Эмоционально-психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности детей
Эмоционально – психологический климат группы классифицируется как благоприятный и не благоприятный.
Основными признаками благоприятного эмоционально – психологического климата являются:
Хорошее настроение детей в течении всего дня;
Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
Способность детей занять себя интересным делом;
Желание участвовать в коллективной деятельности;
Удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников;
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т д. чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
Быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема пищи использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
Наличие «семейных альбомов»;
«Уголок психорелаксации»;
«Зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
Разумная занятость детей;
Применений физминуток во время занятий;
Наличие традиций в группе;
Часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
Проведения «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
Демократичный стиль общения воспитателя – рядом, место, глаза в глаза;
Лучше глубже понимается то, через что человеку самому пришлось пройти, что он лично прочувствовал.
У нас тема самообразовании: «Развитие познавательно-речевой сферы ребенка через театральную деятельность» — через коротенькие инсценировки с помощью различных видов театра (пальчиковый, куклы бибабо, маски, шапочки), проигрываем различные ситуации, затрагивающие нравственные темы, отношений между детьми, между девочками и мальчиками. Через различные ситуации возникающие между детьми в группе в течении дня (ссора, обида).
Утро добрых встреч – к каждому ребенку индивидуально (с каким настроением пришел в детский сад) определяем с помощью карточек «свое настроение», стараемся сделать так, чтобы у ребенка возникла необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться.
Каким вкусом назвать все плохое – горькое, а все хорошее – сладкое. У нас есть традиция «Домик хорошего настроения».
Поддерживаем тесный контакт с психологом детского сада (совет, помощь консультация), правила поведения в группе.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое определяется во многом особенностями сотрудничества ребенка со взрослыми. Поэтому без заинтересованного, понимающего, психологически компетентного педагога детям не совсем комфортно.
Говоря о положительном фоне настроения, нельзя не коснуться таких характеристик, как оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым, которые напрямую связаны с проблемами эмоционального здоровья.
По мнению Э. Динера, для полноценной жизни человеку необходимо наличие способности быть счастливым как черты характера, развитие которой начинается еще в детстве. Для этого, прежде всего, родителям необходимо формировать у детей установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. У ребенка, воспитанного счастливыми родителями, больше шансов самому стать счастливыми.
Врачи педиатры отмечают резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
А воспитателю необходимо соблюдать принцип психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» И. Сеченов.
Источник
Химия настроения: как в организме возникают эмоции и что с этим делать
Эмоция — психофизиологический процесс: это не только переживания, которые мы испытываем в ответ на какое-то событие, но и вся физиологическая «подложка» — то, что происходит в организме в это время.
У эмоционального процесса есть три компонента: переживание (осознание на уровне психики), физиологические процессы в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма, а также «ответ» — комплекс выражения эмоции, например в виде мимики, смеха или плача.
То есть, когда организм реагирует на некоторый раздражитель, запускаются реакции, которые в конечном счете приводят к проявлению эмоций. Но те же самые реакции могут быть запущены и иными способами, например химическими веществами или другими процессами организма, которые затрагивают похожие пути обмена веществ.
Это значит, что мы можем испытать грусть или радость без видимой причины. Отсутствие «настоящего повода» для печали не делает ненастоящим само переживание. Но понимание того, как и почему оно возникает, поможет контролировать нежелательные эмоции и не стыдиться их, если сдержать не получилось.
Разбираем, что стоит за нашими эмоциями и какие внутренние и внешние факторы могут на них повлиять.
Внутренние процессы: гормоны и нейромедиаторы
Все органы в нашем теле работают не сами по себе. Они подвержены нейрогуморальной регуляции: все процессы контролируют нервная и сопряженная с ней система гормонов. Эмоции не исключение. Гормоны не только управляют ростом и работой клеток, тканей и органов, но и служат нейромедиаторами — «посредниками» между нервной системой и телом.
Быстрые реакции. Когда организму нужно немедленно среагировать — в случае опасности или если ситуация застает нас врасплох, — в крови резко повышается уровень адреналина. Это «гормон стресса», он отвечает за мобилизацию организма. Когда мозг оценивает ситуацию как стрессовую, нейроны передают команду надпочечникам — железам, синтезирующим адреналин. Возможно, вам знакомо ощущение «бросания в жар». Это надпочечники выделяют адреналин, и он моментально разносится кровью по телу. Эволюцией был заложен комплекс реакций, которые должны возникнуть у живого существа, чтобы помочь ему избежать опасности: под действием адреналина усиливается психическая активность, нервозность, тревога и беспокойство. Адреналин учащает сердцебиение и повышает тонус мышц. Совет.Популярный совет дышать глубже, чтобы успокоиться, неслучаен: сердечный ритм напрямую связан с дыханием, глубокие длинные выдохи (не вдохи!) успокаивают сердцебиение, и в организме потихоньку запускаются реакции, обратные адреналиновому возбуждению.
Удовольствие и поощрение. Надпочечники вырабатывают еще одно важное вещество — дофамин. По химической структуре он близок к адреналину (строго говоря, из молекул дофамина и «делается» адреналин), но действует иначе. Дофамин участвует в «системе поощрения» организма: вырабатывается, когда организм делает что-то для себя полезное, например занимается сексом (важно для продолжения рода) или ест сладкую пищу (получит много энергии), и закрепляет в сознании действие как приятное. Таким образом, именно этот нейромедиатор отвечает за чувство наслаждения. Поскольку человек социален и достаточно высоко развит, чтобы испытывать наслаждение не только от половых актов и еды, «система поощрения» работает и в иных ситуациях, среди которых общение с близкими, успехи в творчестве и многое другое. В отличие от искусственной стимуляции этой системы (например, при помощи наркотиков — аналогов дофамина), повторение приятных ситуаций не вызывает ее притупления. За позитивное состояние и радостные эмоции отвечает также серотонин. По сравнению с дофамином он имеет другую структуру и действует по-другому. Если дофамин вызывает ощущение наслаждения вплоть до эйфории, то серотонин отвечает за чувство уверенности и спокойствия. Именно его недостаток приводит к депрессивным состояниям, а многие антидепрессанты как раз работают с серотониновым обменом: они блокируют рецепторы его обратного захвата, и молекулы серотонина дольше циркулируют в крови.
Совет. Звучит банально, но именно занятие любимым делом вызывает наиболее продолжительное и стабильное выделение дофамина и, соответственно, чувство удовлетворения. Находите время на то, что вам по-настоящему нравится.
Гормональный фон. Нередко плохое настроение у женщин списывают на «гормоны», но что же стоит за этим обобщением? Гормональный фон — концентрация и относительное содержание различных гормонов в крови — цикличен, и таких циклов несколько, каждый разного масштаба. Самый быстрый — суточный цикл. В нем участвуют гормон роста, тестостерон и кортизол. Последний еще называют гормоном стресса, но он действует не так, как адреналин в стрессовой ситуации. В утренние часы концентрация кортизола повышается, из-за чего усиливаются сердечные сокращения и активизируется углеводный обмен, а организм получает «толчок» к пробуждению. К вечеру количество кортизола падает, и мы становимся менее активными, но спокойными. Если долгое время недосыпать или заставлять организм работать «на износ», суточный гормональный цикл сбивается, что, в свою очередь, приводит к усилению проблем со сном и другим последствиям, в том числе эмоциональным: необоснованным страхам и тревоге, унынию, апатии. Возникает хронический стресс — порочный круг, который иногда трудно разорвать без стороннего вмешательства. Совет. Важно понимать, что в таких ситуациях бессмысленно ругать себя за негативные эмоции и говорить «Соберись!», а лучше обращаться за медицинской помощью.
Суточный ритм и освещение. За общую регуляцию суточного ритма отвечает мелатонин. Это вещество, контролирующее наши «биологические часы». Хоть он и не нейромедиатор и не влияет на нервную систему напрямую, под его действием происходит выделение многих других веществ, включая дофамин и серотонин. Эксперименты показали, что инъекции мелатонина снимают стресс, снижают тревожность и в целом убирают отрицательные эмоции. Впрочем, мелатонин имеет настолько широкое действие на организм, что пути его влияния сложно проследить. Его недостаток приводит к целому ряду негативных последствий, в основном не в эмоциональной сфере, в том числе к преждевременному старению и повышению риска опухолей. Избыток тоже не полезен и может привести к депрессии. Синтез и выделение мелатонина зависят от освещения: избыток света понижает его образование, а недостаток — увеличивает. У человека на ночные часы приходится 70% суточной секреции мелатонина.
Совет. Следите за тем, чтобы ваш сон был комфортным. Снижайте искусственное освещение в вечерние часы перед сном и минимизируйте световой шум в ночное время. Если вас беспокоит внешний свет ночью, позаботьтесь о плотных шторах или перестановке в спальне.
Гормоны и менструация. Другой гормональный цикл связан с менструальным циклом в женском организме. Те гормоны, которые каждый месяц готовят тело женщины репродуктивного возраста к зачатию, также действуют на психику. Однако их влияние на эмоции зачастую переоценено. Гормоны, которые работают в течение цикла — эстрогены, лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны и другие, — не являются нейромедиаторами и не могут напрямую вызывать эмоции. Изрядная часть негативных чувств во время самой менструации появляется по косвенным причинам: из-за постоянной боли, дурноты и общей слабости. Мозг получает похожие сигналы при болезни и угнетает любое возбуждение. А причины, по которым возникает сильно выраженный предменструальный синдром, до сих пор точно не известны. Совет. Если вы знаете, что в определенные дни будете испытывать перепады настроения, постарайтесь создать наиболее комфортную обстановку для организма и психики. Избегайте дополнительного стресса извне: циклические изменения в теле — сами по себе нагрузка.
Гормональные изменения. Гормональная активность меняется в течение жизни. Изменения происходят и в мужском, и в женском организме, но у женщин они выражаются активнее в виде наступления менопаузы. Это естественный процесс, связанный с прекращением выделения эстрогенов. Как и в случае с менструальным циклом, наступление менопаузы может переноситься по-разному — от совершенно бессимптомного протекания до значительных изменений в организме и сильных перепадов настроения. Совет. Заместительная гормональная терапия эффективно борется с негативными симптомами менопаузы. Она предполагает прием небольших доз гормонов — эстрогенов, прогестинов и иногда андрогенов: их соотношение и дозировку назначает врач по результатам биохимического анализа.
Внешняя химия: питание и обоняние
На наши чувства влияют не только гормоны, производимые нашим собственным организмом, но и некоторые вещества, которые мы получаем извне.
Еда как источник нейромедиаторов. Мало какие вещества в нашем организме синтезируются с нуля. Обычно сложные молекулы получаются из более простых или похожих — так называемых молекул-предшественников. Нейромедиаторы не исключение. Так, предшественником дофамина является аминокислота тирозин, которая в свою очередь образуется из другой аминокислоты — фенилаланина. Фенилаланин относится к незаменимым аминокислотам: человеческий организм не способен сам ее синтезировать и может получить только с пищей. Серотонин образуется из незаменимой аминокислоты триптофана. Триптофан также является предшественником мелатонина. То есть без поступления в организм извне ряда аминокислот нейромедиаторы просто не смогут появиться, и те процессы, за которые они отвечают, будут нарушены. Совет.Разнообразное питание способствует, таким образом, здоровью не только физическому, но и психическому. Следите за тем, чтобы в рационе было достаточно богатых белком продуктов: организм «разбирает» белки на составляющие их аминокислоты, а уже их использует для собственных синтезов.
Сахар. Обычный сахар относится к простым углеводам: молекула сахарозы состоит из глюкозы и фруктозы и легко распадается на них в организме. О том, как глюкоза «работает», многие и так знают: она служит источником энергии для всех протекающих в организме процессов, от движения мышц до функционирования органов. С колебаниями уровня глюкозы в крови связано не только физическое состояние, но и психологическое. Во-первых, гипогликемия — пониженное содержание сахара в крови — приводит к угнетению всех энергозатратных процессов, в первую очередь это мышечные сокращения и мыслительная деятельность. Возникает головная боль, подавленное состояние. Второе действие сахара на эмоции — прямое: попадая на язык, простые углеводы активируют рецепторы, которые дают команду к выбросу дофамина. Грубо говоря, съел шоколадку — испытал радость. К сожалению, как только порция сладкого съедена, рецепторы освобождаются и дофамин прекращает поступать. Совет. Важно поддерживать стабильный уровень глюкозы в крови. Именно резкие скачки уровня (неважно, вверх или вниз) приводят к перепадам настроения. Не злоупотребляйте простыми углеводами и не пропускайте приемы пищи.
Кофеин. Помимо повышения давления, учащения сердцебиения и других атрибутов бодрости кофе вызывает подъем настроения. Это тоже происходит благодаря дофамину, но не так прямолинейно, как в случае с сахаром. Молекулы кофеина садятся на определенную группу рецепторов и блокируют их, а это, в свою очередь, активизирует рецепторы дофамина — они становятся более восприимчивыми к нейромедиатору, даже если его в крови мало. Есть у кофеина и другое свойство: он блокирует действие фермента фосфодиэстеразы, в результате чего не происходит разрушение вторичного медиатора, который помогает действовать адреналину. Вторичный медиатор накапливается в клетках, и адреналин, даже в небольших количествах, работает сильнее — кофе возбуждает нервную систему. Совет. В небольших количествах кофе и чай хорошо тонизируют сосуды и являются неплохим способом немного улучшить настроение. Но не стоит забывать, что усиленное потребление кофеина может привести к нарушениям сна, которые способны повлечь за собой продолжительный стресс.
Алкоголь. Этиловый спирт обладает свойством накапливаться в головном мозге: вскоре после употребления в мозговой ткани его содержание превосходит содержание в крови. В низких дозах алкоголь вызывает активацию тормозных нейромедиаторов, что приводит к расслаблению мышц, сонливости и легкой степени эйфории. Повышение концентрации этанола приводит к выделению эндорфинов (это вещества, похожие на опиаты, но вырабатываемые самим организмом), которые, в свою очередь, связаны с высвобождением дофамина. Это также играет роль в формировании эйфории. Наконец, при достижении определенной концентрации (она индивидуальна для каждого человека) наступает помрачение сознания вплоть до галлюцинаций, сбой работы адреналиновой системы с последующими непредсказуемыми возникновениями страха и тревоги, нарушение памяти и ряд других негативных последствий для психики. Постоянное употребление алкоголя приводит к гибели нейронов. Совет. Минздрав не зря предупреждает о вреде алкоголя. Впрочем, один бокал вина изредка не вызовет необратимых последствий. Просто относитесь к этому ответственно.