Психология и педагогика. Тест 25
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Восприятие характеризуется как
процесс, дающий отражение предмета в целом
психический процесс
познавательный процесс
процесс релаксации
2. Условия для поддержания произвольного внимания
понимание целей, активная умственная работа
начало или прекращение действия раздражителя
новизна, сила, контраст раздражителя
приспособление к деятельности
3. Признаки, характерные для памяти
психический процесс , отражающий внутреннее состояние организма человека
процесс, дающий отражение предмета в целом
процесс организации и сохранения прошлого опыта
психический процесс, опосредованный отражением
4. Выделить особенности, которые характерны для мышления
отражение конкретных свойств предмета
отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей, образов
отражение внутреннего состояния организма человека
отражение общих, существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
5. Вид воображения «воссоздающее» — это
незначительная переработка имеющихся представлений
образы воображения продуцируются спонтанно
осознание цели, мотивов деятельности
самостоятельное создание новых, оригинальных образов
6. Вид воображения «творческое» — это
создание образов желаемого будущего
действительность сознательно конструируется человеком
создание образа происходит на основе словесного описания
образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей
7. Предсказания – это
заранее сказать , что произойдет в будущем
умственные способности человека
психический процесс отражения
социально обусловленный процесс, невозможный без развития общества
8. Эмоции –это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного, как
непосредственное
опосредованное
сознательное
рациональное
9. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо
интерес
радость
удивление
недоумение
10. Постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия
рефлексия
идентификация
эмпатия
симпатия
11. Параметры для описания волевых процессов
только сила и направленность
только направленность и свобода
только направленность
сила, направленность и свобода
12. _________ — способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением
Авторитетность
13. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения
настойчивость
принципиальность
самостоятельность
решительность
14. Ярко выраженное бурное эмоциональное состояние, сопровождающееся двигательными и другими реакциями
стресс
чувство
настроение
аффект
15. Яркая, стойкая эмоция, приводящая к сосредоточению на предмете внимания
страсть
настроение
аффект
чувство
Источник
Тема 2. СОЗНАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Вставьте недостающее слово или завершите фразу:
2.1. Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей ипрочее называется памятью.
2.2. Один и тот же предмет воспринимается и воспроизводится разными людьми по-разному.
2.3. Своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы, называются сенсорным голодом.
2.4. Как показала Б. Зейгарник, психической деятельности свойственно стремление к ___________________________________.
2.5. Действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью, называется привычкой.
2.6. Восприятие – это простая сумма ощущений, которая выступает в виде образов предметов или явлений.
2.7. Высшие психические функции человека имеют опосредованный характер.
2.8. Понятия, значения, логика усваиваются человеком посредством определения.
2.9. Научение путем проб и ошибок подчиняется закону эффекта.
2.10. Язык – это система правил оперирования со .
2.11. Почти все наши восприятия – результат предшествующего опыта.
2.12. Для Аристотеля разум – это одна из частей тела.
2.13. Объединение элементов восприятия происходит по признакам близости, сходства, симметрии, непрерывности.
2.14. Основоположником изучения памяти является Эббингауд.
2.15. Внимание не имеет собственного содержания.
Выберите правильный вариант ответа:
2.16. Мотивы представлены в сознании:
А – эмоциями; Б – восприятием объекта; В – суждениями, Г – желаниями.
2.17. Основной источник активности человека и животных:
А – внешняя среда; Б – потребности; В – сознание, Г – воля.
2.18. Вспомним из детского стихотворения: «Вместо шляпы на ходу он надел сковороду». Почему это произошло?
А – это рассеянный человек;
Б – он просто невнимателен
В – такого не бывает;
Г – отсутствовал автоматизм действия.
2.19. Механизм кратковременной памяти позволяет сохраняться информации:
А — меньше секунды; Б – больше секунды;
В – больше минуты. Г – несколько минут.
2.20. Стимул имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:
А – сложнее; Б – новее; В – интенсивнее; Г – ярче.
2.21. Фигура по сравнению с фоном более:
А — значима; Б – упорядочена; В – размыта; Г – нравится.
2.22. Первая стадия выработки понятий состоит в:
А – обобщении; Б – дифференцировке; В – абстрагировании; Г – восприятии.
2.23. Объем внимания в среднем равен:
А – 2-4 элементам; Б – 5-7 элементам;
В – 8-10 элементам; Г – 11-15 элементам.
2.24. Принцип заполнения пробелов восприятия предполагает сведение фрагментарного изображения в фигуру:
А – с простым и полным контуром; Б – со сложной структурой;
В – с упорядоченной структурой; Г – с цветной заливкой.
2.25. Какая черта не является специфичной для творческого мышления?
А – пластичность; Б – надежность; В – гибкость; Г – оригинальность.
2.26. К свойствам восприятия не относится:
А – целостность; Б – объективность; В – избирательность; Г – константность.
2.27. Зависимость восприятия от прошлого опыта называется:
А – апперцепцией; Б – ассоциацией;
В – стереотипизацией; Г – аффиляцией.
2.28. Состоянием сознания является:
А – сон; Б – реакция; В – рефлекс; Г – защитные механизмы.
2.29. Компенсаторная функция эмоций состоит в поиске:
А – недостающей информации; Б – новой информации;
В – интересной информации; Г – информации о других людях.
2.30. На результативность запоминания влияет …
А – осмысленность;
Б – последовательность запоминания;
Г – скорость запоминания.
2.31. «Ручной интеллект» относится к понятию:
А – наглядно-образное мышление; Б – словесно-логическое мышление;
В – наглядно-действенное мышление; Г – наглядно-чувственное мышление.
2.32. Произвольное внимание – результат:
А – обучения; Б – действия автоматизма;
В – развития организма; Г – усилия воли.
2.33. К виду памяти по характеру целей относится:
А – опосредованная; Б – непроизвольная; В – образная; Г – интуитивная.
2.34. Предметность образа восприятия характеризуется:
А — однозначностью; Б – означенностью;
В – субъективизмом; Г – сложностью.
2.35. При истолковании элементов восприятия мозг выбирает:
А – самый сложный вариант; Б – оптимальный вариант;
В – самый простой вариант; Г – выбирает пошагово.
2.36. Объединение отдельных ощущений в целостный образ называется …
А – восприятием; Б – мышлением; В – синтезом; Г – представлением.
2.37. Установите соответствие понятий 1-«память» и 2-«мышление» с их признаками: реминисценция — 2; конкретизация — 2; обобщение —1; непроизвольность — 1; оперирование образами — 2; повторение — 1.
2.38. Соотнесите понятия 1-«психика» и 2-«эмоции» с относимыми к ним функциями: защитная — 2; регулятивная — 1; компенсаторная — 2; коммуникативная — 1; познавательная — 1; сигнальная функции — 2.
2.39. Соотнесите функции 1-левого и 2-правого полушария: синтез — 2; рефлексия —1; анализ — 1; образное восприятие — 2; речевая активность — 1; эмпатия — 2.
2.40. Соотнесите форму воображения с 1-пассивным и 2-активным видом воображения: фантазия — 2, мечта — 2, сновидение — 1, сказка — 1, творчество — 2, грезы — 1,
2.41. Установите соответствие понятий 1-«внимание» и 2-«ощущение» с их признаками: адаптация — 2; переключение — 1; устойчивость — 1; модальность — 2; сензитивность — 2; сосредоточенность — 1.
2.42. Соотнесите вид ощущения с 1-проприоцептивными и 2-экстероцептивными ощущениями: вестибулярные — 1; зрительные — 2; болевые — 1; вкусовые — 2; слуховые ощущения — 2; кожная чувствительность — 2.
2.43. Поставьте в соответствие понятия 1-«бытийное сознание» и 2-« рефлекторное сознание» с их свойствами: предметная деятельность — 1; смысл — 2; переживание — 2; чувственный образ — 1; значение — 2; биодинамическая ткань действия — 1.
2.44. Соотнесите свойства 1-восприятия и 2-ощущения с понятиями: целостность — 1, дискретность — 2, соотнесенность — 2, структурность — 1, управляемость — 1, чувствительность — 2.
2.45. Расставьте виды мышления в последовательности онтогенеза индивида: словесно-логическое — 3, наглядно-действенное —1, наглядно-образное — 2.
2.46. Расставьте от частного к общему формы познавательного процесса: мышление 3, ощущение 1, восприятие 2.
2.47. Расставьте пороги ощущений в зависимости от величины раздражителя (от наименьшего до максимального): дифференциальный порог 1; оперативный порог 3; верхний порог 4; нижний порог 2.
2.48. Расставьте виды памяти в зависимости от продолжительности удержания информации: кратковременная 2; долговременная 3; сенсорная память 1.
2.49. Расположите виды мышления от более творческого к менее творческому: продуктивное 1, репродуктивное 4, логическое 2, образное 3.
2.50. Расставьте понятия в последовательности (функции психики – свойства психики – психические явления): познавательный процесс я; рефлекторность с; отражение ф; субъективность с; регуляция деятельности ф; волевой акт я
Источник
Определите вид мышления.
1. «Наглядно-образноемышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами». (Б.Т. Теплов).
2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным помощью органов чувств. — Теоретическое понятийное.
3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.–Практическое мышление.
4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка — это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество. «. – Образное мышление.
5. «. Мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, от действия в моторном, физическом смысле этого слова. – Наглядно-действенное мышление
6. Мышление, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекая из памяти воссоздаваемые воображением.– Образное мышление
7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ. — Наглядно-образное мышление.
26. Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:
1. Отражение отдельных свойств предметов. | ощущение |
2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и явлений. | память |
3. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи. | мышление |
4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений. | понятие |
5. Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее. | воображение |
6. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. | восприятие |
7. Преобразованное отражение того, что раньше воспринималось. | воображение |
8. Помогает накапливать, хранить информацию в сознании. | память |
9. Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов, путем приведения старых знаний в новые сочетания. | воображение |
Отметьте особенности, способствующие развитию творческого мышления.
1. Склонность к конформизму.
2. Очень высокая оценка значимости своих идей.
3. Частые неудачи в деятельности.
4. Тревожность как черта характера.
5. Стремление быть похожим на других.
6. Заниженная оценка значимости своей деятельности.
7. Чрезмерно развитое критическое мышление.
Способность видеть объект под новым углом зрения.
9. Нежелание быть «белой вороной».
28. Назовите приведенные приемы создания образов воображения.
1. «. за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот»; (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)
-Агглютинация и Акцентирование.
2. Кентавры, русалки. — Агглютинация (комбинирование).
3. «. старый старичок: худой как зайцы зимние. Весь бел и шапка белая, высокая с околышем из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, усы седые, длинные. И разные глаза . » (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».)— Аналогия.
4. «Еще страшней, еще чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: сон Татьяны.)– Перемещение.
5. Сфинксы, драконы.– Агглютинация (комбинирование).
6. «А то свищет соловей, да по-соловьиному, Он кричит — злодей, разбойник — по-звериному, И от его ли-то от посвисту соловьего, И от его ли-то от покрику звериного, То все травушки-муравушки уплетаются, Все лазоревы цветочки осыпаются» .
— Акцентирование.
Определите вид воображения.
1. Незначительная переработка имеющихся представлений.– мечта.
2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций. –непроизвольное.
3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. – произвольное.
4. Создание образов желаемого будущего. – мечта.
5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается. – продуктивное.
6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем. – воссоздающее.
7. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, влечений,установок. – непроизвольное.
8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию. — произвольное.
9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. – творческое.
10. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. – галлюцинации.
Из представленного списка (столбец 2) укажите признаки речи, поставив крестик в столбце 3 напротив соответствующего признака речи, и укажите признаки языка, поставив крестик в столбце 4 напротив соответствующего признака языка.
№ п/п | Признаки и языка, и речи | Признаки речи | Признаки языка |
Исторически сложившееся средство общения | + | ||
Выражает психологические особенности отдельно взятого человека | + | ||
Развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением | + | ||
Отражает психологию народа | + | ||
Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства | + | ||
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл | + |
31. Восполните пропущенные в предложениях слова:
«. Специальными исследованиями установлено, что способность
человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми
центрами речи: левым полушарием головного мозга (у
правшей); слухоречевой зоной коры больших полушарий —
задней частью височной извилины, так называемым центром
Вернике; так называемой зоной Брока, расположенной в
нижних отделах третьей лобной извилины. «.
32. В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные признаки «научных» и «житейских» понятий. В столбце 2 отметьте крестиком признаки только «научных» понятий, а в столбце 3 — только «житейских» понятий.
Признаки «житейских» и «научных» понятий | Признаки «научных» понятий (отметить крестиком) | Признаки «житейских» понятий (отметить крестиком) |
Приобретенные в процессе обучения | + | |
Приобретенные в практическом опыте | + | |
Преобладают конкретные, ситуационные связи | + | |
Преобладают отвлеченные, логические связи | + | |
Преобладающее место в них занимают вербально-логические операции | + | |
Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи | + |
33.Установите соответствие между названием науки (левый столбец) и раскрывающим ее суть определением (правый столбец), соединив соответствующие друг другу части левого и правого столбцов стрелками.
Лингвистика | наука об ораторском искусстве | |
Графология | | наука, которая исследует детерминантные процессы речи и их восприятие структурами соответствующих языков |
| | наука о языке как объективной, историческисложившейся системе кодов |
Психолингвистика | учение о почерке, исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психических особенностей пишущего |
В представленной таблице в столбце 1 перечислены основные нарушения речи, а в столбце 2 содержательные характеристики нарушений речи, при этом соответствия по горизонтали между названием нарушения речи и его содержательной характеристикой нет.
Содержание нарушения речи | |
1. Персеверативиость речи | 1. Нарушение способности писать как результат различных расстройств речи при нарушении функций головного мозга (полная утрата способности писать либо грубое искажение слов, пропуски слогов и букв, неспособность соединить буквы и слоги в слова и пр.) |
2. Эхолалия | 2. Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения |
3. Парафазия | 3. Патологически ускоренный темп речи |
4. Дизартрия | 4 .Патологически замедленный темп речи |
5. Контаминация | 5. Многократное повторение отдельных слов, словосочетаний, предложений |
6. Ринолалия | 6. Нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи |
7. Алалия | 7. Ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении слогов, относящихся к разным словам, в одно слово |
8. Афазия | 8. Автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях |
9. Аграфия | 9. Нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата |
10. Алексия | 10. Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата |
11. Тахилалия | 11 . Отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) |
12. Брадилалия | 12. Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга |
Исходя из представленной выше таблицы, в нижней таблице составьте соответствующие пары между названием патологии и его интерпретацией.
Источник