- Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)
- Статья 148 УК РФ
- Пояснение
- Наказуемые деяния
- Все ли религии одинаково защищены?
- Ученые обсудили противоречия законодательства о защите чувств верующих
- Статья об оскорблении чувств верующих в России и случаи вынесения приговоров. Досье
- История статьи
- Случаи приговоров за оскорбление чувств верующих
Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)
Оскорбление чувств верующих – это сложный вопрос современного законодательства. На сегодняшний день вопрос о смысле изменений в законодательной базе по вопросу оскорбления чувств верующих остается открытым. До сих пор не учтено, что конкретно является «оскорблением чувств», какие именно религии защищены, как именно будет регулироваться вопрос о контроле над антирелигиозными высказываниями в 2021 году.
Статья 148 УК РФ
- а) лицом с использованием своего служебного положения;
- б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
Пояснение
Закон, регламентирующий права верующих (ст. 148 УК РФ) был изменен в 2013 году. Раньше уголовное наказание предусматривалось лишь за действия, препятствующие отправлению религиозных служб и препятствующие деятельности религиозных организаций. Теперь же преступными считаются любые действия, совершенные публично и оскорбляющие чувства представителей различных конфессий, то есть речь идет о проявление неуважения к тем членам общества, которые являются приверженцами той или иной религии. Интересно, что особой необходимости в такой редакции не было, так как в УК РФ уже есть подобные статьи, которые говорят об уголовной ответственности в случаях:
- проявления открытого неуважения к членам общества, в том числе и к верующим;
- разжигания вражды в обществе, в том числе и на почве вероисповедания;
- осквернения культовых зданий и сооружений, прямом вандализме.
Также интересно, что статья, подобная современной 148, уже была в отечественном законодательстве и действовала на протяжении нескольких лет (с 1993 по 1996 годы). Единственным отличием той статьи от современной является тот факт, что квалификационным признаком считалась публикация своих оскорблений в СМИ. Теперь этот вопрос не рассматривается столь детально. Также в законодательстве существует административная статья, которая накладывает административное наказание за правонарушение в конфессиональной сфере, хотя напрямую речь об оскорблении верующих и их чувств в ней не идет. КОАП РФ регулирует лишь свободу совести и вероисповедания, а также предусматривает наказания за вандализм в отношении культовых сооружений и символики. Таким образом, получается, что особой необходимости в столь радикальном редактировании закона не было, но, все-таки, было принято решения ужесточить меру юридической ответственности за правонарушения в этой области.
Не проступок, а преступление…
Итак, еще раз уточним: оскорбление чувств верующих теперь не проступок, но преступление. Естественно, у него есть определенные квалификационные признаки:
- публичность;
- проявление явного неуважения к обществу;
- оскорбительная форма (явно читающаяся, без контекста, оскорбление – это, прежде всего вещь, которая может привести к занижению самооценки и психологической травме).
Вообще вопрос о том, как отличить оскорбления от банальной характеристики (личностной, например) очень сложен. Юристы говорят о том, что у оскорбления есть ряд специфических признаков:
- оскорбления должны быть адресными, и оскорбитель должен понимать и даже предполагать, что его высказывание дойдет до адресата;
- оскорбление – это высказывание, негативно характеризующее верующего или верующих;
- оскорбление – это высказывание, выраженное через мат, брань или иную другую отрицательную форму;
- оскорбление – это публичное высказывание;
- оскорбление – это высказывание, оскорбляющее и унижающее честь и достоинство верующего человека.
Последний признак преступления ставит очень многих правоохранителей в тупик, так как он прямо указывает на необходимость доказать прямой умысел, то есть прямое желание оскорбить именно чувства верующих. Это довольно сложная процедура, как с юридической, так и с философской точки зрения. Любому адвокату или прокурору придется доказывать, что злоумышленник знал и понимал, что он делал и желал именно оскорбить, тогда как злоумышленник может «напирать» на то, что он не знал и не предполагал подобных последствий своих деяний.
Наказуемые деяния
Привлекать к уголовной ответственности по этой статье возможно лиц (или лицо), которые совершили противоправные действия в отношения религиозной организации, то есть:
- откровенно и грубо высказывались в адрес ее адептов;
- пытались сорвать религиозные мероприятия;
- причинили вред имуществу религиозной организации;
- угрожали членам религиозной организации.
Речь об религиозных организациях в статье не случайна. В России все объединения верующих делятся на два больших типа: группы и организации. Первые – официально зарегистрированные и действующие на территории страны не менее 1 года. Вторые – добровольные объединения, от которых не требуется официальная регистрация. То есть, чтобы привлечь к ответственности человека, который совершил незаконное действие оскорбившее чувства верующих, самим верующим нужно быть объединенным именно в организацию. Естественно, в случае отсутствия религиозной организации привлечь хулигана к ответственности тоже можно. Но «в ход» пойдут другие статьи.
Все ли религии одинаково защищены?
Очень многих верующих волнует этот вопрос. Здесь важно помнить один момент: Россия – светское государство и, соответственно, официальной государственной религии в стране нет. И православное христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм одинаково защищены законом. Более того, существующие на сегодняшний день национальные религии и даже язычество также защищены, и правоохранители не делают разницы между конфессиями.
Источник
Ученые обсудили противоречия законодательства о защите чувств верующих
Как уже сообщалось, 25–26 января в МГЮА имени О.Е. Кутафина проходила юбилейная научно-практическая конференция «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». В качестве эксперта на мероприятии присутствовал доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета Алексей Кибальник, который представил участникам конференции свой доклад «Защита чувств верующих, или как Уголовный кодекс нарушает Конституцию России».
«Тема защиты религиозных чувств верующих имеет много болезненных точек восприятия как на уровне теории, так и в правоприменении. Когда изменили ст. 148 УК РФ, большинство коллег из уголовно-правовой профессуры отозвались не очень благосклонно к новой редакции (многие посчитали это реакцией на дело Pussy Riot). Тем не менее и у нас нашлись люди, которые поддержали эту статью, выдвигая следующие аргументы: “борьба с оскорблением чувств верующих связана с поисками коллективной идентичности, попытками преодоления мировоззренческого кризиса и идеологическим противостоянием западным ценностям”», – начал свое выступление профессор Алексей Кибальник.
Докладчик напомнил о практике применения ст. 148 УК РФ. «Практика – мерило любой теории. Практика по этой статье была положена в Ставропольской уголовной юстиции и продолжена судами других субъектов. В качестве деяний, образующих оскорбление чувств верующих, были выдвинуты следующие формулировки. Во-первых, отрицание существования бога, которое сделано в открытой для общего доступа социальной сети (при этом суды назвали это отрицание существования бога “научно необоснованным”). Во-вторых, публикации в сети “Интернет” на религиозную тему, которые не носят научного характера. В-третьих, это нецензурная брань на фоне религиозных символов, а также их публичное оскорбление. Кроме того, оскорблением чувств верующих была названа оценка патриарха Кирилла не только как физического лица, но и как представителя Русской православной церкви», – пересказал профессор формулировки, применяемые судами при вынесении приговоров.
Спикер заметил, что в России пока не отменили основной документ – Конституцию РФ и ее ст. 28, согласно которой каждому человеку гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. «Можно так же бесконечно ссылаться на международные нормы права, но ведь очевидно, что это положение Конституции нарушается», – констатировал Алексей Кибальник.
Он рассказал о том, что с помощью социальной сети провел опрос, благодаря которому ему удалось собрать официальные мнения экспертов в этой области. Некоторыми ответами он поделился с аудиторией. В частности, он назвал наиболее шокировавшее его мнение. «Оскорбление в адрес религиозных святынь наносит верующим глубокие духовные раны. И атеистам этого не понять, потому что у них вообще нет никаких святынь, а еще потому что верующие – особая категория», – процитировал профессор. «Когда мы начинаем искажать ст. 28 Конституции РФ таким образом, то мы так начинаем делить людей на более и менее защищенных. К чему только это может привести, я думаю, объяснять специально не надо», – добавил он.
В своем выступлении Алексей Кибальник упомянул пару юридических моментов, отметив, что для применения ст. 148 УК РФ в том виде, в каком она есть, необходимо определиться, чьи религиозные чувства она защищает? «Конечно, в России есть институт традиционных религий, к ним относят христианство в форме православия, ислам и буддизм. Также есть религиозные организации, которые запрещены. И если следовать принципу “все, что не запрещено, то разрешено”, то мы должны сказать, что оскорбить можно чувства верующих любой прямо не запрещенной религии (организации). Возникает вопрос, что делать в ситуации, когда оскорбляются чувства, например, Церкви сатанистов (а она у нас не запрещена), в культе которой установлено попрание христианских святынь. А что делать с незапрещенными язычниками? Ведь, по словам предстоятеля РПЦ, “неоязычество стало одной из главных угроз XXI века и стоит в одном ряду с терроризмом и другими губительными явлениями современности”. Но их никто не запрещал, они такие же верующие», – подытожил ученый.
Алексей Кибальник акцентировал внимание на том, что даже в традиционных религиях имеется масса разночтений. «Таким образом, стоит решить, действительно ли признание существования бога признаком объективной стороны? Любой нормальный юрист должен дать только один единственно возможный ответ», – считает эксперт.
Завершая свое выступление, он подчеркнул, что никакой верующий не имеет права чувствовать себя более юридически защищенным, чем неверующий: «В противном случае мы можем забыть ст. 28 Конституции, и тогда, действительно, ст. 148 УК РФ станет во главе правового поля, чего бы очень и очень не хотелось».
После доклада последовали вопросы. В частности, у докладчика уточнили, почему есть «защита чувств верующих», но нет «защиты чувств неверующих»? Профессор назвал этот вопрос риторическим и пояснил, что оскорбление всегда носит личностный характер: «нельзя оскорбить толпу, как нельзя оскорбить бога или богов». Он заключил, что ст. 148 УК РФ искусственно делит людей на две категории: более защищенных и менее защищенных, которые таким образом находятся в дискриминируемом поле.
Также у Алексея Кибальника уточнили, кто такие «верующие как потерпевшие» согласно обсуждаемой статье. «И я тоже задавался этим вопросом, чтобы сформулировать юридически приемлемую дефиницию для “верующих”, однако при любых попытках разобраться этот вопрос так и остается без четкого ответа», – сказал докладчик.
Источник
Статья об оскорблении чувств верующих в России и случаи вынесения приговоров. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 мая 2017 г. Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал виновным и приговорил к трем годам и шести месяцам заключения условно блогера Руслана Соколовского, снявшего ролик о «ловле покемонов» в екатеринбургском Храме-на-Крови. Соколовский обвинялся по трем статьям Уголовного кодекса (УК) РФ: часть 1 статьи 282 («Возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам»), часть 1 статьи 148 («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих») и статья 138.1 («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о том, как в России появилась и применялась статья об оскорблении религиозных чувств верующих.
История статьи
В июне 1993 г. в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях была введена статья 193 «Нарушение законодательства о религиозных культах», предусматривавшая штраф до 50 руб. за воспрепятствование «совершению религиозных обрядов, не нарушающих действующее законодательство». В августе того же года после внесения в нее ряда изменений она была переименована в «Нарушение законодательства о свободе совести и вероисповедания».
Впервые формулировка «оскорбление религиозных чувств» появилась в 2002 г., когда вступил в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). В нем содержалась статья 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Часть 2 данной статьи предусматривала, что «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда».
29 июня 2013 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Этот закон был внесен в Государственную думу межфракционной группой 26 сентября 2012 г., принят Госдумой 11 июня 2013 г., одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 г. Согласно поправкам в УК, лица, допустившие «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих», стали наказываться различными мерами: от штрафа и принудительных работ до лишения свободы на срок до одного года. Часть вторая данной статьи предполагает наказание в виде тюремного срока до трех лет за совершение тех же деяний в местах, специально предназначенных для богослужений.
Поправки в статью 148 были внесены после скандальной акции группы Pussy Riot в московском Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г. В августе того же года участницам так называемого панк-молебна Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич был вынесен приговор по статье «хулиганство» — два года колонии общего режима. Самуцевич приговор был заменен на условный. В декабре 2013 г. Толоконникова и Алехина были амнистированы.
Случаи приговоров за оскорбление чувств верующих
Включая приговор Руслану Соколовскому, в СМИ публиковались сведения о шести приговорах по частям 1 и 2 статьи 148 УК РФ.
Первый приговор по части 1 статьи 148 УК РФ был вынесен в сентябре 2014 г. мировым судьей судебного участка №2 Первомайского района Ижевска. Местный житель (его имя не называлось), разместил в социальной сети «ВКонтакте» «информацию, направленную на оскорбление религиозных чувств верующих (мусульман)». Мировой судья назначил ему наказание в виде 200 часов обязательных работ.
24 февраля 2016 г. в Оренбурге суд вынес приговор в отношении Сергея Лазарова. В 2013 г. он разместил на своем сайте статью, в которой содержались резкие выпады в отношении православного христианства. В апреле 2016 г. Лазаров был признан виновным по части 1 статьи 148 УК РФ. Его приговорили к денежному штрафу в размере 35 тыс. руб. с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
28 июля 2016 г. Элистинский городской суд вынес приговор дагестанскому спортсмену-борцу Саиду Османову. Причиной судебного разбирательства послужил инцидент: атлет зашел в буддийский храм, справил там малую нужду и нанес удар ногой в нос статуе Будды. В отношении Османова сначала было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 148 УК РФ, впоследствии к ней было добавлено обвинение по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам»). Он был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
12 апреля 2016 г. Кировский районный суд Екатеринбурга принял решение о направлении на принудительное лечение Антона Симакова (по его собственным словам, он являлся «магистром магии вуду»), в отношении которого ранее было заведено уголовное дело по части 1 статьи 148 УК РФ. Причиной судебного разбирательства послужил «обряд по магическому воздействию на власти Украины», совершенный Симаковым в присутствии журналистов.
31 мая 2016 г. мировой судья судебного участка №10 Вятскополянского судебного района Кировской области признал местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью предыдущего года они водрузили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка (Вятскополянский район). Приговор вынесли по части 1 статьи 148 УК РФ: каждому из обвиняемых были назначены 230 часов обязательных работ.
Источник