Статья «Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте»
Формирование эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте
В обществе одни люди успешны и в семье, и в бизнесе. Другие — несчастны, депрессивны. Психологи считали, что успешность зависит от коэффициента интеллекта человека [7]. Исследования показали, что успешность зависит не только от умственных способностей, но и от эмоционального интеллекта [8].
Сравнительно недавнее появление такого научного феномена как «эмоциональный интеллект» предполагает более глубокое изучение этого аспекта психологии и использования приобретенных знаний по этому вопросу в воспитании и обучении учащихся.
В педагогике наблюдения за детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что у одних детей с рождения заложены основы эмоционального интеллекта как одаренность одним из способностей. А у других детей эмоциональный интеллект проявляется в небольшом объеме.
Актуальность в том, что необходимо создание педагогической программы для адаптации ребенка в обществе, в котором ему нужно уметь распознать эмоции и чувства как свои, так и других людей, научиться контролировать свои эмоции и чувства, уметь использовать их для плодотворной деятельности с людьми.
Проблема в недостаточной разработанности педагогических программ для формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект младших школьников.
Предмет исследования – программа «Мир эмоций» как условие формирования эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования: если включить младших школьников к занятиям по программе «Мир эмоций», то это позволит:
когнитивному и поведенческому критериям сформированности эмоционального интеллекта младших школьников иметь достаточный уровень, рефлексивному критерию иметь оптимальный уровень.
Цель исследования – реализация программы «Мир эмоций» и формирование эмоционального интеллекта младших школьников.
· изучить: историю возникновения понятия «эмоциональный интеллект», его составляющие и функцию;
· подобрать методики диагностики по изучению уровня эмоционального интеллекта младших школьников;
· выявить уровень эмоционального интеллекта учащихся 1 класса;
· разработать и апробировать программу для развития эмоционального интеллекта учащихся начальной школы;
Теоретико — методологической базой исследования являются:
1. Теория эмоциональной компетентности (Д. Майер, Д. Карузо, П. Сэловей);
2. Подходы к изучению эмоционального интеллекта (О.О Гонина, И. Н. Андреева К.С. Кузнецова и др.)
— теоретический (анализ литературы);
— обработка полученных данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Изучение эмоционального интеллекта: возникновение понятия «эмоциональный интеллект», его составляющие и функции
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые появилось в 90-ых годах XX века. Его открыли Джон Майер и Питер Сэловей, которые утверждали о связи эмоционального интеллекта с умственными способностями [26 с.89].
Одним из ученых, впервые обозначивших наличие способностей, не относящихся интеллектуальным, стал Говард Гарднер, который считал, что для достижения успеха решающее значение имеет не один только ум, а целый спектр способностей ума с различными разновидностями. В числе этих разновидностей: логико – математическая, вербальная сообразительности, пространственное мышление и другие (8).
Э.Л. Торндайк, знаменитый психолог, посвятивший немало сил распространению идеи IQ в 20-30 годах ХХ века, предположил, что одним из аспектов эмоционального интеллекта является социальный интеллект .
Считается, что от социального интеллекта возник эмоциональный.
П. Сэловей (Сейлови) включил, принятые Гарднером, личностные умственные способности в свое главное определение эмоционального интеллекта, расширив их до пяти главных областей:
1.Знание своих эмоций. Самосознание – умение распознавать свои чувства. Умение ориентироваться в своих чувствах дает возможность понимать самого себя, учит быть проницательным. Люди, которые уверены в своих чувствах, являются лидерами, знают цель жизни, управляют деятельностью.
2. Управление эмоциями. Способность управлять своими чувствами, тоже основывается на самосознании. Такие люди способны в моменты тревоги, раздражительности и уныния успокоить себя более легко справляются последствиями неудач.
3. Мотивация для самого себя. Руководство эмоциями: умение утихомирить свой пыл, способность стать воодушевленным для плодотворной деятельности и достижения лучших результатов.
4. Распознавание эмоций в других людях. Умение сопереживать, знание желаний и нужд людей, являющееся основным «даром человечества» — эмпатией, позволяет выбирать профессии, связанные с заботой о других.
5. Поддержание взаимоотношений. Умелое обращение чужими эмоциями, являющееся признаком таланта общения позволяет своим обладателям иметь популярность, лидерство (16)
По мнению психолога Дэниела Гоулмана – основоположника данной теории, «эмоциональный интеллект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. В отличие от коэффициента умственного развития с его почти столетней историей определения у сотен тысяч людей эмоциональный интеллект представляет собой новое понятие» [9, 71]
В российской психологии вклад в изучение эмоционального интеллекта сделала Г.Г. Горскова. По её мнению, данный термин отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. [7, 9].
Эту же идею отражали в своих трудах Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев.
И.Н. Андреева считает, что биологическими предпосылками развития эмоционально интеллекта являются: темперамент, наследственность, преобладание правого полушария в мышлении; к социальным: уровень самосознания личности, уровень семейного дохода, уровень взаимоотношений в семье, религиозность [4,57] .
В числе составляющих эмоционального интеллекта Д. Гоулман выделяет пять пунктов: самосознание, самоконтроль, самомотивация, эмпатия и навыки отношений. По мнению Д. Гоулмана управление эмоциями – это навык, который можно развивать. Это показано в таблице 1.
Модель эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана
Р. Бар-Она выделяет в структуре эмоционального интеллекта тоже четыре: внутриличностную, межличностную, приспособляемости, управления стрессом.
Рассмотрев взгляды на структуру эмоционального интеллекта, можно выделить два направления: первое направлено на определение и управление своими эмоциями. Второе направлено на осознание эмоций других людей, управление их эмоциональным состоянием.
Для выявления функций эмоционального интеллекта нужно знать цель, для достижения которой, изучается данное направление психологии в формировании личности — это гармоничного развитие человека. Выделяют 3 функции эмоционального интеллекта:
1. Анализ и синтез качеств личности (положительных и отрицательных).
2. Адаптивная функция (приспособление к существующим условиям).
3. Управление эмоциями, чувствами с пользой и для себя, и для других.
Таким образом, эмоциональный интеллект – новое направление в психологии, изучение которого вызывает интерес, как важная составляющая гармоничного развития личности.
1.2 Особенности эмоционального интеллекта у младших школьников
С поступлением в школу у младших школьников меняется эмоциональный фон. В дошкольный период эмоциональные реакции вызывались игрой и общением, у младших школьников они связаны с процессом и результатом учебной деятельности. Ведь большинство учащихся эмоционально реагируют на оценки мнение учителя.
Гонина О.О. в учебном пособии « Психология младшего школьного возраста» пишет, что хотя младший школьник эмоционально реагирует на значимые для него события, у него формируется и умение управлять своими нежелательными эмоциями.
Эмоциональную сферу младших школьников можно характеризовать следующими пунктами:
1) легкая эмоциональная отзывчивость на события;
2) непосредственность и откровенность эмоций;
3) переживание чувства страха в учебном процессе;
4) склонность к резкой смене эмоционального состояния;
5) яркость эмоционального реагирования на игры, общение и учебу;
6) незрелость определения своих и чужих эмоций, чувств;
В целом в эмоциональной сфере младших школьников преобладают радостное настроение, оптимистичное и позитивное настроение. В то же время проявляются индивидуальные особенности детей. Выявляются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, эмоционально стабильные дети и дети со слабым выражением эмоций. Учащиеся со стабильно эмоциональной чувствительностью имеют положительное отношение к учебе, дети с высоким уровнем тревожности – негативное отношение к школе.
К.С. Кузнецова считает, что эмоциональный интеллект – это взаимосвязь коммуникативных, рефлексивных, поведенческих, способностей, выражающийся в эмпатии к людям, умении контролировать эмоциональное состояние, одухотворенном, позитивном настрое, имеющих направленности внутриличностную и межличностную [16,67] .
Классификация уровней сформированности эмоционального интеллекта младших школьников
Сложности в идентификации собственных эмоциональных состояний; не развита способность понимать эмоции окружающих.
Достаточный уровень (средний)
Идентификация собственного эмоционального состояния возможна при наличии опоры в знакомых ситуациях; способность понимать эмоции окружающих при внешнем стимулировании.
Оптимальный уровень (высокий)
Самостоятельная идентификация своего эмоционального состояния в знакомых и незнакомых ситуациях; стремление понять эмоциональное состояние окружающих.
Элементарный уровень (низкий)
Неразвитые рефлексивные способности, трудности при анализе поступков других людей.
Достаточный уровень (средний)
Рефлексия при поддержке педагога, анализ поступков других людей возможен в знакомых ситуациях
Оптимальный уровень (высокий)
Развитые рефлексивные способности; развита способность анализировать мотивы поступков других людей.
Элементарный уровень (низкий)
Неспособность контролировать свое эмоциональное состояние; не развита способность выбирать оптимальный способ достижения цели; проявление упрямства, отличающегося от настойчивости отсутствием мотивации; неспособность учитывать эмоциональную информацию в общении.
Достаточный уровень (средний)
Контроль эмоционального состояния при поддержке взрослого; выбор способа достижения цели возможен при поддержке педагога; непоследовательность в достижении целей; учет эмоциональной информации в общении с окружающими при напоминании
Оптимальный уровень (высокий)
Самостоятельный контроль своего эмоционального состояния; варьирование способов достижения цели в зависимости от ситуации; настойчивое стремление к достижению целей; учет полученной от окружающих эмоциональной информации в общении с окружающими.
Элементарный уровень (низкий)
Позитивный настрой появляется под влиянием хорошего настроения, для его сохранения и пропадает при возникновении трудностей; отсутствие настроя на коммуникации; отсутствие настроя на эмпатийное отношение к окружающим.
Достаточный уровень (средний)
Позитивный настрой возникает под влиянием хорошего настроения, для его сохранения при возникновении трудностей требуется поддержка; настрой на коммуникацию при общем позитивном настроении; эмпатийное отношение к окружающим
Оптимальный уровень (высокий)
Стабильный позитивный настрой независимо от наличия трудностей; устойчивый настрой на коммуникацию; устойчивое эмпатийное отношение к окружающим.
Таким образом, для формирования личности ребенка не менее важным является формирование эмоционального интеллекта. Это важно в период, когда наряду с развитием познавательных процессов происходит переход на новый уровень межличностного общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Деятельность по развитию эмоциональной сферы ребенка способствует развитию личности в целом и развитию способности к познавательной деятельности, в частности.
1.3. Условия повышения эмоционального интеллекта у младших школьников
Существуют разные способы повышения эмоционального интеллекта у детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста:
— Различные игры, направленные на распознавание эмоций, повторение эмоций и их регулирование. Например, игра «Найди предмет глазами»: дети выходят из комнаты. Ведущий прячет предмет на видное место и приглашает детей. Дети должны найти предмет взглядом и тот, кто нашел – садится на своё место. Остальные дети, увидевшие эмоцию ребенка, нашедшего предмет, тоже легко находят предмет.
— Трудовая деятельность. Общий труд с единой благородной целью объединяет людей. Чувство успеха, удовлетворения от выполненной работы является источником единства. Например, участие в субботнике в рамках социально – значимой деятельности.
— Произведения мировой культуры. Произведения живописи, музыки, литературы, содержащие элементы нравственного воспитания, знакомят с основными эмоциями как: радость, страх, удивление, печаль и т.д. Например, литературные произведения, при разборе которых дети выражают свое отношение к героям, сопереживают, дают советы.
Также можно использовать сказкотерапию, театральные инсценировки, различные психологические и двигательные тренинги.
Таким образом, можно подобрать различные методы работы по развитию эмоционального интеллекта — важного элемента в познавательном, эмоциональном и личностном развитии ребенка.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ «МИР ЭМОЦИЙ»
2.1. Организация эксперимента
Исследование проходило в 3 этапа:
Констатирующий этап — цель, которого выявить у учащихся умение определить эмоции людей.
Формирующий этап — цель, которого разработать программу формирования эмоционального интеллекта младших школьников и его реализация.
Контрольный этап — цель, которого определить эффективность реализации комплекса методик по развитию ЭИ.
Цель диагностической работы – получение необходимой информации об уровне развития эмоционального интеллекта детей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта детей.
2. Определить пути развития эмоционального интеллекта у детей данного возраста.
2.2. Материалы и методы исследования эмоционального интеллекта
Для проведения диагностики по выявлению уровня сформированности когнитивного критерия (вербализация) эмоционального интеллекта младших школьников была использована методика «Словарь эмоций», рефлексивного критерия (опознание) — «Тест лицевой экспрессии» Е.С. Ивановой [9], поведенческого критерия (управление) — «Что – почему — как» (методика М.А. Нгуен).
Методика «Словарь эмоций» разработана для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Данная методика направлена на выявление количества эмоций, которые может назвать ребенок [10].
Методика включает в себя опрос ребенка о тех эмоциях, которые он знает.
«В течение 5 минут назови, пожалуйста, какие эмоции ты знаешь»
Обработка данных. Все занесенные в протокол данные соотносятся с уровнями развития эмоциональной сферы.
Высокий уровень: 7 и более названных эмоций.
Средний уровень: 4-6 названных эмоций.
Низкий уровень: менее 4 названных эмоций.
Методика «Тест лицевой экспрессии» направлена на описание испытуемым тех эмоций, которые испытывают герои, изображенные на рисунке[9].
Инструкция. Ребенку предъявляется ряд фотографий, на которых изображены герои литературных произведений: «Перед тобой портреты героев литературных произведений, назови, пожалуйста, эмоцию, которая изображена на их лицах»
Высокий уровень: 5 фотографий описаны.
Средний уровень: 3-4 фотографии описаны.
Низкий уровень: 0-2 фотографии описаны.
Форма проведения: индивидуальная.
Методика «Что – почему — как» (методика М.А. Нгуен) [5 c .83].
Методика направлена на выявление степени готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нем (поведенческий критерий)
«Сейчас я прочитаю рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на вопросы».
Ребенок, отвечая на вопросы, должен решить определенную проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуации и пониманием состояний других людей. Ответы оцениваются по трёхбальной шкале.
Что Юра (Таня) сказал (а) ребятам?
Высокий уровень: 2 балла – конструктивное решение проблемы. Старший брат (сестра) объясняет ребятам проблему своего брата (сестры), объясняет, что нельзя смеяться над человеком, у которого есть проблемы.
Средний уровень: 1 балл – старший брат (сестра) угрожал(а) ребятам. Угрожает, что расскажет взрослым о поведении ребят.
Низкий уровень: 0 баллов – ребенок не отвечает или дает такие варианты ответов как: «Что вы делаете?», «Не смейтесь!», «Как вам не стыдно!»
«Почему Юра (Таня) так поступил (а)?»
Высокий уровень: 2 балла – ребенок сам принимает решение, опираясь на чувства обиженного человека.
Средний уровень: 1 балл – ребенок дает ответы: «Чтобы не смеялись», «Чтобы не обижали».
Низкий уровень: 0 баллов – ребенок не отвечает, не понимает вопроса.
Как бы ты поступил в этой ситуации?
Высокий уровень: 2 балла – ребенок сам принимает решение, опираясь на чувства обиженного человека.
Средний уровень: 1 балл – ребенок дает ответ: «Надо рассказать взрослым, чтоб они поговорили с обидчиками».
Низкий уровень: 0 баллов – ребенок не отвечает, не понимает вопроса.
Уровни развития эмоционального интеллекта:
Высокий уровень: 5-6 баллов.
Средний уровень: 3-4 балла.
Низкий уровень: 0-2 балла.
2.3. Исследование уровня формирования эмоционального интеллекта
Диагностические результаты исследования представлены в гистограмме 1.
Распределение младших школьников по уровням сформированности критериев эмоционального интеллекта на констатирующем этапе
По методике «Словарь эмоций» мы выявили, что у 15% (3) учащихся высокий уровень когнитивного критерия. Эта группа детей умеет самостоятельно идентифицировать свое и чужое эмоциональные состояния, умеют словесно определять большое количество эмоций. Для 40% (8) детей характерен средний параметр вербализации эмоционального интеллекта. Правильно определили от 4 до 6 эмоций. Идентификация эмоционального состояния получается, если ситуация знакома детям. Внешнее стимулирование дает возможность понимать эмоции окружающих. У 45% (9) детей выявлен низкий уровень. Названы 2-3 эмоции. Эти ребята испытывают сложности в идентификации эмоциональных состояний, у них не развита способность понимать эмоции окружающих.
Результаты методики «Тест лицевой экспрессии» показали, что у 32% (4) детей – высокий уровень опознания эмоций. Они владеют рефлексивными способностями, способны анализировать мотивы поступков окружающих. 40% (8) показывают средний уровень. У них рефлексия возможна при поддержке педагога, анализ поступков окружающих возможен только в знакомых ситуациях. Низкий уровень показали 40% (8) детей. У них не развиты рефлексивные способности, трудности при определении состояний и поступков других людей.
Анализ методики «Что – почему — как» позволяет сделать вывод о том, что 40% (8) испытуемых демонстрируют средний уровень развития поведенческого критерия.
Для данной группы детей характерны такие качества: возможность выбора достижения цели осуществляется при поддержке педагога. Непоследовательность в достижении целей; при напоминании осуществляют учет эмоциональной информации в общении с окружающими. Процент детей, показывающих низкий уровень – 50 (10). Данная группа детей не способны контролировать своё эмоциональное состояние, не умеют выбирать оптимальный способ достижения цели, не учитывают эмоциональную информацию в общении. Высокий уровень показывают меньшее количество детей – 10% (2). Данный процент детей умеют достоверно объяснять создавшуюся ситуацию, определять эмоции людей. Обладают качеством выбирать более приемлемый путь в достижении целей, учитывая ситуацию, обладают настойчивостью в достижении цели и в общении с окружающими учитывают эмоциональную информацию.
Итак, руководствуясь результатами первичного обследования, направленного на изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, можно установить, что большое количество младших школьников характеризуются средним уровнем развития эмоционального интеллекта. Имеются дети с низким уровнем. И в силу недостаточности жизненного опыта у детей младшего школьного возраста редко отмечается высокий уровень.
На основании полученных диагностических результатов, приходим к выводу, что проведение развивающих занятий с детьми должно способствовать повышению параметров вербализации, опознания и управления – основных элементов структуры эмоционального интеллекта.
2.4. Реализация программы «Мир эмоций» по формированию эмоционального интеллекта
Данный этап деятельности связан с составлением программы, подбором упражнений, игр в соответствии с задачами программы и возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Программа состоит из 8 занятий. Продолжительность занятий 20-40 минут. Режим проведения 2-3 занятия в неделю.
Исследователи установили, что успех в личной и социальной сферах жизни зависит от уровня эмоционального интеллекта. Эти познания перевернули взгляды на причины успеха. Исследования показали, что умение разбираться в своих чувствах и умение управлять ими является залогом психологического и соматического здоровья.
Зарубежные психологи выявили, что ЭИ повышается с возрастом и по мере накопления жизненного опыта. Значит у детей уровень ЭИ ниже, чем у взрослого и для того, чтоб к моменту взрослости уровень ЭИ был на достаточном уровне необходимо развивать эмоциональный интеллект.
Цель программы: создание условий для развития эмоционального интеллекта.
— формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
— развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ своих действий и поведения других людей.
— формировать у детей умения и навыки владения мимикой, жестами, пантомимикой.
1. Приветствие, постановка задач.
2. Основная часть (игры, рисование).
Принципы реализации программы
1. Учет индивидуальных способностей развития ребенка.
2. Создание атмосферы доброжелательности, комфорта.
3. Последовательность и постепенность в реализации программы.
4. Сотрудничество с родителями: адресность информации о ребенке родителям. Акцент на рекомендациях.
Методы, используемые при проведении занятий:
1. Ролевые, коммуникативные, психогимнастические игры.
2. Развивающие упражнения.
3. Рисуночные методы.
4. Пальчиковые игры.
Форма работы: групповая.
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер, CD – диски с музыкой, цветные фломастеры, карандаши, краски, сюжетные картинки, раздаточный материал.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Умение ребенком идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей.
2. Использование информации в управлении своим поведением и общении с другими людьми.
Критерии оценки достижений планируемых результатов:
1. Анализ продуктов деятельности детей.
2. Анализ методик, позволяющий определить количественный и качественный анализ.
Источник