- Понятие об ощущении. Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира
- Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов’ — их цвета, формы, запаха, вкуса.
- Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов
- Общие сведения об ощущениях
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды ощущения
- Качество и интенсивность ощущений
Понятие об ощущении. Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира
Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Например, световое излучение с определенной длинной волны ощущается как цвет; звуковые колебания определенной интенсивности и частоты ощущаются как звук некоторой громкости и высоты и т.п. При этом человек ощущает объекты не внутри, а вне себя. Ощущения осуществляются с помощью органов чувств, но отражают реальные свойства объектов, а не свойства органов чувств (хотя искажения возможны и об этом будет сказано ниже).
Ощущения– начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.
Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой.
Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности.
Орган чувств –анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.
Физиологические основы ощущений. Ощущениеможет возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.
Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором. Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов.
Ощущения различаются по модальностям, то есть в зависимости от органа чувств бывают зрительными, слуховыми, тактильными (осязательными), кинестетическими (телесно-мышечными), обонятельными, вкусовыми и др. А.Р.Лурия предложил следующую классификацию ощущений:
· интероцептивные ощущения – сигналы от внутренних органов организма;
· проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела, позе и движениях;
· экстероцептивные ощущения – сигналы из внешнего мира; эти ощущения могут быть 2-х типов:
контактные – возникают при непосредственном воздействии на рецептор (вкус и осязание),
дистантные – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств с некоторого расстояния (обоняние, слух, зрение).
Источник
Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов’ — их цвета, формы, запаха, вкуса.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.
Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.
Рассмотрим основные особенности мышления.
Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное
Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением.
Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях.
Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.
ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.
Формальная логика,её предмет,место и роль в системе науч. знания.
Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой. Логика — это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области. Следовательно, предмет логики составляют:
Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира.
Формы мыслительного процесса — понятия, суждения и умозаключения.
Методы получения нового выводного знания -сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и другие.
Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательство, опровержение и т.д.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
3. Основные исторические этапы развития логики. Древняя логика-Средневековая логика-Логика Возрождения и Нового времени – Современная логика. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель,
Гален, Демокрит. –древняя логика
Средние века, теория индукции, Ф.Бэкон
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.
Лог. Возрож и нов. Врем М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский
ЛОГИКА И ЯЗЫК
Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.
Функции естественного языка многочисленны и многогранны. Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.
Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.
На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алго-метрические языки программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.
Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.
Имена делятся на:
1) простые (книга, снегирь);
2) сложные или описательные (самый большой водопад в Канаде и США);
3 ) собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов или событий (П. И. Чайковский);
Общие (действующие вулканы).
Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.
В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.
Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию «отец y». Подставим вместо «y» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» – имя предмета.
Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.
Понятие пропозициональной функции широко используется в математике. Все уравнения с одним неизвестным представляют собой одноместные пропозициональные функции.
При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.
Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.
Можно выделить знаки следующего вида:
1) знаки-индексы;
2) знаки-образцы;
Знаки-символы.
Логика исследует знаки последнего вида. Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.
Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Источник
Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Ощущение — это процесс отражения в сознании свойств и качеств предметов, а также явлений, которые воздействуют на органы чувств человека. Ощущение является начальной стадией любого познания.
Общие сведения об ощущениях
Отражение свойств и качеств осуществляется с помощью работы органов чувств. Большое значение в этом процессе имеют зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и др. Благодаря зрению индивид получает основной объем информации. Это ощущение отражает стороны действительности, включающие свет, цвет, форму и движение.
С помощью слуха обеспечивается прием значительного потока информации в звуковом виде, шумах и вибрациях. Осязание также способно давать очень много впечатлений, включая ощущение формы, плотности и температуры. Обоняние и вкус предназначены для раскрытия различных аспектов действительности.
Для органов чувств присуща чувствительность. Она, в свою очередь, может быть определена через минимальный и максимальный порог ощущения. Минимальный порог можно оценить по наименьшей силе раздражителя, который впервые ощущается соответствующим органом чувств. Например, нижний предел ощущения высоты звука — 15 гц, света — 0,001 свечи и т.д.
Максимальный порог ощущений представляет собой определенный порог величины и силы раздражителя. Сверх него человек перестает его адекватно ощущать. Так, колебание звука более 12 000 дб человеком ощущается уже как боль.
Качественный аспект ощущения зависит от различительной чувствительности органов чувств. Ее характеризует минимальная величина различия между раздражителями, которые впервые замечены человеком. По информации, полученной в психологических исследованиях, величина прибавки силы раздражителя, которая требуется для ощущения чуть заметной разницы, в звуке составляет 1/10, в свете 1/100, в давлении 1/30 от базовой величины.
Важный критерий в определении рабочих возможностей человека представлен диапазоном чувствительности. С его помощью характеризуется любой орган чувств и может быть определена его пропускная способность. Она соответствует «рабочей зоне», которая лежит между минимальным и максимальным порогом.
Готовые работы на аналогичную тему
Органы чувств не в один момент включаются в оптимальный режим. Этот процесс назван адаптацией, он происходит в течение определенного промежутка времени, различного для разных органов чувств, разных условий и разных людей. На пропускную способность органов чувств оказывает влияние взаимодействие между ними. Оно может быть положительным или отрицательным.
Виды ощущения
Совокупность ощущений можно разделить на 2 группы:
- Ощущения, которые отражают свойства вещей или явлений и находятся вне человека (органы располагаются на поверхности тела или ближе к ней);
- Ощущения, которые отражают движения отдельных частей человеческого тела и состояние внутренних органов (органы расположены в глубине тканей или на поверхности внутренних органов).
В первую группу можно включить зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.
В рамках зрительных ощущений раздражитель для органа зрения представлен светом. Это электромагнитные волны, которые имеют длину 390-800 миллимикронов. Всё, что видит человек, обладает каким-либо цветом. Бесцветным бывает лишь прозрачный или невидимый предмет. Можно сказать, что зрительные ощущения — это чувственное отражение вета.
Раздражитель для органа слуха представляет собой звуковую волну. Волны — это продольные колебания частиц воздуха, которые распространяются во все стороны от источника. В пределах звуковых волн принято различать частоту колебания, амплитуду (размах) и их форму.
Слуховые ощущения обладают тремя аспектами:
- Высота звука, являющаяся отражением частоты колебаний,
- Громкость звука в виде отражения амплитуды колебаний;
- Тембр звука как отражение формы колебаний.
В зависимости от характера вызываемых ощущений звуки делятся на музыкальные звуки (пение, звучание музыкальных инструментов, камертона) и шумы (скрип, шорох, стук, треск, грохот). Речь включает как музыкальные звуки (главным образом, гласные), так и шумы (главным образом, согласные).
Органы обоняния представлены обонятельными клетками, которые располагаются в верхней части носовой полости. Раздражитель для органа обоняния — это частица пахучих веществ, проникающих в нос вместе с воздушной массой.
Раздражители органа вкуса — это растворённые вкусовые вещества. Кожа, включая слизистую оболочку рта и носа, дает ощущения четырёх видов. В первую очередь, это ощущения прикосновения (тактильные ощущения), ощущение тепла и холода, а также ощущение боли.
Одни точки на коже способны давать лишь тактильные ощущения (точки прикосновения), а другие дают только ощущение холода или тепла (точки холода или тепла). Есть точки, дающие лишь ощущение боли (точки боли). Простой опыт позволяет убедиться в существовании точек холода, для чего необходимо одним концом карандаша слегка прикоснуться к коже закрытых век и медленно провести по ним. В ходе этого процесса иногда будет ощущаться мгновенное чувство холода.
Качество и интенсивность ощущений
Качество и интенсивность ощущений являются главными характеристиками реакции на раздражение рецепторов. Качественная сторона обеспечивает исследователя сведениями о том, чем определенная реакция рецепторов будет отличаться от других похожих реакций. Так, ощущения вкуса весьма разнообразны, поскольку любой человек отличает горький вкус от сладкого. Соответствующая характеристика вкуса напрямую зависит от химического состава, именно это определяет качество вкусовых ощущений.
Чувственная сторона качества ощущений часто отождествляется с их модальностью. Она способна отражать основное свойство определенного анализатора. Количественная величина рецепторных реакций представлена интенсивностью, определяющей силу действия раздражителя и работы рецептора.
Пример изменения интенсивности впечатлений — это способность индивида воспринимать запах. Так, во время простудного заболевания, которое сопровождается заложенностью носа, эта способность снижается.
Источник