- Что такое осуждение и каковы формы его проявления?
- Что это такое?
- Зачем людям примерять роль Бога?
- Причины склонности к осуждению
- Точка зрения церкви
- Осуждение и обличение – есть ли разница?
- Осуждение как юридическая ответственность
- Условное осуждение
- Что такое осуждение в обществознании
- Как избавиться от манеры всех осуждать
- Простая история с моралью
- Осуждение
- Чем осуждение отличается от рассуждения?
- Способы борьбы с осуждением
- Что делать, если при нас кого-то осуждают
- Об опасности на пути преобразования страсти в добродетель
Что такое осуждение и каковы формы его проявления?
Что такое осуждение? Это негативная оценка поведения, внешнего облика или образа жизни другого человека через призму собственных понятий о норме и исходя из личного опыта осуждающего. Данное понятие плотно связано с такими определениями, как «злословие» и «сплетни», однако оно характерно сравнительными выводами, на фоне которых осуждающий старается выглядеть лучше, чем его «жертва».
Что это такое?
Убеждение большинства людей в том, что они имеют право на свое мнение в оценке чужой жизни, базируется на их уверенности в собственной непогрешимости, о которой еще Моруа Андре писал: «Каждый уверен, что остальные ошибаются, когда судят о нем, и что сам он не ошибается, когда судит об остальных». Пресловутая позиция «справедливого воздаяния» более всего становится заметна, когда сам осуждающий сильно нуждается в гласном и прилюдном подтверждении своего «совершенства», и именно тогда, когда он менее всего этого заслуживает.
Так что такое осуждение человека? В идеале таковым полагалось бы считать искреннее намерение одного объекта указать на ошибочное действие другого с целью корректировки модели его поведения. Однако на самом деле в естестве человека настолько прижилась постоянная и болезненная неудовлетворенность собственной персоной, что потребность осудить, ударить морально, унизить стала сродни потребности возвыситься, и даже обрела форму синонима этого определения. Что такое осуждение и как оно помогает самореализоваться злоязычнику?
Зачем людям примерять роль Бога?
Ежедневно, сознательно или нет, но каждый человек примеряет на себя роль судии от Высшего Разума, выступая в роли обвинителя по несчетному количеству вопросов, которые его совершенно не касаются. Пытаться искоренить в себе эту черту полностью бесполезно, так как она является темной стороной всякого разумного существа. Но слишком увлекаясь выискиванием в чужом глазу соринки, неплохо было бы вспомнить слова Т. Соловьевой о том, что «судить неудачника берутся лишь те, у кого в жизни не было и намека на успех».
Что такое осуждение? Это приговор, вынесенный с учетом собственного взгляда на справедливость. А справедливость, как и рамки ее, и основные теги, у каждого человека своя, пусть и с некими общими чертами, но удобные для него лично. Можно ли применять эти конкретные величины для кого-то другого? Конечно, нет. Но человек делает это, почти утратив контроль над чувством меры и не замечая, что негатив, проецируемый направленно на оппонента, уже давно является его персональным взглядом на жизнь.
Причины склонности к осуждению
Мотив в осуждении поступков другого лица может быть никак не связан с его поведением, и вообще, лишь косвенно относиться к объекту. Часто оппонент выбирается едва ли не методом случайного отбора, а прямая причина злоязычия лежит в низкой самооценке судьи, решившего таким образом компенсировать свои недовольства путем принижения избранной «жертвы».
Другими резонами выставить чужую жизнь на всеобщее обозрение могут являться:
- устаревшие понятия и ценности (например, неприемлемость сожительства пары до заключения брака);
- отсутствие объективности и узкость взгляда на различные обстоятельства;
- зависть, толкающая на принижение чужих достоинств;
- метод манипулирования чужим мнением (вменение человеку чувства вины или ответственности);
- отрицание своих недостатков через подчеркивание и утрирование изъянов у другого лица.
И наконец, распространенной причиной порицания и осуждения, считается банальная скука и отсутствие других тем для разговора. В основном манера общаться через скрытое осуждение (в форме сочувствия) присуща представительницам слабого пола.
Точка зрения церкви
Что такое осуждение в православии? Церковь к такому пороку, как злословие в сторону ближнего, относится очень строго, резонно полагая, что в желании осудить другого человека прячется один из самых серьезных смертных грехов – гордыня. Человек осуждающий не может оставаться беспристрастным, не способен он и на смирение, обязательное для христианина.
В известных каждому взрослому человеку словах «Не судите, да не судимы будете!» заключена вся суть православного воззрения на спорный вопрос. Человек по природе своей склонен к идеализации, однако это состояние опасно наличием теневой стороны. Невозможно указать на чье-то совершенство, не подчеркнув при этом чьих-то недостатков, причем сравнение происходит на рефлекторном уровне. Мать хвалит свое дитя, подразумевая, что другие дети менее одарены и послушны, муж восхищается хозяйственной женой, осуждая не столь хлопотливую соседку.
Церковь учит: каждый человек должен прежде всего следить за собой, за своими поступками. Никто из людей не безупречен настолько, чтобы не отбрасывать тени, но если каждый про себя считает, что достоин прощения, то было бы нормально применить ту же позицию по отношению к другим.
Осуждение и обличение – есть ли разница?
Что такое моральное осуждение, если не констатация факта чужого несовершенства? В происхождении обличительной морали, несмотря на то, что внешне эти понятия кажутся схожими, следует искать другие мотивы. Обличитель не стремится «работать на публику», поскольку его целью является исправление человека, а не выставление его в неприглядном виде.
Евангелие от Матфея приводит слова Иисуса, достаточно полно раскрывающие смысл и деликатность такого шага, как обличение: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» Обличение должно принести пользу согрешившему и ни в коем случае не служить возвышению правдолюба. В некоторых случаях, особенно если обличитель чувствует за собой злобу или неприязнь к оппоненту, от вразумительной речи лучше воздержаться.
Опасно выступать в роли обличителя тому, кто сам ведет безнравственный образ жизни и подвержен мелочным страстям. Даже запасшийся благими намерениями суетный мирянин рискует в своих обличениях опуститься до осуждения, нанеся душевную рану грешнику и еще более ожесточившись самому.
Осуждение как юридическая ответственность
Что такое осуждение с юридической точки зрения? Это воздаяние человеку за его проступок, вынесенное в судебном порядке и в соответствии с законодательством страны пребывания ответчика. Факт назначения карательных мер по отношению к осужденному говорит о доказательстве его вины в полном или частичном объеме.
Осужденный человек, в зависимости от мер пресечения, избранных судом, может временно утратить права на свободу передвижения, выезд из своей страны, ведение прежней деятельности. В особых случаях предусматривается изъятие имущества, находящегося у него в собственности, лишение родительских прав или каких-либо привилегий, назначенных ранее (пособия, льгот и др.).
Условное осуждение
Что такое условное осуждение, до сих пор является предметом споров среди правоведов. Так, некоторые юристы относят наказание, оставленное без фактического исполнения, к способам превентивного влияния на объект, другие же видят в мере уголовно-правового характера реальную угрозу для благополучия человека. Последний момент сказывается в основном на морально-этической стороне жизни наказуемого.
Условно осужденный обязан регулярно предоставлять сведения о себе в органы исполнительной инспекции; он не может без особого разрешения покидать страну, менять место жительства. Кроме того, на осужденного при вынесении решения в суде налагается ряд обязанностей, призванных служить исправлению провинившегося, а также ограничить его пребывание там, где это может нанести вред окружающим (или кому-то конкретно).
Что такое осуждение в обществознании
В такой науке, как обществознание, уделяется много внимания понятию социального контроля, который также можно назвать регуляцией положения индивида в группе его принадлежности. Общественность всегда чутко реагирует на проявления девиантного (искаженного) поведения отдельных личностей. В зависимости от того, в какой сфере обнаружилось нарушение социальных норм, общество, посредством имеющихся механизмов контроля, принимает соответствующие меры по исключению факторов сбоя.
Социологи называют следующие формы проявления общественного контроля:
- Внутренний – человек сам контролирует свои действия, беря за образец нормы поведения, принятые в его обществе. Индикатором контроля в этом случае считается совесть индивида.
- Внешний – контроль осуществляется со стороны общественности, с использованием таких рычагов морального или юридического осуждения, как гласность, вынесение выговора, судебное решение или полная (частичная) изоляция индивида из социальной жизни.
Доказано, что чем ниже у человека развито чувство самоконтроля, тем вероятнее, что ему придется столкнуться с жестким влиянием общественных контрольных институтов (суд, внимание надзорных органов, принудительное лечение и др.).
Как избавиться от манеры всех осуждать
Если объяснять простыми словами, что такое моральное осуждение, то выходит, что это критика уничижительного свойства, идущая от человека с одной целью – выставить оппонента в неприглядном свете. Порицая, человек не может быть объективным, ведь выставляемая им оценка поведения «жертвы» исходит из набора его собственных ценностей, что уже не позволяет относиться к вопросу беспристрастно.
Привычка осуждать все вокруг выглядит со стороны очень некрасиво. Если человек понимает свой недостаток и стремится от него избавиться, ему необходимо научиться контролировать свои мысли и осознать прописные истины:
- совершенные ошибки формируют опыт человека, поэтому составляют обязательную часть жизни каждого человека;
- прежде чем порицать поведение или внешний вид другого человека, следует посмотреть на ситуацию его глазами и с вершины его опыта – возможно, он не мог поступить иначе;
- стереотипное мышление – серьезное препятствие на пути к пониманию мотивов других людей;
- привычка осуждать, как и завидовать, рождается из праздности, поэтому главный рецепт самосовершенствования кроется в постоянной занятости;
- тому, кто осуждает, следует всегда помнить, что он тоже может стать объектом нелестных комментариев, особенно со стороны своих бывших «жертв».
Потребность видеть недостатки в других людях часто берет начало из собственной заниженной самооценки, поэтому без корректировки собственного поведения избавиться от привычки не получится.
Простая история с моралью
Так что такое осуждение? В заключение можно вспомнить старую историю, нередко используемую в проповедях моралистов, о некой семье, переехавшей в новый дом. Женщина, бывшая в этой семье женой и матерью, слыла хорошей хозяйкой и не упускала случая похвастаться своим умением вести домашние дела.
И вот, героиня рассказа стала замечать, что женщина из дома напротив ежедневно развешивает на сушильных веревках белье, все испещренное грязными пятнами. Каждый раз, как это происходило, злоязычная жена подзывала к окну своего супруга и говорила ему, что их соседка совсем негодная хозяйка, не в пример ей, такой внимательной и заботливой.
Так продолжалось неделю, пока однажды утром сплетница не увидела, как соседка вновь развешивает стирку, только на этот раз белую, как свежий снег. Удивившись, она вновь подозвала мужа и поделилась с ним этой новостью. Что же он ответил? Что, устав от вечной несправедливости супруги, просто встал в этот день пораньше и начисто вымыл грязное окно, через которое сварливая хозяйка смотрела во двор соседки.
Подвести итог сегодняшней теме хотелось бы словами Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!» Если бы все люди, прежде чем осуждать и выносить на всеобщее обозрение недостатки своего ближнего, задумывались сначала о собственных минусах, в мире было бы гораздо меньше негатива и поводов для раздоров.
Источник
Осуждение
Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
Осуждение считается видом тщеславия рассматривается как один из тягчайших грехов.
Чем осуждение отличается от рассуждения?
Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы. Глагол «осуждать» означает — выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор. Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения. Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.
В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 )) осуждают?
Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?
Положим, Церковь не запрещает ставить оценку действиям ближнего в благих целях, например, с целью молитв о нём как о согрешившем, либо с целью его дальнейшего вразумления.
Однако и в таких случаях Святое Евангелие побуждает христианина сперва обратиться ко грешнику лично, открыто указать ему на его грех; затем, если тот всё же не вразумится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух свидетелей; наконец, если и это не подвигнет грешника к покаянию, обратиться к нему от лица церкви.
Очевидно, что и призвание свидетелей, и обращение ко грешнику от лица церкви требует предварительного рассуждения, некоторого обсуждения его греха. Стало быть, такого рода рассуждения не только не запрещаются Божьим законом, но и предписываются ( Мф.18:15-16 ).
Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является раскольником или еретиком .
Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.
Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» ( Мф.7:3 ).
Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.
И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он — грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я — не такой. Ай да молодец!
Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). А зря.
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель ( Лк. 6:37 ).
Способы борьбы с осуждением
Находим их в сочинениях св. отцов и церковных писателей.
Отсекать греховные помыслы.
Осуждаем мы двояко: в мыслях и в разговорах с другими людьми. Началом в любом случае является мысль. Существуют определённые этапы пленения страстью. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Прилог – вкрапление мысли в сознание. Затем должно произойти опознание её как добрую или злую. Грех не сваливается неожиданно, он всегда проходит все эти стадии. Любая мысль начинается с прилога. Но прилог грехом ещё не является. Поэтому наша задача отсечь греховный прилог сразу после его возникновения.
Осуждение коренится в страстях празднословия (тема важная, но не к месту) и пустословия (сплетни, слухи). Их искоренение избавляет от осуждения.
Научиться первым помыслом искать во всех людях хорошее.
Рассказ прп. Аввы Дорофея: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его».
Пример из современной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в короткой юбке или парня в шортах и в майке. Как это правильно воспринимать? С радостью! «Нецерковный человек зашёл в храм! Слава Богу!».
Не спешить высказаться
Перед любым высказыванием или ответом нужно всегда брать паузу, никогда не спешить высказаться. Особенно важно не спешить выплёскивать негативные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем ( Еф.4:26 ).
Протоиерей Игорь Мазур давал такой совет: Христианин должен придерживаться 2‑х принципов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удивляться. Тот, кто ничему не удивляется, тому и нечего осуждать.
Стараться реже оценочно говорить о других людях
На обеденном столе блаж. Августина была сделана следующая надпись: «Кто любит в разговорах затрагивать доброе имя отсутствующих, пусть знает, что доступ к этому столу ему воспрещен». Если гость, находящийся за столом, забывал этот совет и начинал сплетничать, то хозяин говорил ему: «Или мы сотрем это изречение, или я удалюсь».
В некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.
Не доверять сплетням
Можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек», — заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — ответил преподобный Пимен.
Есть такой совет: Никогда не позволяйте вашим ушам слышать то, что не видели ваши глаза.
Разделять человека и его грех, не смешивать их, видеть образ Божий в каждом человеке
Любой грех это болезнь. У каждого из нас свои симптомы и свои проявления болезни. Тот, кто осознаёт это, иначе относится и к себе, и не осуждает ближних, по-другому их видит. Ведь нелепо, находясь в больнице, критиковать больных иными, чем у тебя болезнями, ведь ты же сам не здоров.
Учитывать индивидуальные особенности человека
Составляя свое мнение о человеке или его поступке, мы не в состоянии учитывать всех факторов, оказавших влияние на формирование этого человека, всех причин, побудивших совершить тот или иной поступок. Один Господь всеведущ. Люди рождаются с различными наклонностями, различными темпераментами, воспитываются в разных семьях, живут в разной среде. Все это оказывает влияние на формирование личности и на проявление ее в делах.
К одному настоятелю обратились с вопросом: «Кто у вас в монастыре самый благочестивый?». Настоятель ответил: «Повар. Имея от природы нрав вспыльчивый, огненный, этот повар постоянно сдерживает себя. И потому внешне не отличается от других иноков».
Замечательный пример приводит святитель Иоанн Златоуст. Две девочки-близняшки попали на невольничий рынок. Одну из них купила монахиня и воспитала в трудолюбии и благочестии. Другую купила блудница и сделала ее сначала свидетельницей, а потом и соучастницей своей распутной жизни. Неужели по смерти этих сестер Господь не учтет всех обстоятельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невозможно. А потому не будем и пытаться произносить своего суда над другими.
Не сводить все мотивы поступков человека к одному
Редко, когда человек имеет один мотив, причём злой. Среди мотивов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рассматривать лишь один мотив, возможно, человек руководствовался совсем другим.
Ставить себя на место того, кого хочешь осудить
Полезно поставить себя на место этого человека и постараться попробовать прожить эту ситуацию им. И тогда, может быть, станет понятно, что двигало этим человеком, и наша оценка не будет страстной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выносить это на общее обсуждение.
Милосердие к человеку – лекарство от осуждения
Святитель Иннокентий Московский говорил: все видят, как человек падает — никто не видит, как он встает.
Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором.
«Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затворник
Сразу же переключаться от чужого греха к своему: разве я подобного никогда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта очень сложно избежать осуждения.
Как говорил Шекспир: Грехи чужих судить вы так усердно рвётесь! Начните со своих – и до чужих не доберётесь.
Есть меткое высказывание: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».
Хотели бы мы быть опозоренным на весь мир? Тогда не будем и мы позорить других.
Единственный человек, с которым мы должны сравнивать себя – это мы в прошлом. И единственный человек, лучше которого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появилось желание кого-то осудить, осудите это желание.
Избегать телепередач и новостей в Сети, которые провоцируют осуждение.
Представьте, что Вам бы пообещали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуждали человека, то как бы мы были внимательны… Сразу бы минимизировали опасное общение, телевизор. Очень бы внимательно за речью следили…
Молиться за осуждённых нами людей
Вечером за каждого осуждённого сотвори несколько поклонов с молитвой «Господи, спаси раба Твоего и меня, грешного, помилуй». Можно записки на молебны подавать об осуждённых православных.
Преподобный Иосиф Оптинский учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи. Ему вторил преп. Нектарий Оптинский: Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Изучать опыт подвижников
Протоиерей Валериан Кречетов рассказывал о своём отце, который был осуждён советской властью по липовой политической статье и несколько лет провёл в суровых условиях заключения, но не рассказывал об этом детям. Причина, по которой папа, как мне кажется, не рассказывал о Соловках, — он не хотел озлоблять нас против режима. Нет никакой радости в том, что ты озлобляешься на то и тех, что и кто вокруг.
Также он приводил пример воспоминаний исповедника святителя Афанасия, епископа Ковровского когда, пройдя 30 лет по тюрьмам и ссылкам, он говорит, что в таком-то лагере, «помню, был следователь, милейший человек». С таким теплом вспоминает…
Прп. Паисий Афонский говорил: «Всегда надо искать добрый помысел, постараться оправдать человека. Увидел согрешающего человека — подумай, что он, может быть, не с той ноги встал, у него давление, сердце, у него, может быть, неприятности на работе, вообще у него больная печень,— это не он, а его физиология… И постараться найти причину, чтобы сгладить, простить, не обратить внимания, и самое главное — сказать, что он оступился. Не «он вор», а «он своровал», «он оступился». Не «он пьяница», а «он выпил». Пусть это будет продолжаться подряд десять лет, но все-таки считать, что «он выпил»: вчера, сегодня, послезавтра — «выпил», а не «пьяница».
Архимандриту Серафиму Тяпочкин совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ).
Что делать, если при нас кого-то осуждают
- Сначала общий совет: Ищите друзей, с которыми будете молиться, а не сплетничать. С этого совета начинается Псалтирь «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ), Апостол Павел: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ).
- Что касается поведения в конкретной ситуации, то следует заранее приготовиться и подумать какими словами и мыслями мы будем отстраняться от греха осуждения. Такого рода фразами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике, могут быть: «ну,у каждого свои слабости», «кто знает, что там на самом деле», «большой соблазн, не знаю, как бы я себя повёл».
- Можно прямо сказать, что у нас нет желания обсуждать чужие недостатки.
- Хороший способ – перевести тему на добродетели осуждаемого. Например, кто-то говорит: Ты слышал, она такое-то совершила. — Нет, не слышал, но я её всегда с благодарностью вспоминаю они мне (или кому-то) очень помогла или у неё есть такая-то хорошая черта.
- Можно просто перевести разговор на другую тему. Желательно заранее; обычно осуждение других начинается с их обсуждения.
Об опасности на пути преобразования страсти в добродетель
- Первая заповедь блаженства говорит о необходимости смирения. Применительно к борьбе с осуждением, как только появятся первые успехи в борьбе с ним, так та же гордость повернётся к нам другой стороной и будет нашёптывать: какой ты молодец, как ты лихо одолел этот грех. Гордость вообще очень изворотлива: одеваемся хорошо – гордимся этим, одеваемся в рваньё – ещё больше гордимся своим смирением. Поэтому мы должны беречься от того, чтобы побороть один грех, не приобрести ещё более тяжкий.
- Авва Дорофей писал: В общежительном монастыре, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся, или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил [оскорбления] от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел сию добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно, без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».
- Чтобы избежать прелести духовной, следует стараться рассматривать любые наши добрые дела как норму, а не как что-то выдающееся. Добро – это естественно, а зло – нет. Кроме того, любое наше добро несовершенно, т.к. имеет примесь тщеславия, поэтому и повода для гордости нет.
«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».
свт. Василий Великий
«Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
святитель Тихон Задонский:
«Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
преподобный Исидор Пелусиот:
Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
прпмч. Митрофан Сребрянский:
Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
свт. Николай Сербский:
Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
священник Александр Ельчанинов:
Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
Н.Е. Пестов:
Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
- наследственности;
- обстановку его жизни в детстве и юности;
- характер его родителей и воспитателей;
- знания, которые он получил;
- направление его судьбы по Божию промыслу.
архим. Рафаил (Карелин):
Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека — это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его.
из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ).
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.
Булат Окуджава
Источник