Взаимосвязь темперамента и тревожности
Никто из авторов, затрагивающих вопрос о взаимосвязи темперамента и тревожности, не сомневается в самом факте существовании такой связи, однако данный вопрос в современной психологии изучен недостаточно.
Взаимосвязь между темпераментом и тревожностью обусловлена тем, что и то, и другое строится на биологической основе: «темперамент … гораздо теснее связан с телесными процессами… как известно, ничто не связано с телесными процессами столь тесно, как эмоциональные переживания. Наверное, именно этим объясняется то, что при характеристике темперамента эмоциональным переживаниям отводится значительное место даже тогда, когда в нем усматривают основу всей личности, а не только ее эмоциональной сферы» [56, с.116]. Как уже было отмечено (п.1.1.3), особенности эмоциональной сферы являются непосредственной сферой проявления темперамента.
И.П. Павлов неоднократно обращал внимание на особый тип собак, которых он называл «трусливыми». Он описывал данный тип собак следующим образом: «Они ходят осторожно, поджав хвост, на несколько согнутых ногах. При немного резких наших движениях, при малоповышенном голосе, они подаются всем телом назад, совсем приседают па пол. Мы имеем сейчас в лаборатории крайнего представителя этого типа. Собака – самка, родилась у нас, живет при лаборатории пять-шесть лет. Ничего неприятного от нас никогда не видала. Единственно, что от нее требовалось, – это в станке есть периодически ей предлагаемую пищу, при известных сигналах, наших условных раздражителях. И, однако, до сих пор она от всех нас, постоянных членов лаборатории, шарахается, убегает, как от опасных врагов. Животное этого типа очень удобно для работы над ним с условными рефлексами, но только потом, а не сразу. С самого начала все чрезвычайно затрудняет образование у них условных рефлексов: постановка в станок, прикрепление к животному разных приборчиков, особенная подача еды и т.д. Но когда все это, наконец, побеждено, собака становится образцовым экспериментальным объектом, прямо хорошей машиной. При этом обращает па себя внимание в особенности прочность тормозных, условных рефлексов, т. е. когда условные агенты вызывают не процесс раздражения, а процесс торможения. У собак всех других типов, наоборот, именно процесс торможения оказывается наиболее лабильным, особенно легко нарушающимся. Когда на собаку нашего типа в обычной экспериментальной обстановке падают какие-нибудь незначительные новые раздражители, например осторожное присутствие новых лиц за дверью экспериментальной комнаты, сейчас же страдают только положительные условные рефлексы, исчезая или ослабляясь; тормозные же вполне сохраняются» [37, с.308-309]. Очевидно, что описанное поведение собак отражает наличие у них свойства, аналогичного высокой тревожности людей.
Анализируя результаты экспериментов на собаках данного типа, Павлов вначале пришел к выводу о том, что в основе «трусости» собак лежит неуравновешенность нервных процессов, а именно преобладание силы процесса торможения над силой процесса возбуждения: «Значит, в описанном типе преобладает тормозной процесс, когда во всех остальных типах процесс раздражения или берет перевес, или более или менее уравновешен с процессом торможения … нельзя не обратить внимание на явную связь пассивно-оборонительного рефлекса собак о тормозным процессом. Собака наше, как мы это признали, располагает нервной системой с преобладающим в ней тормозным процессом. И ее общее поведение характеризуется постоянной наличностью пассивно-оборонительного рефлекса. … Мне кажется, на основании этого позволительно принимать, что в основе, так сказать, нормальной боязливости, трусости, а особенно болезненных фобий, лежит простое преобладание физиологического процесса торможения» [37, с.311-312].
В дальнейшем Павлов предполагал, что в данном случае скорее речь идет о слабости процесса возбуждения, и затем – о чрезмерной инертности процесса торможения: «Явление патологической лабильности тормозного процесса в течение текущего года констатирована на наших собаках … Собака, которая раньше свободно без малейшей задержки брала еду, положенную у края лестничного пролета, теперь этого не может делать, стремительно сторонясь, удаляясь от края на значительное расстояние. Смысл ясный. Если нормальное животное, приблизившись к краю, не двигается, не идет дальше, значит, оно себя задерживает, но основательно настолько, насколько нужно, чтобы не упасть. Теперь это задерживание утрировано, чрезмерно реагирует па глубину и держит собаку далеко от края сверх надобности и в ущерб ее интересам. Субъективно это – явно состояние боязни, страха. Перед нами фобия глубины. … Условие ее появления есть то, что можно назвать истязание тормозного процесса» [37, с.505-506].
Следует отметить, что Павлов изучал и влияние факторов среды на формирование «трусости» у собак: «Мы брали … один помет щенков и делили его: одну половину держали с самого рождения в клетке, другой – предоставлялась полная свобода. Все животные первой группы оказались чрезвычайно трусливыми, тормозимыми малейшими изменениями обстановки, у вторых этого не было. Стало очевидным, что впервые появившиеся во внешнюю среду щенки были снабжены специальным рефлексом, который иногда назывался паническим рефлексом и который я предложил бы назвать первичным и временным рефлексом естественной осторожности. Раз только начинается знакомство с новой средой, неизбежно выжидать некоторое время последствий всякого нового раздражения, какого бы рецептора оно ни касалось, т.е. воздерживаться от дальнейшего движения, тормозить существующее движение, так как неизвестно, что сулит новое явление организму: нечто вредное или полезное, или оно без всякого значения. И лишь по мере постепенного ознакомления со средой этот рефлекс мало-помалу заменяется новым специальным, исследовательским и рефлексом и, смотря по результату этого последнего, другими соответствующими рефлексами. Щенок, которому не была дана возможность пройти самому эту жизненную школу, на очень долгий срок, а может быть и на всю жизнь, остается с этим неизжитым временным рефлексом, который постоянно и маскирует истинную силу нервной системы. Какой важный педагогический факт!» [37, с.451-452].
Дальнейшие эмпирические исследования подтвердили все три предположения Павлова о влиянии свойств нервных процессов на тревожность личности. В результате проведенных в 1970-х гг. исследований Белоуса, Ильина и Катыгина, выявлено, что: «высокотревожные лица чаще имеют слабую нервную систему … высокотревожным чаще присущи инертность нервных процессов и преобладание торможения» [17].
Тревожность связывают и со свойствами темперамента. Так, В.С. Мерлин определял тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации [17], Я.Стреляу отмечал, что высокая тревожность связана с высокой реактивностью [3], а по результатам исследований Дж.Грея выявлено соответствие высокой тревожности свойству интроверсии и высокому уровню нейротизма [10]. Однако комплексные, фундаментальные исследования в данном направлении пока не осуществлялись.
Некоторые авторы связывают тревожность непосредственно с типами темперамента [39, 53, 56]. По общему мнению, высокая тревожность в наибольшей степени характерна для меланхоликов. В наиболее разработанном виде данная концепция представлена в трудах Д.Н.Узнадзе. Он дает характеристику эмоциональной сферы каждого типа темперамента и приводит типы темперамента в соответствие с классификацией эмоций:
«Человек с сангвиническим темпераментом склонен скорее к положительным эмоциям; он беспечен, ожидает от жизни больше хорошего, чем плохого, добросердечен, весел; легко воспламеняется, но также легко успокаивается.
Противоположную этому картину дает флегматический темперамент; флегматик равнодушен, почти апатичен, ему чужды аффекты; однако это не означает, что он вообще бесчувственен. Нет! Ему свойственно редкое и медленное возникновение эмоций – ему неведомы эмоциональные взрывы. Но, воспламенившись, он не успокаивается долго.
У человека с холерическим темпераментом эмоции возникают легко, чем он напоминает сангвиника; однако в отличие от последнего его эмоции более интенсивны и продолжительны. Он любит командовать, не любит подчиняться, горд и жаден, легко теряет равновесие, впадая в ярость, пребывая большей частью рассерженным.
Человек с меланхолическим темпераментом во всем, что его касается, усматривает плохое; он преимущественно находится в плохом настроении, будто жизнь ему опостылела.
Приглядевшись к данным типам темперамента, нетрудно заметить, что сангвинический и флегматический типы представляют собой скорее диспозиции положительных эмоций, а холерический и меланхолический – отрицательных. Зато в аспекте возбуждения-успокоения объединяются сангвинический и холерический типы, как более возбудимые, и флегматический с меланхолическим, как более спокойные.
Таким образом, классификация типов темперамента производится в зависимости от того, как представлены в каждом из них диспозиции удовольствия-неудовольствия и возбуждения-успокоения» [56, с.117].
Таким образом, наличие взаимосвязи между темпераментом и тревожностью не подлежит сомнению, однако конкретные проявления данной взаимосвязи в современной психологии изучены не полностью.
Источник
Взаимосвязь тревожности и типов темперамента
В процессе эмпирического изучения взаимосвязей между тревожностью и темпераментом подростков с применением третьего – типологического – подхода к диагностике темперамента было получено наибольшее число статистически значимых корреляций (таблица 11).
Рассмотрим выявленные взаимосвязи более подробно.
Обнаружены статистически значимые прямые связи между значениями степени выраженности холерического типа темперамента и всеми показателями тревожности: чем выше уровень черт холерического типа темперамента, тем выше общий уровень тревожности подростка, а также все изучаемые частные его проявления. Следовательно, подростки-холерики обладают высоким уровнем тревожности во всех ее проявлениях.
Результаты корреляционного анализа взаимосвязи между холерическим типом темперамента и тревожностью подростков подтверждаются результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 12):
Как видно из таблицы, подавляющее большинство подростков-холериков (78,6%) являются высокотревожными, в то время как низкотревожными являются лишь 21,4% подростков-холериков. В свою очередь, подавляющее большинство подростков, не обладающих чертами холерического типа темперамента, являются низкотревожными (76,5%), и лишь 23,5% таких подростков характеризуются высоким уровнем тревожности.
Аналогичные результаты наблюдаются в отношении частных видов тревожности (приложение 5): высокий уровень школьной тревожности наблюдается у 71,4% подростков-холериков, высокий уровень самооценочной тревожности – у 78,6%, и высокий уровень межличностной тревожности обнаружен у 64,3% подростков-холериков. В свою очередь, у большинства тех подростков, у которых не выражены черты холерического типа темперамента, обнаружен, напротив, низкий уровень школьной (70,6%), самооценочной (70,6%) и межличностной тревожности (76,5%).
Взаимосвязь тревожности с холерическим типом темперамента становится очевидной с учетом закономерностей, выявленных в ходе изучения взаимосвязи между свойствами нервных процессов и тревожностью. Как известно, холерик обладает такими свойствами нервной системы, как преобладание силы процесса возбуждения над силой процесса торможения и подвижность. По результатам проведенного исследования, оба эти свойства образуют предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности (п. 2.2.2). Сочетание этих свойств усиливает данную предрасположенность, и поэтому связь между холерическим типом темперамента и тревожностью является наиболее тесной в сравнении с другими.
Выявлены статистически значимые прямые связи между показателями уровня выраженности черт сангвинического типа темперамента и всеми показателями тревожности, за исключением межличностной тревожности: прямая связь между сангвиническим типом темперамента и межличностной тревожностью существует на уровне тенденции. Таким образом, чем выше степень выраженности черт сангвинического типа темперамента, тем выше уровень тревожности подростка: подростки-сангвиники обладают повышенным уровнем тревожности.
Существование данной закономерности подтверждается результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 13).
Как видно из таблицы, большинство подростков-сангвиников (66,7%) обладают высоким уровнем тревожности, в то время как низкий уровень тревожности обнаружен лишь у 33,3% подростков-сангвиников. Подростки, для которых не характерны черты сангвинического типа темперамента, напротив, значительно чаще характеризуются низким уровнем тревожности (76,9%) и существенно реже – высоким уровнем тревожности (23,1%).
Аналогичные закономерности наблюдаются в отношении взаимосвязи между сангвиническими типом темперамента и частными видами тревожности (приложение 5): высоким уровнем школьной тревожности характеризуются 61,1% подростков-сангвиников, высоким уровнем самооценочной тревожности – 72,2% подростков-сангвиников. В свою очередь, большинству подростков, у которых не выражены черты сангвинического типа темперамента, напротив, свойственна низкая низкая школьная (69,2%), самооценочная (76,9%) и межличностная тревожность (76,9%).
Сангвиник обладает подвижностью нервных процессов, но при этом, в отличие от холерика, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, т.е. процесс торможения у сангвиника не уступает по силе процессу возбуждения. Подвижность нервных процессов обусловливает предрасположенность к формированию высокого уровня тревожности у сангвиника, но при этом подвижность является единственным биологическим основанием для тревожности сангвиника. Поэтому связь между сангвинического типа с тревожностью является менее тесной, чем холерического.
Выявлены статистически значимые прямые связи показателей степени выраженности меланхолического типа темперамента и показателей по всем шкалам тревожности, кроме шкалы межличностной тревожности: прямая связь между меланхолическим типом темперамента и межличностной тревожностью близка к значимой. Следовательно, чем выше степень выраженности черт меланхолического типа темперамента, тем выше уровень тревожности подростков: подростки-меланхолики обладают высоким уровнем тревожности.
Эти данные подтверждаются результатами анализа таблиц сопряженности (таблица 14).
Как видно из таблицы, большинство подростков-меланхоликов (60,0%) характеризуются высоким уровнем тревожности, в то время как низкий уровень тревожности наблюдается лишь у 40,0% подростков-меланхоликов. Большинство подростков, не обладающих чертами меланхолического типа темперамента, напротив, характеризуются низким уровнем общей тревожности (62,5%), тогда как высокий уровень тревожности свойственен только 37,5% таких подростков.
Аналогичные результаты дает сопоставление показателей степени выраженности меланхолического темперамента и частных видов тревожности (приложение 5): высокий уровень школьной тревожности наблюдается у 61,1% подростков-меланхоликов, высокий уровень самооценочной тревожности – у 72,2% подростков-меланхоликов. Большинство подростков, у которых не выражены черты меланхолического типа темперамента, наоборот, характеризуются низким уровнем школьной (62,5%), самооценочной (62,5%) и межличностной тревожности (75,0%).
Основным свойством нервной системы меланхолика является слабость. Согласно результатам проведенного эмпирического исследования, слабость процесса торможения предрасполагает индивида к формированию повышенного уровня тревожности (п. 2.2.2). Таким образом, взаимосвязь между меланхолическим типом и тревожностью, так же, как и предыдущие, основывается на свойствах нервных процессов, характерных для данного типа темперамента.
Следует отметить, что взаимосвязи между сангвиническим и меланхолическим типами темперамента, с одной стороны, и межличностной тревожностью, с другой стороны, не достигают уровня статистической значимости, в отличие от взаимосвязей данных типов темперамента с другими видами тревожности и общим уровнем тревожности. По-видимому, это связано с возрастными особенностями подростков: межличностные отношения со сверстниками обладают для них повышенной значимостью. Вероятно, межличностная тревожность подростков в большей степени зависит от социальных факторов, чем другие виды тревожности, и поэтому биологические факторы (свойства нервных процессов, темперамент и т.д.) оказывают меньшее влияние на межличностную тревожность, чем на другие виды тревожности.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что не обнаружено статистически значимых связей между степенью выраженности черт флегматического типа темперамента и тревожностью подростков. Учитывая отсутствие у флегматика свойств нервных процессов, предрасполагающих к формированию высокого уровня тревожности, можно было бы ожидать отрицательные корреляции, обратную связь между флегматическим типом темперамента и тревожностью подростков. Однако не выявлено ни прямой, ни обратной связи между этими переменными: подростки-флегматики с приблизительно равной вероятностью могут обладать как низкой, так и высокой тревожностью.
Следовательно, отсутствие биологической предрасположенности не всегда предохраняет подростков-флегматиков от формирования высокой тревожности. Вероятно, это еще раз подтверждает уже неоднократно упомянутый факт существования более значимых, чем биологические, факторов формирования тревожности у подростков.
Следует также отметить, что в проведенном эмпирическом исследовании применялись три подхода к диагностике темперамента (темперамент изучался с точки зрения свойств нервных процессов, свойств темперамента и типологии темперамента), и только при типологическом подходе обнаружились многочисленные статистически значимые связи между темпераментом и тревожностью. Типологический подход отличается от двух предыдущих своей комплексностью, т.е. тем, что он рассматривает темперамент в целом, в то время как предыдущие подходы ориентированы на разрозненное изучение отдельных свойств нервных процессов и темперамента. Видимо, с уровнем тревожности подростков связан в большей мере темперамент как комплексное системное образование, а отдельно взятые свойства нервных процессов и свойства темперамента, отражая его особенности только с одной какой-либо стороны, не обнаруживают статистически значимых взаимосвязей с тревожностью подростков.
Выявленные в ходе проведенного исследования взаимосвязи между тревожностью и типами темперамента противоречат результатам ранее проведенных исследований, согласно которым лидером по уровню тревожности оказывался меланхолик (п. 1.3). Возможно, это обусловлено различиями взаимосвязи темперамента и тревожности в разных возрастных группах: проведенное в данной работе исследование относится к подростковому возрасту, а описанные в ходе теоретического анализа исследования проводились на выборках взрослых респондентов. Можно предположить, что холерикам и сангвиникам свойства их темперамента (например, связанные с силой нервной системы, характерной для обоих этих типов, стеничность и импульсивность – п.2.2.3) позволяют более успешно приспособиться к окружающей среде, чем меланхоликам, и по мере адаптации уровень тревожности холериков и сангвиников с возрастом снижается. Для изучения возрастной динамики взаимосвязи между темпераментом и тревожностью требуются дополнительные исследования.
Таким образом, проведенный в данном параграфе эмпирический анализ позволяет сформулировать следующий вывод о взаимосвязи тревожности и типов темперамента подростков. Взаимосвязь между типами темперамента и тревожностью подростков обусловлена соответствующими свойствами нервных процессов, на которых базируются типы темперамента. Наиболее высокой тревожностью характеризуется холерический тип темперамента, имеющий для этого двойное основание: преобладание силы процесса торможения над силой процесса возбуждения и подвижность нервной системы. Высокая тревожность также характерна для сангвинического типа темперамента, обладающего высокой подвижностью нервных процессов, и для меланхолического типа темперамента, характеризующегося слабостью нервных процессов. Несмотря на отсутствие предрасполагающих свойств нервных процессов, флегматик не застрахован от формирования высокой тревожности, вероятно, в связи с большой ролью социальных факторов тревожности. Наименьшее влияние темперамент оказывает на уровень межличностной тревожности подростков, что так же, по-видимому, обусловлено преобладанием влияния социальных факторов на данный вид тревожности подростков в связи с возрастными особенностями – повышенной значимостью межличностных отношений со сверстниками для данной возрастной группы.
Источник