Особенности воспитания детей с нарушениями эмоционального развития задание

Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_raboty_s_detmi.docx 16.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения».

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально — выразительных движений.

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети.

2. Эмоционально — расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

3. Тревожные дети.

Хотелось бы рассмотреть более подробно на практике эмоционально-расторможенных детей в условии их нахождения в группе с детьми с ОНР.

Когда ребенок с ЭР попадает в группу с детьми, у которых нет такой особенности, возникает вопрос, а как проводить обучение, когда очень много времени уходит на дисциплинирование данного ребенка, попытки уговорить заниматься со всеми и проч. Конечно, первое время возникает непонимание, как не выходить за временные и концептуальные рамки образовательного процесса, обеспечив при этом обучение всех детей.

Для того чтобы понять правильную тактику поведения, необходимо уделить больше времени этому ребенку (будем обозначать его Д.) в свободное время. Сначала это небольшой шок, потому что нарушены привычные рамки адекватности поведения, но по личному опыту могу сказать, что мне помогло справиться (пока не в полном объеме) с данной проблемой отключив модель поведения «воспитатель-воспитанник».

В данном случае с Д. решение стать ему другом, по моему мнению, стало более правильным, нежели пытаться его сломить статусностью своего положения. Но попасть в доверие к таким детям тоже не очень просто. Они очень тщательно проверяют тебя, реакцию на их действия или бездействия. В нашем случае была очень неоднозначная реакция на приезд театральной труппы в детский сад: сначала это были крики, прятанье под столом и категорический отказ от похода на спектакль. Первая попытка успехом не увенчалась. После этого неудачного похода, мы с Д. поговорили, было рассказано, что такое театр, что это очень интересно и безопасно. Была договоренность, что в следующий раз мы идем вместе, садимся у выхода из зала, он садится на коленки, и в некомфортный для него момент мы выходим их зала.

Так мы и сделали. Во второй раз спектакль был просмотрен полностью, сидя в обнимку на коленях. Самое интересное, что в этот момент и у меня было реальное ощущение стертости границ «воспитатель-воспитанник». Это очень чувствительные дети, тактильные дети, и когда они раскрывают свою душу, возникает так называемое слияние аур, вот тогда ты понимаешь, что ключик найден. Зачастую они этим начинают в дальнейшем пользоваться сверх меры, но опять же на уровне биополей можно показать, что тебе это не нравится.

Этот ребенок выбирает комфортного для себя человека, если сам воспитатель готов идти на такую связь. Постепенно связующую ниточку стоит удлинять. В нашем случае с походами в театр мы стали сидеть частично на коленках, частично на стульчике, позже Д. сидел самостоятельно. Но всегда ему надо держать зрительный контроль над твоим положением в пространстве.

С занятиями также изначально были большие сложности. Схема действия была похожая. Если другие дети выполняли задания, сидя на своих местах, то Д. работал сидя со мной. Это также было по схеме «коленки — рядом — на своем месте». К концу учебного года практически не было проблем с организацией образовательной деятельности.

Общение со сверстниками складываются чуть сложнее в связи с тем, что партнерами являются тоже дети и им сложнее понять и применить правильную тактику поведения и отношения. Также было замечено, что Д. может занять себя и самостоятельно, что не маловажно для анализа возрастного развития ребенка.

Периодически появляются моменты проявления агрессии. По продолжительности они кратковременны и легко погашаемы. По наблюдениям за учебный год было отмечено, что агрессия возникает как ответная реакция на действия и поступки других детей.

Вообще такие дети очень чуткие, ранимые, искренние и честные касательно своих чувств и эмоций по отношению к окружающим людям. Именно поэтому им очень важен психологически-эмоциональный контакт со взрослым человеком, и этот контакт должен быть несколько уровнем выше, чем в стандартном понимании этого термина.

По большей части такие дети страдают СДВГ, именно поэтому они пытаются привлечь внимание к себе нетипичным поведением. Тут также необходима работа с родителями. Но важным фактором продуктивности такой совместной работы является открытость и готовность родителя общаться, рассказывать достаточно личные моменты. Ведь только так можно определить проблему такого поведения ребенка и, следовательно, избрать правильный путь работы и подхода для получения результативности такой работы.

Так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то для положительного эмоционально-волевого воспитания детей воспитателю необходимо заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания; обеспечивать эмоциональной насыщенностью игровую и самостоятельную деятельность детей, объединяющих сохранение и развитие положительных эмоций ребенка; создавать специальные ситуации самопознания, самовоспитания; целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств дошкольника; использовать в педагогическом процессе игровые формы. А также не забывать, что самое важное в установлении доверительных отношений – это быть другом!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы.

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф.

В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Рекомендации и основные методы работы дефектолога, для воспитателей и учителей начальных классов для работы с детьми с ОВЗ.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе.

laquo;Особенности вокально-хоровой работы с детьми,имеющими речевые нарушения&raquo.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка. Приоритетными задачами.

Источник

Особенности воспитания детей с нарушением эмоционального развития

Наталья Кочурова
Особенности воспитания детей с нарушением эмоционального развития

Особенности воспитания детей с нарушениями эмоционального развития

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка:

1. Помогают воспринимать действительность;

2. Адекватно реагировать на неё.

Развитие эмоционально — волевой сферы — один из важнейших компонентов готовности к школе.

Прикреплённые файлы:

5osobenosti-vospitanija-detei-s-narushenijami-yemocionalnogo-razvitija_k7oi6.pptx | 930,12 Кб

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития»» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Консультация для родителей «Трудные дети — особенности их развития и воспитания» В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей».

Консультация «Особенности познавательной сферы детей с нарушением интеллекта» Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего.

Особенности воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Особенности воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) — это дети.

Консультация «Особенности воспитания детей в семье» В семье закладываются основы личности ребенка, ведь свой первый жизненный опыт он получает именно в семейном кругу. Отношение к окружающему.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы» в старшей группе Волкова Татьяна Родительское собрание в старшей группе. Тема собрания:«Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей.

Семинар-практикум для родителей с детьми с ОНР «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Семинар-практикум для родителей «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Цели: • коррекция речевых нарушений детей через.

Источник

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
статья по коррекционной педагогике по теме

Введение

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_1.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения »

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения…………………………………………………………………..…….4

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. Что такое «социальная норма» — это отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию. Это и есть граница, которая отделяет норму от девиации.

Причины отклоняющег ося от норм поведения можно подразделить на причины:

・ связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

・ социального и психологического характера;

・ связанные с возрастными кризисами;

С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева (1959) различает три вида психического дизонтогенеза: задерженное, поврежденное и искаженное развитие, Л. Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациямЛ. Каннера и Г.Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патотлогии; и развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Г. К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979)считают основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

В.В. Лебединский предлагает следующие варианты психического

2. Задержанное развитие.

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие;

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоническое развитие.

Методика оперантного обучения (поведенческая) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. В этом случае работа ведется на социально — бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер. Главное в этом подходе необходимость обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Если некоторые действия трудны ребенку, то это можно обыграть в игровом сюжете, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.

ТЕАССН — программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Здесь решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально — бытовых навыков, четкое структурирование времени и пространства, опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными. Этапы обучения и воспитания по программе ТЕАССН:

  • Установление контакта с ребенком, исследования возможностей, особенностей, интересов и работа по общей организации его поведения.
  • Организация стереотипов бытового поведения.
  • Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня ребенка.

Метод «Холдинг — терапия».

Включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии:

・ конфронтацию; — отвержение (сопротивление); — разрешение.

Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг — терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

  • Помощь в уменьшении проблем поведения.
  • Улучшение сотрудничества на дому.
  • Совершенствование навыка самообслуживания.
  • Обучение в естественной среде — домашнее. С участием членов семьи.
  • Обучение беглости, быстроте для нормальной реакции.
  • Обучение с помощью отдельных блоков:

— разбиттие на простейшие элементы и реакции;

— работать последовательно над каждым элементом;

— массированный тренинг желаемого поведения;

— подсказка и ее ослабление;

— использование правильного подкрепления.

  • Схематичное обучение детей.
  • Анализ рабочих заданий:

— разбивка заданий на мельчайшие детали, учить постепенно до нужного поведения;

— объединить простые поведенческие элементы.

  • Уменьшение не желаемого поведения.
  • Подсказка.
  • Укрощение. Ассоциация с дрессировкой.
  • Подкрепление.
  • Уменьшение нежелательного поведения.
  • Увеличение желательного поведения.

Игры и приемы в обучении и воспитании детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Использование игры с детьми имеющие расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения позволяют:

  • наладить контакт с детьми;
  • избавиться от напряжения и страхов.

В качестве терапевтических процедур предлагается:

  • бассейн;
  • детские аттракционы;
  • разнообразные виды двигательной активности;
  • общение с природой (прогулки в лес, в парк и т. п.).

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями.

Важно в играх недопускать проявления агрессии по отношению к людям

и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.).

  • Игры с крупами.
  • Игры с ватой.
  • Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
  • Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивания, подбрасывание, легкие удары).
  • Игры со старыми газетами и журналами.
  • Игры с водой.
  • Психодрама как способ борьбы со страхами.
  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • двигательные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Сенсорные игры — это возможность установления контакта.

Виды сенсорных игр:

 Игры с красками.

 Игры с водой (купание кукол, мытье посуды и т. п.).

 Игры с мыльными пузырями.

 Игры со свечами.

 Игры с пласичными материалами.

 Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворени и т. д.).

 Игры со звуками.

 Игры с движениями и тактильными ощущениями.

Источник

Читайте также:  Как вывести девушку эмоции
Оцените статью