Осуждение это какая эмоция

Что такое осуждение и каковы формы его проявления?

Что такое осуждение? Это негативная оценка поведения, внешнего облика или образа жизни другого человека через призму собственных понятий о норме и исходя из личного опыта осуждающего. Данное понятие плотно связано с такими определениями, как «злословие» и «сплетни», однако оно характерно сравнительными выводами, на фоне которых осуждающий старается выглядеть лучше, чем его «жертва».

Что это такое?

Убеждение большинства людей в том, что они имеют право на свое мнение в оценке чужой жизни, базируется на их уверенности в собственной непогрешимости, о которой еще Моруа Андре писал: «Каждый уверен, что остальные ошибаются, когда судят о нем, и что сам он не ошибается, когда судит об остальных». Пресловутая позиция «справедливого воздаяния» более всего становится заметна, когда сам осуждающий сильно нуждается в гласном и прилюдном подтверждении своего «совершенства», и именно тогда, когда он менее всего этого заслуживает.

Так что такое осуждение человека? В идеале таковым полагалось бы считать искреннее намерение одного объекта указать на ошибочное действие другого с целью корректировки модели его поведения. Однако на самом деле в естестве человека настолько прижилась постоянная и болезненная неудовлетворенность собственной персоной, что потребность осудить, ударить морально, унизить стала сродни потребности возвыситься, и даже обрела форму синонима этого определения. Что такое осуждение и как оно помогает самореализоваться злоязычнику?

Зачем людям примерять роль Бога?

Ежедневно, сознательно или нет, но каждый человек примеряет на себя роль судии от Высшего Разума, выступая в роли обвинителя по несчетному количеству вопросов, которые его совершенно не касаются. Пытаться искоренить в себе эту черту полностью бесполезно, так как она является темной стороной всякого разумного существа. Но слишком увлекаясь выискиванием в чужом глазу соринки, неплохо было бы вспомнить слова Т. Соловьевой о том, что «судить неудачника берутся лишь те, у кого в жизни не было и намека на успех».

Что такое осуждение? Это приговор, вынесенный с учетом собственного взгляда на справедливость. А справедливость, как и рамки ее, и основные теги, у каждого человека своя, пусть и с некими общими чертами, но удобные для него лично. Можно ли применять эти конкретные величины для кого-то другого? Конечно, нет. Но человек делает это, почти утратив контроль над чувством меры и не замечая, что негатив, проецируемый направленно на оппонента, уже давно является его персональным взглядом на жизнь.

Причины склонности к осуждению

Мотив в осуждении поступков другого лица может быть никак не связан с его поведением, и вообще, лишь косвенно относиться к объекту. Часто оппонент выбирается едва ли не методом случайного отбора, а прямая причина злоязычия лежит в низкой самооценке судьи, решившего таким образом компенсировать свои недовольства путем принижения избранной «жертвы».

Другими резонами выставить чужую жизнь на всеобщее обозрение могут являться:

  • устаревшие понятия и ценности (например, неприемлемость сожительства пары до заключения брака);
  • отсутствие объективности и узкость взгляда на различные обстоятельства;
  • зависть, толкающая на принижение чужих достоинств;
  • метод манипулирования чужим мнением (вменение человеку чувства вины или ответственности);
  • отрицание своих недостатков через подчеркивание и утрирование изъянов у другого лица.

И наконец, распространенной причиной порицания и осуждения, считается банальная скука и отсутствие других тем для разговора. В основном манера общаться через скрытое осуждение (в форме сочувствия) присуща представительницам слабого пола.

Точка зрения церкви

Что такое осуждение в православии? Церковь к такому пороку, как злословие в сторону ближнего, относится очень строго, резонно полагая, что в желании осудить другого человека прячется один из самых серьезных смертных грехов – гордыня. Человек осуждающий не может оставаться беспристрастным, не способен он и на смирение, обязательное для христианина.

В известных каждому взрослому человеку словах «Не судите, да не судимы будете!» заключена вся суть православного воззрения на спорный вопрос. Человек по природе своей склонен к идеализации, однако это состояние опасно наличием теневой стороны. Невозможно указать на чье-то совершенство, не подчеркнув при этом чьих-то недостатков, причем сравнение происходит на рефлекторном уровне. Мать хвалит свое дитя, подразумевая, что другие дети менее одарены и послушны, муж восхищается хозяйственной женой, осуждая не столь хлопотливую соседку.

Церковь учит: каждый человек должен прежде всего следить за собой, за своими поступками. Никто из людей не безупречен настолько, чтобы не отбрасывать тени, но если каждый про себя считает, что достоин прощения, то было бы нормально применить ту же позицию по отношению к другим.

Осуждение и обличение – есть ли разница?

Что такое моральное осуждение, если не констатация факта чужого несовершенства? В происхождении обличительной морали, несмотря на то, что внешне эти понятия кажутся схожими, следует искать другие мотивы. Обличитель не стремится «работать на публику», поскольку его целью является исправление человека, а не выставление его в неприглядном виде.

Евангелие от Матфея приводит слова Иисуса, достаточно полно раскрывающие смысл и деликатность такого шага, как обличение: «Если согрешит брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» Обличение должно принести пользу согрешившему и ни в коем случае не служить возвышению правдолюба. В некоторых случаях, особенно если обличитель чувствует за собой злобу или неприязнь к оппоненту, от вразумительной речи лучше воздержаться.

Опасно выступать в роли обличителя тому, кто сам ведет безнравственный образ жизни и подвержен мелочным страстям. Даже запасшийся благими намерениями суетный мирянин рискует в своих обличениях опуститься до осуждения, нанеся душевную рану грешнику и еще более ожесточившись самому.

Осуждение как юридическая ответственность

Что такое осуждение с юридической точки зрения? Это воздаяние человеку за его проступок, вынесенное в судебном порядке и в соответствии с законодательством страны пребывания ответчика. Факт назначения карательных мер по отношению к осужденному говорит о доказательстве его вины в полном или частичном объеме.

Осужденный человек, в зависимости от мер пресечения, избранных судом, может временно утратить права на свободу передвижения, выезд из своей страны, ведение прежней деятельности. В особых случаях предусматривается изъятие имущества, находящегося у него в собственности, лишение родительских прав или каких-либо привилегий, назначенных ранее (пособия, льгот и др.).

Условное осуждение

Что такое условное осуждение, до сих пор является предметом споров среди правоведов. Так, некоторые юристы относят наказание, оставленное без фактического исполнения, к способам превентивного влияния на объект, другие же видят в мере уголовно-правового характера реальную угрозу для благополучия человека. Последний момент сказывается в основном на морально-этической стороне жизни наказуемого.

Условно осужденный обязан регулярно предоставлять сведения о себе в органы исполнительной инспекции; он не может без особого разрешения покидать страну, менять место жительства. Кроме того, на осужденного при вынесении решения в суде налагается ряд обязанностей, призванных служить исправлению провинившегося, а также ограничить его пребывание там, где это может нанести вред окружающим (или кому-то конкретно).

Что такое осуждение в обществознании

В такой науке, как обществознание, уделяется много внимания понятию социального контроля, который также можно назвать регуляцией положения индивида в группе его принадлежности. Общественность всегда чутко реагирует на проявления девиантного (искаженного) поведения отдельных личностей. В зависимости от того, в какой сфере обнаружилось нарушение социальных норм, общество, посредством имеющихся механизмов контроля, принимает соответствующие меры по исключению факторов сбоя.

Социологи называют следующие формы проявления общественного контроля:

  1. Внутренний – человек сам контролирует свои действия, беря за образец нормы поведения, принятые в его обществе. Индикатором контроля в этом случае считается совесть индивида.
  2. Внешний – контроль осуществляется со стороны общественности, с использованием таких рычагов морального или юридического осуждения, как гласность, вынесение выговора, судебное решение или полная (частичная) изоляция индивида из социальной жизни.
Читайте также:  Приемы управления своим эмоциональным состоянием

Доказано, что чем ниже у человека развито чувство самоконтроля, тем вероятнее, что ему придется столкнуться с жестким влиянием общественных контрольных институтов (суд, внимание надзорных органов, принудительное лечение и др.).

Как избавиться от манеры всех осуждать

Если объяснять простыми словами, что такое моральное осуждение, то выходит, что это критика уничижительного свойства, идущая от человека с одной целью – выставить оппонента в неприглядном свете. Порицая, человек не может быть объективным, ведь выставляемая им оценка поведения «жертвы» исходит из набора его собственных ценностей, что уже не позволяет относиться к вопросу беспристрастно.

Привычка осуждать все вокруг выглядит со стороны очень некрасиво. Если человек понимает свой недостаток и стремится от него избавиться, ему необходимо научиться контролировать свои мысли и осознать прописные истины:

  • совершенные ошибки формируют опыт человека, поэтому составляют обязательную часть жизни каждого человека;
  • прежде чем порицать поведение или внешний вид другого человека, следует посмотреть на ситуацию его глазами и с вершины его опыта – возможно, он не мог поступить иначе;
  • стереотипное мышление – серьезное препятствие на пути к пониманию мотивов других людей;
  • привычка осуждать, как и завидовать, рождается из праздности, поэтому главный рецепт самосовершенствования кроется в постоянной занятости;
  • тому, кто осуждает, следует всегда помнить, что он тоже может стать объектом нелестных комментариев, особенно со стороны своих бывших «жертв».

Потребность видеть недостатки в других людях часто берет начало из собственной заниженной самооценки, поэтому без корректировки собственного поведения избавиться от привычки не получится.

Простая история с моралью

Так что такое осуждение? В заключение можно вспомнить старую историю, нередко используемую в проповедях моралистов, о некой семье, переехавшей в новый дом. Женщина, бывшая в этой семье женой и матерью, слыла хорошей хозяйкой и не упускала случая похвастаться своим умением вести домашние дела.

И вот, героиня рассказа стала замечать, что женщина из дома напротив ежедневно развешивает на сушильных веревках белье, все испещренное грязными пятнами. Каждый раз, как это происходило, злоязычная жена подзывала к окну своего супруга и говорила ему, что их соседка совсем негодная хозяйка, не в пример ей, такой внимательной и заботливой.

Так продолжалось неделю, пока однажды утром сплетница не увидела, как соседка вновь развешивает стирку, только на этот раз белую, как свежий снег. Удивившись, она вновь подозвала мужа и поделилась с ним этой новостью. Что же он ответил? Что, устав от вечной несправедливости супруги, просто встал в этот день пораньше и начисто вымыл грязное окно, через которое сварливая хозяйка смотрела во двор соседки.

Подвести итог сегодняшней теме хотелось бы словами Уильяма Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь!» Если бы все люди, прежде чем осуждать и выносить на всеобщее обозрение недостатки своего ближнего, задумывались сначала о собственных минусах, в мире было бы гораздо меньше негатива и поводов для раздоров.

Источник

Осуждение

Осужде́ние – 1) уни­чи­жи­тель­ное мнение (суж­де­ние) о ближ­нем, при­страстно харак­те­ри­зу­ю­щее его недо­статки; 2) обли­че­ние; 3) вме­не­ние вины.

Осуж­де­ние счи­та­ется видом тще­сла­вия рас­смат­ри­ва­ется как один из тяг­чай­ших грехов.

Чем осуж­де­ние отли­ча­ется от рас­суж­де­ния?

Как сле­дует из прак­тики общего сло­во­упо­треб­ле­ния, поня­тия «рас­суж­де­ние» и «осуж­де­ние» имеют раз­лич­ные смыслы. Глагол «осуж­дать» озна­чает — выка­зы­вать неодоб­ре­ние, обна­ру­жи­вать чью-либо винов­ность, выдви­гать обви­ни­тель­ный при­го­вор. Глагол «рас­суж­дать» хотя и может сбли­жаться по смыслу со словом «обсуж­дать» (а значит и «оце­ни­вать» кого-либо, в том числе в нрав­ствен­ном или юри­ди­че­ском отно­ше­нии, или, что то же, «осуж­дать»), однако в первую оче­редь всё же рас­по­ла­гает к другой интер­пре­та­ции: изла­гать суж­де­ния, стро­ить умо­за­клю­че­ния. Несмотря на раз­ницу в смыс­лах под­мена этих поня­тий про­ис­хо­дит настолько часто, что порой не вызы­вает удив­ле­ния.

В каких же слу­чаях, рас­суж­дая о ближ­них, люди именно рас­суж­дают, а в каких пере­хо­дят гра­ницы доз­во­лен­ного и вопреки пра­вилу («не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 )) осуж­дают?

Для того, чтобы раз­ре­шить это недо­уме­ние, жела­ю­щий «порас­суж­дать» должен задаться (как мини­мум) двумя вопро­сами: какова цель пред­по­ла­га­е­мых рас­суж­де­ний, и имеет ли он мораль­ное право оце­ни­вать то или иное дей­ствие заин­те­ре­со­вав­шего его чело­века?

Поло­жим, Цер­ковь не запре­щает ста­вить оценку дей­ствиям ближ­него в благих целях, напри­мер, с целью молитв о нём как о согре­шив­шем, либо с целью его даль­ней­шего вра­зум­ле­ния.

Однако и в таких слу­чаях Святое Еван­ге­лие побуж­дает хри­сти­а­нина сперва обра­титься ко греш­нику лично, открыто ука­зать ему на его грех; затем, если тот всё же не вра­зу­мится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух сви­де­те­лей; нако­нец, если и это не подвиг­нет греш­ника к пока­я­нию, обра­титься к нему от лица церкви.

Оче­видно, что и при­зва­ние сви­де­те­лей, и обра­ще­ние ко греш­нику от лица церкви тре­бует пред­ва­ри­тель­ного рас­суж­де­ния, неко­то­рого обсуж­де­ния его греха. Стало быть, такого рода рас­суж­де­ния не только не запре­ща­ются Божьим зако­ном, но и пред­пи­сы­ва­ются ( Мф.18:15-16 ).

Не про­ти­во­ре­чат кано­нам и рас­суж­де­ния по поводу такого-то и такого-то греш­ника с тре­тьими лицами, име­ю­щее целью огра­дить эти лица от исхо­дя­щей от греш­ника опас­но­сти, напри­мер, если он явля­ется рас­коль­ни­ком или ере­ти­ком .

Правда, всё выше­ска­зан­ное спра­вед­ливо лишь для здра­вых, трез­вых рас­суж­де­ний.

Что каса­ется вопроса о мораль­ном праве на обсуж­де­ние того или иного греш­ника, здесь важно пом­нить о заме­ча­нии, кото­рое хотя и было озву­чено 2000 лет тому назад, однако оста­ётся акту­аль­ным и сего­дня: «что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чув­ству­ешь?» ( Мф.7:3 ).

Раз­ница в отно­ше­нии к соб­ствен­ным грехам и ко грехам ближ­них бывает настолько рази­тель­ной, что иногда дума­ется, что при­ве­дён­ную выше мета­фору не только не сле­дует счи­тать рито­ри­че­ским пре­уве­ли­че­нием, но можно ещё и уси­лить.

И это понятно. Для борьбы со своими гре­хами тре­бу­ется немало усилий, может быть даже духов­ных подви­гов, а осуж­дая сто­рон­него чело­века, легко выка­зать себя с самой лучшей сто­роны, мол, он — греш­ник, но коль скоро я его осуж­даю, значит я — не такой. Ай да моло­дец!

Многие из нас бывают скоры на обсуж­де­ние чьих-то грехов, тогда как не уде­ляют над­ле­жа­щего вни­ма­ния своим, словно забы­вая о гроз­ном Еван­гель­ском предо­сте­ре­же­нии: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). А зря.

«Не судите, и не будете судимы; не осуж­дайте, и не будете осуж­дены; про­щайте, и про­щены будете», – сказал Спа­си­тель ( Лк. 6:37 ).

Спо­собы борьбы с осуж­де­нием

Нахо­дим их в сочи­не­ниях св. отцов и цер­ков­ных писа­те­лей.

Отсе­кать гре­хов­ные помыслы.

Осуж­даем мы двояко: в мыслях и в раз­го­во­рах с дру­гими людьми. Нача­лом в любом случае явля­ется мысль. Суще­ствуют опре­де­лён­ные этапы пле­не­ния стра­стью. Любая болезнь про­хо­дит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних ста­диях, чем на позд­них. Первая стадия греха назы­ва­ется при­ло­гом и про­яв­ля­ется в том, что чело­веку при­хо­дит некая мысль. Прилог – вкрап­ле­ние мысли в созна­ние. Затем должно про­изойти опо­зна­ние её как добрую или злую. Грех не сва­ли­ва­ется неожи­данно, он всегда про­хо­дит все эти стадии. Любая мысль начи­на­ется с при­лога. Но прилог грехом ещё не явля­ется. Поэтому наша задача отсечь гре­хов­ный прилог сразу после его воз­ник­но­ве­ния.

Осуж­де­ние коре­нится в стра­стях празд­но­сло­вия (тема важная, но не к месту) и пусто­сло­вия (сплетни, слухи). Их иско­ре­не­ние избав­ляет от осуж­де­ния.

Научиться первым помыс­лом искать во всех людях хоро­шее.

Рас­сказ прп. Аввы Доро­фея: «Слышал я о некоем брате, что когда он при­хо­дил к кому-либо из братий и видел келлию его невы­ме­тен­ною и непри­бран­ною, то гово­рил в себе: блажен сей брат, что отло­жил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устре­мил горе́, что не нахо­дит вре­мени и келлию свою при­ве­сти в поря­док. Также если при­хо­дил к дру­гому и видел келлию его убран­ною, выме­тен­ною и чистою, то опять гово­рил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состо­я­ние келлии согласно с состо­я­нием души его».

Пример из совре­мен­ной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в корот­кой юбке или парня в шортах и в майке. Как это пра­вильно вос­при­ни­мать? С радо­стью! «Нецер­ков­ный чело­век зашёл в храм! Слава Богу!».

Читайте также:  Потеряла контроль над эмоциями

Не спе­шить выска­заться

Перед любым выска­зы­ва­нием или отве­том нужно всегда брать паузу, нико­гда не спе­шить выска­заться. Осо­бенно важно не спе­шить выплёс­ки­вать нега­тив­ные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем ( Еф.4:26 ).

Про­то­и­е­рей Игорь Мазур давал такой совет: Хри­сти­а­нин должен при­дер­жи­ваться 2‑х прин­ци­пов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удив­ляться. Тот, кто ничему не удив­ля­ется, тому и нечего осуж­дать.

Ста­раться реже оце­ночно гово­рить о других людях

На обе­ден­ном столе блаж. Авгу­стина была сде­лана сле­ду­ю­щая над­пись: «Кто любит в раз­го­во­рах затра­ги­вать доброе имя отсут­ству­ю­щих, пусть знает, что доступ к этому столу ему вос­пре­щен». Если гость, нахо­дя­щийся за столом, забы­вал этот совет и начи­нал сплет­ни­чать, то хозяин гово­рил ему: «Или мы сотрем это изре­че­ние, или я уда­люсь».

В неко­то­рых гре­че­ских мона­сты­рях, соблю­да­ю­щих древ­ние мона­ше­ские уставы, есть пра­вило: если монах поз­во­ляет себе пого­во­рить с кем-то «о тре­тьем лице», то на сле­ду­ю­щий день он не имеет права при­ча­щаться.

Не дове­рять сплет­ням

Можно вспом­нить случай из жизни пре­по­доб­ного Пимена Вели­кого. К нему пришел какой-то брат и стал гово­рить: а вот в таком-то мона­стыре про­ис­хо­дят такие вещи. Пре­по­доб­ный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный чело­век», — заме­тил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — отве­тил пре­по­доб­ный Пимен.

Есть такой совет: Нико­гда не поз­во­ляйте вашим ушам слы­шать то, что не видели ваши глаза.

Раз­де­лять чело­века и его грех, не сме­ши­вать их, видеть образ Божий в каждом чело­веке

Любой грех это болезнь. У каж­дого из нас свои симп­томы и свои про­яв­ле­ния болезни. Тот, кто осо­знаёт это, иначе отно­сится и к себе, и не осуж­дает ближ­них, по-дру­гому их видит. Ведь нелепо, нахо­дясь в боль­нице, кри­ти­ко­вать боль­ных иными, чем у тебя болез­нями, ведь ты же сам не здоров.

Учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти чело­века

Состав­ляя свое мнение о чело­веке или его поступке, мы не в состо­я­нии учи­ты­вать всех фак­то­ров, ока­зав­ших вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние этого чело­века, всех причин, побу­див­ших совер­шить тот или иной посту­пок. Один Гос­подь все­ве­дущ. Люди рож­да­ются с раз­лич­ными наклон­но­стями, раз­лич­ными тем­пе­ра­мен­тами, вос­пи­ты­ва­ются в разных семьях, живут в разной среде. Все это ока­зы­вает вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти и на про­яв­ле­ние ее в делах.

К одному насто­я­телю обра­ти­лись с вопро­сом: «Кто у вас в мона­стыре самый бла­го­че­сти­вый?». Насто­я­тель отве­тил: «Повар. Имея от при­роды нрав вспыль­чи­вый, огнен­ный, этот повар посто­янно сдер­жи­вает себя. И потому внешне не отли­ча­ется от других иноков».

Заме­ча­тель­ный пример при­во­дит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Две девочки-близ­няшки попали на неволь­ни­чий рынок. Одну из них купила мона­хиня и вос­пи­тала в тру­до­лю­бии и бла­го­че­стии. Другую купила блуд­ница и сде­лала ее сна­чала сви­де­тель­ни­цей, а потом и соучаст­ни­цей своей рас­пут­ной жизни. Неужели по смерти этих сестер Гос­подь не учтет всех обсто­я­тельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невоз­можно. А потому не будем и пытаться про­из­но­сить своего суда над дру­гими.

Не сво­дить все мотивы поступ­ков чело­века к одному

Редко, когда чело­век имеет один мотив, причём злой. Среди моти­вов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рас­смат­ри­вать лишь один мотив, воз­можно, чело­век руко­вод­ство­вался совсем другим.

Ста­вить себя на место того, кого хочешь осу­дить

Полезно поста­вить себя на место этого чело­века и поста­раться попро­бо­вать про­жить эту ситу­а­цию им. И тогда, может быть, станет понятно, что дви­гало этим чело­ве­ком, и наша оценка не будет страст­ной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выно­сить это на общее обсуж­де­ние.

Мило­сер­дие к чело­веку – лекар­ство от осуж­де­ния

Свя­ти­тель Инно­кен­тий Мос­ков­ский гово­рил: все видят, как чело­век падает — никто не видит, как он встает.

Старец Ана­то­лий Оптин­ский учит нас: «Пожа­лей, и не осу­дишь». Надо ста­раться по отно­ше­нию к дру­гому чело­веку быть адво­ка­том, а к себе — про­ку­ро­ром.

«Чтобы изба­виться от греха осуж­де­ния, надо возы­меть мило­сти­вое сердце. Мило­сти­вое сердце не только не осудит кажу­ще­гося нару­ше­ния закона, но и оче­вид­ного для всех. Вместо суда оно вос­при­мет сожа­ле­ние и скорее будет готово пла­кать, нежели уко­рять…
Поспеши воз­бу­дить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуж­де­нию. С жалост­ли­вым же серд­цем обра­тись потом с молит­вою к Гос­поду, чтобы Он всех нас поми­ло­вал, не только того, кого хоте­лось осу­дить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затвор­ник

Сразу же пере­клю­чаться от чужого греха к своему: разве я подоб­ного нико­гда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без пере­жи­ва­ния за соб­ствен­ные грехи и полу­чен­ного через это опыта очень сложно избе­жать осуж­де­ния.

Как гово­рил Шекс­пир: Грехи чужих судить вы так усердно рвё­тесь! Нач­ните со своих – и до чужих не добе­рё­тесь.

Есть меткое выска­зы­ва­ние: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».

Хотели бы мы быть опо­зо­рен­ным на весь мир? Тогда не будем и мы позо­рить других.

Един­ствен­ный чело­век, с кото­рым мы должны срав­ни­вать себя – это мы в про­шлом. И един­ствен­ный чело­век, лучше кото­рого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появи­лось жела­ние кого-то осу­дить, осу­дите это жела­ние.

Избе­гать теле­пе­ре­дач и ново­стей в Сети, кото­рые про­во­ци­руют осуж­де­ние.

Пред­ставьте, что Вам бы пообе­щали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуж­дали чело­века, то как бы мы были вни­ма­тельны… Сразу бы мини­ми­зи­ро­вали опас­ное обще­ние, теле­ви­зор. Очень бы вни­ма­тельно за речью сле­дили…

Молиться за осуж­дён­ных нами людей

Вече­ром за каж­дого осуж­дён­ного сотвори несколько покло­нов с молит­вой «Гос­поди, спаси раба Твоего и меня, греш­ного, поми­луй». Можно записки на молебны пода­вать об осуж­дён­ных пра­во­слав­ных.

Пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский учил против помыс­лов осуж­де­ния молиться молит­вой свя­того Ефрема Сирина и при­во­дить на память свои соб­ствен­ные немощи. Ему вторил преп. Нек­та­рий Оптин­ский: Когда только придет в голову осуж­де­ние, так сейчас же со вни­ма­нием обра­ти­тесь: «Гос­поди, даруй ми зрети моя согре­ше­ния и не осуж­дати брата моего».

Изу­чать опыт подвиж­ни­ков

Про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов рас­ска­зы­вал о своём отце, кото­рый был осуж­дён совет­ской вла­стью по липо­вой поли­ти­че­ской статье и несколько лет провёл в суро­вых усло­виях заклю­че­ния, но не рас­ска­зы­вал об этом детям. При­чина, по кото­рой папа, как мне кажется, не рас­ска­зы­вал о Солов­ках, — он не хотел озлоб­лять нас против режима. Нет ника­кой радо­сти в том, что ты озлоб­ля­ешься на то и тех, что и кто вокруг.

Также он при­во­дил пример вос­по­ми­на­ний испо­вед­ника свя­ти­теля Афа­на­сия, епи­скопа Ков­ров­ского когда, пройдя 30 лет по тюрь­мам и ссыл­кам, он гово­рит, что в таком-то лагере, «помню, был сле­до­ва­тель, милей­ший чело­век». С таким теплом вспо­ми­нает

Прп. Паисий Афон­ский гово­рил: «Всегда надо искать добрый помы­сел, поста­раться оправ­дать чело­века. Увидел согре­ша­ю­щего чело­века — поду­май, что он, может быть, не с той ноги встал, у него дав­ле­ние, сердце, у него, может быть, непри­ят­но­сти на работе, вообще у него боль­ная печень,— это не он, а его физио­ло­гия… И поста­раться найти при­чину, чтобы сгла­дить, про­стить, не обра­тить вни­ма­ния, и самое глав­ное — ска­зать, что он осту­пился. Не «он вор», а «он сво­ро­вал», «он осту­пился». Не «он пья­ница», а «он выпил». Пусть это будет про­дол­жаться подряд десять лет, но все-таки счи­тать, что «он выпил»: вчера, сего­дня, после­зав­тра — «выпил», а не «пья­ница».

Архи­манд­риту Сера­фиму Тяпоч­кин совер­шенно чуждо было осуж­де­ние. Если кто-либо при­хо­дил к нему с жало­бой на ближ­него, начи­нал подробно рас­ска­зы­вать о про­ис­шед­шем и о своем обид­чике, батюшка учтиво оста­нав­ли­вал, но так, чтобы не оскор­бить гово­рив­шего, и при­зы­вал помо­литься за обид­чика. Тут же все сму­ще­ние рас­се­и­ва­лось, обида ути­хала. Дости­гал он этого тем, что, молясь, внут­ренне оста­вался спо­кой­ным, невос­при­им­чи­вым ко всему пло­хому, чуж­дому его душе, по слову запо­веди Хри­сто­вой: «бла­женны миро­творцы, яко они будут наре­чены сынами Божи­ими» ( Мф.5:9 ).

Читайте также:  Щенок стресс не есть

Что делать, если при нас кого-то осуж­дают

  • Сна­чала общий совет: Ищите друзей, с кото­рыми будете молиться, а не сплет­ни­чать. С этого совета начи­на­ется Псал­тирь «Блажен муж, кото­рый не ходит на совет нече­сти­вых» ( Пс.1:1 ), Апо­стол Павел: «Не обма­ны­вай­тесь: худые сооб­ще­ства раз­вра­щают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ).
  • Что каса­ется пове­де­ния в кон­крет­ной ситу­а­ции, то сле­дует зара­нее при­го­то­виться и поду­мать какими сло­вами и мыс­лями мы будем отстра­няться от греха осуж­де­ния. Такого рода фра­зами, хорошо заре­ко­мен­до­вав­шими себя на прак­тике, могут быть: «ну,у каж­дого свои сла­бо­сти», «кто знает, что там на самом деле», «боль­шой соблазн, не знаю, как бы я себя повёл».
  • Можно прямо ска­зать, что у нас нет жела­ния обсуж­дать чужие недо­статки.
  • Хоро­ший способ – пере­ве­сти тему на доб­ро­де­тели осуж­да­е­мого. Напри­мер, кто-то гово­рит: Ты слышал, она такое-то совер­шила. — Нет, не слышал, но я её всегда с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­наю они мне (или кому-то) очень помогла или у неё есть такая-то хоро­шая черта.
  • Можно просто пере­ве­сти раз­го­вор на другую тему. Жела­тельно зара­нее; обычно осуж­де­ние других начи­на­ется с их обсуж­де­ния.

Об опас­но­сти на пути пре­об­ра­зо­ва­ния стра­сти в доб­ро­де­тель

  • Первая запо­ведь бла­жен­ства гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти сми­ре­ния. При­ме­ни­тельно к борьбе с осуж­де­нием, как только появятся первые успехи в борьбе с ним, так та же гор­дость повер­нётся к нам другой сто­ро­ной и будет нашёп­ты­вать: какой ты моло­дец, как ты лихо одолел этот грех. Гор­дость вообще очень изво­рот­лива: оде­ва­емся хорошо – гор­димся этим, оде­ва­емся в рваньё – ещё больше гор­димся своим сми­ре­нием. Поэтому мы должны беречься от того, чтобы побо­роть один грех, не при­об­ре­сти ещё более тяжкий.
  • Авва Доро­фей писал: В обще­жи­тель­ном мона­стыре, прежде моего уда­ле­ния оттуда, был один брат, кото­рого я нико­гда не видал сму­тив­шимся, или скор­бя­щим, или раз­гне­ван­ным на кого-либо, тогда как я заме­чал, что многие из братии часто доса­ждали ему и оскорб­ляли его. А этот юноша так пере­но­сил [оскорб­ле­ния] от каж­дого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удив­лялся чрез­вы­чай­ному незло­бию его и желал узнать, как он при­об­рел сию доб­ро­де­тель. Одна­жды отвел я его в сто­рону и, покло­нив­шись ему, просил его ска­зать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, под­вер­га­ясь оскорб­ле­ниям или пере­нося от кого-либо обиду, он пока­зы­вает такое дол­го­тер­пе­ние. Он отве­чал мне пре­зри­тельно, без вся­кого сму­ще­ния: «Мне ли обра­щать вни­ма­ние на их недо­статки или при­ни­мать от них [обиды] как от людей? Это – лающие псы».
  • Чтобы избе­жать пре­ле­сти духов­ной, сле­дует ста­раться рас­смат­ри­вать любые наши добрые дела как норму, а не как что-то выда­ю­ще­еся. Добро – это есте­ственно, а зло – нет. Кроме того, любое наше добро несо­вер­шенно, т.к. имеет при­месь тще­сла­вия, поэтому и повода для гор­до­сти нет.

«Если бы мы даже не сде­лали ника­кого греха, то уже один этот грех (осуж­де­ние), мог бы свести нас в пре­ис­под­нюю, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – Кто строго рас­сле­дует чужие про­ступки, тот не полу­чит ника­кого снис­хож­де­ния к своим соб­ствен­ным, потому что Бог про­из­нес суд соот­вет­ственно не только свой­ству наших пре­ступ­ле­ний, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потре­бо­вали стро­гого отчета, — мы сами обре­ме­нены гре­хами, пре­вы­ша­ю­щими всякое поми­ло­ва­ние. Будем больше состра­дать тем, кото­рые грешат, не заслу­жи­вая снис­хож­де­ния, чтобы и мы могли наде­яться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни ста­ра­лись, мы нико­гда не будем в состо­я­нии ока­зать такое чело­ве­ко­лю­бие, в каком имеем нужду от чело­ве­ко­лю­би­вого Бога. Поэтому не без­рас­судно ли, когда мы сами нахо­димся в такой боль­шой беде, строго раз­би­рать дела своих собра­тий и вре­дить самим себе? Таким обра­зом, ты не столько выстав­ля­ешь его недо­стой­ным твоего бла­го­де­я­ния, сколько самого себя – недо­стой­ным Божия чело­ве­ко­лю­бия. Кто строго взыс­ки­вает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

свт. Васи­лий Вели­кий
«Не будь судьей чужих паде­ний. На них есть Судия пра­вед­ный».

пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин:
«(Хри­сти­а­нин) под­вер­га­ется тем же про­вин­но­стям и поро­кам, за кото­рые взду­мал бы осуж­дать других. Сле­до­ва­тельно, всякий должен судить только себя самого; осмот­ри­тельно, осто­рожно наблю­дать за собой во всем, а не рас­сле­до­вать жизнь и пове­де­ние других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необ­хо­ди­мо­сти или при­чины, по кото­рой они посту­пают так или иначе. Может быть, перед Богом пра­вильно или изви­ни­тельно то, чем мы соблаз­ня­емся. И мы ока­зы­ва­емся без­рас­суд­ными судьями и этим допус­каем нелег­кий грех».

свя­ти­тель Тихон Задон­ский:
«Бере­гись осу­дить ближ­него, поскольку он пред своим Гос­по­дом стоит или падает, поскольку и сам ты – греш­ник. И пра­вед­нику судить и осуж­дать никого не сле­дует, тем более греш­нику – греш­ника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небес­ный Отец пере­дал Суд, и Он будет судить живых и мерт­вых – этому Суду и сам ты пред­сто­ишь. Бере­гись же похи­тить себе сан Хри­стов – это весьма тяжко – и судить подоб­ных тебе людей, чтобы с этим мерз­ким грехом не явиться на Суд Божий и не быть спра­вед­ливо осуж­ден­ным на вечную казнь».

пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот:
Нужно обра­тить душев­ное око от рас­смот­ре­ния чужих погреш­но­стей на свои соб­ствен­ные и при­учать язык гово­рить строго не о ближ­них, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправ­да­ние.

прпмч. Мит­ро­фан Среб­рян­ский:
Нет плохих людей на свете, а есть боль­ные души, жалкие, под­вер­жен­ные греху. За них надо молиться, им нужно сочув­ство­вать.

свт. Нико­лай Серб­ский:
Как гряз­ная вода не может убе­лить гряз­ное полотно, так и греш­ник не может очи­стить дру­гого греш­ника, пока себя не очи­стит. Потому предо­сте­ре­гает Гос­подь: исцели себя сам! Если хотите исправ­лять других, исправьте себя, а потом о других рев­нуйте. Это закон Хри­стов.

архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин):
Ты много читал, а не понял глав­ного — духов­ная жизнь начи­на­ется с позна­ния себя и своих немо­щей, а не с суда над окру­жа­ю­щим. Самые раз­ру­ши­тель­ные грехи — это соблазн и осуж­де­ние. Вот и начни вни­ма­нием эти два греха изго­нять из души и сердца.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
Смот­рите на врагов, как на боль­ных одной с вами болез­нью.

Н.Е. Пестов:
Мы не можем судить ближ­него, т.к. мы не знаем его:

  • наслед­ствен­но­сти;
  • обста­новку его жизни в дет­стве и юности;
  • харак­тер его роди­те­лей и вос­пи­та­те­лей;
  • знания, кото­рые он полу­чил;
  • направ­ле­ние его судьбы по Божию про­мыслу.

архим. Рафаил (Каре­лин):
Надо вообще избе­гать гово­рить что-либо о людях, оце­ни­вать их, хва­лить или пори­цать, ибо сердце чело­века — это глу­бо­кое море, а мы видим лишь поверх­ность его.

из вос­по­ми­на­ний об архим. Сера­фиме (Тяпоч­кине):
Ему совер­шенно чуждо было осуж­де­ние. Если кто-либо при­хо­дил к нему с жало­бой на ближ­него, начи­нал подробно рас­ска­зы­вать о про­ис­шед­шем и о своем обид­чике, батюшка учтиво оста­нав­ли­вал, но так, чтобы не оскор­бить гово­рив­шего, и при­зы­вал помо­литься за обид­чика. Тут же все сму­ще­ние рас­се­и­ва­лось, обида ути­хала. Дости­гал он этого тем, что, молясь, внут­ренне оста­вался спо­кой­ным, невос­при­им­чи­вым ко всему пло­хому, чуж­дому его душе, по слову запо­веди Хри­сто­вой: «бла­женны миро­творцы, яко они будут наре­чены сынами Божи­ими» ( Мф.5:9 ).

Осу­дите сна­чала себя самого,
Научи­тесь искус­ству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару зем­ному.
Научи­тесь сна­чала себе самому
Не про­щать ни единой про­машки,
А уж после кри­чите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеж­дайте врага,
А когда пре­успе­ете в этом,
Не при­дется уж больше валять дурака —
Вот и ста­нете вы чело­ве­ком.
Булат Окуд­жава

Источник

Оцените статью