- Конспект тренингового занятия «Знакомство с понятием эмоциональный интеллект» план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект открытого занятия по эмоциональному интеллекту в подготовительной группе план-конспект занятия (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Классный час «Эмоциональный интеллект» классный час (8, 9, 10, 11 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект тренингового занятия «Знакомство с понятием эмоциональный интеллект»
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему
Данное занятие направлено на знакомство с понятием «Эмоциональной интеллект», способами его развития. Целевая аудитория — старшеклассники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тренингового занятия «Знакомство с понятием эмоциональный интеллект»
Цель: разобрать и попробовать способы развития эмоционального интеллекта.
Форма проведения : тренинговая.
Целевая аудитория: учащиеся старших классов.
Методы воспитания: словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия) и практические методы (упражнение, игра).
Технические средства: бумага, маркер, карточки с названиями эмоций и чувств, колонки.
Этапы мероприятий и их содержание.
- Ознакомительный. Включает в себя представление ведущих, знакомство участников между собой, обсуждение правил тренинга, ознакомление с целью и структурой тренинга.
- Основной. На этом этапе участники играли в игру с карточками( участники брали карточку, на которой была написана эмоция, их задача была показать эту эмоцию спиной к другим участникам, глазами, придумать историю с данной эмоцией), участвовали в дискуссии о плюсах и минусах эмоций по группам, выполняли танцевальные упражнения под музыку.
- Заключительный. Участникам предлагалось поделиться своими впечатлениями о тренинге, а также высказать конструктивное мнение о достоинствах и недостатках данного мероприятия и работы ведущих.
Все рассаживаются, ведущие представляются, называем тему тренинга – «Эмоциональный интеллект». Знакомим участников друг с другом. Для этого предлагаем им представиться и назвать 5 коротких фактов о себе. Знакомство идет друг за другом по кругу, включая ведущих.
Далее первый ведущий говорит: «Сейчас нам необходимо придумать правила, по которым мы с вами будем взаимодействовать в тренинговом процессе». Участники сами предлагают варианты, обсуждают и приходят к решению о необходимости того или иного правила. У ведущих заготовлены стандартные правила, которые мы вводим в ходе обсуждения, если участники их не предлагают. Это — активность, искренность, конфиденциальность, принцип «здесь и сейчас», безоценочность, «я-высказывание», не опаздывать. С участниками обсуждаем санкции за опоздания и звук на телефонах.
Второй ведущий называет общую цель тренинга — «познакомиться и попробовать способы развития эмоционального интеллекта» и структуру. Тренинг будет состоять из трех занятий: вводного; посвященного способам понимания эмоций; посвященного способом управления эмоций.
Далее проводим упражнения.
Упражнение «Угадай эмоцию»
Предлагаем участникам вытянуть одну из заранее приготовленных карточек, на которых написаны эмоции. Каждый из участников тянет карточку три раза и показывает эмоцию сначала повернувшись спиной к остальным участникам, потом одними глазами, затем рассказывает историю с данной эмоцией. Остальные участники угадывают.
Вопросы к участникам: «Что тяжелее для вас — показывать или угадывать? Каким способом было сложнее, а каким легче?»
Дискуссия о плюсах и минусах эмоций.
Ведущий делит группу на две части. В течении 5-7 минут одной группе необходимо вспомнить плюсы эмоций, другой минусы. По истечению времени группы называют плюсы и минусы по очереди. Выигрывает та группа, которая назовет больше.
В конце дискуссии ведущему необходимо сделать обобщение о том, что эмоции – это двойственное явление, которое может быть как полезным, так и вредным для человека.
Участники встают, занимают удобное место в аудитории. Ведущий включает музыку и предлагает участникам закрыть глаза, почувствовать свое тело и подвигаться в свободном темпе под музыку. Музыкальные композиции менялись от медленных мелодий к быстрым.
Далее ведущий говорит, что если у человека трудности с выражением эмоций, то у него возникают мышечные зажимы. «Давайте попробуем в танце почувствовать их». И под музыку участники танцуют отдельно шеей, плечами, руками, грудью, поясницей, бедрами. Каждая часть тела «танцует» отдельно в течении 2-3 минут.
После упражнения все рассаживаются, и ведущие предлагают поделиться впечатлениями об упражнении. Вопросы: «Понравилось ли вам? Что вы чувствовали? Почувствовали ли вы зажимы в своем теле? Какой частью тела было танцевать легче?»
После упражнения подводим итоги тренинга. Спрашиваем по очереди каждого участника его впечатление, даем возможность высказаться. Когда участники выговорятся, то ведущие благодарят группу и тоже делятся своим мнением. Все расходятся.
Источник
Конспект открытого занятия по эмоциональному интеллекту в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_emotsionalnomu_intellektu.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
1 этап Организационный момент
• «Давайте поздороваемся»
Цель: Создание эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.
Действия детей и педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу. На слог здравст — хлопнуть в ладоши над головой, на слог вуй — хлопнуть по ладошкам соседей справа и слева, на слог те — хлопнуть себя по коленкам.
Скажите ребята, всем было приятно здороваться? Какие эмоции вы испытывали, приветствуя друг друга? (Дети рассказывают, какие они испытали эмоции).
Ребята, посмотрите, перед вами (на доске) картинка с изображением цветика-семицветика. все лепестки этого цветка разного цвета. А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке посадив на него бабочку, поясните, почему вы выбрали именно этот цвет.
— Наше занятие называется «В Мире эмоций». Мы поговорим об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга, но для этого будем соблюдать правила работы в группе.
Установление правил работы в группе
- Быть активными
- Говорить по одному
- Отвечать при поднятой руке
- Не перебивать
- Не дразнить
- Не обижать друг друга
Что же такое эмоции?
Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
Какие бывают эмоции?
— положительные и отрицательные.
— Где выражаются эмоции? (на лице)
— При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)
— Верно, т.е. при помощи мимики лица.
— А ещё при помощи чего? (при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений)
— О настроениях и эмоциях есть стихотворение . Я вам его прочитаю?
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Рассеет все сомнения
— О чем говорится в этом стихотворении? (об эмоциях, настроении)
— Про какие эмоции говорится в стихотворении? Давайте их назовем и покажем.
1. «Назови эмоцию»
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх). Учащиеся смотрят на экран и называют эмоции. Вспомните, и назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы уже знаете! (радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).
— Итак, при хорошем настроении человек испытывает положительные эмоции, а при плохом – отрицательные!
Я предлагаю вам самостоятельно, по группам, посовещавшись, разделить положительные эмоции от отрицательных. В конверт с солнышком вложите только положительные эмоции, в конверт с тучкой – отрицательные эмоции.
( Работа в группах)
Если человек будет испытывать, проявлять только отрицательные эмоции, он может заболеть или испортить настроение другим людям. Они навредят его здоровью.
Давайте, спрячем их в мешок (подальше).
А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.
— А теперь, идёмте в круг (хором)
Настроение упало- опускают руки вниз
Дело валится из рук- качают головой, встряхивают руками,
Но еще не все пропало- разводят руками
Если есть хороший друг- разворачиваются лицами друг к другу.
С делом справимся вдвоем- пожимают друг другу руки,
С облегчением вздохнем- делают глубокий вдох, выдох,
Настроение поднимем- нагибаются и медленно выпрямляются,
И от пыли отряхнем- отряхиваются.
А теперь, давайте поиграем:
2. “Угадай эмоции”
Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.
- Ты не любишь мороженое? (Удивление).
- Я злой и страшный серый волк! (Злость).
- Зачем ты меня толкнул? (Обида).
- Как темно в лесу! (Страх).
- Какое теплое море! (Радость).
- Никто со мной не играет (обида, грусть)
Давайте продолжим играть!
3 . Детям предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок.
Если я читаю радостный отрывок, все поднимают руки, если грустный – топают.
1. Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица…
2. Свадьбу тот час учинили,
И с невестою своей
И никто с начала мира
Не видал такого пира,
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
3. Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась-нет
лягушачьей кожи! Бросилась она искать её. Искала-искала-не
нашла и говорит Ивану-царевичу:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё 3 дня
подождал, я бы вечно твоею была. А теперь-прощай, ищи меня
за тридевять земель, у Кощея бессмертного.
(русская народная сказка) .
4. Пошёл Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
«Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоей буду! И стали они жить дружно в любви и согласии.
(русская народная сказка).
5. Иванушка говорит:
«Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из копытца»
«Не пей братец- козлёночком станешь!»
Не послушался братец и напился из козьего копытца. Напился
и стал козлёночком… Залилась Алёнушка слезами, села под
стожок и плачет…
(русская народная сказка) .
3. Упражнение «Театр эмоций».
— Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на эмоции людей, для чего их нужно изучать?
— Для того, чтобы у вас лучше получалось понимать друг друга, я предлагаю вам игру «Театр эмоций». Вы должны по описанию угадать эмоцию, показать ее и рассказать когда, и в к какой ситуации вы испытывали это чувство.
«Покажи и угадай эмоцию»
Мои глаза слегка прищурены.
Уголки рта слегка приподняты.
«Покажи и угадай эмоцию»
Я опускаю и отворачиваю
голову в сторону.
У меня краснеют лицо и уши.
«Покажи и угадай эмоцию»
Мои брови приподняты.
Рот слегка приоткрыт, округлен.
Глаза широко раскрыты.
Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!».
«Покажи и угадай эмоцию»
Мои брови нахмурены и сдвинуты.
Губы плотно сжаты.
Ноздри расширены и дрожат.
Я сжимаю кулаки.
4. Игра «Покажи настроение» «Море волнуется раз….:
Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три:.Эмоцию гнева мне покажи и на месте замри! ( радости, удивления, смех, страх)
5. Игра «Угадай эмоцию»
На столе лежат картинки с эмоциями картинкой вниз. Ребенок берет карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить ее с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные угадывают.
Давайте сядем за столы и нарисуем свое настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: » Звуки Б и БЬ.Буква Б » ( проведено в рамках педагогической практики для студентов МП.
конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе на тему: Животные в неволе. В.Чаплина «Питомцы зоопарка».
Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов. Матер.
В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли.
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям.
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему: ДружбаКонспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Путешествие на остров дружбы».
Цель: Развитие эмоЗЗанятие — путешествие в страну «Эмоции".
Источник
Классный час «Эмоциональный интеллект»
классный час (8, 9, 10, 11 класс)
Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Умение развивать свои эмоции и владеть ими -важное качество для человека в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональный интеллект классный час для старшеклассников | 31.49 КБ |
презентация к классному часу по эмоциональному интеллекту | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Эмоциональный интеллект»
Цель: мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта
- Раскрыть с учащимися понятие «эмоциональный интеллект»;
- Подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующей процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Категория учащихся: 8 класс
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, толковые словари
1.Организационный момент (из класса формируется 4 группы)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.
— Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.
— Давайте ещё раз вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.
(Учитель показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию) (слайд 1)
(хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)
— Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент?
( Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха? Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )
— А кто скажет, что такое эмоция?
У вас на столах лежат толковые словари, вы можете посмотреть значение слова «эмоция».
Эмоция — это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. (слайд 2)
Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».
(От каждой команды нужен 1 участник)
Четыре игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)
Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.
— Почему эмоции так важны?
Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.
Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты.
Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?» (распечатка вопроса) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Итак, темой нашего сегодняшнего разговора будет «Эмоциональный интеллект» (слайд 3)
— Скажите, ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на занятии?
(приблизительные вопросы: Что такое эмоциональный интеллект? Кто ввел впервые это понятие? Можно ли развить ЭИ? и т.п.) Прикрепить цели на доску, дописать, если что-то другое.
4. Новое знание (слайд 4)
Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. В 90-е годы 20 века появились статьи Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана об EQ- эмоциональном коэффициенте.
— Что вы видите на картинке? (айсберг)
— Как вы думаете, правильно ли расположены IQ u EQ?
Верхушка — это лишь малая часть айсберга. Всё остальное под водой.
— Как вы думаете, действительно ли эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная?
(Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта)
Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект». Как вы думаете, что это такое? Я предлагаю вам обсудить это в своих группах.
(работа в группах, обсуждение, выведение определения – 2 минуты) Словари в помощь
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни. (слайд 5)
Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?
Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.
Если вы (если у вас)……
Замкнутость и нежелание общаться
Открытость к знаниям
Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность
Адекватно реагируете на замечание старших
Неспособность налаживать контакты с ровесниками
Можете извиниться, если не правы
Знаете свои сильные и слабые стороны
Нарушения сна и постоянное чувство усталости
Знаете причину того, что вас расстраивает
Бескорыстно помогаете другим
Болезненно переживаете свои неудачи
Можете найти выход из трудной ситуации
Чувствуете себя несчастным
Не боитесь ошибок
Чувство вины или собственной несостоятельности
Умеете слушать и слышать
Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти.
Распознаёте эмоции других
Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности
Итак, к чему приводит развитость или неразвитость эмоционального интеллекта? Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. (слайд 6)
Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Да, существует множество методик для развития ЭИ.
Тренинг № 1 Язык эмоций.
Цель: научить детей не только разобраться в собственных чувствах, но и позволить окружающим лучше вас понимать.
Инструментарий: листы А4 с фразами
Я представлю вам 2 типичных ситуации, а вы попытаетесь их проанализировать и записать, что вы чувствуете, почему и что хотели бы сделать.
- Вас не поздравил с днем рождения лучший друг.
- Вам подарили вещь, о которой вы долго мечтали.