Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили

Задание по русскому языку, заранее благодарна=)

1) Используя синонимы, устраните повторения однокоренных слов в предложениях:
а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.
б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.
в) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.
д) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

2) Исправьте предложения, устранив лексические ошибки:
а) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.
б) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
в) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.
г) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.
д) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

Одинокий дом уединенно стоял на краю села.
Проносятся мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки мелькнет скорый.
Все учащиеся своевременно выполнили порученное задание.
Зимний лес очень красив, все деревья стоят в снежном убранстве.
Глубина дремучего леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Районы засушливых земель преобразились до неузнаваемости.
Пострадавшие от наводнения горячо поблагодарили пограничников, самоотверженно спасавшим их имущество.
В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.
Щенок ел с такой жадностью, что еда скоро кончилась, и малыш влез в тарелку обеими лапами.
Появление волка было так неожиданно, что охотник на минуту растерялся.

Источник

Культура русской речи

(Розенталь Д.Э. Русский язык:
Для поступающих в вузы. — М.,
2005. Извлечения)

Материал подготовлен кандидатом
педагогических наук, доцентом кафедры
русского языка КубГТУ О.А. Гордиенко

1 Употребление иноязычных слов

2 Ударение в некоторых словах и формах

2. Прочитайте прилагательные и их формы, обращая внимание на ударение.
Весел, весела, весело, веселы
вреден, вредна, вредно, вредны
глуп, глупа, глупо, глупы
груб, груба, грубо, грубы
горд, горда, гордо, горды
глух, глуха, глухо, глухи
горек, горька, горько, горьки
густ, густа, густо, густы
дёшев, дешева, дёшево, дёшевы
дорог, дорога, дорого, дороги
долог, долга, долго, долги
дружен, дружна, дружно, дружны
жив, жива, живо, живы
короток, коротка, коротко, коротки
крепок, крепка, крепко, крепки
молод, молода, молодо, молоды
прав, права, право, правы
пуст, пуста, пусто, пусты
редок, редка, редко, редки
сыт, сыта, сыто, сыты
светел, светла, светло, светлы
тесен, тесна, тесно, тесны
туп, тупа, тупо, тупы

3. Прочитайте глагольные формы, обращая внимание на ударение.
1. Брал, брала, брало, брали
был, была, было, были
взял, взяла,взяло, взяли
внял, вняла, вняло, вняли
гнал, гнала, гнало, гнали
дал, дала, дало, дали
донял, доняла, доняло, доняли
драл, драла, драло, драли
жил, жила, жило, жили
задал, задала, задало, задали
занял, заняла, заняло, заняли
звал,звала,звало, звали
лил, лила, лило, лили
нажил, нажила, нажило, нажили
нанял, наняла, наняло, наняли
начал, начала, начало, начали
отнял, отняла, отняло, отняли
плыл, плыла, плыло, плыли
поднял, подняла, подняло, подняли
понял, поняла, поняло, поняли
принял, приняла, приняло, приняли
слыл, слыла, слыло, слыли
снял, сняла, сняло, сняли
спал, спала, спало, спали.
2. Взят, взята, взято, взяты
начат, начата, начато, начаты
придан, придана, придано, приданы
принят, принята, принято, приняты
продан, продана, продано, проданы
прожит, прожита, прожито, прожиты
роздан, роздана, роздано, розданы
созван, созвана, созвано, созваны.

4. Прочитайте предложно-падежные формы слов, обращая внимание на ударение.
без: без вести, без толку, без году неделя.
до: до ночи, до полу.
за: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто.
из: из лесу, из дому, из носу, из виду.
на: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто.
по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое.
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер.
от: час от часу, год от году.

Читайте также:  Помогает ли ведение дневника при депрессии

Употребление форм существительных

1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) ударное -а/-я:
веера повара
директора профессора
доктора слесаря (и слесари)
инспектора стога
катера сторожа
клевера тома (и тбмы)
корма фельдшера
короба флигеля
кузова хлева
невода шомпола
отпуска штабеля
паспорта штабеля
пекаря (и пекари) якоря
ястреба

2) безударные -ы/-и:
бухгалтеры почерки
выборы приговоры
договоры прииски
инженеры редакторы
клапаны торты
конюхи тракторы
лекари фронты
лекторы цехи
порты шофёры

Различаются по смыслу формы:
борова (‘дымоходы’) — боровы (‘кабаны’);
корпуса (‘здания; войсковые соединения’)— корпусы (‘туловища’);
меха (‘выделанные шкуры’)— мехи (кузнечные);
образа (‘иконы’)— образы (художественно-литера-турные);
повода (‘поводья’) — поводы (‘побуждения’);
пояса (‘часть одежды’)— пбясы (географические);
пропуска (‘документы’)— пропуски (‘недосмотры’);
соболя (‘меха’) — соболи (‘животные’);
счета (‘документы’)— счёты (‘прибор; взаимные отношения’);
сыны (родины) — сыновья (у родителей) и др.
тока (‘места молотьбы’) — токи (электрические);
тона (‘переливы цвета’) — тоны (звуковые);
тормоза (‘устройство’) — тормозы (‘препятствия’);
учителя (‘преподаватели’) — учители (‘идейные ру-ководители’);
хлеба (на корню) — хлебы (печёные);
цвета (‘краски’) — цветы (‘растения’);
19. Слово опыт в значении ‘совокупность накоплен-ных знаний и навыков’ в форме множественного числа не употребляется.

Употребление форм прилагательных

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.
1. Ученик был способный к математике. 2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный — в следующем . 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа — маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

1. Исправьте предложения и объясните грамматико-стилистические ошибки.

Употребление форм глагола

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в предложении Некоторые больные направляются в спе-циализированные медицинские центры (сами направля-ются или их направляют?). Вместо страдательной формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычног употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы пове-лительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, ла-комься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершен-ного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударным о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах чередование о//а); озабочивать, опозоривать, обусловливать, подытожи-вать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (в этих формах сохраняется о).
5. В парах видеть — видать, слышать— слыхать, мучить — мучать, лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п.
7. Рекомендуются формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым раз-личием:
брызгаю — ‘спрыскиваю, окропляю’ (брызгает водой, брызгает бельё); брызжу — ‘разбрасываю капли, сыплю брызгами’ (грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной);
двигаю — ‘перемещаю, толкая или таща что-либо’ (двигаю мебель); движу — ‘перен. побуждать, руководить’ (им движет чувство сострадания);
двигается — ‘приходит в движение’ (поезд двигается); движется— ‘находится в движении’ (машина медленно движется);
капает — ‘падает каплями, лбётся по капле’ (капает лекарство в ложечку, пот капает со лба); каплет — ‘протекает’ (крыша каплет); мечет икру, мечет гром и молнии, но метает петли, метает шов.
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

Читайте также:  Второе правило самоконтроля эмоций заключается

Строй простого предложения

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

Согласование сказуемого с подлежащим

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

Согласование определений и приложений

1. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм.

1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:
1) при словах мужского и среднего рода определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в форме родительного падежа множествен-ного числа: два больших дома; три громадных окна;
2) при словах женского рода определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две большие комнаты.
Если определение стоит перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: первые два года, последние три недели; верхние четыре окна.
2. Если существительное имеет два или более предшествующих определений, перечисляющих разновидности предметов, то оно может стоять:
1) в форме единственного числа — подчеркивается связь определяемых предметов, их терминологическая близость: головной и спинной мозг; сыпной и брюшной тиф; верхнее и нижнее положение поршня; токарное и слесарное дело; в правой и левой половине дома; существительные мужского, женского и среднего рода, глаголы действительного и страдательного залога.
Если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными, также употребляется форма единственного числа: дипломы первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; у моего и твоего отца; та и другая сторона;
2) в форме множественного числа — подчеркивается наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области; Щёлковский и Балашихинский райо-ны; Московский и Санкт-Петербургский университеты; биологический и химический методы; в западной и восточной частях страны; сельскохозяйственная и промышленная выставки.
При наличии между определениями разделительного или противительного союза определяемое существительное ставится в форме единственного числа: технический или гуманитарный вуз; не стихотворный, а прозаический текст.
Если определяемое существительное предшествует определениям, то оно ставится в форме множественного числа: языки немецкий и французский; залоги действительный и страдательный.
3. Если определение относится к нескольким существительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов предложения, то оно может стоять:
1) в форме единственного числа, если по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: необыкновенный шум и говор; у моего отца и матери; написать свой адрес, имя и фамилию; Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.);
2) в форме м но жественного числа, если мо-жет возникнуть неясность относительно того, связано ли определение только с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов: новые роман и повесть; беспроволочные телефон и телеграф; способные ученик и ученица; маленькие брат и сестра.
При наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение ставится в форме единственного числа: новый рассказ или очерк.
4. Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом наименовании), в одних случаях согласуются, а в других не согласуются с определяемым словом:
1) согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, на реке Волге, за Москвой-рекой. В географической и специальной литературе эти названия могут сохраняться в начальной форме: в городе Великие Луки, за городом Южно-Сахалинск, на несудоходной реке Ловать.
Названия городов на -о (среднего рода) часто не со-гласуются, чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в городе Иваново («в городе Иванове» указывало бы и на город Иванов);
2) обычно согласуются названия сёл, деревень, хуторов: родился в селе Горюхине (П.); в деревню Дюевку (Ч.); в деревне Владиславке (Ш.); за хутором Сестраковом (Ш.).
Названия на -о, а также названия, имеющие другую родовую или числовую форму (по сравнению с фор-мой родового наименования), часто не согласуются: в се-ле Караманово; у деревни Берестечко; у деревни Парфёнок;
3) остальные географические названия (озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, улиц) и астрономические названия с родо-вым наименованием не согласуются: на озере Ильмень; за островом Новая Земля; у полуострова Таймыр; у горы Эльбрус, на станции Орёл; в местечке Радзивиллово; в посёлке Владыкино; в кишлаке Гилян; на заставе Полтавка; у мыса Сердце-Камень; в бухте Золотой Рог; в пустыне Каракумы; в штате Техас; в земле Нижняя Саксония; в провинции Тоскана; в департаменте Вар; на улице Олений Вал; движение планеты Меркурий.
Но если название имеет форму полного прилагатель-ного, оно согласуется с определяемым словом: на Ладожском озере; у горы Магнитной.

Читайте также:  Радуйтесь все люди радость с неба

Некоторые случаи управления

1. Исправьте предложения. Объясните грамматйко-стилистические ошибки.

Предложения с однородными членами

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

2. Перестройте сложноподчиненные предложения, за-меняя придаточные определительные части причастными оборотами. Если этого нельзя сделать, объясните почему.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересо-вала бы меня. 8. Море, о котором дети столько слыша-ли и читали, вдруг открылось перед ними. 9. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лощадь. 10. Илья входил на двор с важным видом че-ловека, который хорошо поработал.

1. Исправьте предложения. Объясните грамматико-стилистические ошибки.

1. Перепишите предложения, исправляя грамматико-стилистические ошибки.

Источник

Оцените статью