- Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2015-2016_god.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования
«Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
за 2015-2016 учебный год
Реализация плана работы над темой самообразования:
1.Информационно-аналитический этап: в ходе решения задач этапа были изучена и проанализирована методическая литература по данной теме:
Начальная школа. — 2005. — № 4.
Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте СПб. — Речь, 2006.
Бех И. Личностно ориентированное воспитание / И. Бех — К.: Знания, 2007.
Гаспарова Е. Эмоции ребенка дошкольного возраста в игре// Дошкольное воспитание.-2010-№10.
Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. — 2009. — № 37.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М.,2012.
Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. — К.: НПУ им. М.П. Драгоманова, „Полиграф-Центр, 2010.
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс,2009.
Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. — М.: Книга, 2007.
Проведена диагностико-аналитическая деятельность: подобраны методики на выявление уровня развития познавательных психических процессов и уровня эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста: мониторинг познавательной сферы, методика на внимание, мышление, память, воображение, проективные рисуночные тесты – «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Кактус», «Дом, дерево, человек».
Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику уровня познавательной и эмоциональной сферы детей. Все результаты взаимно дополняют друг друга, что позволило получить более полное представление об эмоциональной и познавательной сфере детей дошкольного возраста.
Произведен анализ компетентности педагогов и родителей по данной теме самообразования.
На основе полеченных результатов диагностики были выделены положительные и проблемные зоны, определены направления деятельности:
— Создание картотеки музыки (музыкатерапия) и сказкатерапевтических рассказов (сказкатерапия);
— Создание коррекционно-развивающих занятий на социально-эмоциональную сферу старших дошкольников;
— Создание развивающей программы на познавательные психические процессы;
— Создание картотеки игр на эмоциональную сферу;
— Создание картотеки игр на познавательную сферу;
-Создание комплекса развивающих игр «песочная полянка» для детей младшего дошкольного возраста;
— Создание минуток релаксации, положительных психологических настроев;
-Создание комплекса развивающей среды на развитие тактильных ощущений;
— Изготовление разрезных картинок «Эмоции»;
— Создание игр на развитие мелкой моторики рук;
— Организация благоприятной эмоциональной среды в группах детского сада;
— Консультирование педагогов и родителей по данной теме.
2.Организационно-содержательный этап: для реализации этапа были разработаны планы деятельности по данному направлению, с учетом положительных и проблемных зон.
Были достигнуты следующие результаты:
-пополнение игровым и дидактическим материалом, для реализации целей и задач выбранной темы;
— создана и пополняема методическая среда: методическая литература по данной тематике, банк технологий и методик по развитию познавательной и эмоциональной сферы, картотека игр, направленных на эмоциональную сферу, мелкую моторику, тактильные ощущения, релаксацию.
— создан и пополняем банк консультативных материалов для педагогов и родителей: психолого-педагогические консультации, информации для стенда, папок-передвижек для наглядной информации родителям, сведения о признаках агрессивного поведения ребенка, методические рекомендации по профилактике агрессивного поведения, рекомендации по снижению уровня агрессивности;
— составлен план взаимодействия с родителями на учебный год с учетом годового планирования деятельности образовательного учреждения;
— создан и пополняется банк материалов по изучению запросов родителей и их мнения по отдельным вопросам агрессивности детей в условиях семьи;
— внедрены в деятельность технологии коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной и познавательной сферы: подвижные игры, игры на снижения психического и мышечного напряжения, игры и упражнения на снижение тревожности, игры на тактильные ощущения, дидактические игры, игры развивающие, направленные на развитие внимание, мышления, памяти, воображения;
— проведен всемирный день здоровья «Будь внимателен» на развитие внимания;
— разработана стендовая консультация «Песочная терапия»;
— разработаны методические рекомендации «Как победить застенчивость»;
— постоянное отслеживание уровня познавательного развития и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
Посещение методических мероприятий:
— районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Песочная поляна» — комплекс развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста;
— районный семинар-практикум для педагогов ДОУ, выступление на тему: «Коррекционно-развивающая работа социально-эмоциональной сферы старших дошкольников»;
— республиканский семинар-практикум для студентов, выступление на тему: «Психологические особенности детей с нарушениями речи»;
— республиканский семинар-практикум для слушателей курсов повышения квалификации, тренинг с педагогами на тему: «Развитие позитивной коммуникативной сферы, как основы взаимодействия педагога с детьми»;
— всероссийская конференция для представителей разного уровня образовательных организаций, выступление в рамках круглого стола с темой: «Специфика эмоционального развития детей с особенностями психосоциального развития».
Участие в профессиональных конкурсах:
-всероссийский конкурс сетевого издания Педразвития «Кладовая знаний педагога ДОУ», (Диплом 1 степени);
— районный конкурс «Ученый совенок», (Участие);
— всероссийская викторина сетевого издания Педразвития «Скоро в школу», (Диплом 1 степени);
-всероссийский конкурс Центра выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи «Забавные отпечатки» (Участие);
— всероссийский интеллектуальный конкурс интернет-портала «Радуния» в номинации «По сказочным дорожкам», (Диплом 1 степени);
— всероссийский конкурс Центра гражданских и молодежных инициатив «Идея» в номинации «Наш чудесный детский сад – это радость для ребят!» представлен конспект занятия «Путешествие в песочную страну», (Диплом 2 степени)
В ходе этапа были подведены итоги работы по теме, проанализированы положительные и проблемные моменты, оформлены результаты работы по теме самообразования.
Положительный опыт распространен на уровне дошкольного образовательного учреждения в рамках педагогических советов, семинаров и консультаций, в ходе деятельности школы молодого специалиста, публикаций в сети интернет.
Источник
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«
Елена Банщик
Отчёт по самообразованию педагога-психолога «Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников методом пескотерапии«
Отчёт по самообразованию педагога-психолога по теме
«Психопрофилактика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста методом песочной терапии» за 2020-2021 учебный год
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.
Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство.
Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов. Ведь песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Цель проекта – создание условий для вовлечения дошкольников в мир песочных фантазий, овладения приёмами рисования песком на световой поверхности и лепки из кинетического песка, а самое главное стабилизация эмоционального благополучия детей.
Задачи:
Обучающие
— познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного творчества – рисованием песком и на песке;
— учить взаимодействовать с песком различными приёмами.
Развивающие
— развивать точные движения пальцев и глазомер, память и внимание;
— совершенствовать коммуникативные навыки (умение работать сообща);
— коррекция нарушений эмоциональной сферы (страхов, застенчивости, агрессивности, излишней двигательной активности)
— создавать условия для развития творческого потенциала.
Воспитательные
— воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
Ожидаемые результаты:
Гармонизация психоэмоционального состояния детей (снятие напряжения, излишней двигательной активности, проявлений тревожности, агрессивности);
Развитие точности движений, умения работать кистью пальцами обеих рук;
Развитие зрительно-моторной координации;
Расширение словарного запаса детей.
Далее был разработан план, в соответствии с которым велась работа по самообразованию педагога-психолога.
В ходе реализации проекта была изучена следующая литература:
1. Атемаскина Ю. В., Богославцев Л. Г. «Современные педагогические технологии в ДОУ» учебно-методическое пособие- СПб. ; ООО Издательство Детство-Пресс, 2011.
2. Никитина О. Н., Афанасьева М. А. «Метод Sand-Art. Ресурсы рисования песком. Песочные истории»- СПб, 2012.
3. Белоусова О. А. «Обучение рисованию песком» журнал «Старший воспитатель»- М., 2012г. №5
4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. «Практикум по песочной терапии»-СПб «Речь», 2006.
5. Федосеева М. А. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной сферы средствами песочной терапии» издательство «Учитель», Волгоград, 2016.
6. Каушкаль О. Н., Чернышова И. Н. «Сказка в песочнице. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком»- Цпо, Москва, 2014.
7. Приказ Министерства образования ии науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 ноября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»
Техническое оснащение занятий включает в себя:
— песочный световой стол
— водонепроницаемый деревянный ящик
— радужный кинетический песок
— магнитофон с музыкальным сопровождением
— презентации и видеоматериал
В ходе подготовки к проекту мною были разработаны материалы и оборудование для работы с песком:
— мячики разной фактуры
— набор формочек для песка
— линейки с фигурным краем
— кисточки разного размера
— фигурки людей, животных, насекомых
— камушки марблс (большие и маленькие)
— мелкие игрушки из киндер-сюрприза
— счётный материал (грибочки, матрёшки, звёздочки, жёлуди)
— природный материал (камешки, ракушки, веточки, шишки)
— поддоны для кинетического песка.
Занятия проводились 1 раз в неделю в течение года, продолжительностью 30-40 минут (в зависимости от возраста). Занималась с детьми старшего возраста по итогам диагностического обследования в начале учебного года, а индивидуально – по запросу родителей и педагогов.
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы и целей занятия, которые я планирую в работе с конкретным ребёнком в зависимости от его проблематики. После проведения занятия ведётся учёт в журнале психокоррекционной работы с детьми и разрабатывается план следующего занятия.
Образовательная деятельность выстраивалась с использованием игровых технологий.
Структура психокоррекционного занятия:
Часть 1. Вводная
Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт. Эта часть предполагает использование музыкального сопровождения для создания творческой атмосферы. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки (пальчиковые игры, нейропсихологические тренажёры и упражнения, лабиринты). На этом же этапе проговариваются правила работы с песком.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Здесь работа направлена на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Мы учились способам насыпания песка (из кулачка, сеять, различным способам взаимодействия с песком (рисование одним пальцем, всеми пальцами, ладошкой, ребром ладони, пробовали применять дополнительное нетрадиционное оборудование.
Так же в этой части занятия использовала игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, мелкой моторики.
Часть 3. Завершающая
Цель – подвести итог занятия, закрепить положительные эмоции от совместной работы. Основные процедуры: ритуал прощания с песочной страной.
Работа по теме самообразования проводилась регулярно в соответствии с перспективным планом педагога-психолога ДОУ. На мой взгляд, поставленные задачи были реализованы, так как значительно снизилось психоэмоциональное напряжение у тревожных детей и детей, склонных к проявлениям агрессии, улучшилась зрительно моторная координация движений, умение работать кистью и одновременно пальцами обеих рук, повысилась способность к саморегуляции, проявлению инициативы и творческого мышления.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, но в связи с сокращением рабочего времени, только по запросу родителей и педагогов.
Источник