоя и эмоции ожидания. Эмоции покоя переживаются с ощущением расслабленности, умиротворения, опустошенности, потери сил. Мотивационный компонент у эмоций покоя отсутствует, внешняя деятельность ослабевает или прекращается. Внутренняя активность сосредоточена на анализе своего душевного состояния и попытках спланировать, как выйти из него. Эмоции покоя возникают, если цель достигнута, если нет никакой цели, так как прежняя дискредитирована, или индивиду стало ясно, что препятствия на пути к цели для него непреодолимы. Эмоции ожидания переживаются с ощущением внутреннего напряжения и возникают при приближении к цели, при необходимости скорее сделать начатое, при затягивании ожидания нужного человека, какого-то иного объекта, при окончании паузы в бою и т. д. Такие эмоции обычно возникают и в ситуации конфликта между противоположными желаниями, побуждениями. Типично появление эмоций ожидания в ситуации выбора. Таких ситуаций множество, но, по К.Левину (1935), существует три основных типа конфликта:
| Долгое пребывание в напряжении может вызвать нервное истощение. Что это и как с ним справиться? |
- ситуация выбора «из двух зол меньшего». Например, согласиться на рискованную операцию или предпочесть консервативное лечение, когда шансы на выздоровление очень невелики и там и там. Это наиболее травматичный вид конфликта;
- ситуация выбора типа «и хочется, и колется». Вначале обычно перевешивает желание. С приближением цели становится все более явной и невыгодная сторона дела. Если ошибочное решение все же принято, затрачены немалые усилия, цель осталась недостигнутой, индивиду остается только одно: каким-то образом оправдать свой неудачный выбор и найти в нем преимущества, которых на самом деле нет. Если, например, после колебаний индивид решился все же пройти ритуал посвящения в секту или банду, то позже он будет превозносить эту секту или видеть в банде весьма милое сообщество. Подобные ошибочные действия ведут к внутренним негативным переменам, патологическому развитию личности. Это самый частый вид конфликта и нередко весьма чреватый неблагоприятными последствиями;
- ситуация «буриданова осла», когда предстоит выбор между двумя одинаково привлекательными возможностями. Например: очень красивая невеста из бедной семьи или богатая невеста, но дурнушка; умный и порядочный жених или жених успешный и богатый, но глуповатый и весьма непорядочный. Такой выбор нередко влечет впоследствии драматические последствия, если индивид не утвердился в подлинных ценностях жизни.
Формы проявления эмоций. Это аффект, страсть, настроение и ситуативные реакции.
Аффект — бурное и относительно кратковременное (в пределах часа-полутора) проявление какой-либо эмоции, возникшей в ответ на важное и неожиданное для индивида изменение жизненной ситуации. Аффект может развиться в силу болезненных причин или в результате особых психологических приемов воздействия на человека. Аффект характеризуют:
- появление в связи с причинами, которые актуальны только на данный момент; аффектов при воспоминании о чем-то или в ответ на представления о будущем не возникает (исключением являются психиатрические пациенты);
- обобщенность — абсолютное господство одной эмоции и ее усиление под влиянием разного рода привходящих обстоятельств;
- приближающаяся к предельной интенсивность эмоции аффекта, что замерить, правда, сложно;
- наличие признаков нарушения самовосприятия: обычные эмоции воспринимаются индивидом «как состояния моего Я», а эмоции аффекта — как «состояния, происходящие во мне» (А.Н.Леонтьев);
- изменения состояния сознания — разные степени его сужения с концентрацией внимания преимущественно или исключительно на ситуации, повлекшей аффект;
- ослабление или утрата самоконтроля: не пациент контролирует эмоцию, а аффект всецело или в значительной степени владеет им; это как бы симптом аффективного овладения;
- снижение способности или утрата способности продуцировать интерпретации, оценки и решения, противоречащие императиву аффекта;
- импульсивность поведения, связанная с ослаблением или параличом процессов мотивации: пациент делает то, что первым приходит ему в голову, недостаточно или вовсе не взвешивания последствия своего поведения;
- частичная или полная конградная амнезия на период аффекта;
- приближающаяся к максимальной интенсивность соматовегетативных проявлений эмоции, что может повлечь немедленным или отставленным образом телесные нарушения;
- относительно острое развитие и окончание аффекта, иногда внезапное начало и столь же внезапное завершение пиковой фазы аффекта;
- наличие опустошения, расслабленности, прострации или сомноленции по окончании аффекта;
- нарушение критической оценки содеянного в период аффекта; нередко пациент относится к содеянному так, будто совершил это не он, а кто-то другой, что также указывает на патологию самовосприятия;
- полное несоответствие поведения индивида в период аффекта его личностным качествам, как если бы действовал не он сам, а некая его субличность;
- наличие в некоторых случаях психотических включений в период аффекта, выпадение болевой чувствительности, а также иных видов элементарной чувствительности. Развитию аффекта могут способствовать органические повреждения мозга, скрытые психические заболевания, злоупотребление психоактивными веществами, соматические заболевания, нарушения или дефицит сна, расстройство питания, расстройство личности. Эмоции аффекта различны, но обычно ими являются гнев, страх, отчаяние, изумление, экстаз. Из расстройств поведения наиболее часты и потому особенно важны агрессия, аутоагрессия, ступор, беспорядочное бегство, разрушение предметов. Иногда поведение внешне напоминает вполне упорядоченное, как бы заранее продуманное, но тем не менее являющееся неадекватным. У стариков, детей и даже подростков собственно аффектов, по-видимому, не наблюдается или они встречаются редко.
Термины «аффект», «аффективный» в психиатрической литературе нередко и неточно используются как синонимы терминов «эмоция», «эмоциональный» и, что не очень хорошо, такое словоупотребление часто никак не оговаривается.
Страсть — интенсивное, стойкое и недостаточно контролируемое чувство с концентрацией внимания, мыслей, эмоций и поведения исключительно на объекте страсти. Страсть часто граничит с эмоциональной одержимостью, ослепляет человека и причиняет индивиду и объекту страсти немалые страдания (отсюда и производится термин «страсть»). Страсть целиком определяет круг возникающих в связи с нею эмоций и действий, не оставляя индивиду возможности разумного выбора. При ненависти, например, это враждебные проявления, злорадство, гнев, презрение, отвращение, месть. При любви — радость, восторг, восхищение, нежность, тоска при разлуке, ревность, ссоры, споры, мрачные мысли и взрывы воодушевления, периоды охлаждения или даже враждебности, которой она иногда завершается. Любовь у индивидов с метапотребностями отличается духовной близостью, рядом с которой все прочее отодвигается на второй план. Говорят, нигде человек так ярко не проявляет себя, как в любви и на войне. Любовь может стать и вершиной счастья, и бездонной пропастью падения.
Видов страсти множество. Не все они являются источником страдания, как это укоренилось в массовом сознании и даже зафиксировано в термине. Каковы люди, таковы и их страсти. Обычно человеком владеет одна какая-то страсть. Любая страсть сопровождается туннельным эффектом — сужением сферы сознания, психической активности и восприятия мира вокруг некоего центра притяжения эмоций, мыслей и действий. Поэтому страсти могут значительным образом деформировать личность, проявляться неадекватным и даже странным поведением. Бывает и иначе: «страсть превращает глупца в мудрого, а мудреца лишает разума». Во многих культурах издавна созданы барьеры для зарождения и проявления страстей. В Таиланде, например, к запретным причислено более 100 страстей. Страсти впервые формируются, по-видимому, в юности, к старости они затухают и нередко становятся объектом осуждения. Осуждается при этом именно страсть, а не сама личность, происходит как бы отчуждение страсти, если она владела индивидом и с нею были связаны серьезные проблемы.
Источник
Влияние негативных эмоций на сердце
Термин «эмоции» происходит от латинского emovere, что означает «возбуждать, волновать». Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и повышенную активность огромного количества мозговых структур, подобно буре, вовлекая в интенсивную деятельность многие органы и системы. Эта буря иногда безжалостно обрушивается прежде всего, на сердечно-сосудистую систему организма, являясь причиной многих заболеваний.
Ученые выявили, что такие отрицательные эмоции, как злоба, гнев и ярость для людей, которые уже имеют сердечные заболевания, могут быть смертельно опасными.
Классификация эмоций
Есть разные классификации эмоций, но нас сейчас интересуют эмоции с точки зрения их влияния на сердце, поэтому все эмоции разделим на три группы:
- положительные;
- отрицательные стенические;
- отрицательные астенические.
Отрицательные эмоции делятся на:
- стенические (это гнев, негодование, ярость); возникают и протекают при повышении энергетической активности, они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой систем.
- астенические (тоска, страх, ужас); протекают на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциала организма, угнетения психической деятельности, мышечной активности, торможения любых ответных реакций организма.
Стенические и астенические эмоции по-разному действуют на сердце. Например, если при тоске и страхе кровоток в сосудах сердца ухудшается, то при гневе и ярости, наоборот, увеличивается.
Исследователь в области экспериментальной кардиологии Г.И.Косицкий считает стенические и астеничские эмоции проявлениями одного единого процесса, возникающего в ответ на меняющиеся условия внешней среды, который он называет состоянием напряженности (СН).
Состояние напряженности
Выделяются четыре стадии СН:
- Стадия мобилизации резервов организма (в ответ на какую-то ситуацию) — стимуляция деятельности нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем, усиление активности головного мозга, повышается тонус и сила мышц, уровень энергетического обмена. Часто это сопровождается повышением умственной работоспособности, настроения, включаются механизмы вероятностного мышления, возникает состояние вдохновения, озарения, высокая творческая активность.
- Стенические отрицательные эмоции (если наш организм «считает», что ситуация критическая и потребует большого расхода сил и энергии) — предельное усиление всех систем, отвечающих за взаимодействие с внешней средой. Резко повышаются тонус, сила, выносливость мышц. Резко мобилизуются все энергетические процессы. Усиливается деятельность сердца, повышается АД, вентиляция легких, выброс адреналина. Усиливаются иммунологические реакции и т.д. Но, в отличие от первой стадии, мобилизация ресурсов происходит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, чрезмерно, избыточно и не всегда адекватно ситуации.
- Астенические отрицательные эмоции (если организм «считает», что ситуация чрезвычайная и имеющихся в его распоряжении ресурсов заведомо недостаточно для адекватного ответа и поэтому мобилизация этих ресурсов практически бесполезна) — резко снижаются все виды работоспособности, возникает выраженное утомление, торможение коры головного мозга. Угнетаются иммунологические реакции, тормозятся процессы восстановления клеток, отмечается потеря памяти, подавление способности к мышлению, к принятию решений, к оценке ситуации.
- Невроз — последняя стадия СН, когда нарушено равновесие процессов в коре головного мозга, то «вегетативная буря» (т.е. тот комплекс проявлений перестройки организма, который был описан выше), характерная для третьей стадии, переходит в «хаос» (если в «буре» возбуждению (или угнетению) подвергаются только строго определенные органы и системы, входящие в «программу» перестройки организма, то в «хаосе» нет даже подобия системы или программы). Происходит резкая потеря работоспособности, нарушаются поведенческие реакции, регуляция внутренних органов, развиваются сердечно-сосудистые заболевания.
Методы борьбы с последствиями отрицательных эмоций
Стадия мобилизации резервов организма не требует коррекции, так как при этом не накапливаются отрицательные последствия. Более того, эта стадия является тренирующей, стимулирующей адаптационные процессы, при условии более-менее периодическом возникновении.
При стенических отрицательных эмоциях единственным физиологически обоснованным способом разрядки является физическая нагрузка — быстрая ходьба, бег и т.д. Работа мышц приводит в этом случае к расширению сосудов и снижению общего АД, а усиление окислительных процессов способствует ускоренному разрушению адреналина, утомление мышц стимулирует возникновению процессов торможения в центральной нервной системе.
Правда, нельзя терять головы — нагрузка должна быть адекватной состоянию и тренированности организма. Только представьте себе, что будет, если неподготовленный человек в состоянии аффекта вбежит пешком на 9-ый этаж.
Надо отметить, кроме этого, что крик, ругань, «срывание зла» не может быть оправданным не только с позиций морально-нравственных, но и с медицинских, так как это не приводит к полноценной разрядке напряжения, а если после этого остаются чувство неудовлетворенности собственной несдержанностью, чувство вины, то накопление отрицательных эмоций только усиливается, и устойчивость к стрессорным нагрузкам падает. Можно применять успокаивающие травы — валериана, пустырник.
Профилактика СН второй стадии состоит в нормализации баланса процессов торможения и возбуждения в нервной системе. Человек, знающий такую свою особенность реагирования на стресс, должен регулярно получать достаточное количество витаминов группы В, в период и перед возможными стрессовыми ситуациями (экзамены, например) можно принимать небольшие количества успокаивающих средств как природного, так и, по показаниям, синтетического происхождения, обязательны полноценный, достаточный сон и физические нагрузки (допускаются даже непродолжительные и небольшой интенсивности, но обязательно на свежем воздухе).
При астенических отрицательных эмоциях, прежде всего, требуется поднять тонус организма и, прежде всего, нервной системы до относительно нормального уровня. В этом случае физические нагрузки уже не вызывают разрядки, не снимают напряжения.
Человек нуждается в препаратах, стимулирующих обмен веществ в организме и в нервной системе. Часто хорошо помогают препараты, содержащие фосфолипиды, которые включаются в обмен веществ в нервных клетках. Необходимы поливитаминные препараты, обладающие антиоксидантными свойствами.
Показан удлиненный сон. В этом случае применение валерианы и пустырника менее оправдано, чем боярышника или пиона, так как последние препараты, обладая нерезким успокаивающим действием, не усиливают процессы торможения в головном мозгу. И, конечно, необходима профессиональная помощь психолога или врача-психотерапевта.
При неврозе человеку необходимо обратиться за квалифицированной помощью к врачу.
Источник