- Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления
- Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
- Задачи логики как науки:
- Этапы развития логики:
- Классическая (или традиционная, двузначная) логика:
- Мышление как объект логики
- Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
- Специфика чувственного и абстрактного познания
- Формы чувственного познания
- Формы абстрактного познания
- Чувственное познание. Абстрактное мышление
Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления
ЛОГИКА
1. Предмет логики, её значение и место в системе научных знаний.
Логика —раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Предмет — Логика изучает структуру мышления и его различные свойства, которые отделяют сферу абстрактного-логического, рационального мышления.
Значение логики состоит в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных). Эти убеждения опираются на доказательные процедуры своего представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действительной науки, отказавшейся от теологических подходов;
2) формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;
3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.
Основные формы познания. Чувственное познание и абстрактное мышление, их взаимосвязь. Особенности абстрактного мышления.
Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира.
Абстрактное мышление (рациональное познание) является не только средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством отражения законов и закономерностей, определяющих их бытие, но и представляет собой творческий, активный процесс постановки и решения проблем.
Особенностью абстрактного мышления является активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.
Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности.
Чувственное познание и абстрактное мышление органически связаны между собой. Между тем в истории философии эти моменты познания часто метафизически противопоставлялись друг другу. Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) видели источник наших знаний главным образом в умственной деятельности людей, в разуме. Реальным и надежным они признавали только разум и недооценивали, игнорировали значение опыта, чувственного восприятия. Существовало и другое, противоположное рационализму направление, называемое эмпиризмом (Бэкон, Локк и др.). Представители этого направления, правильно полагая, что основой и источником всех наших знаний является опыт, в то же время недооценивали роль рационального момента в процессе познания.
Источник
Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
Логика (формальная логика) (гр. logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность») — наука о законах и формах правильного мышления.
Иначе, логика — наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).
Задачи логики как науки:
-
- Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
- Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.
Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Термин «логика» имеет четыре различных смысла:
-
- специфические закономерности правильного мышления ;
- наука , изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
- закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
- определенная последовательность действий человека .
Этапы развития логики:
Современная формальная логика — интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:
-
- традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
- математическая (или символическая) логика.
В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.
Классическая (или традиционная, двузначная) логика:
- суждение может быть:
- либо истинным (все соколы — птицы),
- либо ложным (все свидетели дают истинные показания).
- имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).
Мышление как объект логики
Мышление — опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление отражает действительность в обобщенных формах.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.
Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
-
- «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
- Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
- Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
- Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:
Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
Специфика чувственного и абстрактного познания
Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.
Существуют две ступени познания:
-
- чувственное познание (познание фактов) ;
- абстрактное мышление (познание законов) .
Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.
Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление — более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них.
Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.
-
- В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем кражам, мы образуем понятие «кража»). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: «материя», «сознание», «движение», «государство», «наследственность», «ген» и др.).
- Абстрактное мышление — форма опосредованного отражения мира . Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
- Абстрактное мышление — процесс активного отражения действительности . Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
- Абстрактное мышление неразрывно связано с языком . Язык — способ выражения мысли, средство ее закрепления и передачи дру‑ гим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
Формы чувственного познания
Выделяют три формы чувственного познания:
-
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущение — отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.
Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.
Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта . Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).
Представление — это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:
- воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
- творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).
Формы абстрактного познания
Основными формами абстрактного мышления являются:
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).
Суждение — форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:
-
- простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
- сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.
- Все углеводы — горючи. Сахар — углевод. Сахар — горюч.
- Все взяточники — преступники. Осужденный Иванов — взяточник. Осужденный Иванов — преступник.
- Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
- Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.
Первые два суждения называются посылками , третье суждение — заключением .
Источник
Чувственное познание. Абстрактное мышление
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Абстрактное мышление – это такой тип мышления, который позволяет абстрагироваться от мелких деталей и смотреть на ситуацию в целом. Такой тип мышления позволяет шагнуть за границу норм и правил и совершить новые открытия. Развитие абстрактного мышления у человека с детских лет должно занимать важное место, ведь такой подход помогает проще находить неожиданные решения и новые выходы из ситуации.
Основные формы абстрактного мышления
Особенностью абстрактного мышления является то, что оно имеет три разные формы — понятия, суждения и умозаключения. Без понимания их специфики сложно сникнуть и в понятие «абстрактное мышление».
Источник