- Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс
- Уроки 10 — 11 Психическое здоровье человека
- Содержание урока
- Показатели психического здоровья и нездоровья
- Задание
- Практическая работа
- Задание
- Домашнее задание
- Практическая работа
- Задание
- Приглашаем к дискуссии
- Сделаем вывод и запомним его
- Как вы организуете свою жизнь и деятельность?
- Приглашаем к дискуссии
- Вспомните:
- Задание
- Домашнее задание
- Подсказка
- От уроков обж чувство несравненное
- Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс
- Урок 26 Если турист отстал от групп
- Содержание урока
- Если турист отстал от групп
- Сделаем вывод и запомним его
- Сделаем вывод и запомним его
- Практическая работа
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека
Содержание урока
Показатели психического здоровья и нездоровья
Показатели психического здоровья и нездоровья
Задание
Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».
Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.
Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.
Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!
Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.
В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.
Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.
Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.
Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.
Практическая работа
Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.
Задание: проделайте следующие упражнения.
1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».
2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.
3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.
4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.
Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?
Ответьте на вопросы:
1) Часто ли вам хочется плакать?
2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?
3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?
4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?
5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?
6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?
Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.
Задание
1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».
2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?
Домашнее задание
Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.
Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».
Практическая работа
Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.
Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.
1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?
2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?
4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?
5. Всегда ли вы держите данное слово?
6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?
7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?
Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.
Задание
Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Сделаем вывод и запомним его
Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»
Как вы организуете свою жизнь и деятельность?
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.
К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».
Вспомните:
Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?
Задание
Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?
1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.
2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.
3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.
4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.
5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.
6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»
7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.
8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.
9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.
Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?
К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.
Домашнее задание
Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.
Подсказка
Используйте следующие советы.
• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.
Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье
Источник
От уроков обж чувство несравненное
С таким здоровьем, как у нас,
Мы передвинем горы.
От всей души благодарим
Уроки физкультуры.
От уроков ОБЖ
Чувство несравненное —
Обожаемый предмет
Сверх обыкновения.
Не будь ОБЖ, физкультуры, труда —
Учеба, конечно, была б уж не та.
И этот номер, как высокую награду,
За труд ваш славный подарить ребята рады.
песенка
на мотив песни „Про зайцев“).
Вот раздался звонок
На урок физкультуры,
И душа у меня
Снова в пятки ушла.
Что сегодня нас ждет,
Предвкушаю со страхом,
И при этом напеваю
Про себя слова.
Припев:
Потерпи, дружок,
Сдай в длину прыжок,
Брось гранату ты,
Подтянись сто раз.
Это не беда,
Это ерунда.
Сдашь, и все тебе
Будет трын-трава.
Ты же не ленись,
Лучше улыбнись,
И здоровье ты
Подкрепи свое.
Будешь хороша,
Как цветок, свежа,
И болезни все
Будут трын-трава.
:)Еще
Учителю физкультуры
От этих встреч в душе следы
Останутся надолго.
Надежно сердце, как мотор,
Бежим быстрее волка,
С таким здоровьем, как у нас,
Мы передвинем горы.
От всей души благодарим
Уроки физкультуры.
НАШ УЧИТЕЛЬ ОБЖ
ЗНАЕТ ОЧЕНЬ МНОГО.
КАЖДЫЙ СКАЖЕТ ПРО НЕГО:
— ПЕДАГОГ ОТ БОГА!
А ЕЩЕ ВЕСЕЛЫЙ ОН,
ШУТОК МНОГО ЗНАЕТ.
НА УРОКАХ У НЕГО
СКУЧНО НЕ БЫВАЕТ.
Учителю физкультуры
Если сильным, смелым, ловким
Хочешь вырасти, дружок,
То айда на тренировку —
(фамили имя учителя)
Главный физкультурный эксперт
Преподаст тебе урок.
Все на бой со сколиозом,
Плоскостопием, хандрой!
Не глотаем мы микстуру,
А бежим на физкультуру
И в четверг, и в выходной.
Для физрука
В спорт окунёмся с головой
Сыграем в волейбол, приём дзюдо покажем
Ведь (имя учителя) наш, учитель свой
Нас подбодрит, где надо — нам поможет.
Мы понимаем хорошо,
Что физкультурой надо заниматься.
А будем обливаться мы холодною водой
И в старости не будут ноги заплетаться.
Физ-ра — любимый наш предмет!
И, занимаясь каждый день,
Мы проживём в здоровье много лет!
ОБЖ
Он говорит:
— Пример других — вот вам наука.
И уж совсем — совсем не скука
Послушать Вас! Лишь Вас! Уже!
На всех уроках ОБЖ.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Урок 26
Если турист отстал от групп
Содержание урока
Если турист отстал от групп
Если турист отстал от групп
Когда кто-то из участников похода отстаёт от группы, возникает чрезвычайная ситуация. Причины её могут быть разные: слабая дисциплина, спешка, сильное утомление, а также плохая организация движения по маршруту. Остановился турист на минутку передохнуть, поправить одежду или подтянуть лямки у рюкзака — пропустил всех вперёд, в том числе замыкающего, сам замешкался, а потом сбился с пути, свернул не на ту тропинку и в результате — не смог догнать группу.
Что делать туристу, который внезапно оказался один в лесу, в таком месте, где нет мобильной сотовой связи?
Во-первых, не надо суетиться и нервничать.
Во-вторых, необходимо по возможности вернуться в то место, где турист отстал от группы. Далее надо оценить обстановку и решить: идти вслед за группой или ждать, когда его хватятся и найдут.
Правило первое. Если вы решили догонять товарищей, нельзя идти напрямую или срезать углы. Как бы ни петляла тропинка или дорога, как бы ни хотелось сократить путь, сходить с неё нельзя! Тропинка или дорога — единственная ниточка, связывающая отставшего с товарищами. Именно здесь в первую очередь его будут искать.
Правило второе. Типичная ошибка заблудившегося туриста — непрерывное и бесцельное перемещение с места на место. Так можно лишиться последних сил и забрести в такую глушь, где трудно рассчитывать на помощь. Лучше сесть на тропе и ждать.
Правило третье. В вечернее и ночное время, при ограниченной видимости или дожде вообще не следует бродить по незнакомым местам. Это может кончиться травмой. Надёжнее всего в непосредственной близости от дороги или тропы разжечь костёр, который не только даст тепло, но и послужит своеобразным маяком, значительно облегчающим поиск заблудившегося.
Сделаем вывод и запомним его
Какой бы по составу и количеству ни была туристская группа, каждый участник должен иметь при себе индивидуальный аварийный набор (спички в непромокаемой упаковке, фонарик, парафиновую свечу, сухое горючее, нож и пр.).
Правило четвёртое. Если на улице холодно, а костёр по какой-то причине развести не удалось, надо надеть на себя всю имеющуюся в рюкзаке тёплую одежду. Молнии и пуговицы должны быть застёгнуты. Шнуровку ботинок лучше ослабить, чтобы обувь не сдавливала ноги (ещё лучше снять ботинки и переобуться в запасные сапоги, надев сухие шерстяные носки). После этого надо сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок.
Правило пятое. Если отставшему туристу предстоит ночёвка, следует заранее позаботиться о сооружении убежища. Хорошо, когда под рукой окажется достаточно большой кусок полиэтиленовой плёнки. Тогда надо воткнуть в землю под углом 45-60′ несколько палок или длинных веток и намотать на них плёнку. Нижний край необходимо подогнуть под рюкзак. Внутри такого импровизированного убежища можно укрыться от ветра, дождя и зажечь свечу. Она даст немного тепла и одновременно высветит убежище в темноте. Для экономии свечи лучше зажигать её лишь на короткие промежутки времени. Хотя бы раз в течение часа надо вставать и проделывать несколько физических упражнений, чтобы согреться. Если на улице мороз, спать нельзя!
Правило шестое. Если миновала ночь, а помощь так и не появилась, отставшему туристу надо самому выбираться из чрезвычайной ситуации. Когда поблизости есть дорога, тропа или просека, идти следует по ним. Если ничего этого нет, надо двигаться в том направлении, где. скорее всего, располагается ближайший населённый пункт. Но для этого необходимо определить направление сторон света и строго придерживаться избранного направления. Ни в коем случае не блуждать. На месте вынужденной ночёвки надо обязательно оставить записку и рассказать в ней о своих намерениях. Чтобы место это было заметно издалека, его надо отметить. Например, надёжно воткнуть в грунт длинную палку и привязать к её концу кусок яркой ткани.
Правило седьмое. При малейшем сомнении в правильности избранного направления, а также в том случае, когда кончилась просека или пропала тропа, надо вернуться в исходную точку.
Правило восьмое. Если тропинка или дорога вывела туриста на поляну, вырубку и здесь потерялась, значит, он выбрал неверное направление. Надо развернуться и идти по той же тропинке в противоположную сторону. Скорее всего, она приведёт к человеческому жилью.
Сделаем вывод и запомним его
Группе нельзя откладывать поиск отставшего туриста в надежде на то, что он вот-вот подойдёт. Тем более нельзя продолжать движение по маршруту, так как неизвестно, по какой причине он отстал. Отставший мог вывихнуть ногу, провалиться в болото и т. п. Если помощь задержится, дело может кончиться трагически.
Кроме этих правил нужно учитывать и другие особенности организации поиска.
Туристы, организующие поиск, должны быть очень внимательны, чтобы не пропустить следы потерявшегося. Необходимо голосом или другим доступным способом (свистками, ударами палок по стволам деревьев) периодически подавать сигналы потерявшемуся. Иногда неопытные туристы идут на поиск налегке, рассчитывая обернуться за час-два. Это грубейшая ошибка! Как бы ни был велик соблазн избавиться от надоевшего рюкзака, делать этого не следует. С собой необходимо взять небольшой запас продуктов (консервы, сухари, питьё, шоколад), спальный мешок, тёплую одежду, накидку от дождя, фонарики, верёвку, аптечку.
Можно снарядить несколько поисковых групп. В этом случае два — три туриста остаются на месте и разбивают аварийный лагерь. Но если туристская группа невелика, ей не следует разделяться. На поиск надо отправляться всем вместе.
Если непрерывный поиск в течение ночи и до полудня следующего дня не дал положительных результатов, надо сообщить об исчезновении товарища местным властям.
Подобных неприятных ситуаций можно избежать, если соблюдать правила туристского похода:
• никогда не растягивать походную колонну;
• двигаться по маршруту в темпе, посильном для всех участников похода;
• замыкающий ни при каких обстоятельствах не должен оставлять позади себя кого-либо из участников похода; он должен поддерживать постоянную связь с направляющим, чтобы в случае необходимости тот мог замедлять движение колонны или вообще её останавливать;
• на каждом привале руководитель должен проверять, вся ли группа в наличии;
• если обнаружится, что кто-то из туристов отстал, движение по маршруту прекращается; руководитель организует поиски; продолжать поход можно только тогда, когда отставший нашёлся.
Практическая работа
Цель: составить программу поиска потерявшегося туриста и программу его действий в аварийной ситуации.
1) определить условия, при которых произошло отставание туриста (воображаемая ситуация);
2) наметить программу для групп поиска;
3) наметить программу поведения потерявшегося.
Следующая страница Туризм и экология окружающей среды
Источник