Отличие чувственного познания от абстрактного мышления

Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления

ЛОГИКА

1. Предмет логики, её значение и место в системе научных знаний.

Логика —раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Предмет — Логика изучает структуру мышления и его различные свойства, которые отделяют сферу абстрактного-логического, рационального мышления.

Значение логики состоит в следующем:

1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;

2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;

3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;

4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.

Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.

Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.

Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.

Особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.

Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.

Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.

Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.

Источник

Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

Логика (формальная логика) (гр. logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность») — наука о законах и формах правильного мышления.

Читайте также:  После таро чувствую обессиленность

Иначе, логика — наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).

Задачи логики как науки:

    • Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
    • Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.

Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Термин «логика» имеет четыре различных смысла:

    1. специфические закономерности правильного мышления ;
    2. наука , изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
    3. закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
    4. определенная последовательность действий человека .

Этапы развития логики:

Современная формальная логика — интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:

    1. традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
    2. математическая (или символическая) логика.

В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.

Классическая (или традиционная, двузначная) логика:

  1. суждение может быть:
    • либо истинным (все соколы — птицы),
    • либо ложным (все свидетели дают истин­ные показания).
  2. имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).

Мышление как объект логики

Мышление — опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

  1. формирование и усвоение понятий;
  2. решение проблем.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.

Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

    1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
    2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
    3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
    4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

Читайте также:  Почему всем нужно практиковать неотложную эмоциональную помощь

Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

Специфика чувственного и абстрактного познания

Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.

Существуют две ступени познания:

    1. чувственное познание (познание фактов) ;
    2. абстрактное мышление (познание законов) .

Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.

Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление — более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них.

Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

    1. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем кражам, мы образуем понятие «кража»). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: «материя», «сознание», «движение», «государство», «наследственность», «ген» и др.).
    2. Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира . Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
    3. Абстрактное мышление — процесс активного отражения действительности . Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
    4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком . Язык — способ выражения мысли, средство ее закрепления и передачи дру‑ гим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.

Формы чувственного познания

Выделяют три формы чувственного познания:

    1. ощущение;
    2. восприятие;
    3. представление.

Ощущение — отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.

Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.

Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта . Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).

Представление — это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:

  • воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
  • творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).
Читайте также:  Такое чувство что муж разлюбил

Формы абстрактного познания

Основными формами абстрактного мышления являются:

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).

Суждение — форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:

    • простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
    • сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.

  1. Все углеводы — горючи. Сахар — углевод. Сахар — горюч.
  2. Все взяточники — преступники. Осужденный Иванов — взяточник. Осужденный Иванов — преступник.
  3. Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
  4. Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.

Первые два суждения называются посылками , третье суждение — заключением .

Источник

Чувственное познание. Абстрактное мышление

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.

Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.

Основные формы абстрактного мышления

Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы — понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».

Источник

Оцените статью