Отличие ощущения от чувства
Что такое чувство и что такое ощущение? Есть ли между ними разница?
Многие люди, если задать им эти вопросы, вероятно, затруднятся с ответом. Или скажут, что разницы особой нет, а если и есть — то незначительная. Но для чего же тогда существует два разных слова? Только ли для того, чтобы озвучивать одно и то же?
Давайте проведём небольшой эксперимент, и посмотрим, какое представление в нас вызывают, например, такие слова: «Я чувствую любовь» и «Я ощущаю любовь». Озвучим их внутри себя, прислушаемся.
Не появится ли при этом желание что-то уяснить, понять? Не поведёт ли «ощущаю» нас в глубину самих себя, а «чувствую» не будет ли всё-таки устремляться и изливаться во вне, так что захочется добавить: «Я ощущаю любовь внутри себя» и «Я чувствую любовь к кому-либо»?
Иначе говоря, уже в этом довольно субъективном эксперименте можно при желании увидеть направленность нашего внутреннего внимания при слове «ощущение» внутрь нас самих, а направленность при слове «чувство» — вовне. И это вполне закономерно и естественно, если обратиться за разъяснением к книге Абд-ру-шина «В Свете Истины. Послание Граля», в которой механизму действия в человеке ощущения, которое относится к голосу нашего внутреннего «Я», и механизму возникновения чувства, имеющего внешнюю природу, уделено особое внимание.
Но прежде чем обратиться к «Посланию Граля», давайте вспомним об одном жизненно важном переживании писателя Александра Исаевича Солженицына. В своё время он благодаря нелёгким испытаниям судьбы распознал в себе некий таинственный духовный «реле-узнаватель», позволяющий ему с безошибочной точностью распознавать людей с первого взгляда.
Чувство постоянной опасности, непрерывная оборона от жестокого внешнего окружения, с которым Солженицыну пришлось столкнуться в тюрьмах, на этапах и в следственных камерах, пробудило и закалило в этом человеке то, на что большинство из нас, к сожалению, не склонно обращать внимание — голос нашего духа, ощущение. Вот как он об этом пишет:
«Я ещё не знал ни слова «наседка», ни — что в каждой камере она должна быть, я вообще не успел еще обдумать и сказать, что этот человек, Георгий Крамаренко, не нравится мне — а уже сработало во мне духовное реле, реле-узнаватель, и навсегда закрыло меня для этого человека. Я не стал бы упоминать такого случая, будь он единственным. Но работу этого реле-узнавателя внутри меня я скоро с удивлением, с восторгом и тревогой стал ощущать как постоянное природное свойство. Шли годы, я лежал на одних нарах, шел в одном строю, работал в одних бригадах со многими сотнями людей, и всегда этот таинственный реле-узнаватель, в создании которого не было моей заслуги ни черточки, срабатывал, прежде, чем я вспоминал о нём, срабатывал при виде человеческого лица, глаз, при первых звуках голоса — и открывал меня этому человеку нараспашку, или только на щелочку, или глухо закрывал. Это было всегда настолько безошибочно, что вся возня оперуполномоченных со снаряжением стукачей стала казаться мне козявочной: ведь у того, кто взялся быть предателем, это явно всегда на лице, и в голосе, у иных как-будто ловко-притворчиво — а нечисто. И, напротив, узнаватель помогал мне отличать тех, кому можно с первых минут знакомства открывать сокровеннейшее, глубины и тайны, за которые рубят головы. Так прошел я восемь лет заключения, три года ссылки, еще шесть лет подпольного писательства, ничуть не менее опасных, — и все семнадцать лет опрометчиво открывался десяткам людей — и не оступился ни разу! — Я не читал нигде об этом и пишу здесь для любителей психологии. Мне кажется, такие духовные устройства заключены во многих из нас, но, люди слишком технического и умственного века, мы пренебрегаем этим чудом, не даем ему развиться в нас. « («Архипелаг ГУЛАГ», глава 5)
Таким образом, Солженицын на своём опыте пережил действие этого удивительного «духовного устройства», о котором хорошо известно народной мудрости, а точное и подробное описание которого впервые дано Абд-ру-шином в «Послания Граля».
Нет никакого сомнения, что эти знания будут интересны не только для любителей психологии, но являются насущно необходимыми для каждого из нас. В докладе «Внутренний голос» говорится:
«Так называемый «внутренний голос» — Духовное в человеке, к чьему голосу он может прислушиваться, и есть ощущение! Народная мудрость не зря гласит: «Первое впечатление всегда самое верное».
Как и во всех подобных изречениях и пословицах, здесь сокрыта глубокая правда. Под впечатлением мы привыкли понимать ощущение. То, что, к примеру, ощущает человек при первой встрече с незнакомцем — это либо нечто вроде сигнала тревоги вплоть до полного отталкивания, либо нечто приятное вплоть до полной симпатии, а во многих случаях и просто равнодушие. «
Итак, ощущение — это голос нашего духа! Голос того, что пребывает в нас как наше бессмертное «Я», как наш так называемый «внутренний человек» — животворное ядро в нас, которое использует земное грубо-вещественное тело в качестве инструмента по роду того уровня в Творении, на котором в данный момент своего бытия мы пребываем с целью своего развития.
Многим людям это утверждение наверняка покажется странным по той причине, что они привыкли отождествлять себя именно со своим земным телом. Но в этом отождествлении и состоит как раз последствие той духовно-нравственной болезни человечества, на которую указывает Библия, и о которой говорят наиболее прозорливые и наблюдательные люди, и причины которой с убедительной полнотой и логичностью вскрыты Абд-ру-шином. Речь идёт о так называемом первородном грехе, суть которого состоит в гипертрофированно развитом переднем мозге человека. Это — наследственный процесс, которому подвержено всё человечество в течение уже многих и многих тысячелетий. В силу этого земной человек стал более умным, рассудочным, но менее духовным. Мы стали людьми, как пишет Солженицын, «слишком технического и умственного века»!
При этом жизнь, которую мы несем в себе, а значит энергия и сила, заключены только в духе. Но земной человек добровольно отдал бразды правления тому, что само по себе мертво, ибо является порождением грубо-вещественного, земного мозга — рассудку, уму. Мы «пренебрегли чудом», которое каждый из нас несёт в себе как величайший Дар Божий, и не даём этому чуду «развиться в нас». Последствия этого пренебрежения ныне сказываются во всех областях человеческой деятельности, и последствия эти катастрофичны. Ибо человек, руководствуясь умом-рассудком в отрыве от своего внутреннего голоса — ощущения, автоматически, закономерно закладывает во все свои начинания смерть и разрушение.
Одно из недобрых последствий неправедного вмешательства земного человека в богоугодный порядок распределения ролей между умом-рассудком и духом — это стирание различия между ощущением и чувством. Ибо чувство является порождением земного тела:
«А посему — бодрствуйте! Чувство — не ощущение! Источник чувства есть грубо-вещественное тело. Оно порождает влечения, которые, будучи направляемы рассудком, в свою очередь порождают чувство, что не имеет никакого отношения к ощущению. Совместная же работа чувства и рассудка порождает фантазию.
Итак, со стороны Духа мы располагаем лишь вознесшимся над пространством-временем ощущением. С другой же стороны — в первую очередь привязанным к пространству-времени грубо-вещественным телом. От этого тела исходят влечения, которые при участии рассудка порождают чувства.» (Доклад «Внутренний голос»)
«От тела исходят влечения. » — это значит, что чувство как таковое состоит из более тонкой субстанции, чем само грубо-вещественное тело — из эфирной грубой вещественности.
При этом чувства сами по себе не являются препятствием в духовном развитии, но напротив: чувства способствуют разворачиванию духовной силы и созреванию духа, если только они подчинены духу, подчинены ощущению — тогда они чисты.
Однако, отдавая бразды правления рассудку, люди попадают в печальную зависимость от своих же чувств. Они как бы выпускают из бутылки джинна, с которым потом не могут справиться: медленно, но верно оказываясь в рабстве у этого джинна — в рабстве у своих же собственных чувств! Потому вполне привычны для нашего слуха такие выражения: «Дать волю своим чувствам», «Быть в плену у чувства», «Угар чувств», но ничего подобного нельзя сказать в связи с ощущением!
И неужели же человеку нужно претерпеть многие лишения и ограничения, чтобы в нём всё-таки возродилось ощущение в своей неомрачимой чистоте и силе, как это случилось, например, с Солженицыным? А ведь к этому можно прийти и другим путём — путём радости в познании Первозданных Законов Творения.
Источник
Чувствовать и ощущать. В чём разница?
Мы привычно и походя говорим об ощущениях и чувствах особо не задумываясь есть ли какая-либо разница между ними и тем, что они отражают. Если серьёзно задуматься, то различие легко обнаруживается. Оно возникло при переходе от животной формы жизни к человеческой. Это различие должно было когда-то возникнуть в сознании, чтобы обеспечить более адекватное отражение окружающей среды и более эффективное воздействие на неё на благо человечества. Это различие необходимо было для поддержания и сохранения человеческого существования. Оно возникло на границе между ощущениями и разумом.
К вашей руке прикоснулись неким предметом. Вы что-то почувствовали. Ощутили. Вы восприняли это внешнее воздействие тактильными рецепторами кожи, вы ощутили, что именно к данному месту вашей поверхности тела прикоснулось, воздействовало на кожу и вам от этого хорошо или плохо, или безразлично.
Способность ощущать дана всем живым существам от природы для различения, выделения источников воздействия, вызывающих эти ощущения, для оценки их жизненной важности и выбора адекватного реагирования и поведения. Для выживания и размножения живым существам даны различные органы, средства ощущений окружающей среды — глаза, уши, язык, нос. Главное — чтобы этого было достаточно для выживания конкретной особи и приумножения численности вида. Внешний мир даётся живым существам в виде их ощущений.
Человекообразное существо стало человеком, когда у него появилась возможность возникающие ощущения и образы форматировать в сигналы, знаки, слова, понятия, термины, отражающие внешние физические феномены и внутренние мыслимые ноумены. Они фиксируются в определённых отделах нервной системы — мозге и во всех возможных запасниках нервных клеток, способных сохранять как сами ощущения так и их обозначения, наименования посредством звуков, знаков, символов, иероглифов и всех возможных способов фиксации ощущений и образов, возникающих от всего, что воздействует извне на органы чувств и воспринимается человеком.
Такая опосредованная совокупность ощущений и их мыслимых обозначений формирует чувственные образы внешней среды в виде особых, условных звуков, знаков, символов, картин. Они отражаются речью или мыслью и выражаются акустически (звуки, слова) или в письменном виде (тексты, рисунки).
Закодированные таким образом ощущения и мысли о них запоминаются в специальных отделах головного мозга посредством памяти. Человек может воспроизводить свои ощущения и чувства посредством звуковых, визуальных, тактильных и т.д. средств.
В процессе нашего обучения жизни все эти сигналы, знаки, символы, слова, мимические формы объясняются нам на всех уровнях нашего восприятия и возможностей понимания нашего интеллекта мамой, папой, бабушкой, сестрой, братом и другими людьми, книгами, фильмами, СМИ и т.д. Благодаря речи (слова) и письму (тексты, картинки) возникают, формируются чувства, эмоции, представления о качестве и количестве.
Услышанные слова, звуки или увиденные картинки, знаки преобразуются в нашем мозге в ощущения и чувства, подобные тем, что мы ощущаем при непосредственном внешнем воздействии из окружающей среды. Мы осознаём услышанные слова и увиденные рисунки и воспроизводим в сознании то, что в своё время было вызвано физико-химическими внешними воздействиями и обозначено в процессе восприятия соответствующими знаками, символами, словами.
Мы формируем, строим мысли, идеи, гипотезы посредством речи или иных звуковых, визуальных, тактильных и др. слов, символов, знаков, отражающих всё то, что мы ранее восприняли в виде ощущений и закодировали в виде мыслей.
Ощущая нечто извне и сопоставляя с тем, что уже есть в нашей памяти мы делаем вывод о предмете воздействия на нас. Возникло ощущение острого. Это нож? Гвоздь? Шило? Зубочистка? Игла? Рыбья кость? И так далее. Возникающее у нас органолептическое ощущение мы приводим к имеющемуся у нас в памяти — от ранее полученного опыта ощущения, обучения и образования, — к виду умственных, интеллектуальных, мыслимых знаний и сопоставляем их со всем своим предыдущим опытом и своим чувственным состоянием в нём. Это и есть процесс формирования чувств от воздействий или мыслей. Мы этому долго учились после рождения. Года три или лет 5. У каждого человека своя скорость обучения человеческому. Лишь на 3-м годе жизни у человека формируется представление о своём Я. И именно в этот период жизни формируются речевые навыки. Как свидетельствуют многочисленные примеры с «маугли», дети, оказавшиеся среди животных в этот временной период своей жизни, никогда затем не осваивают человеческую речь.
А если бы вы лично ничего не «знали» про то, что данные ощущения, которые возникают у вас под воздействием чего-то внешнего, как-то называются и не имели бы соответствующих слов для их обозначения в мозге, в памяти, то что бы вы тогда «почувствовали», в смысле «осознали», при соответствующих физических или вербальных воздействиях на вас? Ну, нечто такое, что и собака или кошка.
Если вы не можете назвать и понять, что такое «свет» и что такое «красное» или «синее», то откуда у вас могут возникнуть чувства об этих визуальных феноменах или их звуковых (слова, фразы) или графических (текст, картинки) обозначениях?
Вы «нечто» видите, слышите, осязаете, ощущаете разницу во всём, что на вас воздействует, но назвать это словом или обозначить знаком не можете. Значит вы животное. Значит вас не обучили этому и у вас не возникнет никаких мыслей про эти ощущения и нет, соответственно, того, что мы называем чувствами. «Нечто», что не имеет какого-либо обозначения в мозге, в памяти мозга, при воздействии на вас, никак не трактуется в сознании, мыслях и у вас нет осознанного предыдущего жизненного опыта по его оценке, интерпретации, трактовке и включению его в вашу картину мира, есть «ничто». И вы не владеете соответствующей знаковой системой для наименования, запоминания и воспроизводства воспринятого в сознании. Что же вы делаете? Тупо реагируете на воздействие как камень или ощущаете как верблюд? Не зная посредством сознании что это есть такое?
Вы оказываетесь в состоянии просто живого существа: дерева или животного. Да! Вы можете только реагировать на уровне физико-химических систем и рефлексировать на уровне животных инстинктов. В этом и состоит одно из главных отличий животного существа от разумного — возможность осознанного восприятия. Животные способны только реагировать на любые доступные им в ощущениях воздействия со стороны окружающей среды, имеющимися у них способами и реакциями. Инстинктивно и рефлекторно. Внешнее воздействие — внутреннее ощущение и реакция на него. Как говорил Козьма Прутков: «Щёлкни кобылу в нос, она махнёт хвостом».
Но все эти свои «ощущения» животные не могут называть словами, именами, не в состоянии дать им символические и знаковые обозначения. Животные, конечно, могут запоминать обстоятельства возникновения различных ощущений изменения среды обитания, условия окружающей среды, возможные источники и последствия от этих воздействий. Они запоминают эти переживания на уровне приятно, неприятно, плохо, хорошо, нейтрально, чревато гибелью. Не более. Рефлекторный уровень отношения и управления своим поведением. Для сохранения и продолжения жизни.
В следующий раз, когда эти условия повторяются, высокоразвитые животные способны, могут ожидать повторения тех же переживаний, ощущений и их последствий, что и в прошлый раз. И если ощущения повторятся, то они — эти рефлекторно «мыслящие» системы — будут просто ощущать, что у них сейчас произошло нечто, то же, что и тогда, когда-то и они предпримут соответствующие действия, на уровне их запоминания, чтобы не было больно или, наоборот, чтобы было приятно. Отреагируют адекватно. Эволюция позаботилась о таком механизме поведения животных. Они вспомнят и закрепят в своей памяти всё, что повторяется. Без символов, знаков иероглифов и слов. Это можно называть аналоговыми представлениями: внешнее воздействие — определённый электрохимический сигнал в мозге. И наоборот: электрохимический сигнал в мозге — ощущение. Это ещё Павлов показал. У животных реализуется аналоговый уровень реагирования через ощущения.
У человека формируется, возникает символьный, знаковый, цифровой уровень отражения мира.
Человек, при восприятии и оценке внешнего воздействия, может, конечно, сильно ошибаться в интерпретации, трактовке источника своих ощущений. Одно и тоже ощущение от внешнего воздействия может быть вызвано различными источниками, предметами и причинами. Одну и ту же функцию может выполнить, например, и нож, и ножницы, и пика, и грабли, и копьё. А один объект может быть использован для выполнения различных функций: резке хлеба или убийства.
Человек, по уровню и возможностям своих первичных ощущений ведёт себя как типичное высшее животное — примат: в нём имеются аналогичные способности к ощущению внешних воздействий, посредством имеющихся у него специфических детекторов, датчиков, органов пяти-семи видов ощущений. Для обеспечения самых важных условий жизни,- органы обработки всех возможных внешних природных воздействий. Как и все живые организмы, человек стремится обеспечить в первый момент, любого внешнего воздействия сохранение своей жизни. Главное в его поведение — это остаться в живых! Это однозначная реакция. Инстинкт.
На бытовом уровне, человеку не нужно особо анализировать, делать обобщения, строить гипотезы, теории, проверять их, систематизировать возникающую ситуацию, — что, мол, было источником воздействия на него. В момент ощущения действия на него, человек ведёт себя как обычные животные, стремящееся сохранит жизнь. Обычное животное, которые что-то ощущает и действует инстинктивно, рефлекторно и не стремится это понять, осознать.
Пока есть проблема жизни, человек не задумывается о названии интервалов времени и пространства, не стремится дать специфические названия, обозначения и выделять в них нечто общее, главное из множества различных, систематизировать, классифицировать по определённым критериям и строить на этой основе правдоподобные представления (гипотезы, идеи, теории, объяснения) о том, что он ощущает. Короче, пока сохраняется возможность умереть, человеку не до философии.
Известно, что человек — это довольно чувствительный прибор на многие физико-химические воздействия. Поэтому человека и стали называть мерой всех вещей и процессов в природе. Восприятие воздействий и реагирование на внешние факторы у различных животных и людей проявляется по разному. Человек — не обладает нюхом собаки. Скоростью лошади. Силой медведя. Приспособляемостью таракана. Это банальные истины. Но у человека, в отличии от этих животных, есть разум. И разум этот обеспечивает человеку неограниченное познавательное движение в обе стороны: и от объектов к ощущениям, к чувствам и сознанию, и от сознания к чувствам, ощущениям и к объектам. Человек научился делать приборы неограниченно расширяющие его способности ощущать (от микроскопа до телескопа, от трактора до ракеты. ).
Человек не может, по причинам устройства своих ушей, осознанно «слышать» инфразвук, но при наличии звука такой частоты, он чувствует дискомфорт. Чувства без ощущений. При воздействии на человека такого звукового поля, он явно не ощущает это как звук. Но человек испытывает чувство страха. У человека возникает некое не осознаваемое ощущение, которое им трактуется и воспринимается как опасность.
Человек находится, живёт, существует в инфракрасном излучение, но не воспринимает это осознанно,- у него возникает специфическое чувство тепла при воздействии инфракрасных электромагнитных волн. Мы живём в потоках нейтрино и радиоволн. Их человек также не ощущает своими органами чувств. Но к каким последствиям приводят возможные воздействия этих частиц и полей до сих пор ещё точно не известно.
Человек не чувствует ультрафиолетовое излучение, радиацию, потоки электронов, нейтронов и протонов, но у него от этих воздействий возникают смертельные заболевания. Или волны от кухонных микроволновых печей.
Человек не всегда слышит, осознаёт запахи, но этот молекулярный источник воздействия на человека, формирует у него определённое отношение к другому человеку или ситуации. Человек не ощущает многие химические вещества, но они могут влиять на его поведение (феромоны, наркотики. ).
Человек не осознаёт звук, но этот звук влияет на его эмоциональное состояние.
Человек не осознаёт свет, но «свет» влияет на его здоровье и химическое состояние. Эти воздействия и восприятия — не осознаваемые явно человеком часто относят к действию, так называемой, интуиции.
Человек в какой-то конкретной ситуации поступил так, а не иначе. Почему? Он этого не может объяснить. Сработало не осознаваемое ощущение и память.
Под словом «чувствовать» следует понимать состояние человека, возникающее у него при воздействии внешних или внутренних факторов, которые человек осознаёт определённым образом, фиксирует их в форме мыслей и запоминает. Чувства рождаются на границе между ощущениями и разумом. Чувства — это продукт отражения ощущений разумом. Чувства формируют эмоции.
Под словом «ощущать» следует понимать непосредственную реакцию живого организма на внешние воздействия, которые влияют на его состояние, поведение и принятие решений.
Ощущения — это разновидность безусловных рефлексов.
Чувства — это нечто подобное рефлексам условным.
Реальность — это то, что ты чувствуешь и что влияет на твоё поведение.
Действительность — это всё, что есть вне твоего сознания.
Действительность объективна, реальность — субъективна.
Свободы нет. Есть надежда на независимость.
Счастья нет. Есть вера в радостное существование.
Равенства нет. Есть мечта о справедливости.
Источник