От избытка чувств глаголят уста

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 12:34

Свт. Иоанн Златоуст

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Далее, так как не о Себе самом говорит Спаситель, а о Духе Святом, то и произносит обличения Свои с большею строгостью: порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? В этих словах заключается и обвинение фарисеев, и доказательство вышесказанного. Вот вы, говорит Спаситель, будучи худыми деревами, не можете приносить и доброго плода. Потому Я и не удивляюсь, что вы произносите такие слова; происходя от злого рода, вы и воспитаны худо, и усвоили себе мысли худые. И заметь, с какою осторожностью, предотвращающею всякое ухищрение противников, Он выражает Свои обвинения. Он не сказал: как вы можете говорить доброе, будучи порождениями ехидн, — потому что одно с другим не имеет соотношения, но говорит: како можете добро глаголати, зли суще? А порождениями ехидн назвал их потому, что они хвастались своими предками. Итак, чтобы показать, что нет им от того никакой пользы, Он отсекает их от сродства с Авраамом и дает им других предков, имеющих такой же нрав, как и они, и таким образом лишает их того благородства, которым они гордились. От избытка сердца, говорит Он, уста глаголют. Здесь вновь дает Он видеть божество Свое, ведающее сокровенные помышления, а также показывает, что фарисеи понесут наказание не только за дела, но и за злые мысли; показывает и то, что Он, как Бог, знает эти мысли. А впрочем, возможно и людям знать их. Естественно, чтобы слова изливались наружу чрез уста, когда внутренность переполнена злом. Поэтому, когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нем лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо еще обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Видишь ли, какой крепкий удар наносит Христос фарисеям? Если слова их так исполнены зла, и происходят от духа дьявольского, то подумай, каков должен быть корень и источник этих слов. Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив сердце, не имея никого из людей свидетелем своих движений, бесстрашно порождает в себе всякое зло, какое только захочет, потому что оно не много думает о Боге. Слова предлагаются в слух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо. И как мучащиеся рвотою сначала силятся удерживать в себе рвущиеся из них мокроты, а потом, когда уже не в силах владеть собою, выбрасывают нечистоту в большом количестве, так и наполненные злыми умышлениями наконец изливают их в злоречивом осуждении ближнего.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Господь учил, что все это извращенное мнение исходит из природного порока. Из доброго сокровища нельзя вынести ничего плохого, и Богу следует отдать отчет за всякое праздное, то есть негодное и бесполезное, слово, так как за слова нашего исповедания мы должны быть или осуждены, или оправданы, чтобы получить такое благоволение будущего суда, какую речь о Господе небесной славы будем держать.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Вы зли суще, – сказал Спаситель. Кто этого не чувствует сам в себе? Так, Господи, мы действительно злы. Если в нас бывает иногда особенный прилив злости и мы начинаем ненавидеть всех, не будем удивляться этому: это слепая гордость, которая считает себя добрым, – но признаем смиренно, что мы действительно таковы, и обратим это в повод к смирению; то бывает особенная милость, благодать Божия нам, когда мы бываем к другим истинно добрыми, истинно благорасположенными. Будем говорить чаще Господу: Господи! Ты пришел в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим. 1:15): спаси меня от кроющегося во мне зла. Я без Тебя не могу творити ничесоже (Ин. 15,5), и не только не могу творить без Тебя ничего доброго – не могу от себя, яко от себя, иметь мысли хорошей, чувства доброго, святого. Помоги мне, Господи!

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Иероним Стридонский

Порождения [потомство] ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Он показывает, что они злое дерево и приносят такие обильные плоды злословия, какие имеют в себе семена дьявола.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-35 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы

Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое

Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще? От избытка бо сердца уста глаголют

Порождения ехиднова, како можете добро глаголати, зли суще

Не удивительно, если вы произносите такую хулу. Будучи злыми, вы не можете говорить хорошего. Затем и естественным образом доказывает, почему они не могут.

От избытка бо сердца уста глаголют

Когда сердце преисполнено злобы, то от избытка ее по необходимости изливается зло, т.е. злая речь. Подобно тому как изрыгающие вначале усиливаются удержать вырывающуюся мокроту внутри, но когда внутренность переполняется, они пересиливаются и извергают избыток ее, так точно и питающие в себе злые помышления. Называет их ехидниными порождениями, как и Иоанн Креститель в третьей главе (7 ст.). Там же найди и объяснение этого.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

(Лк. 6:45). Связь речи в этом стихе в русском переводе не выражена ясно. Это можно легко видеть, если несколько распространить речь. Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Вы не можете говорить ничего доброго, потому что от избытка сердца говорят уста. Но если вставить здесь предложение: не можете говорить ничего доброго, потому что сердце ваше наполнено злобой, а от избытка сердца, т.е. от того, что его переполняет, говорят уста, — то речь Спасителя сделается понятнее. Однако русский перевод точен; в греческом такой же пропуск промежуточных мыслей и предложений, как и в русском. В немногих рукописях, впрочем, выражено стремление при помощи исправлений несколько иначе изложить эту мысль, именно через прибавку после “говорят уста” слов или “доброе” (ἀγαθά), или “худое” (mala). Таким образом: “ибо от избытка сердца говорят уста доброе” (худое). Спаситель называет фарисеев “порождениями ехидниными”, как Иоанн Креститель (Мф. 3:7) и “по причинам, там указанным”. Евфимий Зигабен перефразирует эту речь так: не удивительно, если вы произносите на это (на Мои действия) хулу, потому что вы, будучи злы, не можете говорить доброго. Затем Христос показывает “физиологически”, почему они этого не могут.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста

Источник

От Матфея святое благовествование, глава 12 Матфея, гл 12

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его проголодались и начали срывать колосья и есть.

Фарисеи, увидев это, сказали Ему: «Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу».

Он же сказал им: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним?

Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

Или не читали ли вы в законе, что в субботу священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Читайте также:  Испытывать чувство вины за родителей

Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма.

Если бы вы знали, что значит „милости хочу, а не жертвы“, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий – Господин и субботы». И, уйдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: «Можно ли исцелять в субботу?» Он же сказал им: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботу делать добро».

Тогда говорит человеку тому: «Протяни руку твою». И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем.

Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не будет прекословить, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы».

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть.

И дивился весь народ, и говорил: «Не это ли Христос, Сын Давидов?» Фарисеи же, услышав это, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе как силой веельзевула, князя бесовского».

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой. Как же устоит царство его?

И если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Поэтому они будут вам судьями.

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло вас Царство Божие.

Или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его.

Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает.

Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: «Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение».

Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы, пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Ниневитяне восстанут на суд с родом этим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Ионы; и вот, здесь больше Ионы.

Царица южная восстанет на суд с родом этим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломона; и вот, здесь больше Соломона.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: „Возвращусь в дом мой, откуда я вышел“. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злее себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».

Когда же Он еще говорил к народу, мать и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

И некто сказал Ему: «Вот мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой».

Он же сказал в ответ говорившему: «Кто мать Моя? И кто братья Мои?» И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: «Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать».

Источник

Глава 12

Мф.12:8 . «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.»

«Гл. 12, [ст.] 8. Сын Человеческий есть господин и субботы. Как же не Господь, когда Ты Сам установил ее» [1, 69].

Мф.12:11 . «Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?»

Мф.12:12 . «Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.»

Мф.12:13 . «Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.»

«Гл. 12, ст. 11 и 13. Об исцелении сухорукого. Сколько же лучше человек овцы!.. Если в субботу вытаскивают из ямы упавшую овцу, то не тем ли более можно исцелять в субботу человека? Об исцелении бесноватого, слепого и немого» [1, 70].

Мф.12:20 . «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;»

«19 октября. Вечер. 8 часов. Трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит (горячо кающегося человека) (Ср.: Мф. 12:20 ). На мне это постоянно сбывается и сбывалось всегда. Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне грешному. – Чудное свойство Божие, самое привлекательное» [4, 80].

«Болезнь вышла наружу. Болезни душевные, как и телесные, скрываясь некоторое время внутри и, так сказать, скопляясь все более и более, наконец выходят наружу. И этот выход бывает очень благодетелен для души. Это бывает так. Положим, что какой-либо человек зол и раздражителен. Его раздражительность так сильна, что одно негладкое слово, один двусмысленный взгляд другого, одно ничтожное препятствие какого-либо лица, вещи, обстоятельства времени или места выводят его из себя. Не правда ли, что этот человек внутренно болен, что его внутренность исполнена духовной проказы и ее надо вывести наружу и тем уничтожить или, по крайней мере, сильно ослабить ее? – За такими случаями к выходу ее наружу далеко ходить не надо. Они представляются часто сами. Вот смотрите: сходятся две раздражительные личности – вот один из них пускает в сердце другого искру, поджигающую его самолюбие; искра возгорается, начинается противодействие; огнь раздражительности увеличивается; две личности дышат огнем: внутренности их пылают. Но пусть их болезнь бичуется сама собою – пусть они горячатся и выходят из себя, сколько душе их угодно, пусть внутренняя болезнь их выходит вся вон без остатка – погорячатся, побранятся, но наконец, уймутся и почувствуют нужду помириться. И тут-то надобно непременно их помирить и из опыта показать им, как нехорошо быть злым и раздражительным, как нужно вперед обуздывать себя от малейшего чувства злобы и раздражительности – аз же незлобием моим ходих (Ср.: Пс. 25:1 ), – и всевозможно приучать свое сердце к благости, кротости и смирению. Научитеся от Мене , яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). А в чем кротость Спасителя? – Не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа. Трости сокрушенны (человека-грешника с сердцем сокрушенным и смиренным) не преломит, и лена внемшася (льна курящагося – человеческой души, дымящейся некоторым огнем веры и добродетели) не угасит ( Мф. 12:19–20 ; Ис. 42:2–3 ). Еще в чем? – Иже укоряемь противу не укоряше, предаяше же Судящему праведно: Иже грехи наша Сам вознесе на Теле Своем на древо ( 1Пет. 2:23–24 )» [10, 434].

Мф.12:24 . «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.»

«24 ст. Он изгоняет бесов не иначе, говорили фарисеи, как силою веельзевула, князя бесовского» [1, 70].

Мф.12:25 . «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.»

Мф.12:26 . «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?»

Мф.12:27 . «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.»

Мф.12:28 . «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.»

«25–28 ст. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши (апостолы) чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями (достойно и праведно). Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» [1, 70].

Читайте также:  У женщины плохое настроение без причины

Мф.12:30 . «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.»

«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня ( Мф. 12:30 ). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой, – они с нами не единомысленны, враждуют против нас, сильно гонят нас на смерть, притесняют всячески за веру нашу, осмеивают ее и нас и делают нам всякие неприятности, особенно в главных местах их населения, они явно идут против Христа и Его Церкви, не почитают животворящего Креста, святых икон, святых мощей, не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их!» [6, 39].

Мф.12:31 . «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;»

«Яже на Духа хула не отпустится человеком [ Мф. 12:31 ]. Кто отвергает личное бытие Духа Святого, особенно же кто причастником был Духа Святого много раз, тот хулит Его и если не исправится от хулы, не будет прощен ни в сей век, ни в будущий. Душе Святый животворящий, Душе благодати, помилуй нас!» [5, т. 2, 545].

Мф.12:33 . «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.»

Мф.12:34 . «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.»

Мф.12:35 . «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.»

«Вы зли суще ( Мф. 12:34 ), сказал Спаситель. Кто этого не чувствует сам в себе? Так, Господи, мы действительно злы. Если в нас бывает иногда особенный прилив злости и мы начинаем ненавидеть всех, не будем удивляться этому: это – слепая гордость, которая считает себя добрым, но признаем смиренно, что мы действительно таковы, и обратим это в повод к смирению; и что то бывает особенная милость, благодать Божия нам, когда мы бываем к другим истинно добрыми, истинно благорасположенными. – Будем говорить чаще Господу: «Господи! Ты пришел в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз: спаси меня от кроющегося во мне зла. Я без Тебя не могу творити ничесоже ( Ин. 15:5 ), и не только не могу творить без Тебя ничего доброго, не могу от себя, яко от себя, иметь мысли хорошей, чувства доброго, святого. Помоги мне, Господи!» [2, 205].

«Если уста твои говорят: Господи, помилуй, а сердце и не знает, в чем тебя Богу миловать, то молитва твоя – грешная, устная, а не сердечная, на молитве сердце должно быть непременно всегда проникнуто скорбию о грехах. – Точно так же если устами ты благо даришь, а сердце остается нечувствительным к тому, что произносят уста, то опять молитва твоя недостойна Бога: благодарить нужно сердцем прежде всего; уста – слуга сердца. От избытка сердца уста глаголют ( Мф. 12:34 ; Лк. 6:45 )» [2, 231].

«34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» [1, 70].

«Что всего вожделеннее для человека? Избежание греха, оставление и прощение грехов и стяжание святости. Почему? Потому что грехи, как, например: гордое, злое обхождение с ближними, злая мнительность, любостяжание, скупость, зависть и проч. разлучают нас с Богом, Источником живота, удаляют от общения с людьми и повергают нас в смерть духовную, а кроткое, смиренное, незлобивое обращение со всеми, даже со врагами нашими, простосердечие, нестяжательность, довольство малым и необходимым, щедрость ко всякому, доброжелательство и другие добродетельные поступки соединяют нас с Богом, Источником живота, и людям делают любезными. Даруй убо, Господи, совершенно избежати греха, навыкнути же всякой добродетели, по благодати Твоей. Ей, Владыко, Господи, без Тебя не можем творити ничтоже благо, зли суще ( Мф. 12:34 )» [5, т. 1, 186].

«Перед службою церковною или какою-либо требою, также пред гражданскою какою-либо службою остерегайся всячески, чтобы не впасть отчего-либо в мрачное, унылое и недовольное расположение духа, чтобы такое нерасположение духа не довело тебя до безрассудной раздражительности, досады и нетерпения в церкви или на гражданской службе и не сделалось причиною преткновения твоего на молитве и недостойного соглаголания с Владыкою, Царем мира и любви или причиною преткновения на службе гражданской. Обычно от избытка сердца уста глаголют ( Мф. 12:34 ). На молитве это должно быть непременно, но как будут свободно говорить уста от избытка, когда сердце недовольно, стеснено, досадует, раздражается, порывается к слепой поспешности и к словам нетерпения и гнева, когда оно дышит ненавистию к тому или к тем лицам, которые просят тебя совершить какую-либо требу, обряд или ждут твоего слова? – Проклят всяк, сказано, творяй дело Господне с небрежением ( Иер. 48:10 ). О как ощутительно тяготеет над тобою это проклятие, когда, не имея в сердце мира, а досаду и раздражительность на ближнего, говоришь какие-либо молитвы! – Сердце смутно, стеснено; слово иссыхает и перестает течь, как поток, у которого пересох или иссяк источник. Враг очень хитер; он обычно всегда старается нас запутать чем-либо пред службою, чтобы во время службы мы не могли служить достойно и плодотворно; он старается заградить всегда самый источник нашей жизни, мысли, слова – сердце. Запинает всякого, высматривая слабые стороны каждого. Заметивши слабую сторону в сердце, он обычно в нее и пускает свою стрелу и уязвляет неосторожных: склонного к мнительности, унынию и малодушию поражает стрелами мнительности и уныния; к гордости или тщеславию – гордостию и тщеславием; к зависти – завистию; к попечению о житейском – к скупости и сребролюбию; житейским попечениям – скупостию, – всякого убивает, чем подручнее» [8, 573].

«От избытка сердца уста глаголют. Потому благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая – говорит ласково, с любовию и злой человек от злаго сокровища своего сердца износит злая (Ср.: Мф. 12:34–35 ) – говорит грубо, немирно, со враждою на брата» [8, 535].

«Дух Святой – Сокровище всех благ или духовного богатства. Посмотрите, каким чудным богатством исполнены были души, в коих обитал Дух Божий: каким светом ведения, каким благоуханием добродетелей. Душа человека благочестивого бывает пребогатою, духовною сокровищницею. Павлова душа. Петрова душа; Иоаннова душа, Златоустова, Василиева, Григориева. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Ср.: Мф. 12:35 ). Вот где истинное сокровище: оно совсем не то, которым дорожит свет. Таланты» [8, 80].

«Какие премудрые, возвышенные, спасительные, истинно божественные наставления и заповеди! Но так несогласна с ними ежедневная обыденная жизнь наша! Господь научает нас обращаться с людьми так, как мы желали бы, чтобы с нами обращались люди, то есть простосердечно, доброжелательно, сочувственно, терпеливо. Он мерилом наших отношений к людям поставил нас самих, – а эта мера, этот масштаб есть любовь: ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5:29 ). Но в общежитии часто бывает напротив; отношения людей друг к другу бывают весьма часто неправильные, превратные, не отличающиеся духом простоты и искренности, любви и благорасположения, миролюбия, кротости и снисхождения, чистоты и святости, сочувствия и милосердия и христианского терпения. Они нередко отличаются духом неискренности и двуличности, холодности и высокомерия, лукавства и недоброжелательства или нечистоты и сладострастия, низкого эгоизма и корыстности. Корень или причина, источник такого или другого обращения людей одних с другими находится в сердце человека, ибо благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая, и лукавый человек от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая (Ср.: Мф. 12:35 ), – и происходит или от природных его качеств, или от воспитания счастливого или превратного, от различных страстей, наклонностей, привычек, например, к некоторым удовольствиям, от добрых или худых примеров, от жизненной обстановки, от большей или меньшей обеспеченности материальной, или от среды, в которой кто живет, от положения в обществе, от разных житейских уроков или искушений, от того, наконец, насколько кто проникнулся или не проникнулся духом Христовым, евангельским, церковным. Так, мерилом отношений к другим у иных людей бывает простота и искренность, доброжелательство, любовь ко всем; это наилучшая сторона отношений одних к другим; но нередко характером отношен 4 одних к другим бывает хитрость, подозрительность, неприязнь, грубость, зависть, крайнее самолюбие, корысть, лицеприятие, суетность, тщеславие, честолюбие, сладострастие или крайнее высокоумие, то есть высокое о себе мнение, ищущее унизить других. Это другой, противоположный первому вид отношений людских. Вообще говоря, между людьми больше можно приметить отношений друг к другу неискренних, чем чистосердечных, потому что все сердца заражены больше или меньше нечистотою греха, покрыты тлею страстей. Ибо кто похвалится чисто имети сердце. Так, иных слова бывают мягки, как елей, а между тем они стрелы язвительные» [9, 283].

Читайте также:  Где можно пройти стресс эхокардиографию

«Еще – образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум – образ Бога Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум, – образ Сына Божия, Ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, – суть образ Духа Святого. Дуну и глагола им; приимите Дух Свят ( Ин. 20:22 ). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы. (Ср.: Мф. 15:19 ), то это исходит гнездящийся в сердце человека злой дух. а когда благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая (Ср.: Мф. 12:35 ), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. – Человек – малый образ, цельный, нераздельный, живой образ Троицы. Велик человек! Он – малый бог. Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Пс. 81:6 ; Ин. 10:34 ). Аще оных рече богов, к коим же бысть слово Божие, и не может разоритися Писание (то есть что сказано, то сказано верно, непреложно), Егоже Отец святи и посла в мир, глаголете, яко хулу глаголю, зане рех: Божий есмь Сын (Ср.: Ин. 10:35–36 ). – О достоинство, о величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на малого бога, как на сына Божия, и принимай его, как Сына Божия, беседуй с ним, обращайся с ним, как с сыном Божиим во Христе Иисусе Господе нашем» [10, 350].

Мф.12:36 . «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:»

«36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Достойно и праведно: потому что настоящая жизнь вся должна быть употреблена на приготовление к жизни будущей; для нас нет здесь праздного ни дня, ни часа, ни слова, ни дела, все у нас должно быть направлено к одной цели. Нам некогда празднословить» [1, 70].

«На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк. 1:37 ]. А прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем [ 1Кор. 6:17 ]. Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему [ Мк. 9:23 ]. Береги слово: драгоценно слово. За всякое слово праздное люди дадут ответ в День судный [Ср.: Мф. 12:36 ]» [5, т. 1,193].

«Всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу: читаешь ли что дома, начинай это дело с краткою сердечною молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени; этим ты унизишь слово, которое все должно служить нашему спасению, а не пустословию, и – средством к удовольствию и приятному препровождению времени; говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно; празднословия, как яда змеина, избегай, памятуя, что за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный [ Мф. 12:36 ], т. е. услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, потому (по возможности) и плодотворному. Побеждай именем Господним и силою креста козни врага, который старается смутить, затмить, стеснить, расслабить тебя. Даже если ешь, пьешь или иное что законное делаешь, все делай во славу Божию [Ср.: 1Кор. 10:31 ]» [5, т. 2, 400].

«За всякое слово праздное, еже рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный [ Мф. 12:36 ]. Видишь, что тебя ожидает ответ и наказание за всякое слово праздное, не только соблазнительное. Потому что у Господа нашего, Всетворца-Слова, нет и не может быть праздных слов: глагол Господень не возвратится к Нему тощ [Ср: Ис. 55:11 ]; не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк. 1:37 ]; а мы сотворены по образу Божию, потому и наши слова также не должны быть произносимы впусте, напрасно, праздно, а каждое слово наше должно иметь духовную, поучительно-назидательную силу: слово ваше да будет всегда во благодати [ Кол. 4:6 ]. Потому в молитве и в разговорах крайне наблюдай, чтобы тебе не говорить слова праздно, на ветер» [5, т. 2, 411].

«Почему за всякое слово праздное люди дадут ответ в день суда [Ср.: Мф. 12:36 ]? Потому что всякое слово праздное приносит вред и душе человека празднословящего, и тем, кто слушает его празднословие, ибо оно удаляет их от Бога-Слова, Который прост. Потому-то мы и просим Господа в пост, чтобы слух наш был невходен праздным словесем. Дух празднословия не даждь ми [мол. св. Ефрема Сирина]» [5, т. 2, 575].

Мф.12:37 . «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.»

«37. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас; а если худое, гнилое, то осудит» [1, 70].

«С словом – этим драгоценным сокровищем разумносвободного духа и нашим отличием от бессловесных мы так зазнаемся и так к нему привыкаем, как к маловажным каким вещам в доме нашем, и как те употребляем и повергаем как попало: так и слово. Но слово важная вещь: Господь говорит, что от слов своих человек оправдится на Суде и от словес же своих осудится (Ср.: Мф. 12:37 ). Особенно на молитве надо глубоко ценить слово: этот образ Творческого, Ипостасного Слова, явление мысли и покоище духа» [8, 429].

Мф.12:38 . «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.»

Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;»

Мф.12:40 . «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.»

Мф.12:41 . «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.»

Мф.12:42 . «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.»

Мф.12:43 . «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;»

«Ст. 38–43. Книжники и фарисеи просят знамения. Но роду лукавому и прелюбодейному Иисус Христос выставляет на вид только знамение Ионы пророка. Укоряет их примером Ниневитян, покаявшихся от проповеди Ионы, и говорит, что здесь – больше Ионы, следовательно, скорее бы надо раскаяться; заранее делает Ниневитян судиями книжников и фарисеев. Примером царицы южской, приходившей издалеча слушать премудрость Соломонову, говорит, что здесь больше Соломона, поэтому царицу юга назначает им прежде Своего второго пришествия в судьи им» [1, 70].

«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей верных. Этот талант мы приняли через апостолов Христовых. Этот талант неоцененный попран многими русскими, и они ответят за него праведному Судии. В первом пришествии Христовом нам вручен талант (т.е. человеческому роду), и во всю землю изыде вещание духовных апостолов, и во все концы вселенной глаголы их. Во второе пришествие Господь будет требовать от всех нас отчета в употреблении талантов. Истяжется и царь, и всякий подданный, малый и великий, и всякий смертный, и каждого человека дела обнажатся пред всеми, ни один помысл не укроется, вся внутренняя жизнь каждого явится как бы сфотографированною, никому отречься или запереться в своих грехопадениях будет невозможно, если не покаялись, живя на земле. Где же дела ваши, братие! В чем вы проводили жизнь земную, этот драгоценный залог, данный вам Творцом для приготовления к будущей жизни, к раскрытию ваших сил и способностей, к употреблению в дело талантов? Царица Южная приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона ( Мф. 12:42 ) – Сама ипостасная Премудрость. А многие слепцы духовные учились и учатся у Льва Толстого, которого с жадностью читают и попадают в его ловко расставленные сети, отчуждаются от Бога, впадают в отчаяние и кончают самоубийством. Вот плоды диавольского таланта, насеваемого противником Божиим через своего клеврета – Толстого» [6:34].

Мф.12:48 . «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?»

Мф.12:49 . «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;»

Мф.12:50 . «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.»

«Ст. 48 и 49. Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Исполнение заповедей Божиих делает нас едино с Богом. Духовное родство основывается на исполнении закона Божия» [1, 71].

– буквы не пропечатаны – прим. эл. редакции.

Источник

Оцените статью