Отражение отдельных чувственных качестве

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ощущение и восприятие: свойства и классификации

1. Ощущение и восприятие: свойства и классификации.

План:
— определение восприятия, его свойства
— определение ощущения, его свойства
— классификация и того, и другого
— бонус: теории – их вклад в открытие свойств восприятия

Источник: лекции + готовые ответы + хрестоматия О и В (первая статья — Хольт)

1) Восприятие – это ПРОЦЕСС порождения ОБРАЗОВ, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.
Т.о., основное условие — воздействие стимулов на органы чувств.
Основной продукт – Образы.
Суть – процесс.
Ощущения или сенсорные образы – осознанное психическое отражение отдельных изолированных свойств предметов или стимулов путем их непосредственного воздействия на органы чувств.
А.Н. Леонтьев – филогенетическая основа ощущений – элементарная раздражимость низших органов по отношению к биотическим раздражителям (свет, тепло, пища). Но у человека раздражимость опосредована особенностями практической деятельности – имеют абиотическое значение (сигнальную функцию), сигнализируют о наличии жизненно важных изменений в окружающей среде.
Восприятие или перцептивный образ – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.
Свойства образов восприятия (именно они отличают перцептивные образы от других образных явлений – образов памяти, гипногогических образов и тд.).
Ф. Олпорт – шесть классов перцептивных феноменов.
1. Сенсорное качество – это основа восприятия. Характеризует фактуру, живую чувственную ткань образа. Например, холодный предмет, острый укол, кислый лимон, запах ландыша/полыни, свет от лампы или отблеск вечерней зари. Свойства – интенсивность, длительность, протяженность в пространстве.
2. Фигура и фон – обязательный атрибуты перцептивного образа. Это означает – окружающий мир всегда структурирован на фигуры и фон. Впервые это свойство было описано гештальтистами. При восприятии целостных структур, одни их части воспринимаются как фигуры, а другие – как фон. Фигура – объект, вещь. Фон – аморфный субстрат. Фигура воспр-ся как выступающая перед фоном, а фон – как простирающийся за ней. При этом контур – общий для фигуры и фона – воспр-ся как принадлежащий фигуре. Фигура имеет более чёткую организацию в пространстве, чем фон.
3. Константность восприятия – это отличие от сенсорных образов (ощущений). Относительная неизменность признаков предметов при значительном изменении условий восприятия при изменении проксимальной стимуляции. свойство перцептивного образа сохранять относительное постоянство его характеристик при изменении условия восприятия одних и тех же объектов (пример с вращением тетрадки).
4. Система отсчета – субъективный характер оценки величины или интенсивности какого-либо объекта. У человека существует система эталонных оценок (звук громкий, предмет тяжелый, рост низкий/высокий – откуда это знаем?), зависит от прошлого опыта, обучения, социокультурных норм. (позволяет осуществлять количественные оценки своих образов восприятия) – это система сенсорных эталонов, которые мы усваиваем в детстве
5. Предметный характер восприятия – мы воспринимает не набор отдельных сенсорных качеств, а определенный предмет, обладающий этими качествами (мы убеждены, что воспринимаемый предмет реально, объективно существует). образы восприятия субъекта соотносятся им с его знаниями о реальном существовании всех тех предметов, событий и ситуаций, которые он встречал. + человек не сомневается, что воспринимает реально существующий предмет. Образы восприятия содержат в себе знание субъекта о значениях воспринимаемых предметов, событий и ситуаций.

6. Избирательность восприятия – проявляется в индивидуальности людей и в эффектах доминирующей установки (11,12, IЗ – воспринимается как 13; А, Б, IЗ – как В), также играет роль мотивационная и потребностная сфера человека (хочу есть – везде замечаю вывески с едой).
Кроме того, восприятие активно (пример, куб Неккера, перцептивная адаптация, пресыщение, иллюзия движения).
(?)7. установки: разные люди, органы чувств которых подвергаются воздействию одинаковых стимулов, воспринимают их по-разному, в зависимости от разной предрасположенности к восприятию этого стимула.

2) Ощущение – процесс непосредственного чувственного отражения воздействий стимулов на органы чувств в виде отдельных сенсорных качеств.
Свойства ощущений – одно свойство — сенсорное качество включает в себя:
1. Сенсорное качество/модальность ощущений: зрение – цвет поверхности, слух – высота тона, вкус – сладость.
2. Интенсивность: зрение – светлота светового пятна, слух – громкость.
3. Протяженность в пространстве: световой круг большой/маленький, звук – локальный/объемный, прикосновение – точечное/охватывающее все запястье.
4. Длительность – короткий/длинный.
5. Ясность (Титчинер) – место ощущения в сознании индивида: центр сознания – ясные и отчетливые ощущения, периферия – туманные.
6. Дистальность (нарасстоянии)/проксимальность (непосредственно) (Гибсон) раздражителей: вкус, тактильность – проксимальные стимулы; звук, свет – дистальные.

Читайте также:  Внутренняя инженерия руководство йоги для радости

3) Классификации
Классификация ощущений
1. По модальностям: зрительные, слуховые, ощущения вкуса и запаха, кожные ощущения (тактильная, болевая и температурная модальности), проприоцептивные ощущения – связаны с возбуждением рецепторов растяжения мышц, сухожилий и движения суставов. Кинестетические (ощущения от движения на основе проприоцептивной, вестибулярной и зрительной модальностей) и органические ощущения (просходящие в результате сдвигов во внутренней среде организма) имеют межмодальный характер и не попадают в эту классификацию.
2. По виду энергии соответствующего раздражителя (Вундт): 1) механорецепторы – основа кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности, 2) хеморецепторы – обеспечивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствительность, 3) фоторецепторы – специфичны зрению.
3. По анатомическому положению рецепторов (Шеррингтон): 1) Экстероцепция – контактная (обоняние, осязание, вкус) и дистантная (зрение, слух), 2) Проприоцепция – сигнализирует о положение тела и его частей в пространстве (механорецепторы мышц, сухожилий, сутавов+вестибулярный аппарат), 3) Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма (механо- и хеморецепторы).
4. Эволюционный принцип классификации (Хэд): эпикритическая (более молодая, дает объективную ориентировку) и протопатическая (диффузный характер ощущений и выраженная аффективная окраска) чувствительность.
5. Разные дополнения к классификациям:
a. Ноцицептивная чувствительность – боль.
b. Интермодальные ощущения – кинестезия, вибрация, шестое чувство у слепых (опыты А.Н. Леонтьева по формированию кожной цветовой чувствительности).
c. Синестезии – ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности (теплые/холодные цвета, тяжелый/легкий запах).

Классификация видов образов
Образ – чувственная форма психических явлений, но его содержание может иметь не только чувственную основу.
1. Мысленные образы – образы памяти и воображения. Лишены чувственной основы.
2. Фосфены – самый простой вид образов. Это локализованные на сетчатки и не имеющие предметного характера световые ощущения отдельных пятен. Например, при неадекватной стимуляции глаза.
3. Синестезии – чувственный переживания одной модальности, появляющиеся под воздействием стимулов другой модальности («цветной слух»).
4. Схема (образ) тела – картина или умственное представление своего тела.
5. Фантомный образ – часть образа тела или образ части тела =) , сохраняющийся после утраты этой реальной части (обычно, конечности).
6. Последовательный образ – ощущение, возникающее сразу после прекращения действия раздражителя.
7. Эйдетический образ – образ памяти, обладающий ясностью и высокой детальностью, сопровождается чувством реальности. (Обычно встречается у детей.)
8. Галлюцинации — обладают всеми основными свойствами перцепт образа, нет только реальной сенсорной основы. Если сенсорная основа есть, но искажена – это иллюзия.
9. Гипногогический образ – детальное и отчетливое проецируемое вовне представление, возникающее в период засыпания (если в период пробуждения – гипнопомпический образ).
10. Псевдогаллюцинации – яркое и реальное чувств впечатление, возникает по причине проецирования образов в сознание извне, характеризуется чувством навязанности (у психиатрических больных). Её субъективность осознаётся испытуемым.
11. Паранормальные галлюцинации – приведения, религиозные и мисические видения.
12. Сновидения – нормальные галлюцинации, имеющие место во время сна.
Есть ещё сенсорное обусловливание – экспериментально вызванная галлюцинация…

Бонус:
Объект-ориентированные теории. Субъект-ориентированные теории
Структурализм, Титченер Сенсорное качество Теория бессознательных умозаключений, Гельмгольц Конфигурация
Константность
Предметность
Гештальт-теория, Коффка, Кёллер, Вертхаймер Конфигурация Категоризация, Брунер Предметность, Установка
Экологическая теория, Гибсон Конфигурация
Константность
Предметность Теория перцептивного цикла, Найссер Установка

Стимул:
— дистальный (предмет, событие или ситуация окружающего мира)
— проксимальный (непосредственное физическое воздействие на органы чувств) по Гибсону: структурная характеристика физического воздействия.

Двойтсвенная природа образов восприятия:
1) восприятия – чувственное отражение объективного мира;
2) восприятие – форма представления знаний человека о внешнем мире в виде предметного значения образа.
А.Н. Леонтьев. Структура перцептивных образов:
1. Чувственная ткань. Функция – придание чувства реальности сознательной картине мира, переживание объективности.
2. Предметное содержание образа представленное в форме значений (даются человеку из культуры).

Источник

Ощущения: классификация и свойства. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего

Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.

Читайте также:  Техника рой мартина эмоционального баланса

Экстероцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.

Интероцептивныйобраз – это то внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.

Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.

Источник

ЛЕКЦИИ 4 И 5. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки централь­ной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде.

Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих не­рвной системой.

У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.

Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Для ощущений характерно отражение отдельных свойств пред­метов и явлений объективного мира при их непосредственном воздей­ствии на органы чувств.

Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации органов чувств.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для при­ема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутрен­ней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:

I — периферического отдела или рецептора.

II — чувствительных нервов (афферентных или центростремитель­ных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в цент­ральный отдел анализатора.

III — центр анализатора — специализированный участок коры мозга.

Благодаря обратной связи между рецепторами и центральным яд­ром анализатор мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.

  1. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:

а) Дистантные — слуховые, зрительные и обонятельные;

б) Контактные — кинестетические, тактильные, вкусовые, орга­нические.

  1. По расположению рецептора:

а) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о про­текании обменных процессов внутри организма.

б) Проприорецептивные (кинестетические).

в) Экстерорецептивные — зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные т.е. находящихся на поверхности тела.

Общие свойства ощущений

  1. Качество — каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощуще­ния характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
  2. Интенсивность — определяется силой действующего раздражи­теля и их функциональным состоянием рецептора.
  3. Решительность — определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
  4. Пространственная механизация раздражителей — пространствен­ный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам све­дения о локализации раздражителя в пространстве.

Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.

Нижний абсолютный порог — это минимальная величина раздра­жителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний — это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.

Разностный порог — наименьшее различие между раздражителя­ми, при котором возникает ощущение новой силы.

Различают 2 основные формы изменения чувствительности:

1) Адаптация — чувствительность изменяется в сторону пониже­ния и в сторону повышения.

2) Сенсибилизация — чувствительность меняется только в сторону повышения.

  1. Как возникают ощущения, покажите физический, физиологический и психический процессы.
  2. Как классифицируются ощущения.
  3. Перечислите общие свойства ощущения и дайте их характеристику.
  4. Как Вы понимаете нижний, верхний и разностный пороги ощущений?
  5. Назовите основные формы изменения чувствительности.
Читайте также:  Если чувствуешь ветер перемен

Адаптация — приспособление к внешним условиям.

Интерорецепторы — рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Кинестезические ощущения — ощущения движения органов сво­его тела.

Интерорецептивные ощущения — ощущения, сигнализирую­щие о внутреннем состоянии человека.

Обоняние — способность к ощущению запахов.

Ощущения — простейшая форма психического отражения, обес­печивающая познание отдельных свойств и предметов.

Проприоцептивные ощущения — ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и по движении.

Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раз­дражителя, вызывающего едва заметное ощущение — нижней поры, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения — верхний поры.

Рецепторы — специализированные нервные окончания, преобра­зующие раздражения в нервное возбуждение.

Чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.

Экстерорецептивные ощущения — сигнализирующие о различ­ных характеристиках внешнего мира.

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных ком­плексов свойств предметов и явлений объективного мира при их не­посредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощу­щений, хотя и включает их в свой состав.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанно­сти человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаи­мосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в сово­купности различных свойств и частей. Взаимодействие системы ана­лизаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, мо­торных, осязательных.

Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Пер­вичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется слож­ной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлек­торная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного ком­плекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладаю­щей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть не­равнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным от­влечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную дея­тельность.

  1. Предметность — свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
  2. Структурность — восприятие не является простой суммой ощу­щений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощу­щений обобщенную структуру.
  3. Осмысленность — восприятие у человека тесно связано с мыш­лением, с пониманием сущности предмета.
  4. Целостность — восприятие есть всегда целостный образ.
    1. Константность — благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.
    2. Избирательность — проявляется в преимущественном выделе­нии одних объектов по сравнению с другими.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из сле­дующих действий:

— выделение наиболее характерных его признаков;

— опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспри­нимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интере­сы, желания и чувства человека.

  1. Как зависит восприятие от направленности личности и других пси­хических процессов?
  2. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
  3. Наблюдение — это целенаправленное восприятие? Наблюдательность — качество личности, необходимое для успешной деятельности во­обще, а для учебной особенно.
  4. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности?

Восприятие — форма целостного психического отражения пред­метов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Избирательность — качество восприятия, определяемое направ­ленностью или опытом личности.

Наблюдательность — свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но суще­ственные детали.

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспе­чивающих данный акт восприятия.

Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Сенсорика — понятие, обобщающее ощущения и восприятия.

Целостность восприятия — особенность восприятия, занимаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непос­редственном воздействии на органы чувств, целостность восприятия формируется в предметной деятельности.

Источник

Оцените статью