- Разрушительное чувство долга: как обязательства губят лучшее в человеке
- Психология денежных долгов (кредитов и пр). Хронические долги. Причины долгов. Как избавиться от долгов?
- ПРИЧИНА ДОЛГОВ №1
- ПРИЧИНА ДОЛГОВ №2 (связанная с фигурами родителей)
- Как формируется долг. Пошаговый анализ глубинных психологических процессов:
Разрушительное чувство долга: как обязательства губят лучшее в человеке
Одно из последних эссе писателя и философа Айн Рэнд
Айн Рэнд, основоположница теории объективизма, автор известного романа «Атлант расправил плечи», категорически не принимала философских учений, навязывавших человеку чувство покорности и предопределенности. В одном из своих последних эссе «Причинность против долга» она резко критикует необходимость делать что-то из чувства долга и объясняет, какая формула может поддерживать баланс в мире, где никто никому ничего не должен. Эссе стало частью русскоязычного издания книги «Философия. Кому она нужна?»
Одним из самых разрушительных антипонятий в истории нравственной философии является «долг».
Антипонятие — это искусственный, необоснованный и рационально непригодный термин, назначение которого —заменить и уничтожить какое-либо обоснованное понятие.
Термин «долг» уничтожает больше одного; это метафизический и психологический убийца: он отрицает все основы рационального взгляда на жизнь и делает их неприменимыми к действиям человека.
Обоснованное понятие, наиболее близкое по смыслу к слову «долг», — это «обязанность». Они часто используются как синонимы, хотя между ними существует серьезное различие, которое люди чувствуют, но едва ли определяют.
В одном из словарей (The Random House Dictionary of the English Language, Unabridged Edition, 1966) это различие представлено так: «И долг, и обязанность имеют отношение к тому, что человек считает должным сделать. Долг — это то, что человек выполняет (или избегает выполнять), исходя из указаний сознания, уважения, права или закона: долг перед страной; долг говорить правду или как следует воспитывать детей. Обязанность — то, что человек должен сделать, чтобы удовлетворить предписания узуса, обычая, приличий или чтобы выполнить конкретное, особенное и часто личное обещание или соглашение: финансовые или социальные обязательства».
Из того же словаря следует, что синонимами слова «исполнительный» (исполненный осознанием долга) являются такие слова, как «уважительный, послушный, покорный».
Очевидно, что антипонятие — продукт мистицизма, а не процесса абстракции, вытекающего из реальности. В мистической теории этики за словом «долг» кроется представление, что человек должен слушаться приказов сверхъестественной силы. Несмотря на переход данного антипонятия в светское, когда божественный авторитет стал приписываться таким земным сущностям, как родители, страна, государство, человечество, их сомнительное превосходство все так же зиждется лишь на мистическом указе. Какого черта кто-то вообще обладает правом требовать подобного послушания и покорности? В данных обстоятельствах это единственно правильная формулировка вопроса, потому что никто и ничто на земле такого права иметь не может.
Фанатичным защитником «долга» считается Иммануил Кант. Он зашел настолько дальше других теоретиков, что на его фоне они кажутся невинными доброжелателями. «Долг», говорит Кант, — это единственный стандарт добродетели; но добродетель не награда: если награда в принципе предусмотрена, то это больше не добродетель. Единственная нравственная мотивация, по его мнению, — это приверженность долгу ради долга; только действие, мотивированное исключительно такой приверженностью, может считаться моральным (то есть действие, осуществленное без какой-либо «склонности» [желания] или личного интереса).
«Сохранять же свою жизнь есть долг, и, кроме того, каждый имеет к этому еще и непосредственную склонность. Но отсюда не следует, что трусливая подчас заботливость, которую проявляют большинство людей о своей жизни, имеет внутреннюю ценность, а ее максима — моральное достоинство.
Они оберегают свою жизнь сообразно с долгом, но не из чувства долга. Если же превратность судьбы и неизбывная тоска совершенно отняли вкус к жизни, если несчастный, будучи сильным духом, более из негодования на свою судьбу, чем из малодушия или подавленности, желает смерти и все же сохраняет себе жизнь не по склонности или из страха, а из чувства долга, — тогда его максима имеет моральное достоинство». Оттуда же: «Так, без сомнения, следует понимать и места из Священного Писания, где предписывается как заповедь любить своего ближнего, даже нашего врага. Ведь любовь как склонность не может быть предписана как заповедь, но благотворение из чувства долга, хотя бы к тому не побуждала никакая склонность и даже противостояло естественное и неодолимое отвращение, есть практическая, а не патологическая любовь. Она кроется в воле, а не во влечении чувства, в принципах действия, а не в трогательной участливости; только такая любовь и может быть предписана как заповедь».
Если эту позицию приняли, то антипонятие «долг» разрушило бы понятие реальности: необъяснимая, сверхъестественная сила берет верх над фактами и диктует человеку действия безотносительно к контексту или последствиям.
«Долг» разрушает разум: он превосходит чье-либо знание и суждение, отделяя процесс мысли и суждения от действий.
«Долг» разрушает ценности: он требует от индивида жертвовать своими высшими ценностями ради необъяснимого приказа и превращает их в угрозу нравственности, поскольку опыт удовольствия и желания бросает тень сомнения на моральную чистоту побуждений человека.
«Долг» разрушает любовь: кто бы захотел, чтобы его любили не из-за «склонности», а в силу «долга»?
«Долг» разрушает чувство собственного достоинства: он не оставляет ничего, за что себя можно было бы уважать.
Если кто-то соглашается с этим во имя морали, то дьявольская ирония состоит в том, что «долг» разрушает мораль. Деонтологическая (основанная на долге) теория этики сужает моральные принципы до списка предписанных «долгов» и оставляет жизнь человека без какого-либо нравственного руководства, отрезая мораль от применения к насущным проблемам и заботам человеческого существования. Такие вопросы, как работа, карьера, амбиции, любовь, дружба, удовольствие, счастье, ценности (если только они не осуществляются как долг), считаются в этой теории аморальными, то есть лежащими за пределами морали. Если это так, тогда на основе какого стандарта человек должен ежедневно делать выбор и направлять свою жизнь?
Кантовское чувство «долга» внедряется родителями, заявляющими, что ребенок должен что-то делать просто потому, что должен. Ребенок, воспитанный под давлением постоянных беспричинных, произвольных, противоречивых и необъяснимых «должен», теряет (или так никогда и не обретает) способность видеть различие между действительной необходимостью и человеческими прихотями и проводит свою жизнь, подобострастно и исполнительно слушаясь вторых и отрицая первую. В широком смысле он растет без ясного понимания реальности.
Когда он взрослеет, он может отрицать все формы мистицизма, но сохранять кантовскую психоэпистемологию (если он этого не исправит). Он продолжает считать любую трудную или неприятную задачу необъяснимым наказанием, как долг, который он исполняет, но при этом отрицает; он думает, что его «долг» — зарабатывать на жизнь, быть нравственным и крайне редко быть рациональным.
В реальности и объективистской этике не существует такого феномена, как «долг». Здесь есть лишь выбор и полное, четкое признание принципа, который затмевается понятием «долг», — закона причинности.
Правильный подход к этике, старт с метафизического «чистого листа», незапятнанного даже оттенком кантианства, хорошо иллюстрируется следующей историей. Мудрая пожилая афроамериканка, отвечая мужчине, который указал ей на то, что она должна что-то сделать, сказала: «Мистер, нет ничего, что я должна, кроме как умереть».
Жизнь или смерть — единственная фундаментальная альтернатива человека. Жить — его базовый выбор. Если он выбирает жить, рациональная этика скажет ему, какие действия необходимы для воплощения этого выбора. Если он выбирает не жить, тогда им займется природа.
Реальность подкидывает человеку много того, что он «должен», но все эти приказы условны; формула настоящей необходимости такая: «Ты должен, если…», и «если» здесь означает выбор человека: «…если ты хочешь достичь определенной цели». Ты должен есть, чтобы выжить. Ты должен работать, если ты хочешь есть. Ты должен думать, если ты хочешь работать. Ты должен опираться на реальность, если ты хочешь думать; если ты хочешь знать, что делать; если ты хочешь знать, какие цели выбрать; если ты хочешь знать, как их достичь.
Чтобы сделать выбор для достижения цели, человеку надо помнить о существовании принципа, который в его разуме был практически уничтожен антипонятием «долг», — принципа причинности, особенно целевой причинности Аристотеля (который доступен только существу, обладающему сознанием), то есть процесса, благодаря которому цель определяет средства, то есть процесса выбора цели и действий для ее достижения.
В рациональной этике именно причинность, а не «долг» служит ведущим принципом в обдумывании, оценке и выборе действий, особенно тех, которые нужны для достижения долгосрочных целей. Следуя этому принципу, человек не действует, если он не знает цели своих действий. Выбирая цель, он обдумывает необходимые средства, взвешивает ценность цели и сравнивает ее с трудностью средств и с иерархией всех своих целей и ценностей. Он не требует от себя невозможного и долго думает перед тем, как обозначить вещи как невозможные. Он никогда не опускает контекст доступных ему знаний и никогда не уклоняется от реальности, полностью сознавая, что его цель не будет предоставлена ему другой силой, кроме как силой его собственных действий, а если он уклоняется, то обманывает не какой-то кантовский авторитет, а самого себя.
Если он приходит в отчаяние от трудностей, он напоминает себе, что цель требует их наличия, зная, что он волен в любой момент передумать и спросить себя, стоит ли оно того, и это не повлечет за собой никакого наказания, только отказ от ценностей, которые он хочет получить (в таком случае он едва ли сдастся, если только по рациональной необходимости).
В похожих обстоятельствах кантианец фокусируется не на своей цели, а на своем нравственном характере. Его бессознательная реакция — это вина и страх: страх не выполнить свой «долг», страх слабости, которую этот «долг» запрещает, страх оказаться морально «недостойным». Ценность его цели исчезает из его разума и тонет в потоке сомнений в себе. Какое-то время он протянет в таком безрадостном темпе, но не долго. Кантианец едва ли ставит или достигает важные цели, так как они угроза его чувству собственного достоинства.
Приверженец причинности сталкивается лицом к лицу с реальностью без необъяснимых оков, навязанного бремени, невыполнимых требований или сверхъестественных угроз. Его метафизический подход и ведущий моральный принцип лучше всего демонстрирует старая испанская пословица: «Бог сказал: “Бери что хочешь и заплати за это”». Но чтобы знать собственные желания, их значение и стоимость их осуществления, нужно обладать высшей человеческой добродетелью — рациональностью.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник
Психология денежных долгов (кредитов и пр). Хронические долги. Причины долгов. Как избавиться от долгов?
Представляем вашему вниманию 2 статьи, посвященные проблемам долгов и кредитов. Как показала практика — они отражают 80% ситуаций с долгами у людей и помогают взглянуть на свои долги по-другому, “трезво и осознанно”.
Если вы узнаете в этих ситуациях себя или в вашем сознании “всплывет” именно ваша ситуация, причина долгов-это уже полпути к избавлению от них и верная дорога к свободной жизни.
ПРИЧИНА ДОЛГОВ №1
Причина всего происходящего в нашей жизни в нас самих, в нашем подсознании. Сегодня хотим поделиться видением причины такого явления, как финансовые долги, но не разовые, а «хронические», когда человек большую часть жизни живёт в долг. Это могут быть долги друзьям, знакомым, банкам или другим кредитным организациям.
Вообще, наши подсознательные убеждения в отношении денег тесно переплетены с другими сферами жизни. Большие деньги, достаток у многих из нас бессознательно связаны с изменами, деградацией, одиночеством и даже смертью, и это является основными причинами, по которым деньги не могут проявиться в нашей жизни в желаемом количестве.
Причины долгов
До настоящего времени считалось, что долги — это прямое и неизбежное следствие низких доходов (когда расходы превышают доходы), либо неумелого, расточительного распоряжения доходами.
Поэтому проблема жизни в долг рассматривалась путём выявления подсознательных причин, препятствующих притоку денег в жизнь.
Но практика показала, что, даже когда были устранены основные препятствия в подсознании и доход начинал расти, в жизни людей, ранее имеющих долги, опять случались какие-то непредвиденные траты, что не позволяло им выбраться из долговой ямы.
Выявляется тот факт, что хроническими должниками являются люди не только с низким уровнем дохода, но и те, чей среднемесячный доход исчисляется цифрой с пятью и даже шестью нулями.
Даже среди таких людей есть те, в жизни которых постоянно происходят какие-то события, случаются непредвиденные траты, которые не позволяют им освободиться от долгов. И, напротив, среди людей с низким уровнем дохода есть те, которые живут, не имея долгов.
Размышляя на эту тему, можно обнаружить ещё один аспект этого вопроса, который, очевидно, был упущен из виду.
Внешний мир — отражение нашего внутреннего (подсознательного) мира. Для многих это пока теория, для осознанных людей — очевидный факт.
Это значит, если во внешнем мире отражается долг — изначально вы, бессознательно, видите себя обязанным или должным! Иначе быть не может! Это — закон!
Т.е. изначально в нашем мировоззрении присутствуют подсознательные программы, которые определяют, что мы не свободны, мы должны, обязаны, а потом они реализуются в виде наших долговых обязательств в жизни!
Давайте разберёмся, кому мы можем быть должными и за что?
В первую очередь, проанализируйте наличие давних долгов (денежных и имущественных), образовавшихся в детстве и на последующих этапах жизни и не погашенных вами по тем или иным причинам по сей день.
Ваш ум мог забыть о них, но бессознательно вы можете чувствовать себя должными и жить в ожидании расплаты.
Одна из женщин вынуждена была выплачивать долг в размере 500 000 руб. за подругу, которая подставила её в их совместной деятельности. Подсознательной причиной этой истории явилась ситуация из детства, когда подруге не были возвращены 10 копеек.
Она давно забыла эту историю, но всю жизнь бессознательно ожидала расплаты, поскольку верила, что Бог накажет её за то, что присвоила чужое. В итоге, уже в зрелом возрасте, расплата наступила. Вот такие игры подсознания. Не будь таких убеждений-и ситуация бы не возникла.
Какие ещё долги могут нас обременять?
Нам с детства внушили, что мы должны всем и вся: государству, родителям, детям, мужу, родине… Должны хорошо себя вести, быть послушными, чтобы быть для всех удобными. Должны уважать старших, должны соблюдать нормы, правила, устои.
Большинство из нас не чувствуют себя свободными подсознательно! Эти долги пронизывают весь наш внутренний разум и транслируют в мир вибрацию «Я должен!», и она, отражаясь, может принимать физическую форму в виде долгов финансовых и претензий к нам со стороны других людей, которым от нас что-то нужно!
ПРИЧИНА ДОЛГОВ №2 (связанная с фигурами родителей)
Денежные долги появляются в жизни любого человека в виде банковских кредитов, отсрочки оплатить коммунальные услуги, в виде долга соседу, когда перехватываем до зарплаты и т.д.
В то же время почти у каждого из нас есть люди, которые нам должны.
И эти оба вида долгов имеют свои бессознательные причины, о которых мы сегодня и поговорим.
- Долги перед нами. Эти долги напрямую связаны с бессознательными отношениями с материнской фигурой (мамой или тем лицом, которое в детстве выполняло материнскую функцию). Роль матери в жизни ребенка никто не будет отрицать. Но вот как мать влияет на появление долгов во взрослой жизни?
Большинство людей, создающие должников, на самом деле — создают собственных «фанатов». Эти должники по бессознательному замыслу кредитора должны показывать его состоятельность, восторгаться им, или же закрывать глаза на его какие-то недостатки.
Создание должников на самом деле кропотливый труд человека, который испытывает нехватку любви.Он не может ее получить в обычной жизни, ему приходится ее покупать.
Испытывая вот такую зависимость от любви, жажду любви, кредитор создает особый вид психологической зависимости у других перед ним, и таким образом как бы избавляется от зависимости собственной.
2. Наши долги перед другими.Здесь уже задействованы обе фигуры родителей — и материнская, и отцовская.
Основной бессознательный мотив создания долга лежит в плоскости отношений матери и ребенка. А вот способность выплатить долг — лежит в плоскости отношений отца и ребенка.
Как формируется долг. Пошаговый анализ глубинных психологических процессов:
Момент 1.
Взрослый, начинает испытывать тревогу неуспешности, осознавая свою несостоятельность в чем-то материальном (не заработал на машину, не скопил на отпуск, модель телефона устарела и т.д.) или нематериальном (потеря доверия партнеров, ссора с женой, общая подавленность и депрессия и т.д.). Обычно это связано с какими-то временными рамками, дедлайном, к которому он подошел не во всеоружии. Таким образом, он оказывается перед фактом несостоятельности.
Момент 2.
Одновременно эта несостоятельность переживается не как зрелая позиция ответственного за свою жизнь и жизнь своей семьи взрослого, а как позиция провинившегося малыша, которому вот-вот прилетит от родителей, точнее от материнской фигуры. И тогда моментально тревога усиливается, наш малыш начинает лихорадочно соображать, что же такое сделать, чтобы замести следы. Он одновременно чувствует, что беспомощен и слаб, и в то же время испытывает сильное желание с этой слабостью не сталкиваться, а ее отрицать.
Момент 3.
Выбирается самая эффективная стратегия, которая создаст видимость его успешности. Он быстро находит деньги, к которым относится так, словно их сам заработал. Эти деньги тратятся на то, чтобы показать свою результативность: покупается машина, сотовый телефон, шуба, турпутевка и т.д.
Момент 4.
Наш малыш наслаждается моментом, что он всех обхитрил. Никто не заметил (кроме кредитора), что он что-то не сделал. Наоборот, в глазах окружения, близких, бизнес-партнеров (всех тех, для кого собственно затевался этот спектакль) он выглядит достаточно успешным.
Момент 5.
Отношения с кредитором с того момента, как он появился, выстраиваются аналогично отношениям с отцом. Кредитор, который требователен, который знает нашего должника в лицо, знает его настоящим, а не тем успешным красавцем — сильно напоминает фигуру отца. А фигура отца — это прежде всего закон, правила социума, реальность.
Момент 6.
Теперь должник вынужден каким-то образом отдавать долг, но вот здесь его ждет очень сильное испытание. Если фигура отца не является авторитетной, то и наличие долга должник психически как бы и не признает. Да, он помнит, что занимал. Но он забывает о дате возврата, пробует перенести сроки, уменьшить сумму. Он пробует играть с отцом в свою игру, пробует управлять им. Он в точности повторяет те отношения, которые выстроены у него с отцом, социумом и законом.
Если он способен выплачивать долги, то у него достаточно целостное восприятие отца, как авторитетной фигуры, которая обладает властью, и внутри у такого человека сформировано чувство долга.
Если же он накапливает долги и не может с ними справляться, то здесь речь идет о размытой отцовской фигуре, которой либо не было в его жизни, либо отец часто отсутствовал, либо был невероятно жестоким, резким, деспотичным, и поэтому обесцененным.
Формирование этих фигур происходило в детском возрасте , и поэтому сейчас — во взрослом возрасте, исправить свое отношение к долгам достаточно сложно. Одним из способов работы с пристрастием к долгу является психотерапевтическая работа.
Но помимо общей сложности такой работы есть другая — финансовая. Люди, имея большие долги, зачастую не способны оплачивать личную психотерапию.
Есть много техник работы над ситуациями с долгами в вашей жизни. Мы всегда рекомендуем нейрографику, как мягкий, экологичный и действенный способ. Который работает даже в тех ситуациях, когда вы не видите истинных причин, спрятанных в глубинах подсознания. Нейрографика сама “вытащит” и трансформирует “нехорошие” установки.
Приведем пример одной из множества техник, которая является как самостоятельной, так и дополняет любые трансформационные практики.
В первую очередь необходимо освободиться от груза любых долгов и всех взятых ранее обязательств и данных ранее обещаний!
В дальнейшем помощь нашим родителям, мужу и детям мы будем осуществлять не потому, что должны, а потому, что так хотим, но это мы решим позже.
Сначала нужно сбросить с себя груз всех долгов, обязательств и обещаний!
Итак, выберите время, уединитесь и поразмышляйте.
Возьмите листок бумаги и выпишите все свои долги и обязательства, неосознанно приобретённые за всю вашу жизнь перед другими людьми и структурами, включая ментальные долги и физические.
Спички или соль соседу, 10 копеек за мороженое однокласснику Вовке с 1983 года, невыполненное обещание починить бабушке кран в 1995, не возвращённую после дискотеки кофточку, взятую поносить у подруги, сгоревший по вашей вине утюг соседа по общежитию. Сюда же долг перед банками и прочие.
Всё поимённо, как можно подробнее, ничего не упустите. Кому и что вы должны, кому и чем обязаны, по вашему мнению. Долги перед собой туда же (обязательство прочитать книгу, данное себе 10 лет назад, позвонить подруге, дошить платье, которое уже давно раскроили и т.д.).
Перечислите всё, что придёт на ум, списком. Осознайте, какой груз обязательств вы неосознанно таскаете на своих плечах, храните в своём внутреннем разуме!
Не торопитесь. На составление и осмысление списка у вас может уйти не день и даже не два…
Когда список будет готов, напишите: «Я выражаю осознанное намерение освободиться от всех долгов, ментальных и физических и всех данных мною ранее обязательств и обещаний другим людям и самому себе! Я обнуляю все свои долги, обязательства и обещания! С этой минуты я абсолютно свободна от всех долгов, обязательств и обещаний! Да будет так!»
Не торопитесь. Осознайте. Прочувствуйте. Поразмышляйте. Почувствуйте облегчение!
Листок с перечнем сразу не выбрасывайте. Выбросите позже, когда убедитесь, что действительно осмыслили, осознали и освободились от тяжкого груза и бремени! Вероятнее всего, вам захочется перечитать, и не раз, свой перечень неосознаваемых ранее долгов и обязательств!
Выполненная практика, однозначно, избавит вас от большого количества претензий к вам со стороны других людей и чувства вины за невыполненное перед самим собой.
Возможно, она мгновенно и полностью не решит проблему ваших ныне существующих финансовых долгов, поскольку, могут существовать другие подсознательные причины, создавшие вашу ситуацию.
Тем не менее, если вы глубоко осознаете и прочувствуете момент обнуления всех данных ранее обещаний и взятых на себя обязательств, ваша ситуация с долгами однозначно смягчится или разрядится (могут быть пересмотрены и смягчены условия долга, списана какая-то часть, неожиданно придёт незапланированная сумма, которую вы сможете направить на погашение и т.д.).
Как правило, в каждом из нас «сидит» множество установок детства, а также те убеждения по отношению к деньгам, которые мы впитываем на протяжении всей жизни — от родителей, друзей, коллег.
Не всегда вы сможете видеть истинные причины, спрятанных в глубинах подсознания. Нейрографика сама “вытащит” и трансформирует “нехорошие” установки.
Готовы попробовать?
1 августа стартует большой марафон «Код богатства: нейронные связи на миллион»
Пересмотрите свое отношение к деньгам с помощью нейрографики и позвольте себе жить налегке, быть по-настоящему свободными!
Регистрируйтесь в участники, если еще этого не сделали >> https://neurodao.ru/lp/neuromarafon5-money2/
Если уже записались-ожидайте старта.
Марафон будет проходить как в группе ВК, так и дублироваться на емайл и в мессенджеры.
Авторы статей: Владимир Малянов, Валентина Красина.
*взято из открытых источников
Источник