Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Владимир Левченков
Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность»
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для закрепления знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, гнев, удивление)
Задачи:
-развитие умения различать эмоции по их проявлениям;
-способствовать развитию выразительности мимики;
-способствовать развитию творческих способностей детей;
-мотивировать развитие познавательного интереса;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих;
— развивать творческое воображение, фантазии, мышление и чувства веры в предлагаемые обстоятельства;
-познакомить с элементами актёрского мастерства;
— воспитывать навыки коммуникативного общения.
Оборудование: ноутбук, проектор, видеофрагменты по, аудиозаписи, магнитофон, медали «солнышки», карандаши цветные.
Педагог-психолог: Доброе утро, ребята! Я очень рад вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, дотронусь до его ладошек, назову его по имени и скажу, что я очень рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие.
Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга.
Упражнение «Радуга»
1. Закройте глаза и представьте экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, а еще то, что захотите сами.
2. Первый цвет — голубой. Он может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубое небо, голубые цветы — незабудки. Что еще бывает голубого цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете голубой цвет.
3. Следующий цвет — красный. Красный цвет дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет — цвет огня. Что еще бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?
4. Желтый — приносит нам радость. Он согревает, как солнечный свет, и мы улыбаемся. Что бывает желтого цвета? Желтый лимончик, желтый одуванчик, много-много желтых одуванчиков. О чем вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
5. Зеленый — цвет природы. Цвет природы помогает нам чувствовать себя лучше. Зеленые травы, кусты, деревья. Что еще бывает зеленого цвета? О чем вы думаете, когда смотрите на него?
Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Расскажите, что вы представляли.
Упражнение «Радуга настроений» (автор Н. Л. Кряжева)
Ведущий. Давайте подумаем, на что может быть похоже наше настроение. Мое настроение похоже на солнышко, оно доброе и светлое.
Упражнение проводится по кругу. Дети рассказывают, на что похоже их настроение (на какое время года, природное явление, погоду) .
А если мы каждое настроение раскрасим? У Маши — красное, у Пети — синее и т. д. Что у нас получится? Правильно, радуга. И действительно, не бывает одного настроения, их целая радуга.
Можем мы раскрасить хорошее настроение?
А можем мы раскрасить плохое настроение?
Давайте и эмоциям мы назначим цвет, чтобы их легче было понимать. Вот у меня рисунок с какой эмоцией? Какой мы ему выберем цвет?
Дети рассуждают. На заготовку радуги накладываются эмоции к соответствующему цвету.
Упражнение «Два зеркала»
Детям раздаются бланки, на которых изображены два больших овала. Ведущий объясняет, что это зеркала. Детям нужно нарисовать в них себя: с плохим и хорошим настроением.
А теперь давайте попробуем сделать наше настроение очень веселым, поиграем в игру.
Игра «Развесили грустного».
Педагог. Давайте попробуем развеселить плакс. Сейчас поделитесь на пары. Один из вас будет изображать грустного человека, другой должен его развеселить, вызвать улыбку, смех. Трогать руками нельзя.
Дети выполняют задание.
Рисование «Нарисуй, свое настроение»
Педагог психолог. Ребята, давайте нарисуем наше настроение.
— Расскажите, что вам понравилось?
— Что больше всего запомнилось?
А теперь, попробуем с помощью стихотворения выразить разные эмоции. Давайте посмотрим сейчас видео с эмоциональной передачей содержания стихотворений.
(Раздача стихотворений)А сейчас попробуйте друг другу в парах сначала передать характер стихотворения при помощи жестов, мимики (выражения лица, можно негромко проговаривать текст. А затем некоторых послушаем, что у них получилось. Молодцы, вы справились с этим заданием и потихонечку начинаете превращаться в артистов.
Сценическое движение. Упражнение «Мяч»
Сейчас все вы превращаетесь в мячи, но только мячи сдувшиеся. Я возьму в руки воображаемый насос и буду надувать вас со звуком «Ш-ш-ш…», а вы будете расти, надуваться с нарастающим звуком «О-о-о…». Затем я постараюсь поиграть с вами, как с самыми настоящими мячами.
Грим.
Ребята, скажите, а какие эмоции показывает на сцене актёр? Он может быть грустным? Весёлым? Злым? Добрым? Конечно! И я предлагаю вам сегодня попробовать показать несколько эмоций, но прежде чем мы приступим, необходимо размять наше лицо, а именно мимику лица. Попробуем!
Упражнение «Комар»
Представьте, что на ваше лицо прилетел и сел комар. Прогонять руками его нельзя, крутить головой нельзя и дуть тоже. Вы можете справиться с комаром только с помощью мимики, с помощью движения мышц своего лица. Я буду говорить, на какую часть лица сел комар, а вы будете прогонять его с помощью своей мимики.
Итак, комар на носу, на лбу, на щеках, на подбородке, а сейчас прилетела целая стая комаров и облепила всё ваше лицо! Молодцы, хорошо справились с заданием.
А теперь, попробуем показать несколько эмоций, например, грусть, злость, удивление, и конечно, радость! Хорошо, ребята, вы молодцы, смогли выразить все чувства и эмоции.
Театральная игра «Ракетка»
Как вы думаете, для чего предназначена ракетка? А ещё! А мы попробуем поиграть ни мячами, ни ракетками, а настоящими словами с помощью стихотворения «Весёлый мяч». Я буду бросать вам первое слово, а вы отвечать мне следующим.
Стихотворение «Весёлый мяч»
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда пустился вскачь?
Синий, красный, голубой!
Не угнаться за тобой!
Молодцы, вот так,, вы попробовали себя в роли актёров и показали свои эмоции. Узнали, что такое сценическая речь, игра, движение, грим. И в заключение я хочу сказать всем вам большое спасибо, верить в чудеса и открывать для себя новые грани волшебного мира.
Вы слышите журчание ручейка. Это ручеек радости. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим, как чистый ручеек течет по нашему кругу. Давайте поделимся друг с другом своей улыбкой. Как здорово: все получили улыбку и хорошее настроение.
Нам пора возвращаться в школу.
Закройте глаза, повернитесь вокруг себя. Вот мы и оказались в школе.
Рефлексия.
На память о нашем путешествии, королева Эмоция дарит вам солнышки.
Литература:
3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет Академия Развития, Академия Холдинг, 2012
4. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н. В. Клюевой. — М. : П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения — практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –– Москва: Генезис, 2008
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр — это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.
Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике» на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста» То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Китайская мудрость Характеристика проекта Проект рассчитан.
Проект «Учимся говорить, играя». Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Аннотация: реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему.
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Методическая разработка по направлению: «Познавательно-исследовательская деятельность» Образовательная область : «Познавательное развитие».
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Песочные художники» Развивающее упражнение с кинетическим песком для воспитанников старшей группы «Песочные художники» Цель: развитие пространственного воображения,.
Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Конспект развивающего занятия Тема: «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие познавательной сферы ребенка.
Источник
Эмоции и творчество
Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижение результатов.
В. К. Вилюнас в предисловии к книге Я. Рейковского «Экспериментальная психология эмоций» подчеркивает, что эмоции тесно связаны с внутренней жизнью человека, окрашивают многие психологические процессы и позволяют понять его «как специфические субъективные переживания, порой очень ярко окрашивающие то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни».
Подчеркивая значение эмоционального опыта в жизни человека, К.Д.Ушинский писал: «Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши — не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
Особенно велика роль эмоций, чувств в художественном творчестве. Французский скульптор О. Роден писал: «Искусство — это. работа мысли, ищущей понимания мира и делающей этот мир понятным. это — отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».
Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Это отношение имеет положительный или отрицательный характер и связано с чувствами человека: радостью, грустью, восхищением, возмущением, любовью, ненавистью. Человек эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.
Ученые выделяют активные (стенические) переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу и энергию, и пассивные (астенические) переживания, влияющие на человека обратным образом. Стенические переживания связаны с положительными эмоциями, астенические — с отрицательными. Положительные эмоции и чувства проявляются в случае удовлетворения в процессе деятельности потребностей и интересов человека.
Рассматривая опыт человечества, подлежащий усвоению каждым ребенком (речь идет о школе) в процессе воспитания и обучения, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют четыре его стороны. Одной из важнейших является опыт эмоционального отношения.
Как добиться того, чтобы занятия изобразительным искусством вызывали у детей радостные положительные эмоции и чувства?
В процессе творческой деятельности ребенок испытывает различные переживания. Как отмечают ученые Л. С. Рубинштейн, П.М. Якобсон, И. Я. Лернер, В. С. Кузин, они возникают в том случае, если деятельность малыша, ее содержание отвечают его потребностям (или, опираясь на имеющиеся потребности, вызывают другие, относящиеся к предмету деятельности).
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка-дошкольника и для младшего школьника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно — в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления детей данного возраста; наглядно-действенному и наглядно-образному его характеру.
Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Другая значимая потребность — познавательная. Искусство, в том числе и изобразительное, — специфическая форма познания. Следовательно, занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях. Ученые (философы, искусствоведы Ю. Борев, В. Ванслов, А. Лилов), определяя функции искусства, называют познавательную одной из главных. Искусство является важнейшим средством эстетического познания мира. А. Лилов пишет по этому поводу: «Искусство — одна из богатейших сокровищниц человеческого познания. История человечества немыслима без этой сокровищницы. В своем движении вперед человек каждый день обращается к ней. Художественно-эстетическое понимание жизни является главной предпосылкой ее художественно-эстетического изменения, освоения и по законам красоты». Далее Лилов отмечает, что познавательная способность составляет закономерную особенность всех искусств и что художественный образ всегда является восприятием определенной информации, идеи о мире, о человеке. А изобразительная деятельность как раз и может в естественной форме, логически связанной с задачами деятельности изображения, обогащения содержания детского творчества, обеспечить удовлетворение потребности ребенка в познании. И, поскольку данная потребность не насыщаема, постоянное расширение представлений об окружающем мире и последующее их отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение к деятельности. В свою очередь процесс отображения предметов и явлений в рисунках, лепке, аппликации основывается на их познании, способствует уточнению, закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых. Так, используя в работе разные материалы, дети познают их свойства, выразительные возможности.
По мнению многих философов, художественное творчество является важным способом «духовного освоения действительности». Ребенок отражает предметы и явления окружающей жизни, а это связано с пониманием их внешних и, возможно, внутренних свойств. Но и тогда, когда ребенок создает изображение по замыслу, придумывает не существующее в реальной жизни, этот процесс также связан с познанием, с развитием интеллекта.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, навыками и умениями. Благодаря этому они усваивают общественно-исторический опыт, накопленный человечеством именно в художественной сфере. Таким образом, происходит процесс психического развития. Поэтому овладение навыками и умениями в различных видах изобразительной деятельности также способствует удовлетворению потребности ребенка в познании, в понимании действительности. Ребенок любит много раз повторять что-то, чтобы научиться, запомнить. Он способен, кажется, без конца слушать одну и ту же сказку, песню, рассказ. Известно, как, стремясь к самостоятельности, дети проявляют интерес к приобретению знаний, умений и навыков, которые, по мнению педагогов и психологов, составляют основу для развития мышления.
Свое отношение к какой-либо деятельности дети почти в 100% случаев (как показывает практика) связывают с тем, насколько они ее освоили («получается» или «не получается»). Польская журналистка и педагог Г. Филипчук в книге «Знаете ли вы своего ребенка?» пишет о нежелании мальчика идти в детский сад в дождливый день, потому что в плохую погоду дети не гуляют, а остаются в группе и рисуют. Ребенок еще не овладел навыками и умениями в рисовании, и у него получается плохо. Это не просто огорчает малыша, но и отрицательно сказывается на его отношении к детскому саду.
Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство), музыкального, литературного, театрального и др. Все это открывает перед детьми новый мир — мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребенка, сферу его интересов, а вместе с тем развиваются изображение и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Такое отношение, связанное и с удовлетворением потребности в познании нового, в свою очередь активизирует творческую деятельность человека. Исследователь психологии чувств П.Я. Якобсон писал по этому поводу: «Когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера, а наоборот, предполагает сознательное внесение в нее элементов новизны, приводящее к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Они являются откликом на вносимое и осознаваемое человеком начало новизны, начало творчества в процессе деятельности».
Таким образом, приемы педагога — вопросы и предложения, наводящие детей на дополнение и обогащение воображения, направленные на активизацию творческой фантазии и позволяющие им достигать более интересного и выразительного изображения, вызывают у ребят положительные чувства и, следовательно, способствуют формированию эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности.
Овладение разными видами художественно-творческого процесса связано не только с удовлетворением потребности в познании, приобретении навыков, умений и способов осуществления деятельности, но и потребности в коммуникации. Поэтому опыт положительного эмоционального отношения возникает и тогда, когда происходит содержательное общение и взаимодействие детей по поводу интересной для них деятельности и ее результатов. Особое значение для удовлетворения коммуникативной потребности ребенка имеют коллективные формы создания изображения. Они вызывают огромный интерес как у дошкольников, так и у младших школьников. Темы таких работ могут быть весьма разнообразными (реальная природа, сказки, рассказы, песни, музыка, декоративные композиции), но разговор об этом еще впереди.
В процессе изобразительной деятельности дети общаются с педагогом, друг с другом, разговаривают о том, что делают, делятся замыслами, обсуждают ход создания изображения, вместе любуются «шедевром», вспоминают, что особенно понравилось, и т.п. Такое взаимодействие возникает естественно, из желания что-то обсудить, посоветоваться, спросить, узнать мнение педагога и сверстников о своей работе.
Оценивая роль деятельности в активизации содержательного общения ребенка со своими ровесниками и воспитателем, следует вспомнить слова русского педагога П . Ф. Каптерева: «Живой личности учителя — его собственной самодеятельности и искусства — ничто заменить не может: без нее метод мертв, без нее настоящего, живого, успешного обучения никогда не будет. Дело воспитания и обучения — дело живое, которому наиболее чужды механизм и рутина; оно есть живой обмен мыслей и чувства между воспитываемым и воспитывающим, и его успех весьма много зависит от умения воспитателя пользоваться всеми окружающими ребенка условиями, чтобы влиять на него».
К сожалению, на практике часто бывает, что воспитатель, чрезмерно заботясь о дисциплине на занятии, запрещает детям разговаривать друг с другом, обмениваться впечатлениями, показывать друг другу свои работы. Тем самым педагог лишает ребят радости содержательного общения, препятствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов. Чтобы обеспечить реализацию коммуникативной потребности детей в процессе художественного творчества, необходимо не только разрешать им обращаться друг к другу и к воспитателю, но и стимулировать, поощрять такое общение, привлекать внимание ребенка к тому, что и как делают товарищи, а если кто-нибудь нуждается в помощи, побуждать оказать ее. Неравнодушное отношение к творчеству проявляется и тогда, когда ребенок испытывает те или иные переживания в процессе своей деятельности.
Характеризуя эмоции человека, П.М. Якобсон называет среди прочих практические чувства. «В окружающей действительности, — пишет он, — мы можем выделить такую значительную область человеческой практики, как многообразные процессы деятельности человека». Ученый подчеркивает, что эмоциональное отношение к деятельности связано с поставленными самим человеком задачами, с успешностью или неуспешностью работы, с трудностями ее осуществления, с ее завершением, с полученным результатом. Следовательно, сам процесс деятельности вызывает устойчивое эмоциональное отношение. Это в полной мере относится и к труду ребенка. Если творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманное или заданное воспитателем изображение, если он способен прилагать усилия и преодолевать неизменно возникающие трудности, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него положительное эмоциональное отношение.
Если полученный результат (в данном случае изображение) нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении. Часто благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремится к содержательному общению.
Приведем пример: в младшей группе (здесь осуществлялась экспериментальная работа по развитию детского творчества) был мальчик по имени Алеша. Он посещал детский сад нерегулярно и, видимо, из-за этого рисовал хуже, чем другие дети, и к концу года отставание стало явным. Интереса к таким занятиям мальчик как будто не проявлял. На занятиях ИЗО педагог центра спросила: «Алешенька, что же ты совсем не стараешься нарисовать красиво», он с гордостью и даже с вызовом ответил: «А зато я умею хорошо говорить!». Действительно, речь ребенка по всем параметрам находилась на высоком уровне. Можно было подумать, что мальчика вполне устраивает создавшаяся ситуация. Но вскоре специалист убедился, что это не так. Исходя из своей концепции развития детского изобразительного творчества, в соответствии с которой дети в три-четыре года овладевают основными графическими навыками и умениями, что позволяет им свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни, передавать сюжеты игр, сказок и т.п., словом, свободно выражать свои творческие замыслы, педагог решила обратить на Алешу особое внимание. На одном из первых групповых занятий детям предложили нарисовать сказочный домик.
Педагог пристально следила за действиями мальчика. Сначала спросила, как он начнет изображать домик, предложила ему показать сухой кистью, как он нарисует стену, а затем крышу, как будет закрашивать, чтобы получилось ровно, красиво. Убедившись, что ребенок не испытывает трудностей, педагог стала подходить к другим детям. Потом вернулась к Алеше, спросила, как он будет украшать сказочное строение, показала на отдельном листке варианты украшения. Все шло хорошо. Домик вышел красивым. Рисунки были выставлены на демонстративном стенде для просмотра и оценки. На предложение педагога выбрать самые красивые, действительно сказочные домики дети первым назвали рисунок Алеши. Надо было видеть реакцию мальчика! Он светился от счастья! И с этого занятия, еще длительное время, посещая наш центр, Алеша периодически задавал педагогу вопрос: «А вы помните, как я нарисовал сказочный домик?». И в голосе его звучала радость. С того дня мальчик, познавший радость творчества, проявлял заинтересованность в занятиях по рисованию, лепке, аппликации, даже если не все шло гладко.
Этот случай, а он был не единственным в практике специалистов центра, подтверждает, что уже на пятом году жизни у детей проявляется желание самоутвердиться. Удовлетворение этой потребности весьма значимо для ребенка: оно вызывает положительные эмоции и оказывает благотворное влияние на дальнейшее овладение деятельностью, развитие творческих способностей.
Преодоление трудностей также вызывает у детей радостные чувства. Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение, так организовывать занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтобы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе темы рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения. Следует отказываться от сложившихся штампов: «дерево надо рисовать так, а дом так», которые приводят к однообразию и скуке на занятиях, препятствуют развитию художественного творчества. Отношение к изобразительной деятельности (и к любой другой) во многом зависит от того, как педагог или преподаватель ИЗО руководит ею, от такта, терпения взрослого; умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успехи. Там, где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает в обучение игровые приемы и бережно относится к продуктам детского творчества, дети с радостью участвуют в работе и легко выполняют задания педагога.
Необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и чувства окрашивали весь процесс творчества. С этой целью, кроме всем известных приемов и методов обучения, следует шире использовать игровые методы и приемы.
Так, на одном из уроков учитель по изобразительному искусству предложила группе детей семи лет создать коллективную композицию на тему «Витрина магазина игрушек». Дети с восторгом приняли это задание. Первоначально предполагалось, что каждый вырежет и наклеит (в качестве «витрины» использовалась длинная широкая полоса бумаги) одну игрушку. Но дети работали с таким вдохновением, что многие успели вырезать два-три, а некоторые — и четыре изображения игрушек. Пришлось приготовить еще одну «витрину». Как мы видим, семи летние дети считают себя взрослыми (по сравнению с дошколятами), но включение в урок элементов игры значительно повышает интерес детей к деятельности и ее продуктивность.
Как в детском саду, так и в школе целесообразно включать в процесс занятий образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые (фокусные) ситуации, когда в результате разных проб (с красками, ножницами, печатками и др.) возникает неожиданный для ребенка результат, а также использовать нестандартные приемы создания изображения.
Атмосфера на занятии должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Вспомним стихотворение Г. Р. Державина: «Поймали птичку голосисту и ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свиста, а ей твердят: Пой, птичка, пой!». Необходимо заинтересовывать детей. Л. Н. Толстой предупреждал, что не следует делать детям замечаний, не относящихся прямо к предмету творчества (об аккуратности ведения тетрадей, о полях и т.п.).
Как отмечал Б.М. Теплов, восприятие красоты включает в себя оценочный момент. Такой подход к объекту эстетической деятельности всегда носит эмоциональный характер, и, как правило, прекрасное в жизни и искусстве вызывает положительную эмоционально окрашенную оценку и позитивное отношение.
Воспитание художественного вкуса (один из важнейших моментов художественного воспитания в целом) — это формирование у ребенка оценивающего отношения к произведению искусства, к окружающей жизни, выработка определенной системы эстетических представлений, без которой не развиваются творческие способности.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятие окружающего мира, — это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления».
В создании и обеспечении положительного отношения к деятельности велика роль искусства. Являясь своеобразным эталоном, искусство вызывает чувства радости, удовольствия. Это и определяет его положительное восприятие. Однако такой подход может возникнуть только в том случае, если ребенок понимает, что такое красота, что делает предмет красивым; если обогащается его опыт поиска прекрасного в жизни и в искусстве.
«Искусство, — подчеркивал Н.Г. Чернышевский, — производится не отвлеченным стремлением к прекрасному (идеей прекрасного), а совокупным действием сил и способностей живого человека. Данная область деятельности захватывает не только воображение и чувство, но мысль, волю». Вот почему широкое включение всех видов искусства в процесс детского творчества благотворно воздействует на ребенка во всех отношениях.
Мы рады помочь Вам и Вашим детям!
Источник