Особенности воспитания детей с нарушением эмоционально волевой сферы

Особенности воспитания детей с нарушением эмоционального развития

Наталья Кочурова
Особенности воспитания детей с нарушением эмоционального развития

Особенности воспитания детей с нарушениями эмоционального развития

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка:

1. Помогают воспринимать действительность;

2. Адекватно реагировать на неё.

Развитие эмоционально — волевой сферы — один из важнейших компонентов готовности к школе.

Прикреплённые файлы:

5osobenosti-vospitanija-detei-s-narushenijami-yemocionalnogo-razvitija_k7oi6.pptx | 930,12 Кб

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития»» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Консультация для родителей «Трудные дети — особенности их развития и воспитания» В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей».

Консультация «Особенности познавательной сферы детей с нарушением интеллекта» Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего.

Особенности воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Особенности воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) — это дети.

Консультация «Особенности воспитания детей в семье» В семье закладываются основы личности ребенка, ведь свой первый жизненный опыт он получает именно в семейном кругу. Отношение к окружающему.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Родительское собрание «Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей группы» в старшей группе Волкова Татьяна Родительское собрание в старшей группе. Тема собрания:«Особенности развития и задачи воспитания и обучения детей старшей.

Семинар-практикум для родителей с детьми с ОНР «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Семинар-практикум для родителей «Особенности физического воспитания детей с нарушением речи» Цели: • коррекция речевых нарушений детей через.

Читайте также:  Золотой голосок малиновки звучит невинной болтливой радостью разбор предложения

Источник

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
статья по коррекционной педагогике по теме

Введение

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_1.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения »

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения…………………………………………………………………..…….4

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. Что такое «социальная норма» — это отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию. Это и есть граница, которая отделяет норму от девиации.

Причины отклоняющег ося от норм поведения можно подразделить на причины:

・ связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

・ социального и психологического характера;

・ связанные с возрастными кризисами;

С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева (1959) различает три вида психического дизонтогенеза: задерженное, поврежденное и искаженное развитие, Л. Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациямЛ. Каннера и Г.Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патотлогии; и развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Г. К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979)считают основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

В.В. Лебединский предлагает следующие варианты психического

2. Задержанное развитие.

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие;

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоническое развитие.

Методика оперантного обучения (поведенческая) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. В этом случае работа ведется на социально — бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер. Главное в этом подходе необходимость обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Если некоторые действия трудны ребенку, то это можно обыграть в игровом сюжете, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.

ТЕАССН — программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Здесь решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально — бытовых навыков, четкое структурирование времени и пространства, опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными. Этапы обучения и воспитания по программе ТЕАССН:

  • Установление контакта с ребенком, исследования возможностей, особенностей, интересов и работа по общей организации его поведения.
  • Организация стереотипов бытового поведения.
  • Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня ребенка.

Метод «Холдинг — терапия».

Включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии:

・ конфронтацию; — отвержение (сопротивление); — разрешение.

Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг — терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

  • Помощь в уменьшении проблем поведения.
  • Улучшение сотрудничества на дому.
  • Совершенствование навыка самообслуживания.
  • Обучение в естественной среде — домашнее. С участием членов семьи.
  • Обучение беглости, быстроте для нормальной реакции.
  • Обучение с помощью отдельных блоков:

— разбиттие на простейшие элементы и реакции;

— работать последовательно над каждым элементом;

— массированный тренинг желаемого поведения;

— подсказка и ее ослабление;

— использование правильного подкрепления.

  • Схематичное обучение детей.
  • Анализ рабочих заданий:

— разбивка заданий на мельчайшие детали, учить постепенно до нужного поведения;

— объединить простые поведенческие элементы.

  • Уменьшение не желаемого поведения.
  • Подсказка.
  • Укрощение. Ассоциация с дрессировкой.
  • Подкрепление.
  • Уменьшение нежелательного поведения.
  • Увеличение желательного поведения.

Игры и приемы в обучении и воспитании детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Использование игры с детьми имеющие расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения позволяют:

  • наладить контакт с детьми;
  • избавиться от напряжения и страхов.

В качестве терапевтических процедур предлагается:

  • бассейн;
  • детские аттракционы;
  • разнообразные виды двигательной активности;
  • общение с природой (прогулки в лес, в парк и т. п.).

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями.

Важно в играх недопускать проявления агрессии по отношению к людям

и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.).

  • Игры с крупами.
  • Игры с ватой.
  • Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
  • Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивания, подбрасывание, легкие удары).
  • Игры со старыми газетами и журналами.
  • Игры с водой.
  • Психодрама как способ борьбы со страхами.
  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • двигательные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Сенсорные игры — это возможность установления контакта.

Виды сенсорных игр:

 Игры с красками.

 Игры с водой (купание кукол, мытье посуды и т. п.).

 Игры с мыльными пузырями.

 Игры со свечами.

 Игры с пласичными материалами.

 Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворени и т. д.).

 Игры со звуками.

 Игры с движениями и тактильными ощущениями.

Источник

Читайте также:  Что значит скрывать свои чувства
Оцените статью