Особенности темперамента могут маскироваться за счет воспитания

Задания на выявление исходного уровня знаний

Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как инди- Ви Да, а какие — как личность?

Тема V. Психология личности . Практ

■ это
1. Характеристика индивида. 2. Характеристика личности.

A. Хорошая координация движений.

Б. Большая эмоциональная возбудимость.

B. Высокая сенсорная чувствительность.
Г. Высокий уровень притязаний.

Д. Медленная скорость узнавания. Е. Инициативность. Ж. Застенчивость. 3. Высокая скорость усвоения навыка.

В чем проявляется преобладание биологического и в чем — социаль­ного?

3. Преобладание биологического. 4. Преобладание социального.

Б. В подструктуре опыта.

B.В особенностях познавательных процессов.

Г. В направленности.

Д. В особенностях эмоциональных процессов.

Верны или неверны следующие утверждения

Чертами характера определяются динамические особенности деятельности

В темпераменте отражается отношение человека к определенным людям

Способности целиком определяются обучением и воспитанием.

Характер обладает структурностью и иерархичностью.

Особенности темперамента могут маскироваться за счет воспитания.

Заполните пропущенные места 10. Подструктуры личности, состоящие из элементов других подструктур,

11. Характер формируется на основе_______ .

12. Способности формируются на основе________ .

13. По Г. Айзенку к интровертированным типам темперамента относятся.

14. К эмоционально устойчивым типам темперамента относятся________ ,____ .

15. Если какое-либо качество личности способствует достижению успеха в не­которой деятельности, оно выступает в роли .

16. Усваивая______ , человек усваивает стандарты поведения в определенных

Вопросы и задания для обсуждения на семинаре

Задание1.Для диагностики темперамента существуют аппара­турные методики (т.е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции и т.п.) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении определения темперамента? Почему?

Задание2.Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ваш ответ или приведите пример.

Задание№ 3. Что общего между способностями и характером чело­века как подструктурами личности?

Задание 4.Как может направленность личности влиять на ее спо­собности? В чем выражается такое влияние?

Задание № 5.Приведите примеры социально-ролевого поведения.

Задание № 6.Определите, в каком из описанных случаев наблюдается маскировка, а в каком — изменение свойств темперамента. Дайте обо­снование своего ответа.

A) М. в детстве отличался спокойным, уравновешенным темперамен­
том. Был сдержан, терпелив, настойчив. В младших классах учился хоро­
шо. Изменения в поведении стали наблюдаться с 12 лет: часто срывался,
грубил учителям, чего прежде не бывало. Разорвал тетрадь «от злости,
что задача не получается». Был резок, нетерпелив, раздражителен, часто
ссорился с товарищами. Указанные изменения наблюдались в течение
4 лет в разных ситуациях семейной и школьной жизни. В 9-м классе М.
стал спокойнее, сдержаннее. Школу окончил хорошо.

Б) В. в раннем детстве перенес тяжелое заболевание. До болезни, по словам родителей, отличался спокойным и бодрым настроением и вполне уравновешенным поведением. После заболевания замедлилось физическое развитие и резко изменилось поведение — появилась нервозность, повы­шенная возбудимость, а в подростковом возрасте — резкость, раздражитель­ность, грубость. Эти проявления наблюдались в разнообразных ситуациях семейной и школьной жизни при различных мотивах и отношениях лично­сти. В 16 лет поведение снова приобрело уравновешенный характер.

B) А. в детстве отличалась настойчивым и агрессивным поведением.
Крайне несдержанная и привередливая, она вызывала постоянные на­
рекания учителей и родственников, хотя училась хорошо. Когда девочка
Училась в 7-м классе, семья сменила место жительства. В новой школе
А. была избрана старостой и с большой ответственностью отнеслась к
поручению. Поведение А. изменилось. В учебной и общественной ра­
боте она проявила большую активность и настойчивость. С завидным

ерпением и сдержанностью работала с подшефными. Изменения в по-

ТемаУ. Психология личностиПрактика
278 4————————————————————————————————

ведении были устойчивы и наблюдались в течение всего последующего обучения. Вспыльчивость, несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавшим девочку.

Г) И. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разруше­нием семьи. До этого мальчик отличался спокойным, бодрым, жизне­радостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. По словам матери, с И. дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10-м классе начались неудачи в школе, И. совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по пустякам. В школе он вел себя более уравновешенно, но и тут наблюдались «срывы».

Задание № 7. В приведенных ниже описаниях, взятых из клинической практики (по К. Леонгарду «Акцентуированные личности») выделите черты, характеризующие темперамент, характер, направленность личности. Проследите, как различные подструктуры личности взаимодей­ствуют, влияют друг на друга.

А) Хорст X., 43 лет. По желанию отца выучился на механика по точ­ным работам, хотя с детства мечтал стать музыкантом. Позднее обучился игре на духовом инструменте. Затем — война, принесшая солдату X. много тяжелых переживаний: он не мог примириться с бессмысленными и безответственными требованиями военачальников.

После войны играл в разных оркестрах. Как музыканта его ценили, однако он часто менял место работы, так как не уживался с коллегами. До открытых ссор не доходило, напротив, X. внешне отличался сдер­жанностью, но не мог продолжать сотрудничество с людьми, против которых таил в душе глубокую обиду. Очередная перемена места работы была связана с тем, что начальник якобы сказал ему «пару острых слов», хотя тот, как выяснилось, вовсе не хотел задеть его. X. был хорошим семьянином, много помогал жене по дому, считал, что половой жизнью ему не следует злоупотреблять, так как это вредит здоровью.

В школе очень боялся, когда его вызывали к доске. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал. Вместе с тем он превыше всего ставил порядок, аккуратность, его жестким правилом было: «Каждая вещь должна знать свое место». То же и в работе: он часто! собственноручно переписывал партию своего инструмента, чтобы дома «еще потренироваться». Постоянно проверял, выключено ли электриче-j ство, газ, закрыты ли замки на дверях.

Читайте также:  Добрый день радостного настроения

Б) Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить ро­дителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют!

его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из луч­ших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует карманные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое уси­лилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал.

Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общения с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.

В) Хельмут Ц., 22 года, связист. Медлительный, малоподвижный мужчи­на. Без особого внешнего повода не ищет общества, но даже и при наличии стимула включается в общение весьма туго. Ц. очень любит детей, живот­ных, собственными усилиями еще подростком смастерил себе аквариум.

Его нельзя характеризовать как человека, оторванного от коллектива, хотя он малоконтактен. Самый ничтожный повод вызывает у него воз­буждение, стресс, хотя он отлично отдает себе отчет в том, что сам повод «выеденного яйца не стоит». Когда Ц. обнаружил, что невеста его обманы­вает, он впал в бессильную ярость. С этого момента он начал пить, причем выпивка долгое время не выводила за рамки дозволенного. Но и в этой начальной стадии его нередко преследовали мысли о самоубийстве.

Родители Ц. в конце концов обратились к офицеру его воинской части, хотя он здесь еще ни разу не был замечен в злоупотреблении ал­коголем. Он пришел на прием в клинику в сопровождении двух офице­ров: оба расхваливали честность Ц., его скромность, готовность помочь товарищу, трудолюбие, отличную профессиональную подготовку.

Г) Моника К., 7 лет 11 мес. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправ­ляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невы­носимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила воз­бужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда припод­нятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие Дети в клинике не хотели с ней играть, так как она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась им понравиться.

Д) Ханс Ш„ 45 лет. Любит бывать в обществе, где всегда находится Центре внимания. С детства мечтал стать актером, так как прекрасно

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Источник

Эталоны ответов к заданиям 5.2. и 5.3.

1. Личность: 1,3, 5 Индивид: 2,4

2. Подструктура направленности: 1

Подструктура опыта: 4

Подструктура форм отражения: 2, 5

Подструктура биологических свойств: 3

3. О подструктуре направленности

Темперамент: 1, 3, 5

7. силы, подвижности, уравновешенности

10. холерик и сангвиник

11. холерик и меланхолик

Задание 5.4. В следующих пунктах поставьте в соответствие:

1.Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как индивида, а какие — как личность?

1) хорошая координация движений

2) большая эмоциональная возбудимость

3) высокая сенсорная чувствительность

4) высокий уровень притязаний

5) медленная скорость узнавания

8) высокая скорость усвоения навыка

2.Биологическое или социальное преобладает:

1) в темпераменте

2) в подструктуре опыта

3) в особенностях познавательных процессов

4) в направленности

5) в особенностях эмоциональных процессов

Задание 5.5. Верны или неверны следующие утверждения:

3. Чертами характера определяются динамические особенности деятельности человека.

4. В чертах темперамента отражается отношение человека к определенным людям и явлениям.

5. Способности целиком определяются обучением и воспитанием.

6. Характер обладает структурностью и иерархичностью.

7. Черты темперамента могут маскироваться за счет воспитания.

Задание 5.6. В следующих пунктах заполните пропущенные места:

8. Подструктуры личности, состоящие из элементов других подструктур — это.

9. Характер формируется на основе.

10. Способности формируются на основе.

11. По Г. Айзенку к интровертированным типам темперамента относятся.

12. К эмоционально устойчивым типам темперамента относятся …. ……..

13. Если какое-либо качество личности способствует достижению успеха в некоторой деятельности, оно выступает в роли ….

14. Усваивая …. человек усваивает стандарты поведения в определённых ситуациях.

Задание 5.7.Определите, в каком из описанных случаев наблюдается маскировка, а в каком — изменение свойств темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

а) М. в детстве отличался спокойным, уравновешенным темпераментом. Был сдержан, терпелив, настойчив. В младших классах учился хорошо. Изменения в поведении стали наблюдаться с 12 лет: часто срывался, грубил учителям, преподавателям, чего прежде не бывало. Разорвал тетрадь «от злости, что задача не получается». Был резок, нетерпелив, раздражителен, часто с сорился с товарищами. Указанные изменения наблюдались в течение 4-х лет в разных ситуациях семейной и школьной жизни. В 9 классе М. стал спокойнее, сдержаннее. Школу окончил хорошо.

Читайте также:  Нет эмоций как лечить

б) В. в раннем детстве перенес тяжелое заболевание. До болезни, по словам родителей, отличался спокойным и бодрым настроением и вполне уравновешенным поведением. После заболевания замедлилось физическое развитие и резко изменилось поведение — появилась нервозность, повышенная возбудимость, а в подростковом возрасте — резкость, раздражительность, грубость. Эти проявления наблюдались в самых различных ситуациях семейной и школьной жизни при различных мотивах и отношениях личности. В 16 лет поведение снова приобрело уравновешенный характер.

в) А. в детстве отличалась настойчивым и агрессивным поведением. Крайне несдержанная и привередливая, она вызывала постоянные нарекания учителей и родственников, хотя училась хорошо. Когда девочка училась в 7 классе, семья сменила место жительства. В новой школе А. была избрана старостой и с большой ответственностью отнеслась к поручению. Поведение А. изменилось. В учебной и общественной работе она проявила большую активность и настойчивость. С завидным терпением и сдержанностью работала с подшефными. Изменения в поведении были устойчивы и наблюдались в течение всего последующего обучения. Вспыльчивость, несдержанность проявлялись только дома по отношению к родителям, чрезмерно опекавшим девочку.

г) И. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разрушением семьи. До этого мальчик отличался спокойным, бодрым, жизнерадостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным. В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. По словам матери, с И. дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10 классе начались неудачи в школе, И. совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по пустякам. В школе он вел себя более уравновешенно, но и тут наблюдались «срывы».

Задание 5.8. В приведенных описаниях, взятых из клинической практики (по К. Леонарду, «Акцентуированные личности») выделите черты, характеризующие темперамент, характер, направленность личности. Проследите, как различные подструктуры личности взаимодействуют, влияют друг на друга.

а) Хорст X., 43 лет. По желанию отца выучился на механика по точным работам, хотя с детства мечтал стать музыкантом. Позднее обучился игре на духовом инструменте. Затем, — война, принесшая солдату X. много тяжелых переживаний: он не мог примириться с бессмысленными и безответственными требованиями военноначальников.

После войны играл в разных оркестрах. Как музыканта его ценили, однако он часто менял место работы, так как не уживался в коллективе. До открытых ссор не доходило, напротив, X. внешне отличался сдержанностью, но не мог продолжать сотрудничество с людьми, против которых таил в душе глубокую обиду. Очередная перемена места работы была связана с тем, что начальник, якобы сказал ему «пару острых слов», хотя тот, как выяснилось, вовсе не хотел задеть его. X. был хорошим семьянином, много помогал жене по дому, но считал, что половой жизнью ему не следует злоупотреблять, т. к. это вредит здоровью.

В школе очень боялся, когда его вызывали к доске. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал. Вместе с тем, он превыше всего ставил порядок, аккуратность, его жестким правилом было: «каждая вещь должна знать свое место». То же и в работе: он часто собственноручно переписывал партию своего инструмента, чтобы дома «еще потренироваться». Постоянно проверял, выключено ли электричество, газ, закрыты ли замки на дверях.

б) Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить родителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из лучших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует карманные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое усилилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал.

Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общения с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.

в) Хельмут Ц., 22 года, связист. Медлительный, малоподвижный мужчина. Без особого внешнего повода не ищет общества, но даже и при наличии стимула включается в общение весьма туго. Ц. очень любит детей, животных, собственными усилиями еще подростком смастерил себе аквариум.

Его нельзя характеризовать как человека оторванного от коллектива, хотя он мало контактен. Самый ничтожный повод вызывает у него возбуждение, стресс, хотя он отлично отдает себе отчет в том, что сам повод «выеденного яйца не стоит». Когда Ц. обнаружил, что невеста его обманывает, он впал в бессильную ярость. С этого момента он начал пить, причем выпивка долгое время не выходила за рамки дозволенного. Но и в этой начальной стадии его нередко преследовали мысли о самоубийстве.

Родители Ц. в конце концов обратились к офицеру его воинской части, хотя он здесь еще ни разу не был замечен в злоупотреблении алкоголем. Он пришел на прием в клинику в сопровождении двух офицеров: оба расхваливали честность Ц, его скромность, готовность помочь товарищу, трудолюбие, отличную профессиональную подготовку.

Читайте также:  Если долго не спать чувства

г) Моника К., 7 лет 11 мес. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т. к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась им понравиться.

д)Ханс Ш. 45 лет. Любит бывать в обществе, где всегда находится в центре внимания. С детства мечтал стать актером, т. к. прекрасно умеет вживаться в роли. По окончании школы пытался поступить в театральное училище и провалился. Затем пробовал заняться режиссерской работой, даже сочинил за три дня (!) драму, но и на этом поприще не сумел продвинуться. В поисках работы устроился наборщиком в типографию и здесь начал писать. Писал новеллы, короткие рассказы. Как писатель пользовался успехом и хорошо зарабатывал.

С двадцатилетнего возраста Ш. пьет, постепенно увеличивая дозы, — ему кажется, что в состоянии опьянения лучше идет работа. На самом деле он зачастую так напивался, что вообще ничего не мог написать. Женился, но в 28 лет развелся. После развода, несмотря на приличный заработок, влез в долги; вел беспорядочную половую жизнь.

В клинике всегда был разговорчив, в приподнятом настроении. Всегда у него находилось что рассказать. Любит покрасоваться своей речью, иногда говорит манерно, вставляя иностранные слова там, где в них нет никакой надобности. Рассказывая автобиографию, всячески приукрашивал ее, желая показать себя в выгодном свете. Когда его упрекали в злоупотреблении алкоголем, но тут же приводил тысячи оправданий и, по всей видимости, внутренне также не признавал за собой вины. Более того, он считал, что как писатель имеет право претендовать на большее в жизни, чем другие люди. Однако его зазнайство и высокомерие никогда не производили в клинике неприятного впечатления, потому что Ш. любые свои заявления сопровождал улыбкой, веселыми шутками и прибаутками. По окончании лечения стал снова продуктивно писать, сделался — во всяком случае на время — социально уравновешенным человеком.

е)Раугильда М., домохозяйка. В школе училась хорошо; после поступила в ВУЗ. Занятия в вузе были прерваны, когда М. в 22 года вышла замуж. Муж погиб на войне. После войны М. благополучно окончила ВУЗ, получив диплом учительницы. Некоторое время преподавала в школе. В 33 года вышла замуж и оставила профессиональную деятельность. Гораздо охотнее занималась хозяйством и детьми. Хотя оба мужа и по профессии, и, судя по ее рассказам, интеллектуально находились на более низком уровне, чем сама М., однако они решали в семье все, кроме вопросов приготовления пищи и уборки. Социально-политические взгляды ее мужей становились ее собственными взглядами.

Училась легко, все легко воспринимала. Собственных мыслей, как и собственных проблем, у М. никогда не было. С обязанностями учительницы, с дисциплиной в классе она отлично справлялась. Она в основном придерживалась материала программы и учебников, не внося ничего своего, оригинального. Свободное время в одиночестве М. проводила неохотно, но общество всегда находилось. Ей всегда не трудно завязывать близкие отношения с людьми, в частности с мужчинами. Больше всего на свете М. любила развлекаться. Она занималась и спортом — легкой атлетикой, плаванием, обожала смотреть спортивные состязания: с большим волнением следила за тем, кто победит. М. /побила путешествия, туристические походы, но относилась к ним несколько беспорядочно, просто радовалась, что увидит что-то новое.

ж) Герхард Д, чертежник. С детства, был тихим, замкнутым ребенком. В школе всегда проявлял себя старательным учеником, получал хорошие оценки. Без особого труда прошел курс в профессионально-техническом училище. Работал добросовестно. Свободное время у Д. было всегда поглощено его собственным внутренним миром. Он много читал, мог ночами просиживать над книгами • Особенно интересовали его Ницше, Шопенгауэр и Гете. Первую часть «Фауста» знал наизусть. Увлекался астрономией, психологией. Некоторое время Д. пробовал свои силы в поэзии, но результатов не достиг. В соответствии с профессиональной направленностью Д. очень любит рисовать, старается постоянно совершенствоваться в черчении, в рисовании. Всем играм предпочитает шахматы: постоянно покупает литературу о партиях чемпионов мира, анализирует ее. Иногда играет со своим братом, но чаще сам с собою. Своими удачами и невзгодами он делится в семье и больше фактически ни с *кем не контактирует. Уже ребенком он сидел дома и читал, когда другие дети играли. В кино, театр Д. всегда ходит один. Впечатлениями, порою критическими, делится дома с родными. С девушками никогда не контактировал. Весьма скупая мимика, на все вопросы отвечал с запинкой. По свидетельству родных Д. всегда был крайне замкнут, трудно было его понять, что у него происходит внутри.

Задание 5.9.Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Упражнение 1.

«Определение психологических особенностей типов темперамента»

В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательно 6 психологических особенностей каждого типа темперамента. В результате выполнения задания получится кодовое слово.

Источник

Оцените статью